Revue Suisse d’ Echecs, 1922 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Revue Suisse d’ Echecs, 1922



Выигрыш

1.а4 Kpb3 2.a5 Kpc4 3.a6 Kpd3 4.a7 f2 5.a8Ф f1Ф 6.Фа6+ и 7.Ф:f1.

Остроумное развитие идеи Рети с переменой цвета фигур и задания. Выигрыш достигается линейным ударом с выигрышем ферзя.

№44г.

R. Reti

Ostrava Morgenzeitung, 1921

Ничья

1.Kpg7! h4 2.Kpf6! Kpb6 3.Kpe5 h3 4.Kpd6! ничья.

Это, пожалуй, самая известная сверх-малютка в истории шахматной композиции.

Рихард Рети был не только одним из сильнейших шахматистов своего времени, но и хорошим, остроумным этюдистом.

№45.

1.Kpg7-f7! …

вместо того, чтобы задержать пешку, король выходит из квадрата черной пешки. Неспешное продолжение 1.Крg6? Kp:b6 2.Kpf5 Kpc7 3.Кре6 Крd8 ведет к ничьей. 1…. e7-e5

2.Крf7-е6! …

бросаясь в безнадежную погоню

2…. e5-e4

Kpe6-d5 e4-e3

4.Kpd5-c5! …

меняя маршрут движения

4…. e3-e2

A2-а4 e2-е1Ф

6.a4:b5x!,

5…. b5:a4

6.b4-b5+ Kpa6-a5

7.b3-b4x!

Синтез двух матов из этюда №31 с идеей Сарычевых-Рети. Это позволило представить указанную тему в пешечном этюде на выигрыш.

Этот и предыдущий мои этюды были опубликованы в статье, посвященной развитию этой темы, как отклик на статью М. Зинара, в которой впервые исследованию подверглась идея Сарычевых-Рети.

 

№46.

1.g5-g6! b4-b3!

G6-g7 b3-b2

3.g7-g8K+! Kpe7-f8

4.e6-e7+ Kpf8-f7

5.e5-e6+ Kpf7-e8

6.Kg8-f6+ Kpe8:e7

7.Kf6-d5+ Kpe7-e8

Kd5-c3

выигрыш.

Превращенный белый конь с поля g8 успевает задержать проходную пешку на поле b2!

 

№47.

1.Крf5-е6! a4-а3

2.Kpe6-d7! …

c двумя тематическими вариантами:

2…. Kpa8-b7

3.c2-c4! a3-a2

C4-c5 a2-a1Ф

5.c5-с6+! Kpb7-a8

6.b6-b7+ Kpa8-a7

7.b7-b8Ф+! …

первая жертва превращенного ферзя

7…. Kpa7:b8

8.c6-c7+ Kpb8-a7

9.b5-b6+ Kpa7-a6

10.c7-c8Ф+ Kpa6:a5

11.Фc8-a8+ выигрыш,

2…. Kpa8-b8

3.a5-a6! a3-a2

4.a6-a7+ Kpb8-b7

5.a7-a8Ф+! …

вторая жертва превращенного ферзя на соседнем поле

5…. Крb7:а8

Крd7-с7 a2-а1Ф

7.b6-b7+ Kpa8-a7

8.b7-b8Фх.

Синтез двух вариантов с жертвой превращенного ферзя в пешечном этюде.

 

№48.

1.h5-h6! a4-a3+!

Kpb2-b1 c4-с3

3.g6-g7! …

c тремя вариантами:

3…. a3-a2+

Kpb1-a1 Kpe6-f7

5.g5-g6+ Kpf7-g8

6.h6-h7+ Kpg8:g7

7.h7-h8Ф+ Kpg7:h8

8.g6-g7+ Kph8:g7

пат белым;

3…. c3-c2+

Крb1-с1 Kpe6-f7

5.g5-g6+ Kpf7-g8

6.h6-h7+ Kpg8:g7

7.h7-h8Ф+ Kpg7:h8

8.g6-g7+ Kph8:g7

пат белым;

3…. Kpe6-f7!

4.g5-g6+! …

4.Kpa1? c2! 5.g6+ Kpe7! 6.g8Ф с1Фх

4…. Kpf7-g8

5.Kpb1-a1! b3-b2+

5…. с2 6.h7+ Kp:g7 7.h8Ф+ Kp:h8 8.g7+ Kp:g7 пат белым

Kpa1-b1 b4-b3

7.h6-h7+ Kpg8:g7

8.h7-h8Ф+ Kpg7:h8

9.g6-g7+ Kph8:g7

пат белым,

6…. c3-c2(a3-а2)+

7.Крb1:с2(а2) b4-b3+

8.Kpc2(a2)-b1 a3-a2(c3-c2)+

9.Kpb1:b2 a2-a1(c2-c1)Ф+

10.Крb2:а1(с1) b3-b2+

Kpa1(c1):b2

пат черным.

Четыре разных пата белому королю на трех смежных полях а1, b1, c1 плюс пат черному королю.

 

№49.

Этюды – близнецы.

А) диаграмма.

1.Kpd2-c1! c5-c4

A3-a4 c4-c3

A4-a5 c7-c5

A5-a6 c5-c4

A6-a7 c3-c2

6.Kpc1:c2! c4-c3

7.Kpc2-b3! c3-c2

A7-a8Ф c2-с1Ф

9.Фa8:а2х!

не выигрывает 9.Фh8+? Kpb1 10.Фh7+ Kpa1 11.Фg7+ Kpb1 12.Фg6+ Kpa1 13.Фf6+ Kpb1 14.Фf5+ Kpa1 15.Фе5+ Крb1 16.Фе2 а1К+! ничья.

Б) п .а3 переставить на b5.

1.Kpd2-c1! c5-c4

Kpc1-c2 c4-c3

3.Kpc2-c1 c7-c5!

B5-b6 c5-c4

B6-b7 c3-c2

6.Kpc1:c2! c4-c3

7.Kpc2:c3! Kpa1-b1

8.b7-b8Ф+.

В) п .а3 переставить на h3.

1.Kpd2-c1! c5-c4

H3-h4 c4-c3

3.h4-h5 c7-c6!

H5-h6 c6-c5

H6-h7 c5-c4

6.h7-h8Л!

с выигрышем.

Превращение в ферзя ведёт к пату со связкой пешки.

Синтез разнообразных методов выигрыша в пешечной миниатюре (превращение в слабую фигуру, мат чёрному королю, превращение в ферзя с шахом), создаваемых за счет близнецов. Довольно редкий вид синтеза.

 

№50.

1.d2-d3! …

плохо 1.Крс2? a6 2.d5 ed 3.d4 b5 4.Kpc1 b4, белые в цугцванге и вынуждены выпустить чёрного короля из угла доски, или 2.d3 b5! 3.d5 e5 4.d6 b4 5.d7 b3+ 6.Kp:b3 Kpb1 7.d8Ф а1Ф 8.Ф:а5 Фа2+ 9.Крс3 Фс2+ 10.Kpb4 Фd2+ c выигрышем.

1…. a7-а6

2.d4-d5! e6:d5

2…. b5 3.de b4 4.Kpc2 b3+ 5.Kp:b3 Kpb1 6.e7 a1Ф 7.е8Ф Фа2+ 8.Крс3 =

3.d3-d4! b6-b5

4.Kpc1-c2! …

в цугцванге чёрные!

4…. b5-b4

5.Kpc2-b3! Kpa1-b1

пат белым,

или

4.… b5:a4

Kpc2-c1 a4-a3

Kpc1-c2 a5-a4

Kpc2-c1 a6-a5

Kpc1-c2

пат черным.

Этюд с дуплексным патом.

Первый вариант решения этюда представляет углубление лаконичного патового наброска Г. Ринка

№50а

H. Rink

Конкурс шахматного клуба в Будапеште

1911-1912

1 почётный отзыв

Ничья

1.Kpg3 h5 2.e4 Kpg1 3.e5! de пат

 

№51.

1.с6-с7! g5-g6

C5-c6 h7-h6

C4-c5 g6-g5

H4:g5 h6:g5

C3-c4 Kpc8:c7

иначе после 6.с3 – пат

6.c2-с3! Kpc7-c8!

7.c6-c7! …

начинается второй раунд движения белых пешек

7…. g5-g4

C5-c6 g4-g3

9.c4-c5 Kpc8:c7!

9…. g2 10.c4 c патом

10.c3-с4 Крc7-с8!

11.c6-с7 …

третья фаза движения пешек

11…. g3-g2

C5-c6 Kpc8:c7

12…. g1Ф 13.с5 Ф~ пат)

13.c4-c5 Kpc7-c8!

14.c6-c7 …

четвертая фаза, но ряды белых пешек заметно поскудели

14…. Крc8:с7

15.c5-с6 Крc7-b6!

16.c6-c7! g2-g1Ф

17.c7-с8Ф Фg1-g2+

18.Kpa8-b8 Фg2-g3+

19.Kpb8-a8 Фg3-f3+

20.Kpa8-b8 Фf3-f4+

21.Kpb8-a8 Фf4-е4+

22.Крa8-b8 Фe4-е7!

23.а7-a8К+! ….

(23.а8Ф? Фd6+) – ничья.

Систематическое движение пешек заканчивается превращением пешки в коня.

Заключительная фаза этого этюда в более легкой форме позже представлена в таком этюде

№51а.

В. Коваленко

Sach – profil (Словакия), 11, 1996

2 почетный отзыв

Ничья

1.a6! Kpb6! 2.a7 Kpc7 3.c4! g3 4.c5 g2 5.c6 Kpb6! 6.c7! g1Ф 7.с8Ф Фg2+ 8.Kpb8 Фg3+ 9.Kpa8 Фf3+ 10.Kpb8 Фf4+ 11.Kpa8 Фе4+ 12.Kpb8 Фе7! 13.а8К+! ничья.

 

№52.

1.a2-a4! …

надо скорее образовывать проходную пешку для отвлечения черного короля, иначе черные успевают забрать пешку е2 1.Kpd8? Kpd4 2.Kpc7 Kpc3 3.Kpb6 Kpd2 и т.д.

1…. Kpe5-d4!

2.b3-b4! Kpd4-c4

3.a4-a5! b6:a5

B4:a5 Kpc4-b5

5.Kpe8-d7! …

только в эту сторону. Маршрут короля к пешке h5 - 5.Kpf7? Kp:a5 6.Kpg6 Kpb4 7.Kp:h5 Kpc3 8.Kpg4 Kpd2 9.Kpf3 Kpe1 10.Kp:e3 Kpf1 11.Kpf3 Kpg1 12.e4 Kp:h2 13.Kpf2 Kph1 14.е5 h2 15.e6 h3 16.e7 пат - ведет к ничьей из-за отсутствия на доске этой пешки.

5…. Kpb5:a5

6.Kpd7-c6! …

отталкивая короля. 6.Kpd6? Kpb6 7.Kpd5 Kpc7 8.Kpe4 Kpd6 9.Kp:e3 Kpe5 ведёт к ничьей.

6…. Kpa5-b4

Kpc6-d5 Kpb4-c3

Kpd5-e4 Kpc3-d2

9.Kpe4-f3! Kpd2-e1!

10.Kpf3:e3 Kpe1-f1!

11.Kpe3-f3! Kpf1-g1!

путь черного короля к пешке h2 лежит через поля e1, f1 и g1!

E2-e4 Kpg1:h2

13.Kpf3-f2! Kph2-h1

E4-e5 h3-h2

E5-e6 h4-h3

E6-e7 h5-h4

17.Kpf2-e2! …

17.e8Ф? пат, а поле е3 королём занимать нельзя, так как в дальнейшем оно понадобится для ферзя

17…. Kph1-g1

E7-e8Ф h2-h1Ф

19.Фe8-е3+! Kpg1-h2

20.Фe3-f4+ Kph2-g2

Фf4-f2x

эполетный мат.

Тонкий этюд с маневрами королей через всю доску и ложным следом со взятием черной пешки. В действительной игре ход этой чёрной пешки, оставленной на доске, дает белым дополнительный темп для движения своей пешки.

Созданию этого трудного этюда предшествовала моя работа над композициями с аналогичными матовыми финалами (эполетный мат) и аналогичным расположением белых и чёрных пешек.

№52а.

В. Коваленко

Ceskoslovensky Sach, 1975, (исправление)

Выигрыш

1.Kpd2 Kpb2 2.Kpd3 Kpc1 3.Kpe4 Kpd2 4.Kp:f4 Kpe2 5.Kpe4 Kpf2 6.f4 Kpg2 7.Kpe3! Kp:h2 8.Kpf2! Kph1 9.f5 h2 10.f6 h3 11.f7 h4 12.Kpe2(e3)! Kpg2 13.f8Ф h1Ф 14.Фf2x.

В этюде №52а на 12-ом ходу возможна небольшая органическая дуаль – движение короля на два поля. Эта дуаль устранена в следующем этюде после перемещения белого короля на поле f1.

№52б.

В. Коваленко

Tidsrift for Schach (Швеция), 2, 1979

Выигрыш

1.Kpg3 h4+ 2.Kpf3 Kpg1 3.Kpe2! Kp:h2 4.Kpf1! h5 5.a3! h6 6.a5! ba 7.a4! … (взаимный цугцванг в пользу белых) 7…. Kph1 8.f4 h2 9.f5 h3 10.f6 h4 11.f7 h5 12.Kpe2! Kpg2 13.f8Ф h1Ф 14.Фf2x.

Решающим фактором для победы является взаимный цугцванг, создаваемый белыми за счёт движения пешек по линии а.

Из этих примеров видно, что для составления одного этюда часто шахматному композитору требуется не один десяток лет и «перебрать» добрую дюжину позиций.

 

№53.

1.Kpe2-f3! h6-h5!

1…. Kpc8 2.Kpg4! Kpd7 3.Kpf5 Kpc8 4.Kpe6 g4 5.Kpd6 g3 6.Kpc6 g2 7.b7x

2.Kpf3-e4! Kpb7-c8

2…. g4 3.Kpd5 g3 4.Kpd6 g2 5.Kpd7 g1Ф 6.с8Ф+ Kp:b6 7.Фа6+ Крс5 8.Фа7+ и 9.Ф:g1, 2…. h4 3.Kpd5 h3 4.Kpd6 h2 5.Kpd7 h1Ф 6.с8Ф+ Kp:b6 7.Фс6+ Ф:с6+ 8.bc g4 9.c7 3.Kpe4-f5! h5-h4!

4.Kpf5-e6! …

белый король по маршруту е2-f3-e4-f5-e6 совершил «змейку» - одна из геометрических идей в шахматном этюде 4…. h4-h3

Kpe6-d6 h3-h2

6.b6-b7+! Kpc8:b7

Kpd6-d7 h2-h1Ф

8.c7-с8Ф+ Крb7-а7!

9.Фc8-с5+! Kpa7-b8

10.Фc5-с7+ Крb8-а8

11.Фc7-с6+ Фh1:с6+

12.b5:c6.

Геометрическое движение короля в пешечном этюде.

№54.

1.g2-g3+ …

1.g4? a3 2.Kpf5 a4 3.Kpf4 h5 4.g5 h6 5.Kpf5 hg! – в цугцванге белые.

1…. Kph4-h5

2.Kpf4-f5! a4-a3

3.g3-g4+ Kph5-h4

Kpf5-f4 a5-a4

Kpf4-f5 h6-h5

G4-g5 h7-h6

7.Kpf5-f4! h6:g5+

8.Kpf4-f5! …

в цугцванге черные

8…. g5-g4

Kpf5-f4 g4-g3

H2:g3x

Красивый мат одной пешкой.

В задачной композиции этот пешечный мат известен давно.

Первое самое экономичное и изящное представление этой темы в этюде показано в следующем произведении конца 19 века

54а.

I. Votruba

Wiener Schachzeitung, 1887

Выигрыш

1.g6! fg+ 2.Kp:f6 g5 3.Kpf5 g4 4.hgx

При составлении своего этюда я исходил из соображения, что в этой матовой комбинации необходимо дать возможность сделать ход черному королю, как тематической фигуре.

№55.

1.f5-f6+! …

1.d7? g1K! 2.f6+ Kph7! 3.d8Ф Kf3x

1…. Kpg7-f7!

2.d6-d7 g2-g1K!

3.d7-d8K+! Kpf7-e8

4.f6-f7+ Kpe8-f8!

5.Kd8:e6+ Kpf8:f7

Ke6-d4 Kpf7-e8

B5-b6 Kpe8-d7

B6-b7 Kpf7-c7

9.b7-b8Ф+! Kpc7:b8

10.Kd4-c6+! Kpb8-c7

11.Kc6-e5! Kpc7-d6

12.Ke5:g6.

Взаимное превращение пешек в коней с последующей игрой, направленной на уничтожение черной пешки g6.

Позже в этюде был обнаружен дефект – нерешаемость. Этюд исправлен добавлением пешки b4.

№56.

A4-а5 e6-е5

A5-а6 e5-е4

3.a6-а7 e7-е5!

4.a7-а8Л! …

превращение в ферзя 4.а8Ф? ведет к пату со связкой пешки е4

4…. e4-e3

5.Лa8-а4! e3- е2+

Крf1:е2 e5-e4

Kpe2-f1 e4-e3

8.Лa4-е4 e3-е2+

9.Крf1-f2 e2-e1Ф+

Лe4:е1х

Известное превращение пешки в ладью и последующим матом чёрному королю.

№57.

1.e2-е3! Kph1-g1

D2-d3 Kpg1-f2

E3-e4 d5:e4

D3:e4 Kpf2-e3

E4-e5 Kpe3-e4

E5-e6 Kpe4-e5

7.e6-e7 Kpe5-f4!

8.e7-e8K! …

8.e8Ф? пат,

7…. Kpe5-f6!

8.e7-e8Л! …

8.e8Ф? пат или 8.е8К? Kp:g6 ничья.

Для выигрыша белые превращают пешку в ладью и коня в двух вариантах.

Аналогичные превращения пешки представлены в следующем этюде, но для реализации замысла выбрана форма близнецов.

№57а.

М. Зинар

64 – Шахматное обозрение, 11, 1985

Выигрыш

А ) диаграмма.

1.е5 Кре4 2.е6 Кре5 3.е7 Kpf6 4.e8K+! с выигрышем.

Б) Крh5 переставить на а5.

1.е5 Кре4 2.е6 Кре5 3.е7 Kpf6 4.e8Л! с выигрышем.

 

№58.

Kph4-g5 a4-a3

H3-h4 a3-a2

H4-h5 a2-a1Ф

H5-h6 Фa1-h1

5.h6-h7! Фh1:h7

пат;

5…. Kpf8:f7

H7-h8Ф Фh1:h8

пат;

5…. b5-b4

Kpg5-g6 b4-b3

G4-g5 b3-b2

8.h7-h8Ф+ Фh1:h8

эхо-пат;

вторая группа вариантов возникает после взятия белой пешки на первом ходу

1…. Kpf8:f7

H3-h4 a4-a3

H4-h5 a3-a2

H5-h6 Kpf7-g8

Kpg5-g6 a2-a1Ф

6.f6-f7+ Kpg8-f8

H6-h7 Фa1-h1

G4-g5 Фh1-h4

9.h7-h8Ф+ Фh4:h8

пат;

5…. a2-a1Л!

6.f6-f7+ Kpg8-f8

7.g4-g5! …

плохо 7.Kph7? Kp:f7 8.g5 Ла8 9.g6+ Kpf6 10.g7 Kpg5 с выигрышем.

7…. Лa1-h1

7…. b3 8.Kph7 Kp:f7 9.g6+ Kpf6 10.g7 Ла8 11.g8Ф+ 12.Л:g8 Kp:g8 b2 13.h7 b1Ф 14.h8Ф+ ничья

8.Kpg6-h7! Лh1-h5!

8…. b3 9.g6 Л:h6+ 10.Kp:h6 b2 11.Kph7 b1Ф 12.g7+ Kp:f7 13.g8Ф+ ничья

G5-g6 Лh5-g5

10.g6-g7+ Kpf8:f7

11.g7-g8Ф+ Л:g8

пат.

Всего в этом пешечном этюде пять (таск!) разных, хотя и близких по исполнению патов. Интересен пат после превращения пешки в ладью.

 

№59.

1.f3-f4! Kpe3-e4

1…. a5 2.f5 a4 3.f6 a3 4.f7 a2 5.f8Ф a1Ф 6.Фf4+! Kpe2 7.Фf2+! Kpd1 8.Фf1+ с выигрышем ферзя по горизонтали

2.Kpg3-g4! a7-a5

3.f4-f5! Kpe4-d5

3…. а4 4.f6 a3 5.f7 a2 6.f8Ф а1Ф 7.Фf3+! Kpe5 8.Фf5+ Kpd4 9.Фf6+ с выигрышем ферзя по диагонали

4.c2-с4+! Крd5-е5

5.Kpg4-g5! a5-a4

F5-f6 Kpe5-e6

6…. а3 7.f7 a2 8.f8Ф а1Ф 9.Фf6+

Kpg5-g6 a4-a3

F6-f7 Kpe6-e7

7…. a2 8.f8Ф а1Ф 9.Фf7+! Kpe5 10.Фf6+ 8.Kpg6-g7 a3-a2

9.f7-f8Ф+.

Систематическое движение пешки и королей с пятикратным повторением позиции с третьей по седьмую горизонталь плюс выигрыш ферзя по горизонтали и диагонали.

Аналогичное систематическое движение королей и пешки в этюде №7.

Позже замысел удвоен в таком этюде

№59а.

В. Коваленко

Шахматная композиция, 2006 (в статье)

Выигрыш

1.e6! de 2.Kph4 a5 3.g5 Kpf5! (3…. a4 4.g6 a3 5.g7 a2 6.g8Ф а1Ф 7.Фg4+ Kpe5 8.Фg7+) 4.Kph5! a4 5.g6 Kpf6! (5…. a3 6.g7 a2 7.g8Ф а1Ф 8.Фg6+ Kpf4 9.Фg4+ Kpe5 10.Фg7+) 6.Kph6 a3 7.g7 Kpf7 8.Kph7 a2 9.g8Ф+,

2…. b5 3.g5 Kpf5! (3…. b4 4.g6 b3 5.g7 b2 6.g8Ф b1Ф 7.Фg3+ Kpf5 8.Фg5+ Kpe4 9.Фg6+, 3…. Kpe5 4.d4+!) 4.Kph5 b4 5.g6 Kpf6 6.Kph6 b3 7.g7 Kpf7 8.Kph7 b2 9.g8Ф+.

Два варианта систематического движения с диагональным ударом по линии а1-h8 или b1-h7 в зависимости от хода чёрных пешек.

 

№60.

1.b5-b6 …,

и игра разветвляется

1…. f5-f4

2.b6-b7+! …

2.ba? f3 3.b5 f2 4.b6 f1Ф+

2…. Kpa8-b8

B4-b5 f4-f3

B5-b6 a7:b6

Kpa6:b6 f3-f2

A5-a6 f2-f1Ф

7.a6-а7х!

1…. g5-g4

2.b6:a7! …

2.b7+? Kpb8 3.b5 g3 4.b6 ab 5.Kp:b6 g2 6.a6 g1Ф+

2…. g4-g3

B4-b5 g3-g2

B5-b6 g2-g1Ф

5.b6-b7x!

Э хо-хамелеонные пешечные маты.

1…. a7:b6

2.Kpa6:b6 Kpa8-b8!

2…. g4 3.Kpc7 g3 4.b5 g2 5.b6 g1Ф 6.b7+ Kpa7 7.b8Ф+ Kpa6 8.Фb6+ Ф:b6 9.ab f4 10.b7 3.a5-a6 f5-f4

4.a6-a7+ Kpb8-a8

B4-b5 f4-f3

Kpb6-c7 f3-f2

B5-b6 f2-f1Ф

8.b6-b7+ Kpa8:a7

9.b7-b8Ф+ Крa7-а6

Фb8-b6x

В последнем варианте возможна перестановка 3-6 хода белых, хотя путь к выигрышу единственный.

 

№61.

1.f2-f3! …

ложный след 1.b6? f3+ 2.Kp:d2 Kp:f2 3.b7 Kpg2 4.b8Ф f2 5.Фf4 f1Ф 6.Ф:f1+ Kp:f1 7.b5 f4 8.b6 f3 9.b7 f2 10.b8Ф Kpg2 11.Фf4 f1Ф 12.Ф:f1+ Kp:f1 13.b4 f5 14.b5 f4 15.b6 f3 16.b7 f2 17.b8Ф Kpg2 ничья, так как белый король перекрыл вторую горизонталь

1…. d2-d1Ф+

Kpe2:d1 Kpg2:f3

B5-b6 Kpf3-g2

B6-b7 f4-f3

B7-b8Ф f3-f2

6.Фb8-f4! f2-f1Ф+

7.Фf4:f1+ Kpg2:f1

B4-b5 f5-f4

B5-b6 f4-f3

B6-b7 f3-f2

11.b7-b8Ф Kpf1-g2!

12.Фb8-f4(b5)! f2-f1Ф+

13.Фf4:f1+ Kpg2:f1

B3-b4 f6-f5

B4-b5 f5-f4

B5-b6 f4-f3

B6-b7 f3-f2

18.b7-b8Ф Kpf1-g2!

19.Фb8-b2! Kpg2-g1

20.Фb2-d4!

с выигрышем.

Характерное для пешечного этюда систематическое движение белых и черных пешек.

Выбор первого хода белых носит логический характер – вторая горизонталь должна быть свободна для заключительного маневра белого ферзя.

 

№62.

1.Kpa3-b2 …

с двумя эхо-вариантами:

1…. e7:d6

Kpb2:c2 Kpe8-f7

Kpc2-d3 Kpf7:f6

4.Kpd3-e4! …

4.Kpd4? Kpe6 5.Kpe4 d5+ 6.Kpd4 Kpd6

4…. Kpf6-e6

5.Kpe4-d4! d6-d5

6.Kpd4-c5! Kpe6-e5

пат,

1…. e7:f6

Kpb2:c2 Kpe8-d7

Kpc2-d3 Kpd7:d6

4.Kpd3-e4! …

4.Kpd4? Kpe6 5.Kpe4 f5+ 6.Kpf4 Kpf6

4…. Kpd6-e6

5.Kpe4-f4! f6-f5

Kpf4-g5 Kpe6-e5

пат.

Обработка патовой идеи известного этюда Н.Д. Григорьева

№62а.

Н. Григорьев

Шахматный листок, 1929,

Приз

Выигрыш

1.Kpg2! Kpc7 2.Kpf3 Kpd7 3.Kpf4! Kpe6 4.Kpe4! … взаимный цугцванг и два аналогичных варианта:

4…. b6 5.Kpd4 d5 6.Kpe3(c3)! Kpe5 7.Kpd3 d4 8.Kpc4! Kpe4 пат,

4…. d5 5.Kpd4 Kpd6 6.b6! Kpe6 7.b5! Kpd6 8.b4 Kpe6 9.Kpc5! Kpe5 пат.

Замечательный многопатовый этюд c эхо-хамелеонными позициями классика пешечного этюда!

 

№63.

D4-d5 e4-e3

D5-d6 e7:d6

3.e5-e6! e3-e2

E6-e7 e2-e1Ф

5.e7-е8Ф+ Фe1:е8+

Крd7:е8 d6-d5

7.a2-a4! d5-d4

A4-a5 d4-d3

A5-a6 d3-d2

A6-a7 d2-d1Ф

11.a7-а8Ф Фd1-а1!

контригра черных на пат

12.Фa8-d5+! …

чёрного короля надо переместить на «плохое» поле h8. Нельзя сразу играть 12.Фd8? Фf6! 13.Ф:f6 пат, взятие ферзя 12.Ф:а1? также приводит к пату

12…. Kpg8-h8

13.Фd5-d8! Фa1-а7

14.Фd8-f6+ Kph8-g8

Фf6-f8x.

Для достижения выигрыша белым необходимо обойти патовые ловушки.

 

№64.

1.Крd8-с7! …

плохо 1.а5? Kp:a5 2.Kpc7 h4 3.c5 h3 4.cb h2 5.b7 h1Ф 6.b8Ф Фh2+ 7.Kpc8 Ф:b8+ 8.Kp:b8 Kp:b5 с выгодным разменом ферзей и выигрышем у черных

1…. h5-h4

Kpc7:b6 h4-h3

3.Kpb6-a7! h3-h2

B5-b6 h2-h1Ф

5.b6-b7 Фh1-g1+

6.Kpa7-a8! Фg1-g2

7.Kpa8-a7 Фg2-f2+

Kpa7-a8 Фf2-f3

9.Kpa8-a7 Фf3-е3+

Крa7-а8 Фe3-е4

11.Крa8-а7 Фe4-d4+

Kpa7-a8 Фd4-b6

13.b7-b8Ф Фb6:b8+

14.Kpa8:b8 …

с разветвлением:

14…. Крb4:а4 15.Крb8-с7(c8) Kpa4-b4 16.Kpc7-d7 e7-е5

17.Kpd7-d6! e5-e4

C4-c5

ничья,

14…. Kpb4:c4

15.Kpb8-c7! e7-e5

16.Kpc7-b6! e5-e4

A4-a5

ничья,

14…. e7-e5

15.Kpb8-b7! e5-e4

16.a4-a5! …

16.c5? Kp:c5 17.a5 e3 18.a6 e2 19.a7 e1Ф 20.а8Ф Фе7+ выигрыш

16…. Kpb4:a5

17.c4-c5 e4- е3

C5-с6

ничья.

Этюд с разнообразными мотивами достижения ничьей, включая такие известные темы, как тема Рети, ферзёвая «лестница», выгодный размен и выбор жертвы пешки.

 

№65.

1.f2-f3! …

1.fg? c3 2.Kpb1 fg выигрыш, 1.f4? c3 2.Kpb1 fg 3.f5 Kpf8 4.f7 Kpg7 6.f6 Kpf8, и белые в цугцванге

1…. с4-c3

Kpс1-b1 f5:g4

3.f3-f4! Kpg8-f8

4.f6-f7! Kpf8-g7

F4-f5 Kpg7-f8

6.f5-f6! …

взаимный цугцванг, но теперь в цугцванге находятся чёрные

6…. a3-a2+

Крb1:а2 c3-с2

8.g6-g7+! Kpf8:f7

Kpa2-b2

с выигрышем,

2…. f5-f4

3.g6-g7! Kpg8-f7

G4-g5 Kpf7-g8

5.g5-g6! …

второй аналогичный эхо-хамелеонный взаимный цугцванг

5…. c3-c2+

Крb1:с2 a3-а2

7.f6-f7+! Kpg8-:g7

Kpc2-b2

с выигрышем.

Две эхо-хамелеонные игры с взаимным цугцвангом.

Этюд представляет переработку и углубление идеи фигурного этюда известного в 30-50 годы прошлого века чехословацкого композитора Ф. Прокопа.

№65а.

F. Prokop

Casopis Ceskoslovensky Sachistu, 1924

Выигрыш

1.Kpg1 … с двумя тематическими вариантами

1…. f3 2.g4 Kpg8 3.g7 Kpf7 4.g5 Kpg8 5.g6 b3 6.f7+! Kp:g7 7.ab +/-,

1…. fg 2.f3 Kpg8 3.f4 Kpf8 4.f7 Kpg7 5.f5 Kpf8 6.f6 b3 7.g7+ Kp:f7 8.ab +/-.

Для ограничения подвижности белого короля Ф. Прокоп применил более сложный приём – замурование фигуры (чёрного слона).

Но как показывает этот пример, можно обойтись более простыми средствами и выразить идею в пешечном этюде.

 

№66.

1.b5-b6 d7-d5!

2.Kph4-g3! …

2.Kpg5? d4 3.Kpf4 Kpd7 и белые в цугцванге – ничья.

2…. d5-d4

3.Kpg3-f3! …

3.Kpf4? Kpd7 ничья, так как белые попали в цугцванг

3…. Kpс8-d7

4.Kpа3-f4! …

за счёт треугольника белые передали ход черным, которые оказались в цугцванге

4…. Kpd7-c8

5.Kpf4-e5! d4-d3

Kpe5-d6 d3-d2

Kpd6-c6 d2-d1Ф

B6-b7х

Развитие идеи следующего этюда латышского композитора, стоящего на заре развития современного художественного этюда.

№66а.

J. Behting

Rigaer Tageblatt, 1894

Выигрыш

1.Kpf3! c6 2.Kpf4! c5 3.Kpe4! Kpe8 4.Kpd3 ( или 4.Крd5 ) Kpd7 5.Kpc4! … (цугцванг) 5…. Kpe8 6.Kp:c5! d3 7.Kpd6 d2 8.Kpe6 d1Ф 9.f7x

1.Кре4? с5 2.Kpd3 Kpe8 3.Kpc4 Kpd7, цугцванг в пользу черных.

№67.

1.h6-h7 Kpa1-b1!

2.h7-h8Ф a2-а1Ф+

3.Фh8:а1+ Kpb1:a1

C6-c7 b3-b2

5.c7-c8Ф b2-b1K+! 6.Kpa3:a4 Kpa1-b2!

7.b4-b5! …

7.Ф:а6? Кс3х! – правильный мат

7…. a6-a5

8.Фc8-с2+! Крb2:с2

пат.

Превращением пешки в коня черные начинают контригру на мат. Белые спасаются жертвой ферзя, после чего на доске возникает правильный пат.

 

№68.

Крc2-b2 b4-b3

2.g2-g4! …

от белой пешки надо избавиться, иначе промедление дорого обойдется 2.g3? Kpf6! 3.g4 Kpe5 4.g5 Kpd4 5.g6 Kpd3 6.g7 a1Ф+! 7.Кр:а1 Крс2 8.g8Ф b2+ 9.Kpa2 b1Фх

2…. Kpg7-g6

3.g4-g5! Kpg6-f5

4.g5-g6! Kpf5:g6

Kpb2-a1 Kpg6-f5

Kpa1-b2 Kpf5-e4

Kpb2-a1 Kpe4-d3

Kpa1-b2 Kpd3-d2

Kpb2-a1 Kpd2-c3

пат,

9…. a2-a1Ф+

Крb2:а1 Крd2-с2

пат,

10…. Крd2-с3

Kpa1-b1 b3-b2

Kpb1-a2 Kpc3-c2

пат,

12…. a7-a6

Kpa2-b1 Kpc3-b3

пат.

Четыре последовательных правильных пата в пешечном этюде соединены с игрой белой пешки по линии g.

Этюд представляет углубление и развитие замысла фигурной позиции одного из основоположников советского художественного этюда Т.Б. Горгиева.

 

 

№68а.

Т. Горгиев

«Шахматный листок», 1929

Ничья

1.Кf4+! gf 2.Kpg2 fg 3.Kph1 Kpf5 4.Kpg2 Kpe4 5.Kph1 Kpf3 пат, 5.… Kpe3 6.Kpg2 h1Ф+! 7.Kp:h1 Kpf2 пат, 7…. Крf3 8.Kpg1 g2 9.Kph2 Kpf2 пат, 9…. h6 10.Kpg1 Kpg3 пат.

 

№69.

1.с5-с6! Kpa6-b5

грозило 2.Кра4 и 3.b5x

2.d4-d5! Kpb5-c4

грозило 3.Kpb3 и 4.с4+ Кра6 5.Кра4 и 6.b3x

3.Kpa3-b2! h5-h4

3…. Kpd3 4.b5 h4 5.b6 ab 6.ab h3 7.bc h2 8.c8Ф h1Ф 9.c7 Kp:d2 10.Фb7 Фс1+ 11.Кра2 и 12.с8Ф с выигрышем.

4.Kpb2-c2! h4-h3

5.d2-d3+ Kpc4-b5

Kpc2-b3 h3-h2

7.c3-c4+ Kpb5-a6

Kpb3-a4 h2-h1Ф

9.b4-b5x!

Оригинальное с истематическое движение королей и пешек по диагонали.

Причем, черный король совершает движение дважды: вниз и вверх по одному и тому же маршруту а6 – b5 – c4 – b5 – a6.

 

№70.

1.g3-g4+! f5:g4

2.Kpf4-f5! g4-g3

2…. fe 3.hgx!, 2…. gh 3.e6 h2 4.e7 h1Ф 5.e8Фх

E5-e6 g3-g2

E6-e7 g2-g1Ф

5.e7-е8Ф+ Фg1-g6+

6.Фe8:g6+ h7:g6+

Kpf5:f6 g6-g5

Kpf6-f5 g5-g4

9.h3:g4x!

В этом этюде усложнение матовой комбинации этюда №54 проведено за счет добавления вступительной игры к известному финалу.

Создание новой вступительной игры – один из широко известных способов развития шахматных идей в этюде.

В следующем этюде мат возникает после вступительной игры, связанной с превращением и разменом белого и чёрного ферзей

№70а

В. Коваленко

«е4 е5», 25, 2013

Выитрыш

1.g5 b4 2.g6 b3 3.g7 b2 (3…. ba 4.g8Ф а1Ф 5.Фс4х!) 4.g8Ф b1Ф 5.Фс4+ Фb4 6.Kpd5! Ф:c4+ 7.Kp:c4 b5+ 8.Kp:c5 b4 9.Kpc4 b3 10.abx!

№71.

1.Kpс1-d1 f4-f3!

2.Kpd1-e1! f3:g2

Kpe1-f2 h4-h3

Kpf2-g1 f5-f4

5.Kpg1-f2(h2)! g2-g1Ф+!

Kpf2:g1 f4-f3

7.d2-d3! …

темпоход белых, если 7.d4?, то чёрные отвечают 7…. f6! –темпоход чёрных – 8.d5 f5 9.d7+ Kp:d7 10.c8Ф+ Кр:с8 11.d6 f4 с цугцвангом у белых

7…. f7-f6

D3-d4 f6-f5

D4-d5 f5-f4

10.d6-d7+ Kpc8:d7

11.c7-c8Ф+ Kpd7:c8

12.d5-d6!

взаимный цугцванг, и выигрыш у белых, так как чёрные вынуждены пропустить неприятельскую пешку в ферзи..

 

 

Темповая стратегия обоих сторон – сразу нельзя идти пешкой на нужное поле, поэтому надо сделать ход, теряющий темп.

В качестве темпоходов в игре белых и чёрных использованы ходы пешек, стоящих на второй и соответсвенно на седьмой горизонталях.

 

№72.

F4-f5 d4-d3

F5-f6 d3-d2

3.f6-f7 d2-d1K!

4.f7-f8Ф+ Kd1-f2+

5.Фf8:f2+ Kpf1:f2

H3-h4 g5-g4

7.h2-h3 …

цугцванг

7…. Kpf2-f1

7…. Kpg3 8.hg hg 9.Kpg1! с ничьей

8.Kph1-h2 …

8.hg? hg 9.Kph2 Kpf2, и у чёрных выигрыш

8…. Kpf1-f2

9.Kph2-h1! g4-g3

пат.

Возникающая после 7-ого хода белых позиция цугцванга приводит к пату.

 

№73.

1.f5-f6! …

1.fg? e3 2.gh Kpg7 3.g6 e2 4.f5 e1Ф

1…. e4-e3

F4:e5 e3-e2

3.e5-e6! e2-e1K!

4.e6-e7+ Kpf8-f7

5.e7-e8Ф+ Kpf7:e8

6.f6-f7+ Kpe8-d7!

лучший ход чёрного короля, иначе будет превращение в ферзя с шахом

7.f7-f8K+! Kpd7-d6

8.Kf8:g6! h7:g6

пат.

Взаимное превращение в слабые фигуры (в коней) в пешечном этюде на ничью.

 

№74.

1.g6-g7+ Kph8-g8

Kph6-g6 b5-b4

Kpg6:f6 b4-b3

4.Kpf6-e7! Kpg8:g7

4…. b2 5.f6 b1Ф 6.f7+ Kp:g7 7.f8Ф+ Kph7! 8.Фf7+ Kph8! 9.Kpf8 Фh7 10.Фf6+ выигрыш

5.f5-f6+ Kpg7-g6

F6-f7 b3-b2

F7-f8Ф b2-b1Ф

8.Фf8-g8+ Kpg6-h6

8…. Kpf5 9.Фh7+ выигрыш

9.Фg8-e6+ Kph6-h5

10.Фe6-h3+ Kph5-g6

11.Фh3-g4+ Kpg6-h7!

Kpe7-f8 Фb1-g6

13.Фg4-d7+! Kph7-h6

14.Фd7-h3+! Фg6-h5

15.Фh3-e6+ Фh5-g6

16.f4-f5! …

выигрывая важный темп.

16…. Фg6:e6

F5:e6

с выигрышем,

2…. с5-с4

Kpg6:f6 c4-c3

4.Kpf6-g6! c3-c2

F5-f6 c2-c1Ф

6.f6-f7x!

Первый вариант заканчивается в ферзёвом эндшпиле, во втором варианте этюда проходит пешечный мат.

Аналогичная игра представлена в следующем совместном этюде

№74а.

В. Кичигин и

В. Коваленко

Probleemblad, 4, 2004

Выигрыш

1.Kpe7! a5 2.f4 a4 3.f5! ab 4.f6 b2 5.f7+ Kph7 6.f8Ф b1Ф 7.Фf7+ Kph8 8.Kpf8! Фh7 9.Фf6+,

3…. a3 4.f6 a2 5.f7+ Kph7 6.f8Ф а1Ф 7.Фf5+ Kph8 8.Фf6+ Ф:f6+ 9.Kp:f6 с выигрышем.

Борьба сил при свободном расположении фигур постепенно ведёт к наращиванию напряжения на шахматной доске.

 

№75.

1.Kpf5-f4! …

отказ от взятия пешки 1.Kp:g4? Kp:e4 2.h5 f5+ 3.Kph3 Kpe5 с ничьей

1…. g4-g3!

2.Kpf4:g3 …

и два варианта:

2…. Kpd4:e4

H4-h5 Kpe4-f5

4.Kpg3-h4! …

цугцванг

4…. Kpf5-e6

H5-h6 Kpe6-e7

H6-h7,

2…. Kpd4-e5

H4-h5 f6-f5

4.h5-h6! Kpe5-f6

4…. f4+ 5.Kpf3 Kpf6 6.Kp:f4 Kpg6 7.Kpe5! Kp:h6 8.Kpf6! выигрыш

5.e4:f5 …

цугцванг

5…. Kpf6:f5

H6-h7

с выигрышем в обоих вариантах.

Синтез двух широко известных в пешечном этюде идей блокады чёрного короля.

Исправление моего премированного этюда из конкурса памяти Н.Д. Григорьева (Шахматы в России, 1995-97 год).

 

№76.

1.c6-с7 …,

и у чёрных два варианта с продвижением пешек в ферзя:

1…. f3-f2

C7-c8Ф f2-f1Ф

2…. Kpf4 3.Фf5+ Kpe3 4.d4 a5 5.d6 a4 6.d7 с выигрышем.

3.Фс8-с3+! Kpe5-d6 3….Kpe6 4.Фс4+ Кре5 6.Фd5+ Kpf6 7.Ф:f7+ и 8.Ф:f1 c выигрышем ферзя по вертикали 4.e4-е5+ Крd6-е6

5.Фc3-с4+ Крe6:е5

6.d3-d4+! и

Фc4:f1

с выигрышем ферзя по диагонали за счёт вскрытого нападения.

1…. g3-g2

C7-c8Ф g2-g1Ф

3.Фc8-с7+! Kpe5-f6

4.Фc7:f7+ Kpf6-e5

5.Фf7-е7+ Kpe5-f4

5…. Kpd4 6.Ф:а7+! и 7.Ф:g1 – выигрыш ферзя по диагонали

6.Фe7-с7+! Kpf4-g5

7.Фc7-g7+ и

Фg7:g1

c выигрышем ферзя по вертикали.

Два варианта с линейным выигрышем двух чёрных ферзей.

Особенно интересен первый вариант со вскрытым нападением и выигрышем чёрного ферзя.

 

№77.

1.с5-с6! b7:c6

2.c4-c5! …

пешечный прорыв

2…. Kpf8-e8

C5:b6 Kpe8-d7

4.b6-b7! Kpd7-c7

5.b5:c6! d5-d4!

6.Kpf4-f3! …

6.Kpe4? e5! цугцванг - ничья

6…. e7-e6!

7.Kpf3-f4! e6-е5+

8.Kpf4-e4! …

цугцванг в пользу белых

8…. Kpc7-b8

9.Kpe4-d3! Kpb8-c7

Kpb3-c4 Kpc7-b8

11.Kpc4-b5 Kpb8-a7!

11…. d3 12.Kpb6 d2 13.c7x, 11…. Kpc7 12.Kpa6 d3 13.Kpa7 d2 14.b8Ф+ выигрыш

12.Kpb5-c5! d4-d3

Kpc5-d6 d3-d2

14.Kpd6-c7! d2-d1Ф

15.b7-b8Ф +

с выигрышем.

Известный по этюду №66 маневр Я.К. Бетиньша.

Здесь представлена одна из разновидностей темы – превращение пешки в ферзя.

 

№78.

Понятно, что первый ход должен быть сделан пешкой по вертикали с или е. Но какой ход правилен? 1.е3(е4)? de 2.c4 e2 3.c5 e1K! 4.c6 Kpd6 5.c7 Kf3(g2)x!, 1.c4? Kpc6! 2.c5 Kp:c5 3.e4 d3 4.e5 d2 5.e6 d1Ф 6.e7 Фd7! 7.е8Ф Фh7x!

Надо играть

1.c2-с3! d4:c3

E2-e4 c3-c2

E4-e5 c2-c1Ф

4.e5-е6+ Kpd7-d6!

при другом ответе теряется темп, так как король попадает под шах будущего ферзя

5.e6-e7 Фc1-c7!

в засаду за белой пешкой

6.e7-e8K+! …

6.е8Ф? Фh7x

6…. Kpd6-c6

Ke8:c7 Kpc6:c7

пат.

Редкая форма синтеза идей – взаимное превращение в коней в ложном следе (чёрными) и в решении (белыми).

 

№79.

1.Kpb3-a4! …

и два варианта:

1…. Kpg8-f7

Kpa4-b5 Kpf7-e7

Kpb5-c6 Kpe7-d8

4.Kpc6-b7! Kpd8-d7

5.c4-c5! b6:c5

B4:c5 Kpd7-d8

7.c5-c6!

с выигрышем;

1…. c7-c6

2.c4-c5! b6:c5

B4:c5 Kpg8-f7

Kpa4-a5 Kpf7-e6

5.Kpa5-a6! Kpe6-e5! 6.Kpa6-b7! Kpe5-d5

7.Kpb7-b6!

c выигрышем.

Синтез двух широко известных теоретических методов выигрыша в простейшем пешечном окончании.

Этюд полезно использовать в учебных целях для показа начинающим шахматистам основные элементы практического пешечного эндшпиля. Варианты несложны и не представляют трудностей для самостоятельного решения.

 

№80.

H6-h7 h2-h1Ф

2.h7-h8Ф Фh1:h8+

3.Kpg8:h8 g7-g5!

4.f5:g6! …

взятие на проходе, редкий элемент в шахматной композиции.

4…. f7:g6

5.Kph8-g7! g6-g5

6.Kpg7-f6! g5-g4

7.Kpf6-e5! g4-g3

8.Kpe5-d4! …

маршрут белого короля представляет прямую линию по главной диагонали с поля h8 на d4 – рекорд для пешечного этюда – и содержит двойную угрозу; первая угроза позволяет белым задержать чёрную пешку, а вторая угроза – дать пешечный мат, которая и реализована в главном варианте решения этюда.

8…. g3-g2

Kpd4-c4 g2-g1Ф

10.b4-b5x!

Тема Рети в игре белых в этюде на выигрыш.

 

№81.

1.a6-а7 d7-d6+

Kpc5-c4 b2-b1Ф

3.a7-а8Ф+ Фb1-b8

4.Фa8-а6+ Kpc8-d8

5.Фa6-b7! Фb8-с8

6.g2-g3! f7-f5

7.Kpc4-d3! f5-f4

7…. fe+ 8.Kp:e4, и у чёрного ферзя нет полезных ходов

Kpd3-e2 f4:g3

9.Kpe2-f1 g3-g2+

Kpf1:g2 g4-g3

12.Kpg2:g3 …,

и чёрный ферзь пойман. Вынуждено

12…. Фc8:b7

13.c6:b7,

после чего пешка белых проходит в ферзи.

Тема доминации в пешечном этюде после превращения пешек в ферзи, что довольно редко для этого соотношения материала, так как ограничить свободу ферзю довольно трудно.

Как правило, шахматный композитор «преследует» тему, стремясь выразить понравившуюся идею наиболее полно и ярко, используя разные различные нюансы в позиции фигур.

Аналогичная идея представлена и в следующем моём этюде с минимальным количеством материала.

№81а.

В. Коваленко

Шахматная композиция, 65, 2005

Выигрыш

1.а7 b1Ф 2.а8Ф+ Фb8 3.Фа6+ Крd8 4.Фb7! Фс8 5.Кре5! … (доминация) 5…. g3 6.Kpf6! g2 7.Фb4! Фf5+ 8.Kp:f5 g1Ф 9.Фf8x!

Игра белых на доминацию заканчивается правильным матом.

 

№82.

1.Крb5-b4! …

ложный след 1.ed? Kp:d5 2.Kpb4 Kpd4 3.Kpb3 e4 4.Kpb4 Kpd5 5.Kp:c3 Kpd5 6.pb3 Kpb5 7.c3 Kpc5 8.c4 e6! 9.Kpc3 e5 10.Kpb3 Kpd4 11.Kpb4 ведёт к пату, так как чёрные выиграли темп из-за движения чёрной пешки е7 на два поля.

1…. Крd4:е4

1…. de 2.Kpb3 e6 3.Kpb4 Kpd5 4.Kp:c3 Kpc5 5.Kpb3 Kpb5 6.c4! Kpc5 7.Kpc3 Kpc6 8.Kpb4 Kpb6 9.c5+ Крс6 10.Крс4, и белые выиграли темп за счёт движения пешки с2 на два поля.

2.Kpb4:c3 d5-d4+

Kpc3-c4 e7-e6

4.Kpc4-c5! d4-d3

5.c2:d3x!

2…. e7-e6!

3.Kpc3-b3! …

3.Kpb4? Kpd4! цугцванг

3…. Kpe4-d4

4.Kpb3-b4! …

цугцванг

4…. e5-е4

5.c2-с3+ Крd4-е5

6.Крb4-с5! d5-d4

7.c3:d4x!

Два правильных пешечных эхо–хамелеонных мата. В ложном следе – правильный пат.

Этюд представляет исправление моего произведения, опубликованного в 1996 году в журнале «Уральский проблемист».

 

№83.

1.h5-h6! f7:g6

Kpc5-d6 Kpf8-f7

2….g4 3.Kp:e6 g3 4.Kpf6! g2 5.h7 g1Ф 6.h8Фх

H6-h7 Kpf7-g7

Kpd6:e6 g5-g4

5.h7-h8Ф!+ Kpg7:h8

Kpe6-f7 g4-g3

E5-e6 g3-g2

E6-e7 g2-g1Ф

9.e7-е8Ф+ Kph8-h7

10.Фe8-g8+ Kph7-h6 11.Фg8-g7+! Kph6-h5 12.Фg7-h7+ Kph5-g4 13.Фh7:g6+ и

Фg6:g1

с линейным выигрышем чёрного ферзя по вертикали.

 

№84.

C2-с4 e5-е4

C4-с5 e4-е3

C5-с6 e3-е2

C6-с7 e2-е1Ф

5.c7-с8Ф Kpf1-g1!

6.Фc8-с5+! Фe1-f2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.858 с.)