Шахматная композиция, 72, 2006, похвальный отзыв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шахматная композиция, 72, 2006, похвальный отзыв



Kpb6:a6 d4-d3

Kpa6-b6 d3-d2

A5-a6 d2-d1Ф

9.a6-а7х!

Без «сохраненной» белыми черной пешки на линии d был бы пат.

Несколько ранее эта же идея отказа от взятия была у меня представлена в этюде с фигурной игрой (на доске присутствуют легкие фигуры) и с более экономичной финальной позицией

№22а.

В. Коваленко

Suomen Shakki (Финляндия), 7, 1975

Выигрыш

Чёрный конь стреножен, надо выбрать ход короля. 1.Kpd5! … (белые отказываются от взятия пешки – иначе без пешки d будет пат) 1…. Ka6 2.C:a6 ba 3.Kpc6! Kpb8 4.b7 d5 5.Kpb6 d4 6.Kp:a6 d3 7.Kpb6 d2 8.a6 d1Ф 9.а7х!

 

№23.

A5-a6 Kpc8-b8

2.Kpd5-e6! f3-f2

3.a6-a7+ Kpb8:a7

C6-c7 f2-f1Ф

5.c7-с8Ф Фf1-h3+

6.Kpe6-d5! Фh3:с8

пат,

но черные могут сыграть сильнее

4…. f2-f1C!

5.c7-с8К+! Kpa7-b8

Kc8:e7

ничья.

Взаимное превращение пешек в легкие фигуры – слона и коня.

Такое сочетание превращений в лёгкие фигуры для пешечного этюда – большая редкость.

№24.

Конкурс этюдов-малюток с числом фигур не более 5.

1.a2-а3! …

1.а4? Kpc7 2.Kpc2 Kpc6 3.Kpd3 Kpd5! ничья

1…. Kpd7-c6!

1…. ba 2.Кр:а3 c выигрышем

2.a3:b4 Kpc6-b6!

возникла симметричная позиция c ассимметричным решением

3.Kpb2-c2! Kpb6-c6

4.Kpc2-d3! Kpc6-b5

5.Kpd3-c3! …

позиция взаимного цугцванга

5…. Kpb5-c6!

Kpc3-c4 Kpc6-b6

7.b4-b5 Kpb6-a5!

8.b5-b6! …

8.Kpc5? пат

8…. Kpa5:b6

Kpc4-b4

с теоретическим выигрышем.

Ранее эту идею я представил в таком фигурном этюде

№24а.

В. Коваленко

Problem, 1967

Выигрыш

1.Kpd2 Ka2 2.c3 Kpc8 3.Kpc2 Kpb7 4.Kpb2 Kb4! 5.cb Kp:b6 (часто при перепечатках этюд приводится с этой симметричной позиции с ассиметричным решением) 6.Kpc2! Kpc6 7.Kpd3 Kpb5 8.Kpc3 Kpc6 9.Kpc4 Kpb6 10.b5 Kpa5 11.b6! … (если 11.Крс5?, то чёрным пат) 11…. Kp:b6 12.Kpb4 с несложным выигрышем.

 

№25.

1.h2-h3+! Kpg4:h3

E2:f3 g6-g5

Kpg1-h1 g5-g4

4.Kph1-g1 g4-g3!

4…. gf 5.Kph1 Kpg4 6.Kph2 Kph5 7.Kph3 Kpg4 8.Kph2, и чёрному королю не прорваться к белым пешкам.

5.Kpg1-h1! g3:f2

пат белым,

или

5…. g3-g2+

Kph1-g1

пат черным.

Тема взаимного пата, когда в процессе игры возникает пат и белому, и черному королю.

 

№26.

1.Kph6-g5! …

Ложный след 1.Kpg6? e2 2.h6 e1Ф 3.h7 Фh4!, и белые в цугцванге: 4.h8Ф Ф:h8 5.h4 Ф:h4 - запатоваться им мешает собственная «лишняя» пешка h2

1…. e3-е2

H5-h6 e2-e1Ф

3.h6-h7 Фe1-е3+

Kpg5-g6 Фe3:h3

забирая «лишнюю» белую пешку

5.h7-h8Ф! Фh3:h8

6.h2-h4! Фh8:h4

пат белым.

или

6…. Фh8:f6+

Kpg6:f6

пат черным.

Логический пешечный этюд с тематическим ложным следом, в котором план белых направлен на «уничтожение» собственной пешки.

В канву решения непринужденно добавлен пат чёрным для создания в этюде взаимного пата.

Эта же игра на пат в ложных следах мною представлена в следующем этюде в форме близнецов

№26а.

В. Коваленко

Schach, 1987

Выигрыш

Близнецы.

А) диаграмма.

1.d6 a4 2.d7 a3 3.d8Ф а2 4.Фd5+! … (ложный след 4.Фа5? с4! цц 5.Ф:а6 а1Ф+ 6.Ф:а1 а5! 7.Ф:а5 пат) с выигрышем, например, 4…. с4 5.Фa5(b7) и т.д.

Б) п.d5 переставить на e5.

1.e6 a4 2.e7 a3 3.e8Ф а2 4.Фf7+! … (ложный след 4.Фе6+? с4 5.Ф:а6 а1Ф+ 6.Ф:а1 а5! цц 7.Ф:а5 пат) 4…. с4 5.Фb7+!, избегая пата, выигрыш.

Форма близнецов позволяет в одном этюде соедить несколько разнородных идей, что значительно обогащает содержание этюда.

Посмотрите ещё один мой этюд, при создании которого использована форма близнецов.

 

№26б.

В. Коваленко

Проблемист Юга (Украина), 1996

похвальный отзыв

Выигрыш

А) диаграмма;

Б) п.h4 переставить на g4.

A) 1.Kpd3 a4 2.Kpd2 a3 3.Kpc1 b2+ 4.Kpc2! b3+ 4.Kpb1 Kpb6 5.h5 Kpc5 6.h6 Kpc4 7.h7 Kpc3 8.h8Ф+ выигрыш,

Б) 1.Kpd3 a4 2.Kpd2 a3 3.Kpc1 b2+ 4.Kpb1! Kpb6 5.g5 Kpc5 6.g6 Kpc4 7.g7 Kpb3 8.g8Ф+ выигрыш.

№27.

1.Крf5-е4 b4-b3!

2. Kpe4-d3 b5-b4!

Kpd3-d2 Kpb8-c8

Kpd2-c1 Kpc8-d7

Kpc1-b2 Kpd7-c6

Kpb2:b3 Kpc6-b5

7.a5-a6! Kpb5:a6

8.Kpb3-a4! …

отказ от взятия - 8.Kp:b4? Kp:b6! выигрыш.

8…. b4-b3

Kpa4:b3 Kpa6:b6

10.Kpb3-b4!

ничья.

Этюд на взаимный цугцванг с отказом от взятия пешки.

 

№28.

1.Kpd3-d4! … неосторожный ход 1.Kpe4? Kpg4! ведет к взаимному цугцвангу с ходом белых

1…. Kph4-g4

2.Kpd4-e4! …

взаимный цугцванг с ходом черных

2…. Kpg4-g5

Kpe4-e5 Kpg5-g4

Kpe5-d6 Kpg4-f3

Kpd6-c7 Kpf3-g2

Kpc7:b7 Kpg2:h2

7.Kpb7-c8! …

только здесь белый король не будет мешать будущему ферзю.

7…. Kph2-g1!

B6-b7 h3-h2

B7-b8Ф h2-h1Ф

в случае 7.Кра8(с6)? был бы шах превращённым ферзём.

10.Фb8-а7+! Kpg1-h2

на 10…. Kpf1 последует 11.Фа1+, теперь понятно, что на седьмом ходу нельзя играть 7.Кра6? – белые не должны перекрывать вертикаль а

11.Фа7-h7+ …

ясно, что седьмая горизонталь должна быть свободной, поэтому нельзя было играть 7.Крс7?

11…. Kph2-g1 12.Фh7:h1+ Kpg1:h1,

и после размена ферзей у белых лёгкий выигрыш, например, 13.Kpc7 Kpg2 14.Kpc6 Kpf3 15.Kpb5 Kpe4 16.Kp:b4 Kpd5 17.Kp:b3 Kpc5 18.Kpa4.

Тема выгодного размена превращенных ферзей.

 

№29.

1.е6-e7 f7-f6+!

2.Kpg5-h5 f2-f1K!

3.e7-e8K+! Kpg7-f8!

4.g6-g7+ Kpf8-f7

Kph5-h6 e3-e2

6.Ke8-f6! e2-e1Ф

7.g7-g8Ф+ Kpf7:f6

8.Фg8-f8+ Kpf6-e6

9.Фf8-е8+ и

10.Фe8:е1.

Взаимное превращение пешек в коней с линейным ударом по вертикали для выигрыша ферзя.

Этот этюд был помещён в моей статье о взаимных превращениях в слабые фигуры в пешечном этюде.

 

№30.

1.Kpb2! …

плохо 1.Kpa3? Kpb5! 2.Крb2 h5 c выирышем

1…. h7-h5

2.Kpb2-c3! …

с угрозой войти в квадрат черной пешки h 2…. h5-h4

3.Kpc3-b4! h4-h3

Kpb4-a4 h3-h2

B3-b4 h2-h1Ф

6.b4-b5x!

Четкий обходной маневр белого короля с погоней за неприятельской пешкой. Когда пешка превращается в ферзя, на доске возникает мат. Для осуществления основного плана (мат чёрному королю) белым необходимо осуществить дополнительный план. В данном случае, это – угроза задержать черную пешку.

Близкий мат показан в следующем этюде

№30а.

J. Sindler

Schach, 1969

Выигрыш

1.Kpg2 a5 2.Kpf3! a4 3.h6! Kp:h6 4.Kpg4 a3 5.Kph4 a2 6.g4 a1Ф 7.g5x!

 

№31.

Kpd6-c5 h5-h4

2.b4-b5+! c6:b5

B3-b4 h4-h3

4.b2-b3! …

4.a4? ba 5.b5+ Kpa5 6.b4+ ab! cо взятием на проходе

4…. h3-h2

5.a2-a4! h2-h1Ф

6.a4:b5x!;

5…. b5:a4

6.b4-b5+ Kpa6-a5

7.b3-b4x!

В пешечном этюде ввиду ограниченности материала мат является довольно редким финалом. Здесь представлено даже два мата, к тому же эхо-хамелеонных (конечные матовые позиции одинаковые, но расположены они на полях противоположного цвета).

 

№32.

1.e5-e6! b5:a4

2.a5-a6! e4-e3

3.e6-e7 …

Надо ходить пешками строго по очереди

3…. a4-a3

A6-a7 e3-e2

5.e7-e8Л! a3-а2

6.a7-а8Л! …

Превращение одной из пешек вело бы к пату – ничья.

6…. e2-е1Ф+

7.Лe8:е1 a2-а1Ф+

Лa8:а1

с выигрышем.

При превращении одной из белых пешек в ферзя черному королю был бы пат.

Последовательное превращение пешек в ладьи в сочетании с систематическим движением пешек (двух белых и двух черных).

Первоначально этюд был напечатан в такой редакции с более лёгкой формой.

№32а.

В. Коваленко

Вечерний Новосибирск, 1980

Выигрыш

1.Kрd1 b3 2.b7! f3 3.f7! b2 4.b8Л! f2 5.f8Л! b1Ф+ 6.Л:b1 f1Ф+ 7.Л:f1 с выигрышем, так как пат не получился.

Как видно, в более поздней редакции этюда основное внимание уделено систематическому движению пешек строго по очереди.

Раньше был опубликован такой этюд, правда, не претендующий на глубину выражения замысла, с одним слабым превращением в ладью.

№32б.

В. Коваленко

Тихоокеанский комсомолец

(г. Владивосток), 1979

Выигрыш

1.Kpc1 d4! 2.e6! dc 3.dc e3 4.e7 e2 5.e8Л! е1Ф+ 6.Л:е1 с выигрышем.

 

№33.

1.Kpf6-e5! Kpb1-c2

2.Kpе5-d4! …

маневр, известный как «отталкивание короля» - надо не допустить черного короля к полю с6, иначе 2.Kpd5? Kpd3 3.Kpc6 Kpd4 4.Kpb6 Kpd5 5.Kp:a6 Kpc6! 6.Kpa7 Kpc7 7.a6 Kpc8! 8.Kpb6 Kpb8 9.Kpc6 Kpa7 10.Kpd6 Kp:a6 11.Kpe6 Kpa5 12.Kpf6 Kp:a4 13.Kpg7 Kp:a3 14.Kp:h7 Kp:a2 15.Kp:h6 Kpb3 16.Kp:h5 Kpc4 17.Kp:h4 Kpd5 18.Kp:h3 Kpe6 19.Kpg4 Kpf7 ничья

2…. Kpc2-d2

Kpd4-c5 Kpd2-e2

на ферзевый фланг движение короля бесполезно

Kpс5-b6 Kpе2-f2

Kpb6:a6 Kpf2-g2

Kpa6-b6(b5) Kpg2:h2

7.a5-a6 Kph2-g1!

A6-a7 h3-h2

A7-a8Ф h2-h1Ф

10.Фa8:h1+ Kpg1:h1

A4-a5 h4-h3

A5-a6 h3-h2

13.a6-a7 Kph1-g1!

A7-a8Ф h2-h1Ф

15.Фa8:h1+ Kpg1:h1

A3-a4 h5-h4

A4-a5 h4-h3

A5-a6 h3-h2

A6-a7 Kph1-g1

A7-a8Ф h2-h1Ф

21.Фa8:h1+ Kpg1:h1

22.a2-a4! …

ход пешки сразу на два поля, предусмотренный правилами, благодаря чему белые выигрывают темп.

22…. h6-h5

A4-a5 h5-h4

A5-a6 h4-h3

A6-a7 h3-h2

26.a7-a8Ф+

с выигрышем, так как у черных осталась «лишняя» пешка h7.

Синтез нескольких идей. Одна из них (отталкивание короля) известна по этюду

№33a.

И. Майзелис

Выигрыш

1.Kpe6! Kpc3 2.Kpd5! Kpb4 3.Kpc6 Kpa5 4.Kpb7 Kpb5 5.Kp:a7.

Вторая идея – систематическое движение белых и чёрных пешек по линии а и h/

Позже я ввёл в этюд логический элемент – отказ от взятия.

№33б.

В. Коваленко

C5:b6 Kpe6-d6

B6-b7 Kpd6-c7

B5:c6 f4-f3

5.b2-b3! …

5.b4? Kpb8 6.b5 Kpc7 7.b6+ Kpb8 в цугцванге оказываются белые, и они проигрывают

5…. Kpc7-b8

B3-b4 Kpb8-c7

B4-b5 Kpc7-b8

8.f5-b6! …

цугцванг. Черные еще пытаются запатоваться.

8…. f3-f2+

Kpg1:f2 h3-h2

10.c6-c7+! …

точный ход белой пешкой, дающий свободу черному королю

10…. Kpb8:c7 11.Kpf2-g2

с выигрышем.

Идея распатования черного короля синтезирована с пешечным прорывом для образования у белых проходных пешек.

№35.

1.h6-h7+ Kpg8-h8

Kpе4-d4 a4-a3

3.Kpd4-c3 b7-b6!

Kpc3-c2 b6-b5

5.Kpc2-c1! b5-b4

6.Kpc1-b1! b4 b3

7.Kpb1-a1! …

(7.g5? b2 8.Kpa2 b1Ф+! 9.Kp:b1 c3 выигрыш)

7…. c4-c3

G4-g5 c3-c2

пат белым,

2…. b7-b5

Kpb4-c3 a4-a3

Kpc3-c2 b5-b4

5.Kpc2-b1! b4-b3

Kpb1-a1 a3-a2

G4-g5 c4-c3

пат белым,

6…. c4-c3

7.g4-g5 b3-b2+

8.Kpa1-b1! c3-c2+

Kpb1:c2 a3-a2

10.Kpc2:b2 a2-a1Ф+ 11.Крb2:а1

пат черным.

Здесь представлены патовые позиции из ложных следов моих этюдов №2 и №2а.

Дополнительно добавлен пат черному королю (дуплекс-пат).

Этюд представляет переработку моего более раннего этюда с этой идеей запатования белого короля тремя чёрными пешками, расположенными на трёх крайних вертикалях.

№35а.

В. Коваленко

Szachy, 6, 1971

Ничья

1.h7+ Kph8 2.e5 b6! 3.e3! b5 4.e4 b4 5.e6! de 6.e5! b3 7.Kpa1! c2(a2) пат белым;

7…. b2+ 8.Kpb1 c2+ 9.Kp:c2 a2 10.Kp:b2 a1Ф+ 11.Кр:а1 пат черным.

Любопытно геометрическое расположение королей в патовых позициях – на максимальном расстоянии друг от друга, в противоположных углах главной диагонали.

 

№36.

1.Kph2-g3! f5-f4+

2.Kpg3:g4! f4-f3! перекрывая диагональ h1-a8, иначе 2…. b4 3.a6 a3 4.ba b3 5.a7 b2 6.a8Ф b1Ф 7.Фh1+ 3.Kpg4:f3 b5-b4

A5-a6 a4-a3

5.b2:a3 b4-b3!

A6-a7 b3-b2

A7-a8Ф b2-b1Ф

8.Фa8-а6+! Kpf1-g1!

9.Фa6-а7+ Kpg1-h1! 10.Фa7-а8! Фb1-b2

11.Фa8-е4! Фb2-а3+ 12.Kpf3-f2+

с выигрышем.

В этюде использованы геометрические мотивы: маршрут белой пешки а6-а7-а8 затем повторяет белый ферзь.

Этюд представляет переработку следующего моего этюда- миниатюры с пятью фигурами.

№36а.

В. Коваленко

«64», 1976

Выигрыш

1.а7 b2 2.a8Ф b1Ф 3.Фа6+ Kpg1! 4.Фа7+ Kph1! 5.Фa8! Фb2 6.Фе4! с выигрышем.

 

№37.

1.d5-d6! g5-g4

2.Kpd7-c8! g4-g3

D6-d7 g3-g2

D7-d8Ф g2-g1Ф

Фd8-а5х

1…. f5-f4

2.Kpd7-c7! f4-f3

D6-d7 f3-f2

D7-d8Ф f2-f1Ф

5.Фd8-d4+! Kpa7-a8

6.Фd4-а4+ Фf1-а6

7.Фa4-е8+ Крa8-а7

Фe8-b8x.

Плохо на первом ходу играть 1.Крс7? g4! ничья или 1.Крс8? f4 ничья.

Поэтому белым надо обождать с ходом короля и сделать им ход только после того, как чёрные определяться с движением черной пешки.

Если составить алгоритм из первых ходов ложных следов и решения - 1.Kpc7(А)? g4(а)!, 1.Kpc8(В)? f4(b)!, 1.Х! g4(а) 2.Kpc8(В)!, 1…. f4(b) 2.Kpc7(А)!) - то можно заметить, что их комбинация образует задачную тему, известную под названием «тема Банного»

Внедрение задачной тематики в этюдную композицию. Довольно редко встречающая тематика для пешечного этюда

№38.

1.f2:g3+! …

1.hg? fg 2.Kpg2 gf 3.Kp:f2 Kph3 выигрыш 1…. Kph4-h3!

1…. fg 2.Kpg2! с ничьей

2.Kpf1-g1! f4-f3

Kpg1-h1 f3-f2

пат,

2…. f4:g3

3.Kpg1-h1! g3:h2

пат,

3…. g3-g2+

Kph1-g1 g4-g3

H2:g3 Kph3:g3

пат.

В этой пешечной миниатюре скомпоновано три пата белому королю.

На первом ходу надо точно выбрать, какой пешкой взять на g3.

 

№39.

Kpe2-f2 d7-d5

2.a2- a4! d5-d4

A4-a5 d4-d3

A5-a6 d3-d2

5.a6-a7 d2-d1K+!

6.Kpf2-f1 Kd1-e3+

7.Kpf1-e2! Kph1-g1

A7-a8Ф h2-h1Ф

на доске возникло соотношение материала, необычное для пешечного этюда.

9.Фa8-а1+! …

игра в ложном следе 9.Ф:h1+? Kp:h1 10.Kp:e3 Kpg2 11.Kpf4 h5 12.Kpg5 Kpg3! 13.Kp:h5 Kpf4! ведёт только к ничьей по «Рети»

9…. Kpg1-h2!

10.Фa1-е5+! Kph2-h3 11.Фe5-h5+ Kph3-g2 12.Фh5-f3+ Kpg2-h2

13.Фf3-f4+ Kph2-h3

14.Фf4-h6+ Kph3-g2

15.Фh6-g7+ Kpg2-h2 16.Фg7:h7+ …

смысл стратегии белых – уничтожение черной пешки h7!. Теперь белые легко выигрывают после размена ферзей.

Синтез различных идей: превращение пешки в коня, идея «Рети» в ложном следе, игра на выигрыш черной пешки.

 

№40.

1.d6-d7! a3-a2

2.d7-d8C! …

2.d8Ф? а1Ф 3.Фd4+ Kp:b3 Ф:а1 пат

2…. Kpb2:b3

Cd8-f6 Kpb3-a3

4.Cf6-a1! b4-b3

5.Kpd3-c3,

1…. Kpb2:b3

2.d7-d8Л! …

2.d8Ф? а2! 3.Фd4 a1Ф 4.Ф:а1 пат, 2.d8C? Kpa2!

2…. a3-a2

3.Лd8-а8! Kpb3-b2

C4-c5 b4-b3

5.Kpd3-c4!

в обоих случаях с выигрышем белых.

Два варианта с параллельным превращением пешки в слабые фигуры (в ладью и слона), причем после превращения пешки игра продолжается – белым нужно сделать еще несколько точных ходов для выигрыша.

Первым идею параллельного превращения пешек представил французский этюдист Ф. Лазар

 

№40а.

F. Lazard

Sydsvenska Dagbladet Snallposten, 1915

похвальный отзыв

Выигрыш

1.b6 g3 2.f3 g2 3.b7 Kpf2 4.b8C g1Ф 5.Са7 +, 3…. Kph2 4.b8Л! g1Ф 5.Лh8+ Kpg2 6.Лg8+.

Один из немногих этюдов, опередивших намного свое время. Впечатление портит наличие на доске технических пешек по линии а.

В дальнейшем мне вместе с шахматным композитором из Санкт-Петербурга Л.И. Кацнельсоном удалось удлинить вступительную игру к идее Ф. Лазара.

№40б.

Л. Кацнельсон и

В. Коваленко

ЮК «Нона – 50» (Грузия), 1992-1994

похвальный отзыв

Выигрыш

1.Kpc2! d4 2.e7 d3+ 3.Kp:d3! Kpb1! (3…. Kpb2 4.e8Ф а1Ф 5.Фе2+ Кр:b3 6.Фс2х) 4.e8Ф а1Ф 5.Фе1+ Кра2! 6.Ф:а1+ Кр:а1 7.gf Kpb2 8.f7 a2 9.f8C! Kp:b3 10.Cg7 Kpa3 11.Ca1! b3 12.Kpc3! выигрыш,

или 8…. Kp:b3 9.f8Л! а2 10.Ла8! Kpb2 11.c5 b3 12.Kpc4! с выигрышем

 

№41.

1.a3-а4! …

1.bc? b6+! 2.Kp:b6 пат черным, или 1.Кра4? cb пат белым

1…. Kpa8-b8

2.b6:c7+ Kpb8:c7

3.b5-b6+ Kpc7-c6

4.b4-b5+ Kpc6-c5

не выпуская белого короля из «клетки», иначе у белых легкий выигрыш

5.b3-b4x!

Попытка черных блокировать белого короля приводит к неожиданному правильному мату в центре доски одними пешками.

В ложных следах – дуплексный пат.

 

№42.

1.h5-h6 g7-g6!

H6-h5 a3-a2

3.h5:g6 a2-a1Ф+

4.g6-g7+ Kpf8-e8!

4…. Kpf7 пат со связкой пешки.

5.Kph8-g8 Фa1-а2+

начиная лестничное движение

Крg8-h8 Фa2-b2

7.Kph8-g8 Фb2-b3+

Kpg8-h8 Фb3-c3

9.Kph8-g8 Фc3-c4+

Kpg8-h8 Фc4-d4

11.Kph8-g8 Фd4-d5+

Kpg8-h8 Фd5-e5

13.Kph8-g8 Фe5-е6+

Kpg8-h8 Фe6-f6

15.Крh8-g8 Kpe8-d8!

17.h7-h8K! …

замысел этюда. Ход 17.h8Ф? ведёт к мату 17…. Фg6! 18.Фh7 Фе8х. Теперь брать пешку h6 нельзя из-за вилки превращённым конём, поэтому чёрные вынуждены согласиться с ничьей, так как белые пешки становятся опасными.

Вначале я напечатал эту позицию с заданием «выигрыш», но из-за нерешаемости пришлось поменять цвет и задание. Один из технологических приёмов шахматного композитора.

Мне удалось создать вступление, в результате которого вокруг короля создается «клетка» из белых пешек, и закончить этюд превращением пешки в коня.

№42а.

W. van Holzhausen

Chess Monthly, 1895

Выигрыш

1.Фа8 Kpg1 2.Фа7+ Kph1 3.Фb7 Kpg1 4.Фb6+ Kph1 5.Фс6 Kpg1 6.Фс5+ Kph1 7.Фd5 Kpg1 8.Фd4+ Kph1 9.Фе4 Kpg1 10.Фе3+ Kph1 11.Фf3 Kpg1 12.Kp:d2! h1Ф 13.Фg3! Фh2 14.Фе1х!

В дальнейшем число «лестниц» мне удалось увеличить до двух, причем белый ферзь то спускается по ним, то подымается вверх.

№42б.

В. Коваленко

Уральский проблемист

6, 1996, специальный приз

Выигрыш

1.h7 a3 2.h8Ф а2 (теперь ферзём вниз по «лестнице» 3.Фh7+ Kpb2 4.Фg7+ Kpb1 5.Фg6+ Kpb2 6.Фf6+ Kpb1 7.Фf5+ Kpb2 8.Фe5+ Kpb1 9.Фe4+ Kpb2 10.Фd4+Kpb1 11.Фd3+ Kpa1! 12.Kp:d2 b2 (а сейчас вверх) 13.Фd4 Kpb1 14.Фe4+ Kpa1 15.Фe5 Kpb1 16.Фf5+ Kpa1 17.Фf6 Kpb1 18.Фg6+ Kpa1 19.Фg7 Kpb1 20.Фh7+ Kpa1 21.Фh8 Kpb1 22.Фh1x,

1…. b2 2.h8Ф Kpa2 (по другой «лестнице» вниз) 3.Фg8+ Kpa1 4.Фg7 Kpa2 5.Фf7+ Kpa1 6.Фf6 Kpa2 7.Фe6+ Kpa1 8.Фe5 Kpa2 9.Фd5+ Kpa1 10.Фd4 a3 11.Kp:d2 Kpa2 12.Фc4+ Kpa1 13.Фb3! a2 (теперь знакомое лестничное движение белого ферзя вверх) 14.Фс3! Kpb1 15.Фd3+ Kpa1 16.Фd4 Kpb1 17.Фe4+ Kpa1 18.Фe5 Kpb1 19.Фf5+ Kpa1 20.Фf6 Kpb1 21.Фg6+ Kpa1 22.Фg7 Kpb1 23.Фh7+ Kpa1 24.Фh1x.

№43.

1.h5-h6! h3-h2

2.h6-h7 …

игра в случае 2.f4? Kpg8! 3.Kpg6 h1Ф 4.f7+ Kpf8 5.h7 Фc6+ 6.f6 Фе4+ заканчивается для белых плачевно.

2…. h2-h1Ф

3.f2-f4! Фh1-h2

если 3…. Ф:h7, то возникает пат.

4.h7-h8Ф+ Фh2:h8

пат,

3…. Kpf7-f8

Kpg5-g6 Фh1-h4

G4-g5 Фh4-h2

F6-f7 Фh2-h1

7.f5-f6 Фh1-е4+

F4-f5 Фe4-h4

9.h7-h8Ф+ Фh4:h8

пат.

Довольно редкий замысел – два «клеточных» эхо-хамелеонных пата в пешечном этюде!

 

№44.

1.a6-а7! Крb6:а7

2.Kph6-g7! …

идея «Сарычевых-Рети» - выход из «квадрата» пешки. Плохо 2.Kp:h7? f5 3.Kpg6 f4 4.Kpf5 f3 5.Kpe6 f2 6.c7 f1Ф 7.с8Ф Фh3+ с выигрышем по «Ринку». Теперь два варианта по «Рети»:

2…. f7-f5

3.Kpg7-f6! Kpa7-b6

Kpf6:f5

ничья,

2…. h7-h5

3.Kpg7:f7! Kpa7-b6

4.Kpf7-e6! Kpb6:c6

Kpe6-f5

ничья.

Синтез широко известных в шахматной композиции (и особенно в пешечном этюде!) идей в одном этюде:

идея «Сарычевых-Рети» (второй ход белых с выходом из квадрата черной пешки),

идея «Ринка» (выигрыш ферзя). Здесь эта идея представлена в ложном следе,

идея «Рети» движение белого короля на две цели с задержанием черных пешек в двух вариантах.

Каждая из перечисленных тем неоднократно встречалась в шахматных этюдах, в том числе, и пешечных.

Ниже приводятся этюды, в которых эти темы были впервые представлены

№44а.

А. и К. Сарычевы

Шахматный листок, 1928-II,

похвальный отзыв (исправление, 1950)

Ничья

1.Крс8! … (выход из квадрата чёрной пешки) 1…. b5 2.Kpd7! b4 3.Kpd6! Cf5 4.Kpe5 Cc8 5.Kpd4 ничья.

Одна из известных малюток в мире шахматного этюда. Одновременно был напечатан такой этюд

№44б.

R. Reti

Сборник этюдов, 1928

Ничья

 

1.Kpg6 h5 2.Kp:g7! … (выход из квадрата чёрной пешки) 2…. h4 3.Kp:f6 Kpb6 4.Kpe5! h3 5.Kpd6 ничья,

1… Kpb6 2.Kp:g7! f5 3.Kpf6! f4 4.Kpe5 f3 5.Kpd6 ничья.

Белый король, вместо того, чтобы быть в квадрате черных пешек, еще больше удаляется от них. Затем белые добивается ничьей по «Рети».

Парадоксальный замысел!

№44в.

H. Rink

R. Reti

Ostrava Morgenzeitung, 1921

Ничья

1.Kpg7! h4 2.Kpf6! Kpb6 3.Kpe5 h3 4.Kpd6! ничья.

Это, пожалуй, самая известная сверх-малютка в истории шахматной композиции.

Рихард Рети был не только одним из сильнейших шахматистов своего времени, но и хорошим, остроумным этюдистом.

№45.

1.Kpg7-f7! …

вместо того, чтобы задержать пешку, король выходит из квадрата черной пешки. Неспешное продолжение 1.Крg6? Kp:b6 2.Kpf5 Kpc7 3.Кре6 Крd8 ведет к ничьей. 1…. e7-e5

2.Крf7-е6! …

бросаясь в безнадежную погоню

2…. e5-e4

Kpe6-d5 e4-e3

4.Kpd5-c5! …

меняя маршрут движения

4…. e3-e2

A2-а4 e2-е1Ф

6.a4:b5x!,

5…. b5:a4

6.b4-b5+ Kpa6-a5

7.b3-b4x!

Синтез двух матов из этюда №31 с идеей Сарычевых-Рети. Это позволило представить указанную тему в пешечном этюде на выигрыш.

Этот и предыдущий мои этюды были опубликованы в статье, посвященной развитию этой темы, как отклик на статью М. Зинара, в которой впервые исследованию подверглась идея Сарычевых-Рети.

 

№46.

1.g5-g6! b4-b3!

G6-g7 b3-b2

3.g7-g8K+! Kpe7-f8

4.e6-e7+ Kpf8-f7

5.e5-e6+ Kpf7-e8

6.Kg8-f6+ Kpe8:e7

7.Kf6-d5+ Kpe7-e8

Kd5-c3

выигрыш.

Превращенный белый конь с поля g8 успевает задержать проходную пешку на поле b2!

 

№47.

1.Крf5-е6! a4-а3

2.Kpe6-d7! …

c двумя тематическими вариантами:

2…. Kpa8-b7

3.c2-c4! a3-a2

C4-c5 a2-a1Ф

5.c5-с6+! Kpb7-a8

6.b6-b7+ Kpa8-a7

7.b7-b8Ф+! …

первая жертва превращенного ферзя

7…. Kpa7:b8

8.c6-c7+ Kpb8-a7

9.b5-b6+ Kpa7-a6

10.c7-c8Ф+ Kpa6:a5

11.Фc8-a8+ выигрыш,

2…. Kpa8-b8

3.a5-a6! a3-a2

4.a6-a7+ Kpb8-b7

5.a7-a8Ф+! …

вторая жертва превращенного ферзя на соседнем поле

5…. Крb7:а8

Крd7-с7 a2-а1Ф

7.b6-b7+ Kpa8-a7

8.b7-b8Фх.

Синтез двух вариантов с жертвой превращенного ферзя в пешечном этюде.

 

№48.

1.h5-h6! a4-a3+!

Kpb2-b1 c4-с3

3.g6-g7! …

c тремя вариантами:

3…. a3-a2+

Kpb1-a1 Kpe6-f7

5.g5-g6+ Kpf7-g8

6.h6-h7+ Kpg8:g7

7.h7-h8Ф+ Kpg7:h8

8.g6-g7+ Kph8:g7

пат белым;

3…. c3-c2+

Крb1-с1 Kpe6-f7

5.g5-g6+ Kpf7-g8

6.h6-h7+ Kpg8:g7

7.h7-h8Ф+ Kpg7:h8

8.g6-g7+ Kph8:g7

пат белым;

3…. Kpe6-f7!

4.g5-g6+! …

4.Kpa1? c2! 5.g6+ Kpe7! 6.g8Ф с1Фх

4…. Kpf7-g8

5.Kpb1-a1! b3-b2+

5…. с2 6.h7+ Kp:g7 7.h8Ф+ Kp:h8 8.g7+ Kp:g7 пат белым

Kpa1-b1 b4-b3

7.h6-h7+ Kpg8:g7

8.h7-h8Ф+ Kpg7:h8

9.g6-g7+ Kph8:g7

пат белым,

6…. c3-c2(a3-а2)+

7.Крb1:с2(а2) b4-b3+

8.Kpc2(a2)-b1 a3-a2(c3-c2)+

9.Kpb1:b2 a2-a1(c2-c1)Ф+

10.Крb2:а1(с1) b3-b2+

Kpa1(c1):b2

пат черным.

Четыре разных пата белому королю на трех смежных полях а1, b1, c1 плюс пат черному королю.

 

№49.

Этюды – близнецы.

А) диаграмма.

1.Kpd2-c1! c5-c4

A3-a4 c4-c3

A4-a5 c7-c5

A5-a6 c5-c4

A6-a7 c3-c2

6.Kpc1:c2! c4-c3

7.Kpc2-b3! c3-c2

A7-a8Ф c2-с1Ф

9.Фa8:а2х!

не выигрывает 9.Фh8+? Kpb1 10.Фh7+ Kpa1 11.Фg7+ Kpb1 12.Фg6+ Kpa1 13.Фf6+ Kpb1 14.Фf5+ Kpa1 15.Фе5+ Крb1 16.Фе2 а1К+! ничья.

Б) п .а3 переставить на b5.

1.Kpd2-c1! c5-c4

Kpc1-c2 c4-c3

3.Kpc2-c1 c7-c5!

B5-b6 c5-c4

B6-b7 c3-c2

6.Kpc1:c2! c4-c3

7.Kpc2:c3! Kpa1-b1

8.b7-b8Ф+.

В) п .а3 переставить на h3.

1.Kpd2-c1! c5-c4

H3-h4 c4-c3

3.h4-h5 c7-c6!

H5-h6 c6-c5

H6-h7 c5-c4

6.h7-h8Л!

с выигрышем.

Превращение в ферзя ведёт к пату со связкой пешки.

Синтез разнообразных методов выигрыша в пешечной миниатюре (превращение в слабую фигуру, мат чёрному королю, превращение в ферзя с шахом), создаваемых за счет близнецов. Довольно редкий вид синтеза.

 

№50.

1.d2-d3! …

плохо 1.Крс2? a6 2.d5 ed 3.d4 b5 4.Kpc1 b4, белые в цугцванге и вынуждены выпустить чёрного короля из угла доски, или 2.d3 b5! 3.d5 e5 4.d6 b4 5.d7 b3+ 6.Kp:b3 Kpb1 7.d8Ф а1Ф 8.Ф:а5 Фа2+ 9.Крс3 Фс2+ 10.Kpb4 Фd2+ c выигрышем.

1…. a7-а6

2.d4-d5! e6:d5

2…. b5 3.de b4 4.Kpc2 b3+ 5.Kp:b3 Kpb1 6.e7 a1Ф 7.е8Ф Фа2+ 8.Крс3 =

3.d3-d4! b6-b5

4.Kpc1-c2! …

в цугцванге чёрные!

4…. b5-b4

5.Kpc2-b3! Kpa1-b1

пат белым,

или

4.… b5:a4

Kpc2-c1 a4-a3

Kpc1-c2 a5-a4

Kpc2-c1 a6-a5

Kpc1-c2

пат черным.

Этюд с дуплексным патом.

Первый вариант решения этюда представляет углубление лаконичного патового наброска Г. Ринка

№50а

H. Rink

Конкурс шахматного клуба в Будапеште

1911-1912

1 почётный отзыв

Ничья

1.Kpg3 h5 2.e4 Kpg1 3.e5! de пат

 

№51.

1.с6-с7! g5-g6

C5-c6 h7-h6

C4-c5 g6-g5

H4:g5 h6:g5

C3-c4 Kpc8:c7

иначе после 6.с3 – пат

6.c2-с3! Kpc7-c8!

7.c6-c7! …

начинается второй раунд движения белых пешек

7…. g5-g4

C5-c6 g4-g3

9.c4-c5 Kpc8:c7!

9…. g2 10.c4 c патом

10.c3-с4 Крc7-с8!

11.c6-с7 …

третья фаза движения пешек

11…. g3-g2

C5-c6 Kpc8:c7

12…. g1Ф 13.с5 Ф~ пат)

13.c4-c5 Kpc7-c8!

14.c6-c7 …

четвертая фаза, но ряды белых пешек заметно поскудели

14…. Крc8:с7

15.c5-с6 Крc7-b6!

16.c6-c7! g2-g1Ф

17.c7-с8Ф Фg1-g2+

18.Kpa8-b8 Фg2-g3+

19.Kpb8-a8 Фg3-f3+

20.Kpa8-b8 Фf3-f4+

21.Kpb8-a8 Фf4-е4+

22.Крa8-b8 Фe4-е7!

23.а7-a8К+! ….

(23.а8Ф? Фd6+) – ничья.

Систематическое движение пешек заканчивается превращением пешки в коня.

Заключительная фаза этого этюда в более легкой форме позже представлена в таком этюде

№51а.

В. Коваленко

Sach – profil (Словакия), 11, 1996

2 почетный отзыв

Ничья

1.a6! Kpb6! 2.a7 Kpc7 3.c4! g3 4.c5 g2 5.c6 Kpb6! 6.c7! g1Ф 7.с8Ф Фg2+ 8.Kpb8 Фg3+ 9.Kpa8 Фf3+ 10.Kpb8 Фf4+ 11.Kpa8 Фе4+ 12.Kpb8 Фе7! 13.а8К+! ничья.

 

№52.

1.a2-a4! …

надо скорее образовывать проходную пешку для отвлечения черного короля, иначе черные успевают забрать пешку е2 1.Kpd8? Kpd4 2.Kpc7 Kpc3 3.Kpb6 Kpd2 и т.д.

1…. Kpe5-d4!

2.b3-b4! Kpd4-c4

3.a4-a5! b6:a5

B4:a5 Kpc4-b5

5.Kpe8-d7! …

только в эту сторону. Маршрут короля к пешке h5 - 5.Kpf7? Kp:a5 6.Kpg6 Kpb4 7.Kp:h5 Kpc3 8.Kpg4 Kpd2 9.Kpf3 Kpe1 10.Kp:e3 Kpf1 11.Kpf3 Kpg1 12.e4 Kp:h2 13.Kpf2 Kph1 14.е5 h2 15.e6 h3 16.e7 пат - ведет к ничьей из-за отсутствия на доске этой пешки.

5…. Kpb5:a5

6.Kpd7-c6! …

отталкивая короля. 6.Kpd6? Kpb6 7.Kpd5 Kpc7 8.Kpe4 Kpd6 9.Kp:e3 Kpe5 ведёт к ничьей.

6…. Kpa5-b4

Kpc6-d5 Kpb4-c3

Kpd5-e4 Kpc3-d2

9.Kpe4-f3! Kpd2-e1!

10.Kpf3:e3 Kpe1-f1!

11.Kpe3-f3! Kpf1-g1!

путь черного короля к пешке h2 лежит через поля e1, f1 и g1!

E2-e4 Kpg1:h2

13.Kpf3-f2! Kph2-h1

E4-e5 h3-h2

E5-e6 h4-h3

E6-e7 h5-h4

17.Kpf2-e2! …

17.e8Ф? пат, а поле е3 королём занимать нельзя, так как в дальнейшем оно понадобится для ферзя

17…. Kph1-g1

E7-e8Ф h2-h1Ф

19.Фe8-е3+! Kpg1-h2

20.Фe3-f4+ Kph2-g2

Фf4-f2x

эполетный мат.

Тонкий этюд с маневрами королей через всю доску и ложным следом со взятием черной пешки. В действительной игре ход этой чёрной пешки, оставленной на доске, дает белым дополнительный темп для движения своей пешки.

Созданию этого трудного этюда предшествовала моя работа над композициями с аналогичными матовыми финалами (эполетный мат) и аналогичным расположением белых и чёрных пешек.

№52а.

В. Коваленко

Ceskoslovensky Sach, 1975, (исправление)

Выигрыш

1.Kpd2 Kpb2 2.Kpd3 Kpc1 3.Kpe4 Kpd2 4.Kp:f4 Kpe2 5.Kpe4 Kpf2 6.f4 Kpg2 7.Kpe3! Kp:h2 8.Kpf2! Kph1 9.f5 h2 10.f6 h3 11.f7 h4 12.Kpe2(e3)! Kpg2 13.f8Ф h1Ф 14.Фf2x.

В этюде №52а на 12-ом ходу возможна небольшая органическая дуаль – движение короля на два поля. Эта дуаль устранена в следующем этюде после перемещения белого короля на поле f1.

№52б.

В. Коваленко

Tidsrift for Schach (Швеция), 2, 1979

Выигрыш

1.Kpg3 h4+ 2.Kpf3 Kpg1 3.Kpe2! Kp:h2 4.Kpf1! h5 5.a3! h6 6.a5! ba 7.a4! … (взаимный цугцванг в пользу белых) 7…. Kph1 8.f4 h2 9.f5 h3 10.f6 h4 11.f7 h5 12.Kpe2! Kpg2 13.f8Ф h1Ф 14.Фf2x.

Решающим фактором для победы является взаимный цугцванг, создаваемый белыми за счёт движения пешек по линии а.

Из этих примеров видно, что для составления одного этюда часто шахматному композитору требуется не один десяток лет и «перебрать» добрую дюжину позиций.

 

№53.

1.Kpe2-f3! h6-h5!

1…. Kpc8 2.Kpg4! Kpd7 3.Kpf5 Kpc8 4.Kpe6 g4 5.Kpd6 g3 6.Kpc6 g2 7.b7x

2.Kpf3-e4! Kpb7-c8

2…. g4 3.Kpd5 g3 4.Kpd6 g2 5.Kpd7 g1Ф 6.с8Ф+ Kp:b6 7.Фа6+ Крс5 8.Фа7+ и 9.Ф:g1, 2…. h4 3.Kpd5 h3 4.Kpd6 h2 5.Kpd7 h1Ф 6.с8Ф+ Kp:b6 7.Фс6+ Ф:с6+ 8.bc g4 9.c7 3.Kpe4-f5! h5-h4!

4.Kpf5-e6! …

белый король по маршруту е2-f3-e4-f5-e6 совершил «змейку» - одна из геометрических идей в шахматном этюде 4…. h4-h3

Kpe6-d6 h3-h2

6.b6-b7+! Kpc8:b7

Kpd6-d7 h2-h1Ф

8.c7-с8Ф+ Крb7-а7!

9.Фc8-с5+! Kpa7-b8

10.Фc5-с7+ Крb8-а8

11.Фc7-с6+ Фh1:с6+

12.b5:c6.

Геометрическое движение короля в пешечном этюде.

№54.

1.g2-g3+ …

1.g4? a3 2.Kpf5 a4 3.Kpf4 h5 4.g5 h6 5.Kpf5 hg! – в цугцванге белые.

1…. Kph4-h5

2.Kpf4-f5! a4-a3

3.g3-g4+ Kph5-h4

Kpf5-f4 a5-a4

Kpf4-f5 h6-h5

G4-g5 h7-h6

7.Kpf5-f4! h6:g5+

8.Kpf4-f5! …

в цугцванге черные

8…. g5-g4

Kpf5-f4 g4-g3

H2:g3x

Красивый мат одной пешкой.

В задачной композиции этот пешечный мат известен давно.

Первое самое экономичное и изящное представление этой темы в этюде показано в следующем произведении конца 19 века

54а.

I. Votruba

Wiener Schachzeitung, 1887

Выигрыш

1.g6! fg+ 2.Kp:f6 g5 3.Kpf5 g4 4.hgx

При составлении своего этюда я исходил из соображения, что в этой матовой комбинации необходимо дать возможность сделать ход черному королю, как тематической фигуре.

№55.

1.f5-f6+! …

1.d7? g1K! 2.f6+ Kph7! 3.d8Ф Kf3x

1…. Kpg7-f7!

2.d6-d7 g2-g1K!

3.d7-d8K+! Kpf7-e8

4.f6-f7+ Kpe8-f8!

5.Kd8:e6+ Kpf8:f7

Ke6-d4 Kpf7-e8

B5-b6 Kpe8-d7

B6-b7 Kpf7-c7

9.b7-b8Ф+! Kpc7:b8

10.Kd4-c6+! Kpb8-c7

11.Kc6-e5! Kpc7-d6

12.Ke5:g6.

Взаимное превращение пешек в коней с последующей игрой, направленной на уничтожение черной пешки g6.

Позже в этюде был обнаружен дефект – нерешаемость. Этюд исправлен добавлением пешки b4.

№56.

A4-а5 e6-е5

A5-а6 e5-е4

3.a6-а7 e7-е5!

4.a7-а8Л! …

превращение в ферзя 4.а8Ф? ведет к пату со связкой пешки е4

4…. e4-e3

5.Лa8-а4! e3- е2+

Крf1:е2 e5-e4

Kpe2-f1 e4-e3

8.Лa4-е4 e3-е2+

9.Крf1-f2 e2-e1Ф+

Лe4:е1х

Известное превращение пешки в ладью и последующим матом чёрному королю.

№57.

1.e2-е3! Kph1-g1

D2-d3 Kpg1-f2

E3-e4 d5:e4

D3:e4 Kpf2-e3

E4-e5 Kpe3-e4

E5-e6 Kpe4-e5

7.e6-e7 Kpe5-f4!

8.e7-e8K! …

8.e8Ф? пат,

7…. Kpe5-f6!

8.e7-e8Л! …

8.e8Ф? пат или 8.е8К? Kp:g6 ничья.

Для выигрыша белые превращают пешку в ладью и коня в двух вариантах.

Аналогичные превращения пешки представлены в следующем этюде, но для реализации замысла выбрана форма близнецов.

№57а.

М. Зинар

64 – Шахматное обозрение, 11, 1985

Выигрыш

А ) диаграмма.

1.е5 Кре4 2.е6 Кре5 3.е7 Kpf6 4.e8K+! с выигрышем.

Б) Крh5 переставить на а5.

1.е5 Кре4 2.е6 Кре5 3.е7 Kpf6 4.e8Л! с выигрышем.

 

№58.

Kph4-g5 a4-a3

H3-h4 a3-a2

H4-h5 a2-a1Ф

H5-h6 Фa1-h1

5.h6-h7! Фh1:h7

пат;

5…. Kpf8:f7

H7-h8Ф Фh1:h8

пат;

5…. b5-b4

Kpg5-g6 b4-b3

G4-g5 b3-b2

8.h7-h8Ф+ Фh1:h8

эхо-пат;

вторая группа вариантов возникает после взятия белой пешки на первом ходу

1…. Kpf8:f7

H3-h4 a4-a3

H4-h5 a3-a2

H5-h6 Kpf7-g8

Kpg5-g6 a2-a1Ф

6.f6-f7+ Kpg8-f8

H6-h7 Фa1-h1

G4-g5 Фh1-h4

9.h7-h8Ф+ Фh4:h8

пат;

5…. a2-a1Л!

6.f6-f7+ Kpg8-f8

7.g4-g5! …

плохо 7.Kph7? Kp:f7 8.g5 Ла8 9.g6+ Kpf6 10.g7 Kpg5 с выигрышем.

7…. Лa1-h1

7…. b3 8.Kph7 Kp:f7 9.g6+ Kpf6 10.g7 Ла8 11.g8Ф+ 12.Л:g8 Kp:g8 b2 13.h7 b1Ф 14.h8Ф+ ничья

8.Kpg6-h7! Лh1-h5!

8…. b3 9.g6 Л:h6+ 10.Kp:h6 b2 11.Kph7 b1Ф 12.g7+ Kp:f7 13.g8Ф+ ничья

G5-g6 Лh5-g5

10.g6-g7+ Kpf8:f7

11.g7-g8Ф+ Л:g8

пат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.711 с.)