Курский край под властью золотой орды и великого княжества Литовского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курский край под властью золотой орды и великого княжества Литовского



"Тринадцатый век, - отмечал историк Л.Н. Гумилев, - без сомнения, является наиболее сложным столетием русской истории". Это - последний век существования Киевской Руси. Княжеские междоусобицы продолжались. Игорь Святославич, герой "Слова о полку Игореве", ставший в 1198 г. князем черниговским, поставил себе целью расправиться с Киевом. Он договорился о совместном союзе со смоленским князем Рюриком Ростиславичем и призвал на помощь половцев. Уже после смерти Игоря /1202 г./ Рюрик, князь смоленский, вместе с Ольговичами взяли Киев в бою, в январе 1203 г. Была разрушена древняя Десятинная церковь и Киево-Печерская лавра, сам город был сожжен. Своего былого величия Киев больше не смог возродить после рокового 1203 г. Объясняя причины падения Киевской Руси, Л.Н. Гумилев предполагает, что слишком мало осталось на Руси к этому времени людей, обладавших "пассионарностью". И потому - "не было инициативы, не пробуждалось способности жертвовать личными интересами ради интересов своего народа и государства. В таких условиях столкновение с сильным противником не могло не стать для страны трагичным"

Таким страшным врагом для Руси стали в XIII в. монголо-татары. Захватив Китай, покорив государства Средней Азии и Закавказья, они приближались к русским границам. Половцы, обнаружив у себя в тылу монголо-татар, отступили к западу и попросили помощи у русских князей. На помощь половцам пришли три сильнейших князя Руси: Мстислав Удалой из Галича, Мстислав Киевский и Мстислав Черниговский. Рядом с воинами Мстислава Галицкого стояли и дружины курского князя Олега. Монголы не стремились к войне с Русью, однако, когда монгольские послы предложили русичам разорвать союз с половцами и заключить мир, то верные союзническим обязательствам русские князья отвергли эти предложения. Более того, монгольские послы были убиты по их приказу.

Это вероломство по отношению к парламентерам означало начало войны. В битве на р. Калке 80-тысячная русско-половецкая армия была разбита 20 тысячами монголо-татар. Сказалось отсутствие всякой организации и единства у русских войск. Мстислав Удалой и "младший" князь Даниил, первыми вступившие в бой, первыми же бежали на резвых конях за Днепр, первыми оказались в ладьях, а, чтобы монголы их не догнали, они порубили другие ладьи, обрекая на гибель своих соратников. Спасся и курский князь Олег. Мстислав Черниговский, отступая по стели, не оставил заслона, и монголы легко настигали русских и рубили их. Воины Мстислава Киевского были окружены монголами и сдались в плен с условием, что ни одной капли русской крови не прольется. Монголы "сдержали слово": связанные русские пленники были положены на землю, сверху был сооружен настил из досок, на котором пировали победители.

Но и самих победителей первой встречи монголов с русскими ожидал разгром. Возвращаясь, монголы наткнулись на волжских булгар и были ими разбиты во время переправы через Волгу.

Жестокий урок Калки не был воспринят русскими князьями, усобица не утихала. В 1226 г. курский князь Олег вступил в борьбу с суздальским князем Юрием Всеволодовичем. Для их примирения потребовалось вмешательство митрополита Кирилла. А в 1228 г. курские дружины принимали участие в войне киевских и черниговских князей против галицкого князя Даниила и в осаде города Каменца.

Новый "великий поход на Запад" монголо-татар против половцев в 1237 г. вовлек в орбиту военных действий и Русь. Жестоко поплатились рязанцы за отказ дать войску хана Батыя лошадей и продовольствие: город был сожжен, жители убиты. Такая участь выпала и владимирцам, решившим оборонять свой город. Были захвачены окраины Смоленского и Черниговского княжеств. Южная Русь подверглась нападению в новом походе монголо-татар весной 1239 г. Города, не подчинившиеся монголам до первой татарской стрелы, были разорены и сожжены. Не устояли Курск, Дмитриев, Льгов. В наше время при прокладке газопровода в районе Красной площади в г. Курске были обнаружены останки людей. Длина захоронения около 10 метров, толщина - около 0,5 м.

Археолог Ю.А. Липкинг высказал предположение, что захоронение относится ко времени Батыева набега на юг Руси. Батый взял также Чернигов, а затем и Киев. Далее путь монголов лежал через Волынь, Венгрию, Польшу и Чехию к Адриатическому морю.

Однако далеко не все русские города подверглись разорению. Так, богатый Углич смог договориться и откупиться от монголов. Устоял и древний Рыльск, хотя Тверская летопись сообщает о гибели в 1240 г. князя Мстислава рыльского, убитого татарами.

Современные историки, рассматривая события той эпохи в контексте мировой истории, пытаются отойти от консервативно-традиционного определения похода Батыя как завоевания Руси и установления монголо-татарского ига. Так, Л.Н. Гумилев утверждает, что "есть все основания считать поход Батыя набегом кочевников, хотя и грандиозного масштаба". Ни о каком монгольском завоевании не было и речи. Гарнизоны монголы не оставляли, своей постоянной власти не думали устанавливать."13 Не слишком убедительным представляется и довод о том. что Русь могла бы устоять перед монголо-татарами, если бы не раздоры князей. Ведь "кочевой империи" Чингисхана и его преемников под давлением численного военного превосходства покорились земледельческие цивилизации Китая, Средней Азии, Кавказа, Восточной Европы. Включив русские земли в состав Золотой Орды, ее правители частично сохранили всю систему управления. сложившуюся до их набега на Русь. В течение 20 лет после похода Батыя северные русские земли не платили никаких налогов, податей или дани. В южных городах были посажены ханские наместники - баскаки для сбора дани и надзора над князьями.

Вместе с тем, монголо-татарское завоевание привело к длительному хозяйственному и культурному упадку русских земель. По данным историков, из 74 известных по археологическим раскопкам городов Руси XII-XIII вв. 49 были разрушены захватчиками, в 14 из них жизнь не возродилась, 15 - стали селами. В Курском крае более не возродились города Изяслав на Райковском городище, Римов, Гочев, Беседино, Липецк.

В Курском княжестве баскачество было установлено в 1257 г. Никоновская летопись под 1283 г. рассказывает о темнике Ахмате, сыне Темира, который откупил у крымских татар право на сбор дани и, как пишет летописец, "делал великую тягость всем людям в Курском княжении". Для удобства сбора дани Ахмат построил две слободы. По предположениям краеведов, Ахматовы слободы находились неподалеку от Курска: одна - на р. Рати в 18 км к юго-востоку от города /на месте Бесединского городища/, а другая слобода - на берегу Сейма напротив нынешнего села Лебяжье.

Лаврентьевская летопись рассказывает о том, что князь рыльский и воргольский Олег вместе со своим родственником, липецким князем Святославом, отправились в Золотую Орду к Телебуге - хану, давнему сопернику хана Ногая, с жалобой на баскака Ахмата. Телебуга дал Олегу отряд татар и велел им уничтожить слободы. В отсутствие Ахмата Олег разорил слободы, татары разбежались, но, по настоянию Ахмата, хан Ногай послал на Курск сильную рать с приказом: "Все взять!" Три недели татары опустошали владения Олега и Святослава, взяли в плен множество людей, в том числе и 13 старейших бояр. Лютый баскак казнил бояр, повесив их трупы по деревьям, а отрубленные головы и правые руки татары долго возили по селам и городам для устрашения населения.

Вместе с тем, восстание русских против Ахмата привело к тому, что ханы Золотой Орды не решались посылать сюда своих баскаков, а поручали сбор дани русским князьям.

Ограничение связей Руси с Западом, насильственное, неограниченное включение русских земель в мир политических отношений, сложившихся в "кочевой империи" монголов, повлияли на внутреннее развитие русских земель. Под властью ордынских ханов продолжалось дробление княжеств, ханы даже поощряли усобицы князей. Власть Орды создавала серьезные проблемы для русского общества, уродливо деформировала многие государственные установления и устройства.

Вместе с тем, взаимоотношения Руси с Ордой были не только враждебными, не только сводились к военному противоборству или господству-подчинению. Господство ига не должно заслонять и обретений Руси, купленных, правда, дорогой ценой: усиления самобытности русской культуры, опыта сосуществования с иноверцами и иноплеменниками.

Из внутренних причин экономического, политического, культурного характера вырастали и объединительные тенденции, проявившие себя в XIV-XV вв. Спасительным прибежищем и лучом надежды для русских людей в трудные времена лихолетья всегда являлись его духовность, обращение к истокам православной веры.

Именно к этим трудным для русских временам относится и предание о чудесном обретении иконы Божией Матери, так называемой Курской Коренной чудотворной иконы "Знамение". В рукописи "Повесть о граде Курске и о Знаменской иконе Божией Матери" рассказывается, что во времена нашествия монголо-татар на месте г. Курска и его окрестностей произрастали густые леса и жители окрестных городов и сел ходили сюда охотиться на диких зверей. Так, 8 сентября 1295 г. рыльский охотник нашел в 27 верстах от Курска на берегу р. Тускари икону, лежавшую на корнях дерева ликом вниз. Икона представляла изображение Богоматери с поднятыми руками, несущей Христа. Такое изображение Богоматери получило широкое распространение в XI-XII вв. как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако их название - "Знамение" - известно только на русской почве. Изображение на Курской иконе подобно изображению древнейшей русской иконы - Новгородской "Знамение". Первое чудо совершилось тотчас же: как только охотник поднял святую икону, из того места, где она лежала, с силой забил источник чистой воды.

Зверолов построил небольшую часовню и в ней поставил икону Богоматери. Жители Рыльска, узнав об этом чудесном обретении, стали посещать эти места и икону, которая все более становилась известна своими чудотворениями. Рыльский князь Василий Шемяка приказал принести ее в Рыльск. Жители встречали икону с почетом, однако князь неожиданно отказался ее встретить, так как "мало сочувствовал народу в благоволении к дару Божию", за что, как утверждает предание, поражен был слепотой. Он осознал свою вину, раскаялся и после молитвы перед иконой прозрел. В благодарность за исцеление князь построил церковь в честь Рождества Богородицы, где и была установлена чудотворная икона. С того же времени был установлен и праздник в честь чудесного обретения иконы «Знамение».

Последующая судьба чудотворной иконы, ставшей одной из наиболее почитаемых на Руси икон, драматична и неразрывна с историей Курского края и историей России. Предание повествует о том, что икона не осталась в Рыльске, а чудесным образом возвратилась на место явления своего. Там для нее была построена часовня, где проводил богослужения рыльский священник, по прозванию Боголюб. В 1383 г. татары, напав на Курскую землю, сожгли часовню, увели в полон священника, а икону раскололи на две части, бросив одну половинку тут же на месте, а другую отнесли за версту. Боголюб, находясь в плену у крымских татар, не забывал образа Пресвятой Богородицы и, пася овец; распевал псалмы в ее честь. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали эти песнопения и, узнав о русском священнике, выкупили его из плена. Боголюб, вернувшись на место разрушенной часовни, в кусте цветов нашел одну половинку икону, а неподалеку и другую. Сложив обе половинки вместе, он увидел, как они чудесным образом срослись. Только капельки росы появились на месте их соединения. На месте явления иконы священник построил новую часовню.

Слава о чудотворной иконе разнеслась по Руси, достигла и Москвы. В 1597 г. царь Федор Иоаннович повелел сделать вокруг иконы особую кипарисную доску с изображением ветхозаветных пророков, а его жена царица Ирина Федоровна (сестра Бориса Годунова) украсила икону пеленой из красного атла- са, расшитой собственноручно золотом и драгоценными камнями. В том же 1597 г. икона была возвращена к месту своего явления, где по велению Федора Иоанновича были построены две церкви - одна в честь Рождества Богородицы, а другая, у самой р. Тускари, в честь Живоносного Источника, открывшегося при явлении иконы. От явления иконы при корне дерева сама икона называется Курская Коренная чудотворная икона Богоматери «Знамение».

На месте часовни тем же указом Федора Иоанновича в 1597 г. был заложен монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, именуемый Коренная пустынь. В православии пустынью называют особый тип самостоятельного монастыря, основанного на отшибе от людей, в лесу и т.п., и живущего по очень строгому монастырскому уставу. В монастырских летописях сохранились записи о чудесах, совершаемых чудотоворной иконой. Среди исцеленных слепых и хромых есть и рассказ о том, что во время большого голода в 1601 г., в царствование Бориса Годунова, жители города Курска и его окрестностей пользовались обильным урожаем и снабжали другие города. При очередном набеге на курские земли крымские татары подожгли церковь в Коренной пустыни, но, видя, что она не загорается, в страхе бежали. Из-за частых набегов татар на южные земли икона была перенесена в Курск, а в Коренной поставлен точный список с нее.

Икона Курской Коренной Божией Матери "Знамение" появится в истории России и в лихолетье "великой смуты" начала XVII в., и в Отечественной войне 1812 г. В 1898 г. молодые богоборцы во главе с будущим изобретателем Анатолием Уфимцевым организовали взрыв в Знаменском соборе Курска, где хранилась чудотворная икона, однако икона не пострадала. В гражданскую войну икона была увезена вместе с белой эмиграцией за границу, находилась то в Сербии, то в Германии. Последнее ее прибежище - Синодальная церковь Знамения Божией Матери Русской Православной Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. В 1989 г. этой церковью в дар Коренной пустыни был передан список с чудотворной иконы.

Икона Коренной Божией Матери "Знамение", как и другие древнерусские иконы XII-XIV вв., поражает удивительной способностью выражать сущность бытия, единство мудрости, красоты и постоянства. Древнерусское иконописание обладает способностью возвысить человека духовно, проникнуть в его подсознание, изменить физическое и моральное состояние человека. Именно в этом смысле историки воспринимают понятие "Чудотворная"/

В XIV в. южные и западные земли Руси постепенно освободились от ордынского ига, чему способствовало объединение этих земель под властью литовского князя Гедимина /1315-1339 гг./. Еще в XIII в. литовские князья подчинили себе Полоцкое княжество, а затем Смоленское, Волынское и Киевское княжества и Северские земли. В 1355 г. бассейны рек Десны и Сейма вместе с Курском, Путивлем и Рыльском были захвачены литовским князем Ольгердом, использовавшим междоусобную борьбу чернигово-северских князей. С конца XIII в. в русских летописях Курское княжество не упоминается около ста лет. Историки собрали немного сведений об этом времени.

Так, С. Соловьев сообщаете великом море на Руси в 1351 г., охватившем Псковско-Новгородские, Смоленские, Киевские и Чернигово-Северские земли. Он отмечает, что в г. Глухове не осталось ни одного человека. А в 1414 г. по всей Руси, в том числе и в Северских землях, прошла тяжелая болезнь - костолом.17 Только между 1377 и 1392 гг. в Новгородской летописи в списке русских городов называется "Куреск на Тускари".

Литовско-русское государство было довольно редкой формой политического сотрудничества формирующихся народностей. Во многих из русских земель, вошедших в состав Великого княжества Литовского, продолжали править потомки Ярослава Мудрого, в иных землях власть перешла к литовским князьям. И те, и другие были подвластны великому князю литовскому, зависели от него и не пользовались столь широкой автономией, как северо-западные русские княжества. Однако литовские князья, потомки Гедимина, стали правителями державы, населенной преимущественно восточными славянами, древнерусский язык был официальным, государственным языком. Наряду с законами и обычаями литовскими сохранялись и вековые традиции Древней Руси. Подчинение Литве не было сопряжено с национальными и религиозными притеснениями. Южнорусская культура, не утратив своей самобытности, приобрела и некоторые черты культуры Запада. Литовские князья XVI в. Гедимин Ольгерд /1341-1377 гг./, их ближайшие родственники были православными, не теряя при этом связи и с языческой верой балтских племен. Массовая христианизация Литвы началась в XVI в. И только к концу XIV-XV вв. на высшие государственные должности стали назначаться католики, было запрещено строительство новых православных храмов. Хотя даже в конце XV в. в столице Великого княжества Вильнюсе православные составляли половину жителей.

В XIV-XV вв. Литовская Русь поддерживала прочные связи с Московской /Владимирской/ Русью и Новгородской. Литовские племена получали помощь в борьбе с немецкими рыцарями. Литва помогла русским землям избавиться от навязывавшейся ордынцами изоляции. Так, дружина Рыльского княжества сражалась в составе литовских войск и с немецкими рыцарями, и с татарами. Рыльский князь Федор Патрикеевич принимал участие в походе литовского короля Витовта на крымских татар в 1399 г. и погиб в битве на р. Ворскле, окончившейся для литовцев поражением. Пограничным городом Великого княжества Литовского оставался и Дмитриев-на-Свапе, как предполагают историки, под новым именем - Миролюбов." Литовский князь Витовт выдал свою дочь Софью замуж за московского великого князя Василия Дмитриевича и заключил союз с Московским княжеством. В правление Витовта прекратились и междоусобицы в самой Литве. Развивались и торговые связи Москвы и Литвы, что видно из ответа Ивана III послам литовского князя Александра, где упоминаются вяземские купцы, торговавшие в Пугивле, Почепе, Рыльске и в 1498 г.19 Вместе с тем, междоусобицы на окраинах Руси не прекращались. Так, в июле 1497 г. московский посол Д. Загрязский при вручении грамоты Ивана III литовскому князю Александру упоминает о жалобе рязанского князя Ивана на "мченян и на рылян, и на путивлян, и на иных украинников", которые "много лиха" принесли татьбой, разбоями, наездами, грабежами великими и уводом людей и скота.

С середины XV в., в связи с постепенным окатоличиванием феодальной знати Литвы и усилением влияния Польши, положение православного населения Великого Литовского княжества ухудшается, растет стремление русского, украинского и белорусского народов к воссоединению с Русью. Этому способствует и рост политического и военного могущества великого князя московско-владимирского после окончания 30-летней феодальной войны московских князей во второй четверти XV в.

В XV-XVI вв. территория Дикого поля /южнорусские земли/ оставалась на стыке интересов крымских и ногайских татар, Литвы и России.

Земли переходили от одних к другим, так же, как и князья со своими вотчинами. Так, во второй четверти XV в. Иван Шемячич, сын основного противника Василия II, Дмитрия Шемяки, перешел на сторону Литвы и получил в удел города Рыльск и Новгород-Северский, а внук Дмитрия Шемяки, Василий Шемячич, вместе с другими чернигово-северскими князьями /Трубецкими, Масальскими, Бельскими/ принял подданство Москвы с 1500 г. Иван III в "Памяти" к московскому послу в Крыму И. Мамонову указывает, чтобы тот напомнил хану Менгли-Гирею, с которым Россия заключила временный союз против Литвы, чтобы он не ходил с войсками на Чернигов, Рыльск и Новгород-Северский: "те городы и земли нынеча наша".

Лекция 5-6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.015 с.)