Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курский край в составе киевской РусиСтр 1 из 13Следующая ⇒
Северские земли после успешных походов Олега против хазар в 884 г. были включены в состав нового государства. Возникшие города-крепости Курского края в Х-Х11 вв. приобретают все более пограничный, оборонительный характер. С IX в. главная забота киевских князей - охрана восточных и южных рубежей государства. Великий князь киевский строит новые крепости и восстанавливает старые, особенно с появлением в степях воинственных печенегов. Меняется облик крепостей: частокол заменяется дубовыми стенами, вместо землянок появляются избы, кое-где и каменные дома. Растет и численность городов. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов. Но вскоре в степях появятся еще более опасные соседи - половцы. Время основания древнерусских городов, как правило, не совпадает с первым упоминанием о них в письменных источниках. Так, из записей Ипатьевской летописи можно предположить, что город Льгов /Ольгов/ был заложен кем-то из киевских князей - вещим Олегом или мудрой княгиней Ольгой. Однако в летописях Ольгов упоминается только под 1152 г. одновременно с другим древним городом Рыльском. В Ипатьевской летописи Ольгов и Рыльск упоминаются в связи с походом сына Владимира Мономаха, ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого, на Чернигов в 1152 г. Под Ольговом в это время стояли союзники Юрия Владимировича в борьбе с Изяславом киевским - половцы. В Ипатьевской летописи же отмечено, что город Дмитриев на Свапе заложил Всеволод III Большое Гнездо в 1183 г. Упорные споры среди историков ведутся и о дате основания города Курска. Ю.А. Липкинг считает, что это может быть конец X в. Более поздние публикации и исследования относят эту дату к 1032-1034 гг. /В.И. Склярук, А.К. Зайцев, И.3. Баскевич, С. Щавелев/. В данном случае историки берут за точку отсчета самое раннее упоминание Курска в письменных источниках в частности самом замечательном памятнике древнерусской литературы - "Житие Феодосия Печерского", созданном летописцем Нестором, где Курск упоминается под 1032 г. В "Житии" сообщается, что в городе были каменные храмы, о нем знали купцы, развивались ремесла и торговля. Городом управлял "властелин", здесь жили "вельможи", носившие "светлые одежды". Дата основания Курска стала почти официальной. Однако научные дискуссии не прекращаются.
Сторонники более ранней даты возникновения Курска - VIII-IX вв. в качестве доводов приводят археологические находки: разноцветные стеклянные браслеты периода раннего Киевского государства, какие носили только горожанки, и остатки мастерской по их изготовлению, найденные в районе Кировского моста, а также цилиндрические замки и ключи, характерные для городского купеческого быта Киевской Руси. Курский краевед А.А. Орлов на склоне притускарного обрыва в районе электроаппаратного завода нашел несколько фрагментов плоского и узкого кирпича "плинфы", изготавливавшейся только в эпоху Киевской Руси и только в крупных городах. Плинфа шла на постройку храмов и употреблялась только в Х в. К тому же, около всех славянских городов в дохристианскую эпоху находились курганы. Осталось свидетельство курского воеводы от 1636 г., где он упоминает "курганы малые на посаде против Казачьей слободы на государевой десятинной земле". Курганный могильник есть и у Моквы вблизи Курска. Дискуссии и научные споры по данному вопросу ценны не столько своим конечным результатом, сколько тем, что появляются новые доказательства и аргументы, новые исторические факты, подтверждающие древность Курска, его особое место в истории Отечества. История связала с Курским краем имя Феодосия Печерского - второго святого, канонизированного Русской православной церковью /после Бориса и Глеба/, и первого ее святого, удостоенного звания преподобного. Детские годы Феодосия Печерского прошли в Курске. Он по праву считается отцом русского монашества, первым игуменом Киево-Печерского монастыря после своего учителя и наставника преподобного Антония. Именно он ввел строгий монастырский устав для русского монашества. Но игумен Феодосии не только изолировал монастырь от внешнего мира, но и поставил его на служение мирскому обществу. Русские монастыри выполняли не только миссионерскую деятельность по распространению христианства среди языческих племен, но и становились центрами духовной культуры, образования, врачевания и милосердия."
Введение христианства на Руси в 988 г. оказало серьезное влияние не только на развитие духовности и культуры, но и на становление российской государственности. Русское государство складывалось не столько на национальной почве, как европейские государства, сколько на религиозной почве. Это было не столько русское, сколько православное государство, впитавшее в себя основные культурные ценности Византии и основы ее государственного устройства. Это своеобразие России еще не раз проявится как в российской истории, так и в ее современности. Развитие феодальных отношений на Руси также отличалось своеобразием. Так, система вассальных отношений на Руси не приобрела законченных форм. В дохристианский период развития Древнерусского государства, земли, слабо связанные друг с другом, лишь номинально подчинялись Киеву и управлялись местными племенными князьями, которых постепенно заменяли наместники. В XI в. владение земельными угодьями становится признаком могущества, в отличие от предпочитаемой ранее военно-торговой деятельности. Начался процесс закабаления крестьян и появления первых вотчин. В XI в. и в первой трети XII в. сохранялось государственное единство всех русских земель, некогда подчиненных Олегу и Игорю, однако порядок наследования великого киевского престола был далек от совершенства и вызывал постоянные распри между братьями и детьми князей /старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев/. Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за власть, - постоянным источником смут вплоть до XV в., пока там не установился порядок передачи власти от отца к сыну. К тому же, развитие крупного феодального землевладения, усиление экономического, политического и военного могущества местных феодалов, рост городов оказали свое влияние на ослабление центральной власти, приведшее к распаду Древнерусского государства - Киевской Руси. Именно эти причины, а не скверный характер отдельных князей лежат в основе начавшейся во второй половине XI в. феодальной раздробленности Руси. В "Повести временных лет" есть записи о пребывании в Курске Всеволода Ярославича - великого князя киевского /1078-1093 гг./, отца Владимира Мономаха, после поражения Всеволода в борьбе за киевский престол с братом Изяславом примерно в 1066 г. В 1095 г. курский князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, идет походом на город Муром и овладевает им. Через год Изяслав терпит поражение и гибнет в борьбе с черниговским князем Олегом. Курск входит в состав Черниговского княжества. В 1137 г. курские полки приняли участие в борьбе черниговского князя Святослава Ольговича за Новгородское княжество. Однако новгородцы недолго терпели Святослава и за "злобу его" вскоре изгнали. Святослав вновь оказался в Курске, но, беспокойный и честолюбивый, он вскоре идет походом на приднепровский Переяславль, на князя Андрея. Потерпев поражение, Святослав возвращается на курское княжение, но вскоре новгородцы вновь пригласили Святослава на княжение и вновь изгнали его. В который уже раз князю пришлось возвращаться в Курск. А вот сын Владимира Мономаха Андрей отказался выполнить требование великого князя киевского Всеволода Ольговича /противника Мономаховичей/ о том, чтобы Андрей оставил свою вотчину Переяславль и отправился на княжение в Курск в 1140 г.
В 1146 г. великий князь суздальский Юрий Долгорукий посадил на курское княжение своего сына Иванко, который вскоре умер при загадочных обстоятельствах. И вновь на курском княжении оказался честолюбивый Святослав. Курск входил в эти мятежные годы то в состав Черниговского, то в состав Смоленского, Переяславского, Суздальского княжеств. С 1160 г. при Олеге Святославиче Курск стал центром удельного княжества. В составе Новгород-Северского княжества с 1152 г. упоминаются Рыльск и Ольгов. Однако примерно через 27 лет выделилось удельное княжество Рыльское. Это произошло, очевидно, в 1179 г. после смерти новгород-северского князя Олега Святославича. Первым рыльским князем был Святослав Ольгович, племянник новгород-северского князя Игоря Святославича. В 1183 г. великий князь владимирский Всеволод III Большое Гнездо, возвращаясь после войны с Болгарией, заложил на южной окраине своего княжества город-крепость Дмитриев как преграду для набегов половцев. Половцы не раз совершали набеги на курские земли. Никоновская летопись сообщает об их набегах и бесчинствах в 1138 г., в 1149-1150 гг. курский князь Всеволод с дружиной участвовал в 1183-1185 гг. в походах новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Именно неудачному походу князя Игоря на половцев в мае 1185 г. посвящено гениальное произведение русской литературы "Слово о полку Игореве". Смелости и храбрости курских воинов посвятил автор "Слова" следующие строки: "А мои-то куряне опытные воины: Под трубами повиты, Под шеломами взлелеяны, С конца копья вскормлены, Пути им ведомы, Овраги им знаемы, Луки у них натянуты, Колчаны отворены, Сабли изострены, Сами скачут, как серые волки в поле, Ища себе чести, а князю славы."Князь Игорь собрал огромное войско со всей Северской Руси, включавшей в те времена территории современных Черниговской, Сумской, Брянской, Гомельской, Курской областей и Полесскую Белоруссию. Вместе с Игорем в поход пошли его сын Владимир из Путивля, племянник Святослав из Рыльска, младший брат Всеволод, князь трубчевский и курский, названный в "Слове" за храбрость "буй-туром", черниговский "ковун" /осевшие степняки, кавалерия/ и курские "кмети"/очевидно, свободные крестьяне/. Основные силы половцев под командованием хана Кончака в это время находились под Переяславлем Южным.
Внезапным ударом 10 мая 1185 г. русские войска напали на половецкое кочевье, разгромили его, захватив богатую добычу и множество пленных. Однако на утро следующего дня подошли новые силы половецкие, окружили русское войско. Превосходя русских в 5 раз, половцы оттеснили их к озеру Лиман, прорвали круговую оборону. Сам Игорь был ранен и взят в плен. Погиб в бою и младший брат его, "ярый тур" Всеволод. "На третий день к полудню пали стяги Игоревы, - говорит автор "Слова". Горем проникнуты строки "Слова": "Тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую".Половцы были самым страшным врагом, ужасом и проклятием Руси. Трагический поход Игоря повлек за собой не только огромные людские потери, причем потери самых смелых, опытных в боях воинов, но и открыл для половцев южную границу Руси. Дикая степь принадлежала кочевникам, которые каждую весну шли от своих зимовий на богатые северные пастбища, на русские села и города, чтобы захватить пленников, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. После разгрома полка Игорева половцы осадили Переяславль Южный. Однако к городу подошли сильные русские дружины, и половцы отступили к Римову в междуречье Сейма и Пела. Жители Римова отчаянно защищались, но численность кочевников была велика. Они разорили город, взяли многих жителей в полон. Город прекратил свое существование. В отсутствии единства среди русских князей, в неподчинении единой воле киевского князя видит автор "Слова" причину трагического исхода похода Игорева и опустошительных набегов кочевников. Позднее именно феодальной раздробленностью будут пытаться объяснить слабость Руси перед татаро-монгольским нашествием. Однако именно политическая раздробленность конца Х1-Х11 вв. являлась неизбежным процессом в становлении российской государственности и наиболее уместной формой организации власти. Во-первых, прекратились постоянные перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола. Правители перестали воспринимать подвластные им города и земли как временный источник людских и материальных ресурсов в политической борьбе. Князья стали больше заботиться о своих городах и вотчинах. Во-вторых, сельскохозяйственное производство приобрело большее значение для благополучия княжества, чем военно-торговые походы. Не замерла и жизнь городов, как старые, так и вновь закладываемые города-крепости становились самостоятельными политическими центрами, способствовали развитию ремесел и торговли. В-третьих, уменьшение роли Киева как общерусского политического центра, во многом связанное и с появлением в причерноморских степях половцев, несших опасность для мирных землепашцев и горожан, способствовало оттоку населения на северо-восток и запад Русской земли, возвышению новых княжеств.
Вместе с тем, политическая раздробленность Руси не повлекла за собой культурной разобщенности. Общее религиозное сознание, единство церковной организации, общий язык и традиции создавали предпосылки для будущего воссоединения русских княжеств. В 1220-е гг. курский стол занимал князь по имени Олег. 31 мая 1223 г. во главе курской дружины он храбро сражался с татаро-монголами в битве на реке Калке. «Олгови Курьскому крепко бившимся»; «Ныне же Олег на войне за отечество много войска своего потерял...» Олег Курский обладал значительной силой и влиянием во всей Чернигово-Северской земле. В 1226 г. он вступил в борьбу за черниговский стол с князем Михаилом Всеволодовичем, которому удалось сохранить за собой Чернигов только с помощью своего родственника, шурина, Владимиро-Суздальского князя Юрия Всеволодовича. Усобица 1226 г. способствовала усилению самостоятельности Курского княжества. По-видимому, в Чернигово-Северской земле в первой трети XIII в. происходил процесс постепенного угасания старых и возвышения новых центров, одним из которых и был Курск. Возвышение Курска в Чернигово-Северской земле было прервано в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Личность князя Олега Курского до сих пор вызывает споры, поскольку в летописях не названо его отчество. Высказано три точки зрения на его происхождение: 1) сын Игоря Святославича; 2) сын перемышльского князя Святослава Игоревича и внук Игоря Святославича; 3) сын рыльского князя Святослава Ольговича. Наиболее вероятными представляются две последних точки зрения. Последние курские князья - Георгий и его сын Георгий (Юрий) Георгиевич, Дмитрий Курский и его сын Василий Дмитриевич - упоминаются в т. н. Любецком синодике Антониевого монастыря (хранившегося затем в Воскресенской церкви г. Любеча Черниговской губернии). Эти князья владели Курском в XIII в., однако конкретно годы их княжения неизвестны. Неясным остается и их происхождение. Высказано предположение, что под именем Георгия (отца) в синодике упоминается Олег Святославич Курский (как известно, князья в Древней Руси имели обычно два имени - традиционное княжеское и христианское, даваемое при крещении). Князь Дмитрий княжил в Курске после Олега-Георгия Святославича и его сына Георгия, так как он помещен в синодике ниже этих двух курских князей. По своему происхождению Дмитрий, возможно, был внуком Игоря Святославича и родным братом Олега Святославича Курского. Сын Дмитрия Василий, как сообщает синодик, был убит татарами. Известия Любецкого синодика важны тем, что косвенно свидетельствуют о существовании курского княжеского стола и после Батыева нашествия. Лишь в 1280-е, как следует из сообщений Воскресенской и Никоновской летописей, Курск утратил значение административного центра княжества, и курский княжеский стол прекратил свое существование, хотя само княжество по традиции и продолжалось еще именоваться "Курским".
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.113.28 (0.039 с.) |