Курский край в составе киевской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курский край в составе киевской Руси



Северские земли после успешных походов Олега против хазар в 884 г. были включены в состав нового государства.

Возникшие города-крепости Курского края в Х-Х11 вв. приобретают все более пограничный, оборонительный характер. С IX в. главная забота киевских князей - охрана восточных и южных рубежей государства. Великий князь киевский строит новые крепости и восстанавливает старые, особенно с появлением в степях воинственных печенегов. Меняется облик крепостей: частокол заменяется дубовыми стенами, вместо землянок появляются избы, кое-где и каменные дома.

Растет и численность городов. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов. Но вскоре в степях появятся еще более опасные соседи - половцы.

Время основания древнерусских городов, как правило, не совпадает с первым упоминанием о них в письменных источниках. Так, из записей Ипатьевской летописи можно предположить, что город Льгов /Ольгов/ был заложен кем-то из киевских князей - вещим Олегом или мудрой княгиней Ольгой. Однако в летописях Ольгов упоминается только под 1152 г. одновременно с другим древним городом Рыльском. В Ипатьевской летописи Ольгов и Рыльск упоминаются в связи с походом сына Владимира Мономаха, ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого, на Чернигов в 1152 г. Под Ольговом в это время стояли союзники Юрия Владимировича в борьбе с Изяславом киевским - половцы.

В Ипатьевской летописи же отмечено, что город Дмитриев на Свапе заложил Всеволод III Большое Гнездо в 1183 г. Упорные споры среди историков ведутся и о дате основания города Курска. Ю.А. Липкинг считает, что это может быть конец X в. Более поздние публикации и исследования относят эту дату к 1032-1034 гг. /В.И. Склярук, А.К. Зайцев, И.3. Баскевич, С. Щавелев/. В данном случае историки берут за точку отсчета самое раннее упоминание Курска в письменных источниках в частности самом замечательном памятнике древнерусской литературы - "Житие Феодосия Печерского", созданном летописцем Нестором, где Курск упоминается под 1032 г. В "Житии" сообщается, что в городе были каменные храмы, о нем знали купцы, развивались ремесла и торговля. Городом управлял "властелин", здесь жили "вельможи", носившие "светлые одежды".

Дата основания Курска стала почти официальной. Однако научные дискуссии не прекращаются.

Сторонники более ранней даты возникновения Курска - VIII-IX вв. в качестве доводов приводят археологические находки: разноцветные стеклянные браслеты периода раннего Киевского государства, какие носили только горожанки, и остатки мастерской по их изготовлению, найденные в районе Кировского моста, а также цилиндрические замки и ключи, характерные для городского купеческого быта Киевской Руси. Курский краевед А.А. Орлов на склоне притускарного обрыва в районе электроаппаратного завода нашел несколько фрагментов плоского и узкого кирпича "плинфы", изготавливавшейся только в эпоху Киевской Руси и только в крупных городах. Плинфа шла на постройку храмов и употреблялась только в Х в. К тому же, около всех славянских городов в дохристианскую эпоху находились курганы. Осталось свидетельство курского воеводы от 1636 г., где он упоминает "курганы малые на посаде против Казачьей слободы на государевой десятинной земле". Курганный могильник есть и у Моквы вблизи Курска.

Дискуссии и научные споры по данному вопросу ценны не столько своим конечным результатом, сколько тем, что появляются новые доказательства и аргументы, новые исторические факты, подтверждающие древность Курска, его особое место в истории Отечества. История связала с Курским краем имя Феодосия Печерского - второго святого, канонизированного Русской православной церковью /после Бориса и Глеба/, и первого ее святого, удостоенного звания преподобного. Детские годы Феодосия Печерского прошли в Курске. Он по праву считается отцом русского монашества, первым игуменом Киево-Печерского монастыря после своего учителя и наставника преподобного Антония. Именно он ввел строгий монастырский устав для русского монашества. Но игумен Феодосии не только изолировал монастырь от внешнего мира, но и поставил его на служение мирскому обществу. Русские монастыри выполняли не только миссионерскую деятельность по распространению христианства среди языческих племен, но и становились центрами духовной культуры, образования, врачевания и милосердия."

Введение христианства на Руси в 988 г. оказало серьезное влияние не только на развитие духовности и культуры, но и на становление российской государственности. Русское государство складывалось не столько на национальной почве, как европейские государства, сколько на религиозной почве. Это было не столько русское, сколько православное государство, впитавшее в себя основные культурные ценности Византии и основы ее государственного устройства. Это своеобразие России еще не раз проявится как в российской истории, так и в ее современности.

Развитие феодальных отношений на Руси также отличалось своеобразием. Так, система вассальных отношений на Руси не приобрела законченных форм. В дохристианский период развития Древнерусского государства, земли, слабо связанные друг с другом, лишь номинально подчинялись Киеву и управлялись местными племенными князьями, которых постепенно заменяли наместники.

В XI в. владение земельными угодьями становится признаком могущества, в отличие от предпочитаемой ранее военно-торговой деятельности. Начался процесс закабаления крестьян и появления первых вотчин.

В XI в. и в первой трети XII в. сохранялось государственное единство всех русских земель, некогда подчиненных Олегу и Игорю, однако порядок наследования великого киевского престола был далек от совершенства и вызывал постоянные распри между братьями и детьми князей /старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев/. Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за власть, - постоянным источником смут вплоть до XV в., пока там не установился порядок передачи власти от отца к сыну. К тому же, развитие крупного феодального землевладения, усиление экономического, политического и военного могущества местных феодалов, рост городов оказали свое влияние на ослабление центральной власти, приведшее к распаду Древнерусского государства - Киевской Руси. Именно эти причины, а не скверный характер отдельных князей лежат в основе начавшейся во второй половине XI в. феодальной раздробленности Руси.

В "Повести временных лет" есть записи о пребывании в Курске Всеволода Ярославича - великого князя киевского /1078-1093 гг./, отца Владимира Мономаха, после поражения Всеволода в борьбе за киевский престол с братом Изяславом примерно в 1066 г.

В 1095 г. курский князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, идет походом на город Муром и овладевает им. Через год Изяслав терпит поражение и гибнет в борьбе с черниговским князем Олегом. Курск входит в состав Черниговского княжества.

В 1137 г. курские полки приняли участие в борьбе черниговского князя Святослава Ольговича за Новгородское княжество. Однако новгородцы недолго терпели Святослава и за "злобу его" вскоре изгнали. Святослав вновь оказался в Курске, но, беспокойный и честолюбивый, он вскоре идет походом на приднепровский Переяславль, на князя Андрея. Потерпев поражение, Святослав возвращается на курское княжение, но вскоре новгородцы вновь пригласили Святослава на княжение и вновь изгнали его. В который уже раз князю пришлось возвращаться в Курск.

А вот сын Владимира Мономаха Андрей отказался выполнить требование великого князя киевского Всеволода Ольговича /противника Мономаховичей/ о том, чтобы Андрей оставил свою вотчину Переяславль и отправился на княжение в Курск в 1140 г.

В 1146 г. великий князь суздальский Юрий Долгорукий посадил на курское княжение своего сына Иванко, который вскоре умер при загадочных обстоятельствах. И вновь на курском княжении оказался честолюбивый Святослав.

Курск входил в эти мятежные годы то в состав Черниговского, то в состав Смоленского, Переяславского, Суздальского княжеств. С 1160 г. при Олеге Святославиче Курск стал центром удельного княжества. В составе Новгород-Северского княжества с 1152 г. упоминаются Рыльск и Ольгов. Однако примерно через 27 лет выделилось удельное княжество Рыльское. Это произошло, очевидно, в 1179 г. после смерти новгород-северского князя Олега Святославича. Первым рыльским князем был Святослав Ольгович, племянник новгород-северского князя Игоря Святославича.

В 1183 г. великий князь владимирский Всеволод III Большое Гнездо, возвращаясь после войны с Болгарией, заложил на южной окраине своего княжества город-крепость Дмитриев как преграду для набегов половцев.

Половцы не раз совершали набеги на курские земли. Никоновская летопись сообщает об их набегах и бесчинствах в 1138 г., в 1149-1150 гг. курский князь Всеволод с дружиной участвовал в 1183-1185 гг. в походах новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Именно неудачному походу князя Игоря на половцев в мае 1185 г. посвящено гениальное произведение русской литературы "Слово о полку Игореве". Смелости и храбрости курских воинов посвятил автор "Слова" следующие строки:

"А мои-то куряне опытные воины: Под трубами повиты, Под шеломами взлелеяны, С конца копья вскормлены, Пути им ведомы, Овраги им знаемы, Луки у них натянуты, Колчаны отворены, Сабли изострены, Сами скачут, как серые волки в поле, Ища себе чести, а князю славы."

Князь Игорь собрал огромное войско со всей Северской Руси, включавшей в те времена территории современных Черниговской, Сумской, Брянской, Гомельской, Курской областей и Полесскую Белоруссию. Вместе с Игорем в поход пошли его сын Владимир из Путивля, племянник Святослав из Рыльска, младший брат Всеволод, князь трубчевский и курский, названный в "Слове" за храбрость "буй-туром", черниговский "ковун" /осевшие степняки, кавалерия/ и курские "кмети"/очевидно, свободные крестьяне/. Основные силы половцев под командованием хана Кончака в это время находились под Переяславлем Южным.

Внезапным ударом 10 мая 1185 г. русские войска напали на половецкое кочевье, разгромили его, захватив богатую добычу и множество пленных. Однако на утро следующего дня подошли новые силы половецкие, окружили русское войско. Превосходя русских в 5 раз, половцы оттеснили их к озеру Лиман, прорвали круговую оборону. Сам Игорь был ранен и взят в плен. Погиб в бою и младший брат его, "ярый тур" Всеволод. "На третий день к полудню пали стяги Игоревы, - говорит автор "Слова". Горем проникнуты строки "Слова":

"Тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую".

Половцы были самым страшным врагом, ужасом и проклятием Руси. Трагический поход Игоря повлек за собой не только огромные людские потери, причем потери самых смелых, опытных в боях воинов, но и открыл для половцев южную границу Руси. Дикая степь принадлежала кочевникам, которые каждую весну шли от своих зимовий на богатые северные пастбища, на русские села и города, чтобы захватить пленников, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием.

После разгрома полка Игорева половцы осадили Переяславль Южный. Однако к городу подошли сильные русские дружины, и половцы отступили к Римову в междуречье Сейма и Пела. Жители Римова отчаянно защищались, но численность кочевников была велика. Они разорили город, взяли многих жителей в полон. Город прекратил свое существование.

В отсутствии единства среди русских князей, в неподчинении единой воле киевского князя видит автор "Слова" причину трагического исхода похода Игорева и опустошительных набегов кочевников. Позднее именно феодальной раздробленностью будут пытаться объяснить слабость Руси перед татаро-монгольским нашествием. Однако именно политическая раздробленность конца Х1-Х11 вв. являлась неизбежным процессом в становлении российской государственности и наиболее уместной формой организации власти. Во-первых, прекратились постоянные перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола. Правители перестали воспринимать подвластные им города и земли как временный источник людских и материальных ресурсов в политической борьбе. Князья стали больше заботиться о своих городах и вотчинах.

Во-вторых, сельскохозяйственное производство приобрело большее значение для благополучия княжества, чем военно-торговые походы. Не замерла и жизнь городов, как старые, так и вновь закладываемые города-крепости становились самостоятельными политическими центрами, способствовали развитию ремесел и торговли.

В-третьих, уменьшение роли Киева как общерусского политического центра, во многом связанное и с появлением в причерноморских степях половцев, несших опасность для мирных землепашцев и горожан, способствовало оттоку населения на северо-восток и запад Русской земли, возвышению новых княжеств.

Вместе с тем, политическая раздробленность Руси не повлекла за собой культурной разобщенности. Общее религиозное сознание, единство церковной организации, общий язык и традиции создавали предпосылки для будущего воссоединения русских княжеств.

В 1220-е гг. курский стол занимал князь по имени Олег. 31 мая 1223 г. во главе курской дружины он храбро сражался с татаро-монголами в битве на реке Калке. «Олгови Курьскому крепко бившимся»; «Ныне же Олег на войне за отечество много войска своего потерял...»

Олег Курский обладал значительной силой и влиянием во всей Чернигово-Северской земле. В 1226 г. он вступил в борьбу за черниговский стол с князем Михаилом Всеволодовичем, которому удалось сохранить за собой Чернигов только с помощью своего родственника, шурина, Владимиро-Суздальского князя Юрия Всеволодовича. Усобица 1226 г. способствовала усилению самостоятельности Курского княжества. По-видимому, в Чернигово-Северской земле в первой трети XIII в. происходил процесс постепенного угасания старых и возвышения новых центров, одним из которых и был Курск. Возвышение Курска в Чернигово-Северской земле было прервано в результате монголо-татарского нашествия на Русь.

Личность князя Олега Курского до сих пор вызывает споры, поскольку в летописях не названо его отчество. Высказано три точки зрения на его происхождение: 1) сын Игоря Святославича; 2) сын перемышльского князя Святослава Игоревича и внук Игоря Святославича; 3) сын рыльского князя Святослава Ольговича. Наиболее вероятными представляются две последних точки зрения.

Последние курские князья - Георгий и его сын Георгий (Юрий) Георгиевич, Дмитрий Курский и его сын Василий Дмитриевич - упоминаются в т. н. Любецком синодике Антониевого монастыря (хранившегося затем в Воскресенской церкви г. Любеча Черниговской губернии). Эти князья владели Курском в XIII в., однако конкретно годы их княжения неизвестны. Неясным остается и их происхождение. Высказано предположение, что под именем Георгия (отца) в синодике упоминается Олег Святославич Курский (как известно, князья в Древней Руси имели обычно два имени - традиционное княжеское и христианское, даваемое при крещении). Князь Дмитрий княжил в Курске после Олега-Георгия Святославича и его сына Георгия, так как он помещен в синодике ниже этих двух курских князей. По своему происхождению Дмитрий, возможно, был внуком Игоря Святославича и родным братом Олега Святославича Курского. Сын Дмитрия Василий, как сообщает синодик, был убит татарами. Известия Любецкого синодика важны тем, что косвенно свидетельствуют о существовании курского княжеского стола и после Батыева нашествия.

Лишь в 1280-е, как следует из сообщений Воскресенской и Никоновской летописей, Курск утратил значение административного центра княжества, и курский княжеский стол прекратил свое существование, хотя само княжество по традиции и продолжалось еще именоваться "Курским".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.113.28 (0.039 с.)