I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте



Введение

Изучение эмоционального развития является одной из актуаль­ных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза челове­ческой психики и создания целостной концепции психического разви­тия. До сих пор проблема эмоционального развития остается теорети­чески наименее разработанной.

Вместе с тем ее решения требует не только логика развития пси­хологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфе­ра является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания осо­бенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необхо­димость разработки этой проблемы обусловлена также теми требова­ниями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиаг­ностики и воспитания.

Особую важность имеет изучение эмоционального развития в под­ростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоцио­нальными трудностями. Он является периодом кризиса адаптацион­ного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с осо­бенностями эмоционального развития.

В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития под­ростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", осо­бенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.).

Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.

 

Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгормоничности, протеворичивости личностных характеристик.

Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка.

Задачи:

1. Особенности проявления и возникновения эмоционального стресса.

2. Выявить причины эмоционального стресса.

3. Определить последствия для человека, перенесенного эмоциональный стресс.

4. Определить механизм возникновения эмоционального стресса.

5. Рассмотреть методы коррекции эмоционального стресса.

6. Выявить систему методов диагностики эмоционального стресса и его последствия.

Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков.

Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесенных эмоциональный стресс.

Методы исследования:

1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)

4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

5. Опросник Г.Айзенка

6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

 

Опросник Г.Айзенка

С целью определения типа личности (экстроверт, интроверт) мы использовали опросник Г. Айзенка. (приложение 5)

Респондентам предлогается опросник, состоящий из 57 вопросов, на каждый вопрос нужно ответить «Да» или «Нет».

Обработка результатов.

Если сумма баллов равна 0-10, то человек интроверт, внутри себя.

Если 15-24, то экстраверт, общительный, обращен к внешнему миру.

Если 11-14, то амбиверт, общается, когда нужно.

Невротизм – находится количество ответов «Да» в 24 вопросах из 57.

Если набранное количество баллов по шкале лжи 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно верить.

Если 4—5, то сомнительно.

Если 6—9, то ответы недействительны.

 

Опросник Г.Айзенка

В процессе обработки результатов диагностики у 7-ми респондентов (3 мальчика и 4 девочки) обнаружилась превышение допустимого количества баллов по школе «лжи», в связи с этим в таблице 5 приводятся данные 12 мальчиков и 11 девочек.

Таблица 5

 

№п/п Экстроверт Интроверт Амбиверт
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
  +     +    
      +      
    +     +  
            +
  +         +
      + +    
          + +
  +          
        +    
    +     +  
            +
  +          
    + +      
          + +
    +        

 

Гистограмма 5

 

Как мы видим, из приведенных данных соотношение по группам экстровертов, интровертов и амбивертов примерно оинаково. У мальчиков чуть больше (на 1 респондента) амбиверта, но учитывая разницу в количестве человек в группах (11 у девочек и 12 у мальчиков) эта разница не существенна.

 

Заключение

Наша гипотеза о том, что эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, протеворичивости личностных характеристик, была подтверждена проведенными исследованиями.

Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, обстановки и окружения, психологический климат в класса, во дворе и т. д.

Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И взрослые, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения взрослых с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

 

Библиографический список

1. Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999.

2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Пдагогика, 1995.

3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: Наука, 1987 г.

4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г.

6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Педагогика, 1992 г.

7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Психиатрия, 1996г.

8. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994.

9. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г.

10. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Педагогика, 1989 г.

11. Кон И.С. Дружба. М.: Наука, 1980 г.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991

13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, из-во Саратовского гос-го ун-та, 1976 г.

14. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991 г.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Наука, 1983 г

16. Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999.

17. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997.

18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г

19. Полонский И.Я. Внешкольное общение или фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Педагогика, 1983 г.

20. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Под ред. Ткаченко А.С. Брянск, ВОЛЕНТО, 1994.

21. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г.

22. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994 г.

24. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. М.: Педагогика, 1994 г.

25. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Педагогика, 1991 г.

26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К. Короленко М.: из-во МГУ, 1996.

27. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г.

28. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000.

29. Авдеев Д. А. Мы и стресс. Чебоксары, изд-во гос-го ун-та,1991г.

30. Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999г.

31. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г.

32. Веселова Е. В. Как снять стресс. Тверь, ТИОППКРО, 1995г.

Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г.

 

Приложение 1

Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

 

Самооценка тревожности 1 2 3 4
1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 1 2 3 4
2. Вы часто из-за пустяков краснеете 1 2 3 4
3. Ваш сон беспокоен 1 2 3 4
4. Вы легко впадаете в уныние 1 2 3 4
5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях 1 2 3 4
6. Вас пугают трудности 1 2 3 4
7. Вы любите копаться в своих недостатках 1 2 3 4
8. Вас легко убедить 1 2 3 4
9. Вы мнительный человек 1 2 3 4
10. Вы с трудом переносите время ожидания 1 2 3 4
Самооценка фрустрированности 1 2 3 4
1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 1 2 3 4
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 1 2 3 4
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 1 2 3 4
4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат 1 2 3 4
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 1 2 3 4
6. Я нередко чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 1 2 3 4
8. Чувствую растерянность перед трудностями 1 2 3 4
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели 1 2 3 4
10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми 1 2 3 4
Самооценка агрессивности: 1 2 3 4
1. Оставляю за собой последнее слово 1 2 3 4
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 1 2 3 4
3. Меня легко рассердить 1 2 3 4
4. Люблю делать замечания другим 1 2 3 4
5. Хочу быть авторитетом для окружающих 1 2 3 4
6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 1 2 3 4
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 1 2 3 4
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 1 2 3 4
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 1 2 3 4
10. Я мстителен 1 2 3 4

 

Приложение 2

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина)

Бланк ответов

Ф. И. О. _____________________________________________

Дата заполнения ______________________________________

Шкала личностной тревожности

 

№ п/п суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутри скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

 

Приложение 3

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса –Дарки)

Бланк ответов

Ф. И. О. ____________________________________________

Дата заполнения _____________________________________

 

 

Вопросы Да Нет
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим  
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю  
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь  
Если меня не попросят по – хорошему, я не выполню  
Я не всегда получаю то, что мне положено  
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной  
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать  
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести  
Мне кажется, что я не способен ударить человека  
Я никогда не расстраиваюсь настолько, чтобы кидаться предметами  
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам  
Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его  
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами  
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.  
Я часто бываю не согласен с людьми.  
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.  
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.  
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.  
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.  
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.  
Меня немного огорчает моя судьба.  
Я думаю, что многие люди не любят меня.  
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.  
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.  
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.  
Я не способен на грубые шутки.  
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.  
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.  
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.  
Довольно многие люди завидуют мне.  
Я требую, чтобы люди уважали меня.  
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.  
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».  
Я никогда не бываю мрачен от злости.  
Если ко мне относятся хуже, чем я этого заслуживаю, я не расстраиваюсь.  
  Да Нет
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.  
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.  
Иногда мне кажется, что надо мною смеются.  
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.  
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.  
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.  
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.  
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.  
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.  
Мой принцип: «никогда не доверять «чужакам».  
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.  
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.  
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.  
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.  
Я часто чувствую как пороховая бочка, готовая взорваться.  
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.  
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.  
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.  
Неудачи огорчают меня.  
Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.  
Я могу вспомнить случае, когда я был настолько зол, что хватал попавшую мне под руку вещь и ломал ее.  
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.  
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.  
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.  
Я ругаюсь только со злость.  
Когда я поступаю неправильно меня мучает совесть.  
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.  
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.  
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.  
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.  
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслужил.  
Я часто думаю, что жил неправильно.  
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.  
Я не огорчаюсь из-за мелочей.  
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.  
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.  
В последнее время я стал занудой.  
В споре я часто повышаю голос.  
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям  
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.  

 

Приложение 4

Типовая карта методики САН

ФИО _______________________________________

Дата заполнения______________________________

 

самочувствие хорошее   самочувствие плохое
чувствую себя сильным   чувствую себя слабым
пассивный   активный
малоподвижный   подвижный
веселый   грустный
хорошее настроение   плохое настроение
работоспособный   разбитый
полный сил   обессиленный
медлительный   быстрый
бездеятельный   деятельный
счастливый   несчастный
жизнерадостный   мрачный
напряженный   расслабленный
здоровый   больной
безучастный   увлеченный
равнодушный   взволнованный
восторженный   унылый
радостный   печальный
отдохнувший   усталый
свежий   изнуренный
сонливый   возбужденный
желание отдохнуть   желание работать
спокойный   озабоченный
оптимистичный   пессимистичный
выносливый   утомляемый
бодрый   вялый
соображаю трудно   соображать легко
рассеянный   внимательный
полный надежды   разочарованный
довольный   недовольный

 

Приложение 5

Опросник Айзенка

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлен тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях которые могут Вас понять, одобрить, посочувствовать?

3. Считают ли. Вас беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно Вам. отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем ействовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже, если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что несчастья, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли. Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?

23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у Вас появляется чувства, что Вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли Вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, асто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли Вы себя спокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если Вы хотите что-то узнать, Вы предпочитаете найти это в книге нежели спросить у людей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы говорите правду?

37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстродействия?

40.. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучие?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46.Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться друзьями? 47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди Ваших знакомых те, которые явно Вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков Вашей работы?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других.

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых coвсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Введение

Изучение эмоционального развития является одной из актуаль­ных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза челове­ческой психики и создания целостной концепции психического разви­тия. До сих пор проблема эмоционального развития остается теорети­чески наименее разработанной.

Вместе с тем ее решения требует не только логика развития пси­хологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфе­ра является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания осо­бенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необхо­димость разработки этой проблемы обусловлена также теми требова­ниями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиаг­ностики и воспитания.

Особую важность имеет изучение эмоционального развития в под­ростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоцио­нальными трудностями. Он является периодом кризиса адаптацион­ного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с осо­бенностями эмоционального развития.

В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития под­ростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", осо­бенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.).

Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.

 

Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгормоничности, протеворичивости личностных характеристик.

Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка.

Задачи:

1. Особенности проявления и возникновения эмоционального стресса.

2. Выявить причины эмоционального стресса.

3. Определить последствия для человека, перенесенного эмоциональный стресс.

4. Определить механизм возникновения эмоционального стресса.

5. Рассмотреть методы коррекции эмоционального стресса.

6. Выявить систему методов диагностики эмоционального стресса и его последствия.

Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков.

Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесенных эмоциональный стресс.

Методы исследования:

1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)

4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

5. Опросник Г.Айзенка

6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

 

I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.114 с.)