Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрастеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение Изучение эмоционального развития является одной из актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза человеческой психики и создания целостной концепции психического развития. До сих пор проблема эмоционального развития остается теоретически наименее разработанной. Вместе с тем ее решения требует не только логика развития психологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания особенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необходимость разработки этой проблемы обусловлена также теми требованиями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиагностики и воспитания. Особую важность имеет изучение эмоционального развития в подростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развития. В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития подростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", особенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.). Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.
Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгормоничности, протеворичивости личностных характеристик. Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка. Задачи: 1. Особенности проявления и возникновения эмоционального стресса. 2. Выявить причины эмоционального стресса. 3. Определить последствия для человека, перенесенного эмоциональный стресс. 4. Определить механизм возникновения эмоционального стресса. 5. Рассмотреть методы коррекции эмоционального стресса. 6. Выявить систему методов диагностики эмоционального стресса и его последствия. Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков. Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесенных эмоциональный стресс. Методы исследования: 1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности 2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина) 3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) 4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение» 5. Опросник Г.Айзенка 6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.
Опросник Г.Айзенка С целью определения типа личности (экстроверт, интроверт) мы использовали опросник Г. Айзенка. (приложение 5) Респондентам предлогается опросник, состоящий из 57 вопросов, на каждый вопрос нужно ответить «Да» или «Нет». Обработка результатов. Если сумма баллов равна 0-10, то человек интроверт, внутри себя. Если 15-24, то экстраверт, общительный, обращен к внешнему миру. Если 11-14, то амбиверт, общается, когда нужно. Невротизм – находится количество ответов «Да» в 24 вопросах из 57. Если набранное количество баллов по шкале лжи 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно верить.
Если 4—5, то сомнительно. Если 6—9, то ответы недействительны.
Опросник Г.Айзенка В процессе обработки результатов диагностики у 7-ми респондентов (3 мальчика и 4 девочки) обнаружилась превышение допустимого количества баллов по школе «лжи», в связи с этим в таблице 5 приводятся данные 12 мальчиков и 11 девочек. Таблица 5
Гистограмма 5
Как мы видим, из приведенных данных соотношение по группам экстровертов, интровертов и амбивертов примерно оинаково. У мальчиков чуть больше (на 1 респондента) амбиверта, но учитывая разницу в количестве человек в группах (11 у девочек и 12 у мальчиков) эта разница не существенна.
Заключение Наша гипотеза о том, что эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, протеворичивости личностных характеристик, была подтверждена проведенными исследованиями. Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, обстановки и окружения, психологический климат в класса, во дворе и т. д. Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание. Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых. Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И взрослые, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения взрослых с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
Библиографический список 1. Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999. 2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Пдагогика, 1995. 3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: Наука, 1987 г. 4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991 5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г. 6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Педагогика, 1992 г. 7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Психиатрия, 1996г. 8. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994. 9. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г. 10. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Педагогика, 1989 г.
11. Кон И.С. Дружба. М.: Наука, 1980 г. 12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991 13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, из-во Саратовского гос-го ун-та, 1976 г. 14. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991 г. 15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Наука, 1983 г 16. Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999. 17. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997. 18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г 19. Полонский И.Я. Внешкольное общение или фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Педагогика, 1983 г. 20. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Под ред. Ткаченко А.С. Брянск, ВОЛЕНТО, 1994. 21. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г. 22. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002. 23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994 г. 24. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. М.: Педагогика, 1994 г. 25. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Педагогика, 1991 г. 26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К. Короленко М.: из-во МГУ, 1996. 27. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г. 28. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000. 29. Авдеев Д. А. Мы и стресс. Чебоксары, изд-во гос-го ун-та,1991г. 30. Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999г. 31. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г. 32. Веселова Е. В. Как снять стресс. Тверь, ТИОППКРО, 1995г. Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г.
Приложение 1 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности
Приложение 2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина) Бланк ответов Ф. И. О. _____________________________________________ Дата заполнения ______________________________________ Шкала личностной тревожности
Приложение 3 Диагностика состояния агрессии (опросник Басса –Дарки) Бланк ответов Ф. И. О. ____________________________________________ Дата заполнения _____________________________________
Приложение 4 Типовая карта методики САН ФИО _______________________________________ Дата заполнения______________________________
Приложение 5 Опросник Айзенка 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлен тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях которые могут Вас понять, одобрить, посочувствовать? 3. Считают ли. Вас беззаботным человеком? 4. Очень ли трудно Вам. отказаться от своих намерений? 5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем ействовать? 6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже, если это Вам невыгодно? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите? 9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что несчастья, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? 12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, выходите из себя? 13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, влиянием момента? 14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли. Вы чтение книг встречам с людьми? 16. Верно ли, что Вас легко задеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими? 19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? 20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же? 23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими? 24. Часто ли у Вас появляется чувства, что Вы в чем-то виноваты? 25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела? 27. Слывете ли Вы человеком живым и веселым? 28. После того как дело сделано, асто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше? 29. Чувствуете ли Вы себя спокойно, находясь в большой компании? 30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если Вы хотите что-то узнать, Вы предпочитаете найти это в книге нежели спросить у людей? 33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Всегда ли Вы говорите правду? 37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли Вы? 39. Нравится ли Вам работа, требующая быстродействия? 40.. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучие? 41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли? 46.Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться друзьями? 47. Вы нервный человек? 48. Есть ли среди Ваших знакомых те, которые явно Вам не нравятся? 49. Вы уверенный в себе человек? 50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков Вашей работы? 51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие мероприятий, в которых участвует много народу? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других. 53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых coвсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли Вы бессонницей? Введение Изучение эмоционального развития является одной из актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза человеческой психики и создания целостной концепции психического развития. До сих пор проблема эмоционального развития остается теоретически наименее разработанной. Вместе с тем ее решения требует не только логика развития психологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания особенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необходимость разработки этой проблемы обусловлена также теми требованиями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиагностики и воспитания. Особую важность имеет изучение эмоционального развития в подростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развития. В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития подростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", особенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.). Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.
Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгормоничности, протеворичивости личностных характеристик. Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка. Задачи: 1. Особенности проявления и возникновения эмоционального стресса. 2. Выявить причины эмоционального стресса. 3. Определить последствия для человека, перенесенного эмоциональный стресс. 4. Определить механизм возникновения эмоционального стресса. 5. Рассмотреть методы коррекции эмоционального стресса. 6. Выявить систему методов диагностики эмоционального стресса и его последствия. Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков. Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесенных эмоциональный стресс. Методы исследования: 1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности 2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина) 3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) 4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение» 5. Опросник Г.Айзенка 6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.
I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.114 с.) |