Iv. Методы коррекции эмоционального стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Iv. Методы коррекции эмоционального стресса



Как мы увидели, в процессе исследования детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознает самого себя, свои интересы, способности, отноше­ния, переживания, тем более четкими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути, тем меньше он подвержен стрессу. Но не всегда ребята спо­собны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях. Дети подросткового возраста более всего нуждаются в психологиче­ской поддержке, так как это период перехода от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своем развитии большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончатель­ного, неподвижного, что и порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности становятся для них предметом са­мовоспитания. Подросток постепенно осознает себя как личность. В связи с этим порождается потребность в отчуждении от всего привычного (заново оценивает свои отношения с семьей, сверстниками). Он нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, на от­крытие самого себя. Часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрос­лости, а чувство возрастной неполноценности, погружаясь при этом в состоя­ние психологического кризиса. Субъективно - это тяжелые переживания. Но, тем не менее, кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувст­вами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации, на­учиться преодолевать кризисные этапы в своей жизни и отстоять свое право быть личностью. Поэтому именно на этом этапе развития учащихся необходимо опреде­лить методические подходы к работе с подростками. Целесообразнее всего использовать социально-психологический практикум, так как он позволяет использовать различные методы и приемы влияния на личность подростка. Занятия позволяют ребятам не только получать определенную информацию, но и овладеть навыками, необходимыми для поведения в трудных ситуациях, научиться выбирать соответствующий антикризисный, конструктивный ва­риант поведения.

Цель данного курса: максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готов­ности к самоопределению в жизни и антикризисного поведения.

Исходя из полученных данных исследования мы считаем необходимым направить социально-психологический практикум на решение таких задач:

1 - помочь подростку лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны; развивать потребность в познании себя и окружающих;

2 - создать условия для осознания своих проблем, а также научить

вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;

3 - обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешения межличностных конфликтов;

4 - способствовать преодолению неуверенности в себе, развивать навыки уверенного поведения;

5 - развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе кризисных) ситуациях (со сверстниками, учи­телями, родителями и с другими людьми);

6 - развивать рефлексивно-оценочные способности подростков, направленные на анализ собственного поведения и поступков окружа­ющих людей;

7 — обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости.

В программе определены 8 содержательных блоков.

I. Проблемы подросткового возраста. На занятиях рассматрива­ются физические и психические новообразования подросткового возраста, обусловленные пубертатным периодом развития. Обсуждение вопросов под­ростковых «комплексов» позволит предупредить многие трудности личност­ного становления учащихся.

II. Начни с себя. Данный круг вопросов связан с интересом подростка к своему внутреннему миру, рассчитан на углубление самопознания и ока­зания помощи в становлении представлений о себе, своих жизненных целей и стремлений. Подросткам предлагается освоить навыки самоконтроля, саморегуляции и уверенного поведения.

III. Ты и сверстники. Учащимся предлагается разговор о дружбе и любви и работа но овладению навыками конструктивного поведения в отно­шениях со сверстниками: поиск решения в конфликтной ситуации, умение активно слушать партнера, прилагать усилия для развития отношений и другие коммуникативные навыки.

IV. Школьная жизнь. Темы данного содержательного блока посвяще­ны вопросам взаимодействия с одноклассниками и учителями. Па занятиях подростки смогут обсудить разногласия, возникающие между сверстниками и в отношениях с учителями в учебных и неучебных ситуациях, спроекти­ровать адекватную модель поведения в школьных конфликтах.

V. Ты и твоя семья. Рассматриваются внутрисемейные отношения, семейные проблемы. Занятия помогут учащимся проанализировать собст­венное отношение к своей семье и свои обязанности по отношению к семье и близким, а также использовать навыки эффективного общения в отноше­нии членов семьи различного возраста.

VI. Крик о помощи. Рассматриваются вопросы эмоционального само­чувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями. Большая роль отводится овладению учащимися способами саморегуляции, самозащиты, самовнушения, повыше­нию самооценки для развития эмоциональной устойчивости подростка.

VII. Опасный путь. Рассматриваются вопросы о вредных привычках как стратегиях поведения подростка в трудных для него ситуациях. Уча­щимся предлагаются практические советы «скорой помощи» себе и другим, а также способы волевого противостояния давлению группы.

VIII. Путевка в жизнь. Для подростков создается возможность для изучения своих склонностей и способностей с целью профессионального и личностного самоопределения. Рассматриваются вопросы притязания лич­ности, освоения навыков планирования, соотнесения ближней и дальней жизненной перспективы, формируется умение самостоятельно принимать решения, способность к самопрезентации.

Поскольку каждый блок проблемно направлен, содержит специфиче­ский круг вопросов и является содержательно законченным, тематику про­граммы можно применять выборочно, в зависимости от запросов учителей и учащихся, от актуальности возникших трудностей.

Программа предназначена для подростков 13-15 лет и рассчитана на 2 года. Занятия организуются в форме социально-психологического прак­тикума, что позволяет учащимся общаться. Общению нужно учиться, поэто­му по характеру предлагаемый курс является прежде всего клубом общения.

Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40—45 ми­нут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня из заинтересованности, глубины осоз­нания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия — от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе.

Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором мож­но было бы довольно быстро организовать учебное пространство — перестав­лять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, свя­занных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг. Желательно, чтобы это было хорошо звукоизолированное помещение либо находящееся в значительном удалении от других классов.

Оптимальной является группа из 10 или 12 человек (количество участ­ников четное), в которой объединяются уча­щиеся разного пола и возраста. Успех занятий возможен, если состав группы будет постоянен.

Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений уча­щихся но конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практи­ческая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.

На занятиях используются самые разные методы работы: наблюдение, беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, психогимнастика, рассматри­вание рисунков, фотографий и таблиц; свободное и тематическое рисование; импровизация; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с прави­лами, ролевые игры; чтение отрывков из художественных произведений; минисочинения; тесты, опросники, анкеты; мини-конкурсы; релаксационные техники, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.

Структура занятия включает в себя: упражнение на групповое сплочение; обсуждение домашнего задания; сообщение новой информации; дискуссия; упражнение на овладение навыком; разыгрывание и анализ проблемных си­туаций; обсуждение итогов работы; домашнее задание. Однако, в намечен­ный замысел могут быть внесены коррективы прямо по ходу занятия.

Работа по предлагаемой программе требует от ведущего определенного уровня подготовленности: соответствующее психологическое образование, опыт ведения занятий в школе, опыт работы в психологических группах в качестве участника, владение навыками поддержки, слушания, я-высказывания.

Задачи ведущего: дать участникам группы информацию, организовать процесс групповой работы и главное — самому в общении с группой демон­стрировать партнерский стиль взаимоотношений. Постоянная психологиче­ская поддержка дает ребятам больше, чем час дискуссии на эту тему. Слу­шая каждого участника, реагируя на его переживания и обеспечивая адек­ватную обратную связь, ведущий сможет создать в группе атмосферу доверия и взаимопомощи.

Учебно-тематический план

 

№ блока Названия содержательных блоков Темы занятий Кол-во часов
  ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с программой курса  
I. Проблемы подросткового возраста Трудный возраст Половое созревание Подростковые «комплексы»  
II. Начни с себя Твое представление о самом себе О чем мечтаешь ты? Повлияй на самого себя Свободная речь и уверенные манеры О чем «говорит» твое тело  
III. Ты и сверстники. Дружба и любовь По законам общения Без друзей не обойтись Найди себе друга Твои «враги» Искусство общения Мальчики и девочки Любовь! Любовь... Любовь? Путь к сердцу На свиданье приходи без опояданья! Превратности любви «Разбитое» сердце Подростковые браки  
IV. Школьная жизнь Школа в твоей жизни Блюз на тему успеваемости Учителя хорошие и не очень Твои одноклассники  
V. Ты и твоя семья Мой дом — моя крепость «Отцы и дети» Как «воспитывать» родителей Братья и сестры Братья наши меньшие  
VI. Крик о помощи Ситуация выходит из-под контроля. «Пилюли» от стресса Депрессия — штука заразная Жить не хочется или нет в жизни счастья  
VII. Опасный путь «Брось сигарету!» Сто грамм для храбрости Жизнь «в кайф». Дорога в ад. Оружие массового уничтожения Чума ХХвека Умей сказать «нет» Преодоление давления сверстников  
VIII. Путевка в жизнь Кто такой взрослый Кем я хочу быть? Хотеть — значит мочь Достижение цели Что такое успех. Успех в твоих руках! Самопрезентация  
  ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Чемодан в дорогу  
  ИТОГО:  

 

 

Заключение

Наша гипотеза о том, что эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, протеворичивости личностных характеристик, была подтверждена проведенными исследованиями.

Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, обстановки и окружения, психологический климат в класса, во дворе и т. д.

Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И взрослые, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения взрослых с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

 

Библиографический список

1. Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999.

2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Пдагогика, 1995.

3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: Наука, 1987 г.

4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г.

6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Педагогика, 1992 г.

7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Психиатрия, 1996г.

8. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994.

9. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г.

10. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Педагогика, 1989 г.

11. Кон И.С. Дружба. М.: Наука, 1980 г.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991

13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, из-во Саратовского гос-го ун-та, 1976 г.

14. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991 г.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Наука, 1983 г

16. Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999.

17. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997.

18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г

19. Полонский И.Я. Внешкольное общение или фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Педагогика, 1983 г.

20. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Под ред. Ткаченко А.С. Брянск, ВОЛЕНТО, 1994.

21. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г.

22. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994 г.

24. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. М.: Педагогика, 1994 г.

25. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Педагогика, 1991 г.

26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К. Короленко М.: из-во МГУ, 1996.

27. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г.

28. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000.

29. Авдеев Д. А. Мы и стресс. Чебоксары, изд-во гос-го ун-та,1991г.

30. Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999г.

31. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г.

32. Веселова Е. В. Как снять стресс. Тверь, ТИОППКРО, 1995г.

Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г.

 

Приложение 1

Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

 

Самооценка тревожности 1 2 3 4
1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 1 2 3 4
2. Вы часто из-за пустяков краснеете 1 2 3 4
3. Ваш сон беспокоен 1 2 3 4
4. Вы легко впадаете в уныние 1 2 3 4
5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях 1 2 3 4
6. Вас пугают трудности 1 2 3 4
7. Вы любите копаться в своих недостатках 1 2 3 4
8. Вас легко убедить 1 2 3 4
9. Вы мнительный человек 1 2 3 4
10. Вы с трудом переносите время ожидания 1 2 3 4
Самооценка фрустрированности 1 2 3 4
1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 1 2 3 4
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 1 2 3 4
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 1 2 3 4
4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат 1 2 3 4
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 1 2 3 4
6. Я нередко чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 1 2 3 4
8. Чувствую растерянность перед трудностями 1 2 3 4
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели 1 2 3 4
10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми 1 2 3 4
Самооценка агрессивности: 1 2 3 4
1. Оставляю за собой последнее слово 1 2 3 4
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 1 2 3 4
3. Меня легко рассердить 1 2 3 4
4. Люблю делать замечания другим 1 2 3 4
5. Хочу быть авторитетом для окружающих 1 2 3 4
6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 1 2 3 4
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 1 2 3 4
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 1 2 3 4
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 1 2 3 4
10. Я мстителен 1 2 3 4

 

Приложение 2

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина)

Бланк ответов

Ф. И. О. _____________________________________________

Дата заполнения ______________________________________

Шкала личностной тревожности

 

№ п/п суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутри скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

 

Приложение 3

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса –Дарки)

Бланк ответов

Ф. И. О. ____________________________________________

Дата заполнения _____________________________________

 

 

Вопросы Да Нет
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим  
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю  
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь  
Если меня не попросят по – хорошему, я не выполню  
Я не всегда получаю то, что мне положено  
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной  
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать  
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести  
Мне кажется, что я не способен ударить человека  
Я никогда не расстраиваюсь настолько, чтобы кидаться предметами  
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам  
Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его  
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами  
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.  
Я часто бываю не согласен с людьми.  
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.  
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.  
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.  
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.  
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.  
Меня немного огорчает моя судьба.  
Я думаю, что многие люди не любят меня.  
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.  
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.  
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.  
Я не способен на грубые шутки.  
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.  
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.  
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.  
Довольно многие люди завидуют мне.  
Я требую, чтобы люди уважали меня.  
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.  
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».  
Я никогда не бываю мрачен от злости.  
Если ко мне относятся хуже, чем я этого заслуживаю, я не расстраиваюсь.  
  Да Нет
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.  
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.  
Иногда мне кажется, что надо мною смеются.  
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.  
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.  
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.  
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.  
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.  
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.  
Мой принцип: «никогда не доверять «чужакам».  
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.  
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.  
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.  
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.  
Я часто чувствую как пороховая бочка, готовая взорваться.  
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.  
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.  
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.  
Неудачи огорчают меня.  
Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.  
Я могу вспомнить случае, когда я был настолько зол, что хватал попавшую мне под руку вещь и ломал ее.  
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.  
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.  
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.  
Я ругаюсь только со злость.  
Когда я поступаю неправильно меня мучает совесть.  
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.  
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.  
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.  
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.  
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслужил.  
Я часто думаю, что жил неправильно.  
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.  
Я не огорчаюсь из-за мелочей.  
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.  
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.  
В последнее время я стал занудой.  
В споре я часто повышаю голос.  
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям  
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.  

 

Приложение 4

Типовая карта методики САН

ФИО _______________________________________

Дата заполнения______________________________

 

самочувствие хорошее   самочувствие плохое
чувствую себя сильным   чувствую себя слабым
пассивный   активный
малоподвижный   подвижный
веселый   грустный
хорошее настроение   плохое настроение
работоспособный   разбитый
полный сил   обессиленный
медлительный   быстрый
бездеятельный   деятельный
счастливый   несчастный
жизнерадостный   мрачный
напряженный   расслабленный
здоровый   больной
безучастный   увлеченный
равнодушный   взволнованный
восторженный   унылый
радостный   печальный
отдохнувший   усталый
свежий   изнуренный
сонливый   возбужденный
желание отдохнуть   желание работать
спокойный   озабоченный
оптимистичный   пессимистичный
выносливый   утомляемый
бодрый   вялый
соображаю трудно   соображать легко
рассеянный   внимательный
полный надежды   разочарованный
довольный   недовольный

 

Приложение 5

Опросник Айзенка

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлен тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях которые могут Вас понять, одобрить, посочувствовать?

3. Считают ли. Вас беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно Вам. отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем ействовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже, если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что несчастья, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли. Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?

23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у Вас появляется чувства, что Вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли Вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, асто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли Вы себя спокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если Вы хотите что-то узнать, Вы предпочитаете найти это в книге нежели спросить у людей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы говорите правду?

37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстродействия?

40.. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучие?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46.Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться друзьями? 47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди Ваших знакомых те, которые явно Вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков Вашей работы?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других.

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых coвсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.183 (0.155 с.)