Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье



Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье

 

Введение

Актуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

Древняя формула "Spiritus sano in corpore sano" - "в здоровом теле - здоровый дух не только не потеряла актуальность, но для современного "цивилизованного" человека стала еще злободневнее. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

В последнее время приобрели особую популярность психокоррекционные группы. Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источником группы, работа которых основана на приобретении их участниками непосредственного живого опыта. Участники группы постоянно исследуют всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается каждому, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию. Кроме того, в психокоррекционных группах между участниками устанавливается обратная связь, которая позволяет им лучше осознать актуальные чувства и действия, и создаёт дополнительные возможности для самоизменения. Благодаря такого рода работе, участники становятся более сензнтивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги.

Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Объект исследования: телесно-ориентированная терапия

Предмет исследования – влияние телесно-ориентированной терапии на улучшение психологического здоровья человека

Задачи исследования:

1. Рассмотрение теоретических аспектов телесно-ориентированной терапии, в частности истории возникновения и основных концепций и направлений телесно-ориентированной терапии

2. Изучение психологического состояния человека как основной направленности телесно-ориентированной терапии, в частности изучение особенностей психологического состояния человека, изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психику, рассмотрение особенностей применения телесно-ориентированной терапии в коррекционной работе

3. Изучение эффективности применения телесно-ориентированной терапии для психологического здоровья человека, в частности описание психотерапевтических методик, а также анализ влияния внедрения телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье людей и динамику психологической среды.

Гипотеза исследования: предполагается наличие статистически значимой связи между проведением телесно-ориентированной терапии и снижением такого психологического расстройства как депрессия.

Методологическая основа исследования: в своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как В.Райха (вегетативная терапия), А.Лоуэна (биоэнергетический психоанализ), А.Янова (первичная терапия, или терапия первичного крика), Ф.Александера (комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз), М.Фельденкрайза (осознание и развитие телесной энергии, А.Минделла (процессуальная терапия), В.Баскакова (танатотерапия).

Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методы, тесты, методы математической статистики.

Научная новизна работы: телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, попытаемся выявить положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Практическая значимость: учитывая тот факт, что телесно-ориентированной терапии не имеет противопоказаний, можно сделать вывод, что этим техникам еще предстоит занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психологическом здоровье человека.

Для медиков это действенный инструмент в борьбе с нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями. Для педагогов важно умение использовать материализованные особенности структуры личности (телодвижения, жесты, мышечные зажимы, позы) как средства обратной связи, способы аргументации и психокоррекции.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном учреждении социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Всего в эксперименте участвовало 40 человек (20 – экспериментальная группа, 20 – контрольная группа)

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, трех рисунков, двух таблиц, шести приложений.

 

Заключение

Целью данной работы являлось изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

1. Рассмотрена история возникновения телесно-ориентированной терапии и основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии

2. Изучены особенности психологического состояния человека, изучено влияние телесно-ориентированной терапии на психику, рассмотрены особенности применения телесно-ориентированной терапии в коррекционной работе

3. Изучена эффективность применения телесно-ориентированной терапии для психологического здоровья человека

Будучи психологией человеческой телесности и чувств, телесно-ориентированная терапия основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему - психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции - обширного круга человеческих проблем.

Существенной особенностью телесно-ориентированной терапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства - ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Экспериментальная часть работы проводилась в Муниципальном учреждении социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Критерием отбора послужили люди в возрасте 65-80 лет с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата по направлению медицинских учреждений (поликлиник) на реабилитацию в муниципальный комплексный цент отделения дневного пребывания.

В работе применялась следующая методика исследования: опросник Бека для диагностики депрессивных состояний.

Коррекционная работа проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной.

В контрольной группе проводился массаж 3 раза в неделю (в течение месяца) – итого 12 раз, в экспериментальной группе проводился массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная терапия на следующий день после массажа в течение трех часов также в течение месяца 12 раз.

В ходе исследования было выявлено некоторое снижение депрессии в контрольной группе и значительное снижение в экспериментальной, что подтверждают результаты статистического анализа.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась экспериментально: в работе было выявлено положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние пациентов.

Благодаря данному исследованию можно в дальнейшем достичь хороших результатов в ходе терапевтической работы, в оказании психологической помощи.

 

Библиографический список

  1. Абрамова Г.А. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  3. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Серия: Концепции психотерапии, 2000.
  4. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. – М., 2000
  5. Баевский Р.М., Баевский А.Р., Лапкин М.М., Семенов Ю.Н., Шалкин П.В. Медико-физиологические аспекты разработки аппаратно-программных средств для математического анализа ритма сердца. Российский медико-биологичеаский вестник, 1-2, 1996, с. 104-113.
  6. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., Медицина, 1997, с. 236.
  7. Баскаков В. Свободное тело. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с.
  8. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
  9. Бодалев А. А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал.– 1993.– Т. 14–№ 5.
  10. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.
  11. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
  12. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. М. 2000
  13. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
  14. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. – М.: «ИМЕДИС», 1998.
  15. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
  16. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.
  17. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
  18. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
  19. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. – 480 с.
  20. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.
  21. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. СПб., 1994.
  22. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник НМН СССР, 1982. т. 45, № 4, с. 29-33.
  23. Карл Рудестам "Групповая психотерапия" - М, 2000.
  24. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.
  25. Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.
  26. Кнастер Мирка. Мудрость тела. // Москва, ЭКСПО, 2002.
  27. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992
  28. Кураев Г.А., Сергеев С.К. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология, 1996. № 1, с. 7-17
  29. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.
  30. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексуальности. // М.: Изд. В.П.Ильин, 1998. 194с.
  31. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. N 1. С.31-38.
  32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
  33. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. - М., 1986. – 192 с.
  34. Лоуэн А. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996.
  35. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 256 с.
  36. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
  37. Марк Непп, Джудит Холл. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное общение. Учебник. / /М-Спб, 2004.
  38. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.
  39. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.
  40. Минделл А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Серия: Концепции психотерапии, 2004.
  41. Минделл А. Сновидение в бодрствовании. Методы 24-часововго осознаваемого сновидения. – М., 2004
  42. Минделл А. Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие. – М., 2003.
  43. Минделл А. Тело шамана. Новый шаманизм для преображения здоровья, межличностных отношений и общества. – М., 2004.
  44. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. №5.
  45. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. // Москва: Алтейа, 1998. 488 с.
  46. Никитин В.Н. Пластикодрама. // Москва: Когито-центр, 2001.
  47. Психотерапевтическая энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского. СПб., 1998
  48. Райх В. Анализ характера. – М., 2000.
  49. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000. 256с.
  50. Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.
  51. Рудестам К.. Групповая психотерапия. СПб., 1998
  52. Свободное тело. Хрестоматия, сост. Баскаков В. // Москва, Самиздат, 2001.
  53. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000
  54. Старк А. и Хендрикс К. "Танцевально-двигательная терапия". Пер. с англ. // Ярославль, 1994.
  55. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001
  56. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. // М.- СПб, 2000. 160с.
  57. Фельденкрайз М. Искуство движения. Уроки мастера. // Москва, ЭКСМО, 2003.
  58. Фрегер Р., Фейдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996. –76 с.
  59. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.
  60. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под редакцией В. Баскакова. М., 19972. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с.
  61. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
  62. Хорни К. Самосознание. М., 1996.
  63. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 211 с.
  64. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.
  65. Юнг К.Г. Четыре работы о психологической типологии // Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.
  66. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии. Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. т. 4. Вып. 2. – с. 364-366.

Приложения

 

Исследование депрессии до эксперимента (экспериментальная группа)

 

Пациент Оценка в баллах Итого  
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Исследование депрессии до эксперимента (контрольная группа)

 

Пациент Оценка в баллах Итого  
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Исследование депрессии после эксперимента (контрольная группа)

 

Пациент Оценка в баллах Итого  
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Исследование депрессии после эксперимента (экспериментальная группа)

 

Пациент Оценка в баллах Итого  
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Число степеней свободы f=n-1 Доверительная вероятность
0,90 0,95 0,99 0,999
  6,314 12,706 63,657 636,619
  2,920 4,303 9,925 31,598
  2,353 3,182 5,841 12,941
  2,132 2,776 4,604 8,610
  2,015 2,571 4,032 6,859
  1,943 2,447 3,707 5,959
  1,895 2,365 3,499 5,405
  1,860 2,306 3,355 5,041
  1,833 2,262 3,250 4,781
  1,812 2,228 3,169 4,587
  1,796 2,201 3,106 4,437
  1,782 2,179 3,055 4,318
  1,771 2,160 3,012 4,221
  1,761 2,145 2,977 4,140
  1,753 2,131 2,947 4,073
  1,746 2,120 2,921 4,015
  1,740 2,110 2,898 3,965
  1,734 2,101 2,878 3,922
  1,729 2,093 2,861 3,883
  1,725 2,086 2,845 3,850
  1,721 2,080 2,831 3,819
  1,717 2,074 2,819 3,792
  1,714 2,069 2,807 3,767
  1,711 2,064 2,797 3,745
  1,708 2,060 2,787 3,725
  1,706 2,056 2,779 3,707
  1,703 2,052 2,771 3,690
  1,701 2,048 2,763 3,674
  1,699 2,045 2,756 3,659
  1,697 2,042 2,750 3,646
  1,684 2,021 2,704 3,551
  1,671 2,000 2,660 3,460
  1,658 1,980 2,617 3,373
бесконечность 1,645 1,960 2,576 3,291

 

Техника проведения классического расслабляющего массажа

При массаже применяются определенные приемы, их можно подразделить на пять основных групп. К ним относятся: поглаживание; растирание; выжимание; разминание; вибрация. В свою очередь приемы можно классифицировать как средне глубокие (поглаживание, растирание, выжимание), глубокие (разминание) и ударные (вибрация).

При проведении массажа нужно чередовать приемы, не делая перерывов между ними. Не следует также при проведении массажа массировать лимфатические узлы.

Начинать массаж следует мягко и нежно, затем он должен постепенно усиливаться, а в конце должны повторяться мягкие, расслабляющие приемы. Количество повторения отдельных массажных приемов различно и зависит от индивидуальных особенностей пациента и некоторых других факторов (возраст, состояние здоровья и т. п.). Определенные приемы приходится повторять до 4-5 раз, другие – реже.

Массажные движения должны быть направлены по ходу лимфатических путей в сторону ближайших лимфатических узлов. При массаже верхних конечностей направление движений должно идти от кисти руки к локтевому суставу, затем от локтевого сустава к подмышечной впадине.

При массаже нижних конечностей движения должны быть направлены от стопы к коленному суставу, затем – от коленного сустава к паховой области.

При массировании туловища, шеи, головы движения должны направляться от грудины в стороны, к подмышечным впадинам, от крестца вверх к шее, от волосяного покрова головы к подключичным узлам.

При массаже живота прямые мышцы массируются по направлению сверху вниз, а косые, наоборот, снизу вверх.

Начинать массаж следует с больших участков тела, а затем нужно переходить к более мелким, такая последовательность способствует улучшению лимфообращения и кровообращения организма.

Поглаживание оказывает значительное влияние на организм.

Воздействие поглаживания на нервную систему зависит от дозировки и методов: глубокое поглаживание способно возбуждать нервную систему, а поверхностное поглаживание, наоборот, успокаивает.

При выполнении поглаживания руки свободно скользят по телу, движения мягкие и ритмичные. Эти приемы никогда не затрагивают глубоких слоев мышечной массы, кожа не должна сдвигаться. На кожу сначала наносится масло, а затем при помощи широких плавных движений масло втирается в тело, которое при этом расслабляется и разогревается.

Выполняются все приемы поглаживания медленно, ритмично, за 1 минуту следует выполнить примерно 24-26 скользящих поглаживаний. Нельзя выполнять поглаживание слишком резкими и быстрыми движениями, чтобы не происходило смещение кожи. Поверхность ладоней должна плотно прилегать к массируемой поверхности. При выполнении каждого сеанса поглаживания можно выбирать только те приемы, которые наиболее эффективно будут воздействовать на данный участок тела массируемого.

После поглаживания идет следующий прием, который оказывает более глубокое воздействие, поскольку при его выполнении происходит передвижение, смещение и растяжение тканей тела. При растирании пальцы или кисти рук не должны скользить по коже, как при поглаживании.

Растирание широко используется почти во всех видах массажа.

Используют растирания при невритах, невралгических заболеваниях, т. к. растирание снижает возбудимость нервной системы, в результате чего исчезают болевые ощущения, характерные для этих заболеваний.

Выполнять растирание нужно в медленном ритме. За 1 минуту следует производить от 60 до 100 движений. Без крайней необходимости нельзя задерживаться на одном участке более 10 секунд. Более длительное растирание одного и того же участка может вызвать болевые ощущения у массируемого.

Основные приемы растирания – это растирание пальцами, ребром ладони и опорной частью кисти.

К основным приемам массажа можно отнести и прием выжимания, который несколько напоминает прием поглаживания, но выполняется более энергично и с большей скоростью движений. В отличие от поглаживания выжимание оказывает воздействие не только на кожу, но и на подкожную клетчатку, соединительную ткань и верхние мышечные слои.

Выжимание способствует улучшению кровоснабжения тканей организма, усиливает отток лимфы и способствует избавлению от отеков и застойных явлений, улучшает питание тканей, повышает температуру в массируемом участке, оказывает обезболивающее действие.

Благодаря своему воздействию на организм, выжимание широко применяется в лечебном, гигиеническом и спортивном массаже.

Проводят выжимание обычно перед разминанием. Движения при проведении выжимания должны быть направлены по ходу кровеносных и лимфатических сосудов. При проведении выжимания с целью уменьшения отечности движения следует начинать с участка, расположенного выше отека и ближе к лимфатическому узлу. Например, выжимание при отеке в области стопы следует начинать с бедра, а затем голени, только после этого можно перейти к массажу стопы.

Производить выжимание следует медленно и ритмично, несоблюдение этих требований может привести к возникновению болевых ощущений у массируемого, а также к повреждению лимфатических сосудов. Выжимание на поверхности мышц должно происходить вдоль мышечных волокон. Сила давления должна зависеть от того, какая именно часть поверхности тела подвергается массажу. Если массаж проводится на болезненном участке или участке с повышенной чувствительностью, а также в месте расположения костных выступов, сила давления должна быть уменьшена. В местах расположения крупных мышц, крупных сосудов, а также на участках с толстым слоем подкожного жира давление необходимо усилить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.062 с.)