Сократ как личность и философ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ как личность и философ.



Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора.

В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции. Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал. Характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти. Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни.

 

Теория идей Платона

Платон – основатель объективного идеализма. Он выделил понятие «идеальное» и противопоставляет ему понятие «материальное». Первичное по Платону – мир неизменных важных идей. Вторичное – материальный мир, который является несовершенным отражением идеального мира. В мире важных идей существуют понятия или идеи вещей, социальных и природных явлений. Например: существует понятие дерева, которое воплощается на земле во множество деревьев, но воплощается не совершенным отражением идеального мира.

Учение о человеке Платона.

Задача человека заключается в том, чтобы понять что любовь и привязанность к материальным вещам, людям, наукам, гос-ву, единичным природным явлениям является второстепенным. Первичным является любовь и привязанность к Богам, вечным идеям, поскольку именно Бог создал людей и вселенную. Все, что связано по Платону с чувствами он относил к области мнения. Мнение – то, что находится в области между знанием и незнанием. Процесс познания истины Платон называл вспоминанием мира вечных идей.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое.

 

Философия Древнего Рима.

Стоицизм понимается как учение о терпении, о спокойном отношении ко всем жизненным невзгодам, о мужестве в испытаниях судьбы. Стоики рассматривали свое учение как совокупность этики, физики и логики. Для стоиков мир – это живой организм, которым управляет некая устойчивая структура бытия. Последователи этого учения считали, что человеку бессмысленно спорить с судьбой, надо принимать все происходящее в жизни как должное. Философию Древнего Рима кратко можно описать на примере двух самых интересных и ярких представителей школы стоицизма. Речь идет о Сенеке, знаменитом учителе императора-поэта Нерона и императоре-философе Марке Аврелии.

Эпикуреизм – учение, призывающее человека не к нахождению каких-либо истин, а к избавлению его от несчастья и страданий. Большое значение эпикурейцы придавали удовольствию. Они считали, что потребности человека безмерны, а способов их удовлетворить слишком мало. Это и приводит человека к страданию. Они учили, что нужно уметь ограничивать себя и удовлетворять самые необходимые потребности. Эпикурейцы одним из компонентов человеческого счастья называли дружбу.

 

Философия Средневековья.

Патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Ключевой фигурой патристики является Августин "Блаженный" (354-430). В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Схоластика – существовавшая в период с 11 по 14 века в Европе пыталась логически объяснить смысл Священного Писания. Основные проблемы, которые пыталась решить средневековая схоластика, это:
доказательства существования Бога;
соотношение религиозной веры с идеями человеческого разума (проблема веры и знания).

В конце концов, в этом вопросе образовалось три точки зрения: вера и человеческий разум совершенно несовместимы;
 они совместимы, но философия играет второстепенную роль, на первом месте вера;
философия и наука – две независимые друг от друга области познания человека.
«Отцом схоластики» называют Иоанна Эриугену, поэта и философа, жившего в 9 веке. Он первым создал единую философскую систему схоластики. Основные положения средневековой схоластики позднее разрабатывались такими выдающимися философами, как Пьер Абеляр, который отточил метод обсуждения вопросов философии, Фома Аквинский и Уильям Оккам.

Философия Аристотеля.

Раздумывая о существовании мира во всех его проявлениях, он называет 4 причины бытия любой вещи или предмета. В своей философии Аристотель кратко и емко описывает эти факторы: материя, форма, причина и цель. Бог, согласно его учению, нематериален, являясь сам перводвигателем. Цели же для каждого субъекта бытия разнятся, высшая цель мироздания — достижения Блага. Цель каждой вещи, включая человека — исполнить свое предназначение максимально полно. Главными чертами его философии можно назвать внимание ученого к реализованному, существующему миру.

Ощущения, по Аристотелю — есть основа любого суждения. Они проверяются опытом и умозаключениями. Таким образом, от суждений, носящих вероятностный характер, стоит переходить к знанию, являющимся абсолютным. Например, формирования знания о человеке вообще происходит после изучения многих отдельных людей и вычленения общих их черт, наиболее полно характеризующего каждого из них.

Особое место в философских воззрениях Аристотеля отводится учению о душе. Он выделял в ней три части: растительную, животную и разумную. По его мнению, только разумная душа обладает бессмертием. В трудах Аристотеля, как и большинства мыслителей античности, отсутствует понятие личности, индивидуальности. Соответственно, и о личном бессмертии речи не идет. Оно понимается как слияние с абсолютом, Единым.

В своем понимании этого мира Аристотель говорил о двух сущностях вещи — первичной и вторичной. Первичная сущность по сути своей и выражает индивидуальность данного предмета. А вторичная — представляет собой обобщение общих его свойств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.006 с.)