Философия Древнего Китая (конфуцианство и даосизм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Древнего Китая (конфуцианство и даосизм)



Философия и мировоззрение.

В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так, что понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем мировоззрение. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. В формировании рефлексивного мировоззрения, незаменимую роль играет философия. Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем. Современный человек живет в мире массовой культуры, глобального рынка, управленческих технологий, а также в мире, где можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Отчуждение человека от самого себя, от других людей, от природы - все это показатель глубокого кризиса общественных ценностей. Для построения нового общества необходимо воспитание в личности такого мировоззрения, которое могло бы создать пространство культуры, в котором человек смог бы проявить свои лучшие качества.

 

1. Структура философии
Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисным элементами философии стали онтология, гносеология и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика(наука изучающая мышление), эстетика(наука изучающая природу и искусство), социальная философия(функции общества), философская антропология(человек), философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология(наука о ценностях) и история философии. Сегодня философия представляет собой комплекс дисциплин, в котором, кроме указанных, есть пограничные между философией и другими областями духовной жизни общества концепции. К ним относят, например, философию религии, философские вопросы естествознания, философию техники и т. д.

 

 

Даосизм.

1. Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»)

2. Центральное понятие учения даосизма – Дао –первооснова и завершение всего существующего. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

3. Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

4. Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

5. Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

Конфуцианство.

Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций)

Конфуций учил тому, что небо – высшая сила. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям.

Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:

Буддизм.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме. В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний.

Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает: правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби; Правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм; Правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

Правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

Правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

Правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

Правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий; Правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Брахманизм

Основа вероучения - перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы - воздаяния за греховность или добродетельность прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя. В брахманизме в Индии большое внимание уделялось обрядам и ритуальным жертвоприношениям. Чтобы в точности исполнять религиозные обряды, священнослужители много времени посвящали изучению санскрита - языка, не понятного населению. Чем лучше жрец владел санскритом, тем более высокое положение в брахманстве он занимал. Главное божество религии в Древней Индии - Брахман - представляет собой безличную сущность, которую невозможно ни определить, ни описать. Своего расцвета культ Брахмана достиг в 8 - 5 вв. до нашей эры, в период взаимодействия ведической и арийской культур. Брахманизм в Индии развивали мудрецы - риши. Но это религиозное течение было сильно ослаблено появлением джайнизма и буддизма.

 

Философия Сократа

1. Необходимо познать себя. (сделать себя лучше, знающим мир)
2. Мужество (необходимо оставить свою тоску и бороться с несправедливостью)

3. Необходимость помочь другим познать себя.
4. Необходимость воплощения справедливости в жизнь и отстаивание справедливости, т.е необходимо бороться за нее.

Сократ придерживался строгого рационализма. Он утверждал, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не будет делать зло.

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ отрицал ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Он ко всему подходил с иронией. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ впервые начал давать общие определения понятий. Прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

Теория идей Платона

Платон – основатель объективного идеализма. Он выделил понятие «идеальное» и противопоставляет ему понятие «материальное». Первичное по Платону – мир неизменных важных идей. Вторичное – материальный мир, который является несовершенным отражением идеального мира. В мире важных идей существуют понятия или идеи вещей, социальных и природных явлений. Например: существует понятие дерева, которое воплощается на земле во множество деревьев, но воплощается не совершенным отражением идеального мира.

Учение о человеке Платона.

Задача человека заключается в том, чтобы понять что любовь и привязанность к материальным вещам, людям, наукам, гос-ву, единичным природным явлениям является второстепенным. Первичным является любовь и привязанность к Богам, вечным идеям, поскольку именно Бог создал людей и вселенную. Все, что связано по Платону с чувствами он относил к области мнения. Мнение – то, что находится в области между знанием и незнанием. Процесс познания истины Платон называл вспоминанием мира вечных идей.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое.

 

Философия Древнего Рима.

Стоицизм понимается как учение о терпении, о спокойном отношении ко всем жизненным невзгодам, о мужестве в испытаниях судьбы. Стоики рассматривали свое учение как совокупность этики, физики и логики. Для стоиков мир – это живой организм, которым управляет некая устойчивая структура бытия. Последователи этого учения считали, что человеку бессмысленно спорить с судьбой, надо принимать все происходящее в жизни как должное. Философию Древнего Рима кратко можно описать на примере двух самых интересных и ярких представителей школы стоицизма. Речь идет о Сенеке, знаменитом учителе императора-поэта Нерона и императоре-философе Марке Аврелии.

Эпикуреизм – учение, призывающее человека не к нахождению каких-либо истин, а к избавлению его от несчастья и страданий. Большое значение эпикурейцы придавали удовольствию. Они считали, что потребности человека безмерны, а способов их удовлетворить слишком мало. Это и приводит человека к страданию. Они учили, что нужно уметь ограничивать себя и удовлетворять самые необходимые потребности. Эпикурейцы одним из компонентов человеческого счастья называли дружбу.

 

Философия Средневековья.

Патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Ключевой фигурой патристики является Августин "Блаженный" (354-430). В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Схоластика – существовавшая в период с 11 по 14 века в Европе пыталась логически объяснить смысл Священного Писания. Основные проблемы, которые пыталась решить средневековая схоластика, это:
доказательства существования Бога;
соотношение религиозной веры с идеями человеческого разума (проблема веры и знания).

В конце концов, в этом вопросе образовалось три точки зрения: вера и человеческий разум совершенно несовместимы;
 они совместимы, но философия играет второстепенную роль, на первом месте вера;
философия и наука – две независимые друг от друга области познания человека.
«Отцом схоластики» называют Иоанна Эриугену, поэта и философа, жившего в 9 веке. Он первым создал единую философскую систему схоластики. Основные положения средневековой схоластики позднее разрабатывались такими выдающимися философами, как Пьер Абеляр, который отточил метод обсуждения вопросов философии, Фома Аквинский и Уильям Оккам.

Философия Аристотеля.

Раздумывая о существовании мира во всех его проявлениях, он называет 4 причины бытия любой вещи или предмета. В своей философии Аристотель кратко и емко описывает эти факторы: материя, форма, причина и цель. Бог, согласно его учению, нематериален, являясь сам перводвигателем. Цели же для каждого субъекта бытия разнятся, высшая цель мироздания — достижения Блага. Цель каждой вещи, включая человека — исполнить свое предназначение максимально полно. Главными чертами его философии можно назвать внимание ученого к реализованному, существующему миру.

Ощущения, по Аристотелю — есть основа любого суждения. Они проверяются опытом и умозаключениями. Таким образом, от суждений, носящих вероятностный характер, стоит переходить к знанию, являющимся абсолютным. Например, формирования знания о человеке вообще происходит после изучения многих отдельных людей и вычленения общих их черт, наиболее полно характеризующего каждого из них.

Особое место в философских воззрениях Аристотеля отводится учению о душе. Он выделял в ней три части: растительную, животную и разумную. По его мнению, только разумная душа обладает бессмертием. В трудах Аристотеля, как и большинства мыслителей античности, отсутствует понятие личности, индивидуальности. Соответственно, и о личном бессмертии речи не идет. Оно понимается как слияние с абсолютом, Единым.

В своем понимании этого мира Аристотель говорил о двух сущностях вещи — первичной и вторичной. Первичная сущность по сути своей и выражает индивидуальность данного предмета. А вторичная — представляет собой обобщение общих его свойств.

 

Реформация.

Лютер

Основные идеи:

Недоверие к возможностям. Человек не может спастись в одиночку. Основа спасения - вера, а не разум. Философия, науки, искусство, это следствия человеческой гордыни.

Необходимость религиозного обновления и новой религиозной жизни.

возвращение к истокам. К первоначальному тексту Евангелие и христианским ценностям. Критикует религиозную и культурную жизнь эпохи возрождения. Отказывается от всех гуманистических ценностей и философских учений.

Кальвин

Основные идеи:

• спасение возможно только через веру и слово божье.

• идеи проведения и предопределения (человеческая судьба предопределена Богом, человек от рождения приговорен либо к наказанию, либо к спасению, от человека ничего не зависит, Бог ведет его по жизни).

Главные понятия

призвание первоначально имело узко религиозный смысл, как судьба, определенная для человека Богом. Но каждая профессия ценна. Успехи в профессии рассматриваются как божественное благоволение, как знаки спасения. Успешная экономическая деятельность становится разрешенной. Богатство признак того, что человек правильно идет по своей судьбе.

 

 

Этика Канта.

Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам. Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

 

 

Философия жизни.

Шопенгауэр.

В качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля-«вещь сама в себе»,которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Понятие воли по Шопенг означает «то, что сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления».Объяснив сущность «вещи в себе» Ш. перешел и к сущности мира. «Мир как воля»- основной тезис Ш.

Ницше так же как и Ш. в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь- вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. А ее сущность- воля к власти есть пафос- самый элементарный факт, из кот-го только и возникает становление.

 

 

Философия Декарта.

Суть рационалистического метода философии Декарта была в подвергании рациональному сомнению все поступающие знания. Ум, в этой отрасли играл важную роль, так как был критерием, благодаря которому и происходил отбор в отличии от чувственного или эмпирического переживания. Чувственный опыт, по мнению Рене Декарта, существенно сомнителен. Чувства обманывают человека, и он сам это знает. Рене Декарт утверждал, что сомнению подлежит все, что находитcя вокруг нас и все, что в нашу жизнь входит, каким-то образом с ней пересекается, однако, то, что мы существуем, ни в коем случае сомнению подвергнуть невозможно, ведь мышление есть оправдание нашего существования. Эту истину Рене Декарт узаконивает с помощью его крылатого выражения: «Я мыслю, следовательно, я существую». Уверенность в собственном существовании, посредством определения его, исходя из непоколебимого критерия мышления человека, перетекает в философии Декарта в уверенности существования Бога. Бог в понимании Рене Декарта – совершенное существо, это тотальное добро, поэтому Бог не может обмануть, иначе это противоречит его природе.

Рене Декартом был предложен принцип дуализма души и тела. В основе мира, по мнению Декарта, лежит материя. Материя характеризуется протяжность, а совсем не твердостью или непоколебимостью. Душа не тождественна телу, и она есть противоположное материи, но она также существует. Тело – это не материальная категория, она бессмертная, неосязаема и не может быть разрушена, в отличии от тела, которое распадается. Самостоятельной субстанцией, как провозглашал сам Декарт, может быть только Бог, ведь он самодостаточное понятие.

 

 

Учение психоанализа.

Психоанализ появился как медицинская теория, превратившаяся в универсальное объяснение человеческой психики. Он дает универсальный принцип объяснения реальности, связанной с человеком, новое революционное понимание человека. Психоанализ очень быстро стал популярным, составив основу психологических практик.

Фрейд считал, что необходимо анализировать вытесненные переживания. Основу нашей личности составляют множество переживаний, большая часть которых забывается и вытесняется в подсознательное. Первый заговорил о детской сексуальности; применял метод анализа сновидений.

Я и Оно – труд 1923 г. Анализ человеческого я, универсальная трактовка человеческой психики. Все люди – невротики. 
Я – человеческая личность
Оно – бессознательное
Сверх Я – социальный идеал. Базовые нормы человеческого общества начинаются с запрета на определенные действия. «Я» всегда находится между молотом и наковальней. Основу неврозов составляют комплексы.

Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертированные и интровертированные) и по сочетанию функций («мышление», «чувства», «сенсорика» и «интуиция»).

Эрик Фромм попытался соединить психоанализ, экзистенциализм и марксизм. Исследовал любовь, счастье.
Воспринял теорию межличностных отношений, ключевой проблемой которой являлось особое отношение каждого человека к миру. Любовь – это абстракция; в действительности существует только акт любви. Любовь по принципу бытия – плодотворная любовь («предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею, она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни — это процесс самообновления и самообогащения»); любовь по принципу обладания – неплодотворная любовь (означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем.)

 

Философия Экзистенциализма.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Сартр.

Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».

«Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).

Камю.

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

 

Философия ненасилия.

Толстой.

Л. Н. Толстой создал оригинальное религиозно-нравственное учение, получившее название толстовства. Ненасилие в точном смысле слова как отказ от насилия означает, что человек не берется быть судьей другим людям, ибо это прерогатива бога. В данном случае речь идет не о том, чтобы вообще отказываться от оценки (суда) других людей, а о том, чтобы не оценивать (не судить) людей как людей, чтобы не покушаться на их свободу, нравственное достоинство само их право самим определять свою жизнь. Тем самым человек относится к другим как к братьям. Брат не судит брата. Это делает отец.

Придя к выводу о ненасилии как истине любви, Толстой со всей решительностью ополчается на государственное насилие. В представлении Л. Толстого, зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем еще в больших масштабах, чем прежде. И так происходит до бесконечности - до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло, в том числе, и от права на самооборону.

Ганди.

Ганди – единственный человек, чья философская и просветительская деятельность превысила его правленческие заслуги. Все потому что деятельность эта была во имя мира, добра, людей, не какой-то отдельно взятой страны, а вообще людей. Именно этим добродетелям и служило «ненасильственное сопротивление». По сути, мышление Махатма Ганди — очень простое, но имеет под собой твердую и бескомпромиссную позицию своего создателя.

Во-первых, человек – ни что иное, как высшая ценность, то есть к человеку нужно обязательно относиться с уважением, не делая при этом никаких исключений. Человечество индийский мыслитель рассматривал, как одно целое, а не как совокупность различных народов или религий. По его мнению, все люди равны, и каждый имеет право на уважение. Поэтому Ганди вел борьбу с кастовым неравенством и делал все возможное для улучшения жизни «неприкасаемых».

Во-вторых, у любого человека есть совесть, значит каждый готов распознать в себе стремление к лучшему, к развитию личности, к борьбе с насилием и плохими явлениями в нашей повседневной жизни. Но делать это стоит, не проявляя ответного зла.

В-третьих, просто осознать в себе стремление к росту, мало. Должны иметь место регулярное самосовершенствование и проявление принципов ненасилия в жизни, на практике.

Ганди утверждал, что реакция человека на несправедливость имеет три формы: ответная агрессия, пассивность и активное ненасилие. Ответный гнев противоречит принципу уважения к человеку. Пассивность тоже, поскольку инертное подчинение злу, сделает его только сильнее. А ответное ненасилие позволяет разрушить наш страх, настоять на своей собственной жизненной позиции, а не отойти от нее, и в итоге добиться своего.

Философия Соловьева.

Основная идея философии Соловьева – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.

Формационный.

Общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

Цивилизационный.

В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города. Тойнби, сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни. Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой. Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия). Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

 

 

Природа познания

Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.073 с.)