Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели антимонопольного регулирования
мериканская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идёт в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в России в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики [28, с.33].
Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;) виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;г) определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране - само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам [19, с.125]. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более.Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу. ВОПРОС 27 - 1. Понятие рынка факторов производства, его отличие от рынка товаров и услуг Рынком факторов производства (ресурсов) называется сфера экономики, в которой осуществляется их купля-продажа и где в результате взаимодействия спроса и предложения формируют цены на труд, на природные ресурсы, капитал, предпринима тельскую способность в форме заработной платы, ренты, про центного дохода, прибыли. В современных условиях к фактора производства относятся также научно-технический прогресс знания, информация и др.Разным видам факторов производства соответствуют видь рынков: рынок труда, природных ресурсов (рынок земли), рынок капиталов. Они функционируют во взаимосвязи и взаимодействии.Рынок факторов производства существенно отличается от рынка товаров и услуг. Основные отличия заключаются в следующем.1. Рынок факторов производства носит производный характер, так как его необходимость определяется потребностям производства товаров для потребителей. Вместе с тем производство ресурсов влияет на объем продукции, изготавливаемой для потребителей и поступающей на рынок товаров и услуг, т.е. ем кость рынка товаров и услуг в известной мере зависит от степе ни развития рынка факторов производства (ресурсов).2. Сравнивая рынок факторов производства и рынок конечных товаров и услуг, следует отметить изменение экономических ролей основных рыночных субъектов: фирм (предприятий) и домохозяйств.Фирмы на рынке товаров и услуг выступают в роли продавцов, их поведение определяется кривой предложения.На рынке факторов производства фирмы (предприятия) выступают в роли покупателей. Их поведение описывается кривой спроса.Домохозяйства на рынке товаров и услуг являются покупателями, а на рынках факторов производства — продавцами. Поведение домохозяйств на этих рынках характеризуется соответственно кривыми спроса и предложения.3. Экономические интересы фирм (предприятий) и домохозяйств на рассматриваемых рынках различаются, так как продавец стремится продать свой товар дороже, а покупатель — купить дешевле.4. На рынке товаров и услуг формируется потребительский спрос. Продаваемые товары поступают в личное потребление покупателей. Цены на эти товары регулируют их поступление к потребителям. На рынке факторов производства формируется производственный спрос. Продаваемые факторы производства используются для производительного потребления, т.е. для производства товаров и услуг. Цены на ресурсы регулируют их распределение между фирмами и отраслями производства.5. Факторы производства покупаются для их совместного использования в производстве. Поэтому структура их предложения должна ориентироваться на характер производства и связанные с ним издержки.6. Рынок факторов производства выполняет специфические функции:
• определяет уровень цен на различные факторы производства; • рационально распределяет ограниченные ресурсы среди фирм и отраслей; • содействует более эффективному производству товаров и услуг; • определяет, как, каким способом, при каком сочетании ресурсов произвести избранные виды продукции и максимизировать прибыль; • обусловливает характер распределения факторных доходов, их размеры; • определяет, для кого производятся товары и услуги, так как плата за определенные экономические ресурсы является основным доходом для их собственников;
• участвует в установлении общего микроэкономического равновесия. 7. Имеются особенности в формировании цен на факторы производства. Кроме рыночных сил спроса, предложения и конкуренции в этом процессе существенную роль могут играть политические, экономические меры государства, профсоюзов, фирм.8. В проблеме ценообразования на факторы производства выделяют два важных аспекта: производственный и распределительный.На объем и эффективность производства существенно влияют издержки, определяемые ценами на факторы производства. От последних зависят и цены на готовую продукцию, результаты работы фирмы (предприятия).С изменением цен на ресурсы, а следовательно, и издержек производства меняются объемы производства. Цены факторов производства определяют экономический выбор, решения фирм.Вместе с тем ценообразование на факторы производства влияет и на распределение доходов. Цена ресурса, которую потребители платят его собственнику, образует его доход.Таким образом, ценообразование на рынке факторов производства играет важную роль и для производителей продукции, и> для потребителей конечных товаров и услуг. Цены на ресурсы складываются (как и на всяком рынке) в зависимости от спроса и предложения. При этом факторы, определяющие спрос на ресурсы, отличаются от факторов, определяющих спрос на продукт. 2. Спрос на рынке факторов производства. Производный характер спроса Потребительский спрос на рынке конечных товаров и услуг является первичным, основным, исходным в рыночной экономике, поскольку он определяет необходимостьпроизводства тех или иных потребительских товаров.Что касается спроса на факторы производства, то он является вторичным, производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовленную с использованием данных факторов производства. Так, спрос на землю для выращивания овощей определяется исходя из потребительского спроса на овощи. Спрос на труд определяется величиной спроса на изготовляемые с его участием товары.Важная особенность спроса на факторы производства состоит и в том, что в производстве они взаимозаменяемы в определенных границах. Это относится, в частности, к труду и капиталу, к земле и труду и т.п. При замене более дорогого ресурса более дешевым на последний возрастает спрос.Остановимся подробнее на производном характере спроса на ресурс. Он основывается на двух взаимосвязанных факторах: производительности ресурса и цене на продукт, изготовленный с использованием данного ресурса. Ресурс, обладающий более высокой производительностью (отдачей), пользуется большим спросом нежели ресурс с меньшей производительностью.Высокая цена на продукт, производимый с помощью данного ресурса, обеспечивает большую выгоду от его реализации, чем низкие цены. Поэтому в первом случае ресурс пользуется большим спросом.В соответствии с теорией предельной производительности количество используемых фирмой ресурсов зависит от их производительности. Если при неизменности всех факторов производства увеличивается лишь один из них, то вступает в действие закон убывающей предельной производительности (отдачи). Это проявляется в уменьшении предельного физического продукта. Предельным физическим продуктом называется прирост результата производства от использования дополнительной единицы ресурса. Предельный продукт занимает важное место в предельном анализе деятельности фирмы. Прирост издержек за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса — MRC.Прирост дохода фирмы за счет использования дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса, или доходом от предельного продукта в денежном выражении, — MRP. Фирма будет расширять покупку и применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки. Принцип выбора фирмой количества используемых ресурсов аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска.Для фирмы будет прибыльным увеличивать количество ресурса до точки, где его предельная доходность сравняется с его предельными издержками. Основное правило использования производственных ресурсов гласит: предельная доходность ресурса должна быть равна его предельным издержкам, т.е. MRP = MRC. Спрос отдельных фирм на ресурсы в условиях разных типов рынков имеет свои особенности. Если фирма функционирует на совершенно конкурентном рынке и ее спрос на ресурсы незначителен, то доля данного ресурса в общем объеме потребления невелика. Фирма — совершенный конкурент является ценополучателем, она не устанавливает цену на ресурс. Все единицы ресурса фирма может закупить по одной цене. В условиях совершенной конкуренции, как известно, рыночная цена и предельный доход совпадают, т.е. MR — Р.Предельная доходность ресурса равна предельному физическому продукту этого ресурса (A//V), умноженному на цену (Р) единицы выпускаемой продукции, т.е. MRPp = MPF • Р. В условиях совершенно конкурентного рынка фирма, определяя оптимальный объем спроса на ресурс, ориентируется на уровень доходности ресурса — MRP. Кривая спроса фирмы на ресурс в данной ситуации — это кривая MRP (рис. 9.1).Поскольку на совершенно конкурентном рынке цена товара не зависит от спроса фирмы, кривая спроса MRPпонижается лишь в связи с убывающей предельной производительностью ресурса. Кривая предложения MRC совершенно эластична.При несовершенной конкуренции, т.е. на рынках чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции, предельная выручка (MR) меньше рыночной цены единицы продукта (MR < Р). Олигополия, чистая монополия могут влиять на цену товаров. Для увеличения реализации продукта фирма — чистый монополист устанавливает более низкую цену на продукцию. Поэтому предельный продукт в денежной форме (MRP) снижается, ибо не только уменьшается предельный физический продукт, но и падает цена единицы продукта. Предельный продукт в денежной форме в условиях несовершенной конкуренции можно определить по формуле MRP = МР • MR. Кривая спроса на ресурс в условиях несовершенной конкуренции (рис. 9.2) отлого снижается в силу отмеченных причин. Она имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая спроса в условиях совершенной конкуренции.
Следует различать изменение величины спроса на ресурсы и изменение характера спроса. Величина спроса на ресурсы изменяется по мере изменения их цены. Рост цен на ресурсы уменьшает величину спроса на них в связи с ростом издержек производства фирмы. Со снижением цен на ресурсы величина спроса на них возрастает. Изменение величины спроса характеризуется движением по кривой спроса на ресурсы от одной точки до другой.Изменение спроса на ресурс происходит под влиянием неценовых факторов и отражается движением кривой спроса на ресурс вправо — при росте спроса или влево — при его уменьшении (рис. 9.3).Рассмотрим указанные неценовые факторы.QПри прочих равных условиях изменения в спросе на конечные товары и услуги, которые производятся с помощью тех или иных ресурсов, приводят к изменению спроса на эти виды ресурсов в том же направлении.QИзменение спроса на ресурсы связано с изменением цен на замещающие и взаимодополняющие ресурсы. При введении в производство замещающих ресурсов фирма получает эффект двух видов: эффект замещения и эффект объема производства, или объема продукции. Эффект замещения связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену Зо.иещенного ресурса и спрос на него. Например, при снижении цен на станки и оборудование замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд, снижению его цены и увеличению спроса на капитал. Эффект объема производства выражается в том, что при снижении затрат на станки и оборудование фирма расширяет объем производства, что в свою очередь увеличивает спрос на все ресурсы, в том числе на труд.На взаимозаменяемые (комплементарные) ресурсы предъявляется совместный спрос. Применительно к ним действует только эффект выпуска продукции. От спроса фирмы на ресурсы отличают отраслевой и рыночный спрос. Отраслевой спрос образуется суммированием объемов спроса на ресурс при каждой возможной цене на него всех типичных фирм отрасли. В ситуации чистой монополии, когда фирма-чистый монополист представляет всю отрасль, кривая предельной доходности монополиста является кривой отраслевого спроса на данный ресурс. Если структура отрасли характеризуется наличием множества фирм, конкурирующих за доступ к ресурсам и их использование, то отраслевой спрос формируется иначе. Он зависит от: а) поведения фирм на рынке ресурсов: синхронности или равнонаправленности в их покупке; б) влияния изменения цен ресурса на изменение цены конечных товаров и услуг. Увеличение объема закупки какого-либо ресурса (при снижении его цены) одной фирмой не повлияет на отраслевой спрос, отраслевое предложение конечной продукции и уровень цен на них.Если все другие фирмы отрасли при снижении цены ресурса изменят объем его использования, то величина отраслевого спроса на ресурс изменится. Если при этом изменение цены ресурса не вызовет изменения цены потребительских товаров, то отраслевой спрос будет равен сумме спроса всех фирм отрасли. В данной ситуации он возрастает.Однако отраслевой спрос может меняться не столь однозначно и однонаправленно. Так, при снижении цен на ресурсы фирма увеличит их закупки и потребление, т.е. отраслевой спрос на ресурсы возрастет. Одновременно вырастет отраслевое предложение конечных товаров и услуг. Произойдет снижение их цен и уменьшение предельной доходности от предельного продукта, что приведет к уменьшению отраслевого спроса на ресурсы. Таким образом, имеющиеся в отрасли ресурсы будут использоваться не полностью. Рыночный спрос образуется суммированием объемов отраслевого спроса при каждой данной цене. Отраслевой и рыночный спрос менее эластичен, чем спрос на ресурсы отдельных фирм. Эластичностью спроса на ресурс называется мера его реакции на изменения определяющих его факторов.Под ценовой эластичностью спроса на производственный ресурс понимается степень реакции спроса на ресурс в связи с изменением его цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса на ресурс представляет отношение процентного изменения спроса на ресурс к процентному изменению его цены Е = ADF/DF: ЬРр/Рр, где Dp — спрос на ресурс (фактор) F; \Dp — изменение спроса на ресурс F; Рр — цена ресурса F; АРр — изменение цены ресурса F. Эластичность спроса на ресурс по цене определяют следующие факторы.1. Эластичность спроса на готовую продукцию, произведенную с помощью данного ресурса. Чем она выше, тем более эластичен спрос на ресурс.2. Коэффициент снижения предельного продукта дополнительного ресурса и уменьшение предельной доходности этого ресурса. Если указанный коэффициент меняется медленно, плавно, то цена на ресурс снижается незначительно и спрос на ресурс относительно эластичен. При резком уменьшении предельного продукта и предельной доходности ресурса цена ресурса резко падает, при этом спрос на ресурс будет неэластичным. Например, при медленном снижении цены труда спрос на ресурс труда относительно эластичен. При резком снижении цены труда спрос на этот ресурс неэластичен, ибо предельная доходность в данной ситуации резко снижается.3. Степень взаимозаменяемости ресурсов. Если данный ресурс свободно замещается другим ресурсом, то спрос на него будет относительно эластичным.4. Значимость ресурса, его доля в общих издержках фирмы на производство данного товара. Если удельный вес какого-либо ресурса в общих издержках значителен и отсутствует возможность его замещения, то эластичность спроса при изменении цены ресурса выше и объем спроса заметно изменится.5. Тип рыночной структуры. Спрос фирмы на ресурс на совершенно конкурентном рынке более эластичен нежели в условиях несовершенной конкуренции.Рассмотренные положения общей теории спроса на ресурсы применимы к любому производственному ресурсу. 3. Равновесие рынка ресурсов На рынке факторов производства спрос на ресурсы взаимодействует с их предложением. Предложение производственныхфакторов — это совокупность факторов производства, находящихся на рынке или способных быть представленными к продаже по определенным ценам. Различные факторы производства обладают особенностями, определяющими специфику их предложения. Например, пригодная для ведения сельского хозяйства земля в данный момент ограничена. Ограничено количество земельных участков, одинаковых по плодородию и местоположению. Что касается капитала как ресурса, создаваемого с целью создания большего количества экономических благ в производстве, то его предложение может быть быстро увеличено. Создание или пополнение запасов капитала осуществляется путем инвестирования.Предложение разных видов производственных ресурсов определяется неодинаковыми факторами, которые рассматриваются в процессе анализа рынков труда, земли, капитала и др. Вместе с тем можно отметить некоторые общие характерные черты предложения ресурсов на рынке факторов производства. Это прежде всего зависимость величины предложения фактора (ресурса) от его цены (кривая предложения фактора имеет восходящий вид). Для данного периода времени общее предложение ресурсов является вполне определенным, но не строго фиксированным.Ограниченность многих природных ресурсов преодолевается с развитием научно-технического прогресса. Появляются искусственные заменители отдельных видов ресурсов; осваиваются новые месторождения; вовлекаются в сельскохозяйственный оборот ранее не использовавшиеся земельные участки; выпускается новейшее высокопроизводительное оборудование; повышаются профессиональная квалификация работников и качество труда. Таким образом, объемы предложения ресурсов с течением времени меняются.Различают изменение величины предложения ресурсов, определяемое ценовым фактором, и изменение предложения ресурсов, определенное неценовыми факторами. Изменение величины предложения характеризуется движением по кривой предложения ресурсов, а изменение предложения — сдвигом кривой предложения. Рассмотрим некоторые факторы, вызывающие изменение предложения ресурсов.На предложение факторов влияет их мобильность. Под мобильностью факторов понимается их способность свободно размещаться между отраслями. Степень мобильности факторов производства различных типов неодинакова. В современной экономической литературе факторы производства классифицируются по разным критериям. По происхождению их делят на основные и развитые. Основные факторы — это прежде всего природные ресурсы и те, что являются продуктом длительного исторического развития. Развитые факторы — приобретенные в результате существенных капиталовложений (современные технологии, квалифицированная рабочая сила и др.). По степени специализации различают общие и специфические факторы производства. Общие факторы используются в различных отраслях- для производства различной продукции. Специальные факторы потребляются либо в одной отрасли, либо в производстве ограниченной группы продукции. Высокую мобильность имеют развитые факторы. Между производителями существует конкуренция за доступ к таким факторам. Предложение мобильных факторов может значительно меняться при незначительном изменении их цены. ВОПРОС 28 - Рынок труда: понятие и сущность. труд покупатель монополия Рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы.Исторически рынок труда возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянина, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал название новому рынку.Рынок труда это — специфический рынок, т.к. сам товар — труд — уникален. Это единственный товар, который неотделим от его собственника — человека. При этом последний объектом купли-продажи не является, ибо продается и покупается не работник, а его способность к труду. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда является необходимым условием его нормального функционирования, что создает условия для выполнения основных функций:- информационная функция предоставляет субъектам рынка труда объективную информацию об уровнях спроса и предложения, оплаты труда по той или иной профессии, специальности, квалификации и т.д.;- ценообразующая функция устанавливает размер заработной платы;- распределительная функция распределяет рабочую силу по рабочим местам, обеспечивая соответствие между ними.Рынок труда имеет ряд особенностей: - изначально существует неравенство между работодателями и наемными работниками. Работодатель — владелец капитала и в этом смысле по природе монополист; - труд, в отличие от других товаров, не может накапливаться. Поэтому, не продав его сейчас, рабочий теряет весь доход; - работник "привязан" к местному рынку труда. Рынок труда - один из рынков, на которых должна действовать любая фирма, чтобы успешно функционировать. В реальности фирма может иметь дело с несколькими рынками труда, капитала и товаров одновременно. Схема кругооборота на рисунке 1: Рисунок 1 - Схема экономического кругооборота Субъектами рынка труда выступают работодатели в лице государства, фирмы или даже отдельного домашнего хозяйства. Они формируют величину спроса в соответствии с потребностями в рабочей силе. Индивиды и домашние хозяйства, желая найти работу и применение своей трудоспособности, тем самым регулируют величину предложения. Таким образом, спрос и предложение на рынке труда ведут себя крайне своеобразно.Между количеством востребованных работников и заработной платой существует обратная зависимость: по мере роста оплаты труда предприниматель сокращает штат служащих, и, наоборот, при увеличении числа рабочих заработная плата на единицу трудящегося снижается.Это связано, прежде всего, с действием закона убывающей предельной производительности труда. Наем работников осуществляется до тех пор, пока предельная полезность труда каждого из них высока и удовлетворяет потребностям фирмы.Несколько иначе ведет себя линия предложения. Сначала действует эффект замещения: при повышении реальной заработной платы количество желающих устроиться на работу инертно возрастает. Но при достижении определенного уровня дохода увеличение труда перестает быть приоритетным и замещается досугом, следовательно, возникает эффект дохода.К основным результатам функционирования рынка труда относятся: уровень зарплаты и уровень занятости. Реализация этого отношения происходит на основе действия механизмов спроса-предложения товаров рабочей силы и жизненных средств.Здесь следует отметить, что спрос на труд предъявляют фирмы, то есть институциональные образования, а не отдельные индивиды. Поэтому особенности поведения и целеполагания фирмы играют здесь доминирующую роль.Спрос на труд представляет собой производный спрос от спроса на товар, выпускаемый фирмой, поскольку экономика нацелена прежде всего на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а работа в этих условиях выступает только как средство достижения этого.Поэтому существует сильная зависимость между количеством и качеством товара, на который предъявляют спрос конечные потребители, и тем количеством и качеством труда, которое нанимает фирма.Такое переплетение двух рынков дает особые механизмы реализации рыночных структур. Итак,спрос на труд - кривая, описывающая поведение фирмы (отрасли) на рынке труда - зависимость между заработной платой и количеством работников, которых данная фирма готова нанять за эту плату.спрос на труд - производный спрос, т.к. зависит от спроса на товар, т.е. на продукцию фирмы.При прочих равных условиях зависимость между заработной платой и количеством работников имеет вид: При повышении заработной платы и неизменности других факторов и эффект масштаба, и эффект замещения приводят к снижению занятости, вследствие чего кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон.Рыночное предложение труда - зависимость между заработной платой и количеством работников, готовых работать за эту плату. Резервная зарплата Wо- минимальная зарплата возможных участников рынка (за более низкую не найдется желающих войти в данный рынок).Наклон кривой тем круче, чем более разные люди входят в данный рынок.При повышении заработной платы на конкурентных рынках (и в других случаях повышения альтернативных издержек) - кривая предложения сдвинется влево. Уровень зарплаты (при прочих равных для всех фирм условиях) устанавливается на рынке в целом: за более низкую зарплату никто не захочет войти в рынок, а за более высокую невыгодно платить фирме.Итак, мы видим, что труд является специфическим товаром, и потому рынок труда обладает рядом черт, которые отличают данный вид рынка от всех прочих. К таким чертам относятся особенности формирования спроса на труд и предложения труда.В следующей главе рассмотрим подробнее, каким образом проявляется специфика каждой стороны рынка труда. 2. Особенности функционирования рынков труда: конкурентное равновесие, монополия, монопсония. Поскольку рынок труда тесно связан с рынком продукта, в зависимости от сочетания структур обоих этих рынков возможны четыре ситуации равновесия на рынке труда.1. Рынок труда и рынок продукта являются совершенно конкурентнымиРынок труда является конкурентным, если он характеризуется следующими основными чертами:большое число фирм конкурируют друг с другом при найме данного вида труда;существует много работников, которые предлагают свои услуги в данном виде деятельности;работники предлагают труд одинаковой квалификации;индивидуальный работник и индивидуальная фирма не могут повлиять на ставку рыночной заработной платы.Так как рынок продукта является конкурентным, фирма будет ориентироваться на сложившуюся рыночную цену данного рынка, стоимость предельного продукта будет равна предельному продукту в натуральном выражении, умноженному на цену продукта на рынкетовара.Так как рынок труда является конкурентным, фирма может нанять любое количество труда по одной и той же равновесной ставке заработной платы. Следовательно, предельные издержки на труд будут равны ставке заработной платы.Взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке труда рассмотрим на примере отдельной фирмы и всего рынка.Равновесие на рынке труда определяется точкой пересечения установившихся кривых спроса и предложения (рис.2). Рисунок 2 – Равновесие на рынке трудаРавновесие на рынке труда для отдельной фирмы будет достигнуто там, где стоимость предельного продукта труда окажется равной заработной плате, выплачиваемой работникам.Соответственно, фирма наймет L* равновесное число работников и будет выплачивать каждому работнику величину W* равновесной заработной платыЕсли рассматривается конкурентный рынок, ни одна из входящих в него фирм не может влиять на рынок в целом и должна устанавливать тот же уровень зарплаты W*, который является равновесным для данного рынка.Кривые спроса и предложения могут изменять свое положение под влиянием изменения различных рыночных факторов, например: спроса на товар, цены других факторов производства, появления притока или оттока рабочей силы в данной сфере занятости, что будет приводить к изменению равновесных величин зарплаты и занятости на рынке труда.Если рынок находится:в точке равновесия, то возможные причины для изменения величин зарплаты и занятости, как правило, отсутствуют;не в точке равновесия, то такие причины обязательно есть, и зарплата и занятость будут изменяться, пока не достигнут нового положения равновесия.На рынках труда могут также действовать силы (нерыночные факторы), препятствующие установлению равновесного уровня зарплаты: профсоюзы, законы о минимальном уровне зарплаты, о минимальном уровне занятости в общественном секторе и т.д.Профсоюзы, например, могут заключать соглашения с нанимателями, в которых определяются зарплата и другие формы компенсации, условия работы, правила, регулирующие порядок продвижения по службе, увольнения и т.д. Как правило, эти нерыночные факторы служат для поддержания зарплаты на более высоком уровне, что влияет на состояние рынка, если устанавливаемый минимальный уровень зарплаты выше равновесного рыночного.Фирмы (чаще всего при взаимодействии с профсоюзами) могут с другой стороны определенными способами искусственно ограничивать предложение (устанавливать более высокие требования при приеме на работу, проводить лоббирование и т.д.).При этом также на рынке устанавливается ситуация, в которой занятость меньше, а уровень зарплаты выше, чем при нормальном рыночном равновесии.2. Рынок труда является совершенно конкурентным, а рынок товара – монополиейТак как рынок труда является конкурентным, фирма будет ориентироваться на сложившуюся рыночную цену труда - заработную плату. Поскольку на рынке продукта фирма является монополистом, она может оказывать влияние на цену товара, поэтому для нее ориентиром производства будет не цена, а предельная выручка - выручка от продажи дополнительной единицы товара. Следовательно, стоимость предельного продукта труда будет определяться как предельный продукт в натуральном выражении, умноженный на значение предельной выручки. Тогда равновесие на рынке труда будет установлено там, где стоимость предельного продукта труда будет равна заработной плате. При этом фирма наймет меньшее число работников, чем в предыдущем случае, так как цена товара всегда больше предельной выручки от его продажи (рис.3). Рисунок 3 - Равновесие на рынке труда при монопольном рынке товараТеперь равновесное количество труда будет определяться величиной L*, которая меньше величины L1- двойного конкурентного равновесия. Таким образом, монопольное положение фирмы даже на другом рынке реализуется в сокращении производительной силы общества, хотя ставка заработной платы останется здесь на том же уровне, что и в предыдущем случае.3. Рынок товара является конкурентным, а рынок труда – монопсониейЕсли фирма представляет собой единственного работодателя (покупателя труда) на рынке, то есть является монопсонией, предложение труда для нее будет совпадать с предложением труда для всего рынка (отрасли). Фирма сможет нанять дополнительного работника, только если будет платить ему дополнительную заработную плату.Так как привлечение дополнительного работника в данную сферу деятельности означает отвлечение его из какой-либо другой сферы, фирма вынуждена оплачивать эти альтернативные издержки отвлечения. При этом, чем большее число работников фирма хочет отвлечь от других видов деятельности, тем труднее найти таких работников и тем больше альтернативные издержки такого отвлечения.Поэтому предельные издержки найма дополнительного работника будут возрастать с ростом численности занятых и будут расположены выше линии предложения (линия предложения - линия средних издержек фирмы на найм работников).Равновесие на рынке труда будет установлено там, где предельные издержки равны стоимости предельного продукта, а равновесная заработная плата будет по-прежнему определяться предложением труда (рис.4).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.027 с.) |