Понятие антимонопольного регулирования: цели и инструменты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие антимонопольного регулирования: цели и инструменты



Антимонопольное регулирование — деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями тех или иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей [20, с.324]. Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии (рис.1).

Рис.1 Индивидуальный спрос на продукцию монополии

3Характерные черты всех монополий:

1. Единственный продавец и множество покупателей (отрасль состоит только из одной фирмы, отрасль отождествлена с ней).2. Товар уникален, то есть покупатель должен покупать его по цене монополиста или обходиться без него. Монополисты не нуждаются в рекламе своих товаров.3. Диктовка цены. Производитель сам устанавливает цену и может манипулировать количеством производимого продукта.4. Высокие отраслевые барьеры, блокирующие вход в рынок. Монополия существует до тех пор, пока будут барьеры для входа в отрасль, которые удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.Антимонопольное законодательство — это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство, как правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при образовании различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров по продаже товаров и услуг, а также полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих законоположений.

Основные цели антимонопольного регулирования:обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в экономике;- снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;- определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;- создание условий для развития национальной экономики;- ограничение монополистической деятельности. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. Так же важным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. В разных странах оно имеет свои особенности, но общим является следующее: - контроль за слиянием компаний; - запрещение сговоров предпринимателей, то есть объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен.В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:равные условия для различных форм собственности,- увеличение количества производителей- устранение привилегий и препятствий для конкуренции.Демонополизация предполагает:- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;- запрещение соглашений о разделе рынков;- запрещение переплетающихся директоратов;- приобретение акций конкурирующей фирмой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.005 с.)