Гривнин, В. С. Акутагава рюноскэ: жизнь. Творчество. Идеи / В. С. Гривнин. – Москва: издательство мгу, 1980. – 293 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гривнин, В. С. Акутагава рюноскэ: жизнь. Творчество. Идеи / В. С. Гривнин. – Москва: издательство мгу, 1980. – 293 С.



2. Лебедев, И. Истина в новелле Акутагавы Рюноскэ «В чаще» [Электронный ресурс] / И. Лебедев. – Режим доступа: http://refdb.ru.

3. Белова, Е. Н. «Ненадежный повествователь» с разный точек зрения [Электронный ресурс] / Е. Н. Белова. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

4. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – [Изд. 3-е, испр. и доп.]. – Москва: Аграф, 2009. – 544 с.

5. Японская мифология: энциклопедия / [сост., общ. ред. Н.Ильиной, О. Юрьевой]. – Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2004. – 464 с.

6. Кошман, А. Ю., Специфика жанра новеллы в творчестве Рюноскэ Акутагава (на примере новеллы «Муки ада») [Электронный ресурс] / А. Ю. Кошман. - Режим доступа: http://philology.snauka.ru

7. Чегодарь, Н. И. Акутагава Рюноскэ (1892 – 1927) / Н. И. Чегодарь // Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. – Москва, 2004. – С. 127 – 146.

Задание 1:

Прочитайте новеллу «Муки ада». Охарактеризуйте жанровую форму произведения, особенности его субъектной организации.

 

Вопросы:

1. Почему повествователем является служанка? Можно ли назвать ее «ненадежным повествователем»? Почему?

2. Какова роль подтекста в новелле? Какова роль использования приема «потока сознания» (сон Есихиде)?

3. Какую роль в структуре образа Есихиде играют его прозвища (Сарухиде – обезьяна и Тираэйдзю – черт)?

4. Как решается в новелле проблема «художник и толпа»?

5. Как решается в новелле проблема «гений и злодейство»?

6. Какие аллюзии из известных литературных произведений вы обнаружили в новелле «Муки ада»? Прокомментируйте их.

7. Как вы понимаете слова служанки «нечеловеческое искусство» о сюжете картины «Муки ада»?

8. Почему служанка называет Есихиде «новоявленным Буддой»?

9. Поясните смысл финала (самоубийство художника, мотив забвения).

 

Задание 2:

Прочитайте фрагмент романа Б. Акунина «Пелагия и Черный монах» (2001). Прокомментируйте его смысловую соотнесенность с новеллой Акутагава «Муки ада»:

 

Доктор показал на уже поминавшегося осьминога, на которого Полина Андреевна во все продолжение беседы поглядывала частенько – было в этом полотне что-то особенное, нескоро и ненадолго отпускающее от себя взгляд.

– Творение кисти Конона Есихина. Слышали про такого?

– Нет. Поразительный дар!

– Есихин – гений, – кивнул Коровин. – Самый настоящий, беспримесный. Знаете, из тех художников, которые пишут, будто до них вовсе не существовало никакой живописи – ни Рафаэля, ни Гойи, ни Сезанна. Вообще никого – пока не народился на свет Конон Есихин, первый художник Земли, и не стал вытворять такое, что холст у него оживает прямо под кистью.

– Есихин? Нет, не знаю.

– Разумеется. Про Есихина мало кто знает – лишь немногие гурманы искусства, да и те уверены, что он давно умер. Потому что Конон Петрович – совершенный безумец, шестой год не выходит из коттеджа номер три, а перед тем еще лет десять просидел в обычном сумасшедшем доме, где идиоты-врачи, желая вернуть Есихина к «норме», не давали ему ни красок, ни карандашей.

– В чем же состоит его безумие? – Полина Андреевна всё смотрела на осьминога, который чем дальше, тем больше месмеризировал ее своим странным холодным взглядом.

– Пушкина помните? Про несовместность гения и злодейства? Пример Есихина доказывает, что они отличнейшим образом совместны. Конон Петрович – злодей нерефлектирующий, естественный. Увлеченность творчеством истребила в его душе все прочие чувства. Не сразу, постепенно. Единственное существо, которое Есихин любил, и любил страстно, была его дочь, тихая, славная девочка, рано лишившаяся матери и медленно угасавшая от чахотки. Месяцами он почти не отходил от ее ложа – разве что на час-другой в мастерскую, поработать над картиной. Наконец додумался перенести холст в детскую, чтобы вовсе не отлучаться. Не ел, не пил, не спал. Те, кто видел его в те дни, рассказывают, что вид Есихина был ужасен: всклокоченный, небритый, в перепачканной красками рубашке, он писал портрет своей дочери – зная, что этот портрет последний. Никого в комнату не пускал, всё сам: подаст девочке пить, или лекарство, или поесть, и снова хватается за кисть. Когда же у ребенка началась агония, Есихин впал в истинное исступление – но не от горя, а от восторга: так чудесно играли свет и тень на искаженном мукой исхудалом личике. Собравшиеся в соседней комнате слышали жалобные стоны из-за запертой двери. Умирающая плакала, просила воды, но тщетно – Есихин не мог оторваться от картины. Когда, наконец, выломали дверь, девочка уже скончалась, Есихин же на нее даже не смотрел – всё подправлял что-то на холсте. Дочь отвезли на кладбище, отца в сумасшедший дом. А картина, хоть и незаконченная, была выставлена на Парижском салоне под названием «La morte triomphante»(«Смерть-триумфатор»)и получила там золотую медаль.

– Рассудок отца не вынес горя и воздвиг себе защиту в виде творчества, – так истолковала добросердечная Полина Андреевна услышанную историю.

– Вы полагаете? – Донат Саввич снял очки, протер, снова надел. – А я, изучая случай Есихина, прихожу к выводу, что настоящий, исполинский гений без омертвения некоторых зон души созреть до конца не может. Истребив в себе, вместе с любовью к дочери, остатки человеческого, Конон Петрович полностью освободился для искусства. То, что он сейчас создает у себя в третьем коттедже, когда-нибудь станет украшением лучших галерей мира. И кто из благодарных потомков вспомнит тогда плачущую девочку, которая умерла, не утолив последней жажды? Я нисколько не сомневаюсь, что мою лечебницу, меня самого, да и остров Ханаан в грядущих поколениях будут помнить лишь из-за того, что здесь жил и творил гений. Кстати, хотите посмотреть на Есихина и его картины?

Госпожа Лисицына ответила не сразу и как-то не очень уверенно:

– Да… Наверное, хочу.

 

Задание 3: Прочитайте новеллу «В чаще».

Охарактеризуйте особенности ее субъектной и сюжетной организации.

 

Вопросы:

1. Можно ли назвать эту новеллу «бесфабулиной»?

2. Чьей версии развития событий вы доверяете больше? Аргументируйте ответ с опорой на текст новеллы.

3. Можно ли восстановить истину? Почему?

Акутагава в кино:

· По мотивам новеллы «В чаще»:

1950. Расёмон (Япония; режиссёр Акира Куросава);

1991. Железный лабиринт (Япония; режиссёр Хироаки Ёсида);

1996. В роще (Япония; режиссёр Хисаясу Сато);

1997. MISTY (Япония; режиссёр Кэнки Саэгуса).

 

· По мотивам новеллы «Нанкинский Христос»:

1995. Нанкинский Христос (Китай; режиссёр Тони Ау).

 

· По мотивам новеллы «Ведьма»:

1976. Ведьма (Япония; режиссёр Тадаси Имаи).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (2 ЧАСА).

Тема: Японская литература. Тема Прекрасного и Смерти в творчестве Юкио Мисимы (на примере романа «Золотой Храм»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.007 с.)