Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам



 

Применяются три основные классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам: АРI (американский нефтяной институт), АСЕА (ассоциация европейских производителей автомобилей), ГОСТ 17479.1-85.

В американской классификации АРI масла по назначению делятся на две категории:

S (Service) – для бензиновых двигателей,

С (Сommercial) – для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

В каждой категории масел уровни последовательного повышения их эксплуатационных свойств обозначаются латинскими буквами, начиная с буквы А. Моторные масла ранних уровней сейчас не выпускаются. Категории масел с последующими уровнями эксплуатационных свойств представлены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Классификация АРI моторных масел

по эксплуатационным свойствам

 

Категория S (бензиновые двигатели) Обозначение SE SF SG SH SJ SL
Год принятия            
Категория C (дизельные двигатели) Обозначение СD CE CF CG CH CI
Год принятия            

 

Примечание. Масла с индексами CD-II, СF-2 предназначены для двухтактных двигателей, СF-4, CG-4, СН-4, СI-4 – для четырехтактных двигателей.

 

Требования к маслам категории CD составлены дизелестроителями еще в 1955 году. Тем не менее масла этой категории хорошо работают в высоконагруженных дизелях с турбонаддувом в самых тяжелых условиях. Последующие категории масел учитывают изменения в конструкции двигателей, качестве топлив, экологических нормах и т.д.

Универсальные масла, пригодные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей грузовых и легковых автомобилей обозначаются символами двух классов, например: АРI SJ/CF.

Европейская классификация моторных масел введена в 1996 году. Напомним, что АСЕА – преемница европейской организации ССМС (Комитет автомобилестроителей Общего рынка), которая применяла иную классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.

В европейской классификации АСЕА моторные масла по назначению делятся на три категории:

А – для бензиновых двигателей,

В – для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков,

Е – для дизелей тяжелых грузовиков.

В каждой категории число за буквой определяет уровень эксплуатационных свойств масел, а именно:

А1 и В1 – энергосберегающие масла, которые обеспечивают экономию топлива не менее 2,5% и имеют обычный срок службы;

А2 и В2 – масла уровня 1, но не сертифицированные как энергосберегающие;

А3, В3 и В4 – масла для последующих моделей автомобилей, обладающие улучшенными эксплуатационными свойствами и увеличенным сроком службы;

А5 и В5 – энергосберегающие масла с увеличенным сроком службы для высоконагруженных двигателей позднейших моделей автомобилей;

Е1…Е5 – эксплуатационные свойства масел последовательно повышаются.

Примеры обозначения с указанием года введения данной категории масла: АСЕА А1-02, АСЕА В3-98, АСЕА Е4-98.

Российская классификация моторных масел представлена в табл. 6.4.

 

Таблица 6.4

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам

по ГОСТу 17479.1-85

 

Группа масла Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели
Б Б1 Б2 Малофорсированные бензиновые двигатели Малофорсированные дизельные двигатели
В В1 В2 Среднефорсированные бензиновые двигатели Среднефорсированные дизельные двигатели
Г Г1 Г2 Высокофорсированные бензиновые двигатели Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом
Д Д1 Д2 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели с наддувом, работающие в более тяжелых условиях, чем масла групп Г1 и Г2
Е Е1 Е2 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в более тяжелых эксплуатационных условиях, чем масла групп Д1 и Д2

 

В российской классификации масла по эксплуатационным свойствам делятся на шесть групп, пять групп из которых, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы. Группы и подгруппы масел обозначаются с учетом их назначения:

Б1, В1, Г1, Д1, Е1 – масла для бензиновых двигателей;

Б2, В2, Г2, Д2, Е2 – масла для дизельных двигателей;

А, Б, В, Г, Д, Е – универсальные масла, предназначенные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей одного уровня форсирования.

Принадлежность универсального масла к разным группам указывается двойным обозначением, в котором первое обозначение характеризует качество масла при применении его в дизелях, второе обозначение – в бензиновых двигателях, например, В2 Г1.

Группа моторных масел устанавливается по результатам моторных испытаний стандартными методами:

1) склонности к образованию отложений при высоких и низких температурах;

2) антиокислительных свойств;

3) коррозионной активности;

4) моющих свойств.

Приблизительное соответствие эксплуатационных свойств моторных масел по системам классификации:

ГОСТ … В В1 В2 Г Г1 Г2 Д Д1 Д2 Е Е1 Е2

АРI …. SD/СВ SD СВ SE/СС SE СС CD/SF SF СD СF-4/СG SG CF-4

Существуют также другие классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам. Например, японская классификация JASO учитывает особенности двигателей японских и корейских автомобилей.

Международная классификация ILSAС используется американскими и японскими производителями автомобилей. Она включает три категории масел для бензиновых двигателей GF-1, GF-2 и GF-3, которые по уровню эксплуатационных свойств практически соответствуют маслам категорий SH, SJ и SL по АРI, но являются энергосберегающими и не повреждают нейтрализаторы отработавших газов.

Тенденции унификации силовых агрегатов автомобилей, связанные с глобализацией экономики, учтены во всемирной спецификации дизельных масел Global DHD-1. Она объединила требования американской классификации АРI (категория СН-4), европейской АСЕА (категория Е5-02) и японской JASO (класс DН-1).

 

Обозначение моторных масел

 

В соответствии с зарубежными классификациями моторные масла обозначают символами классов вязкости и эксплуатационных свойств.

Пример обозначения всесезонного универсального моторного масла по американской классификации: SАЕ 5W-40, АРI SJ/СF. Если моторное масло сертифицировано по дополнительным требованиям спецификаций на экономию топлива АРI ЕС (Energy Conserving – энергосберегающее) или FЕ (Fuel Economy – экономия топлива), то его основное обозначение дополняется символом ЕС или FЕ, например: SАЕ 5W-40, АРI SJ/СF/ЕС.

Пример обозначения всесезонного универсального моторного масла по европейской системе: SАЕ 5W-40, АСЕА А3-02/В3-98. Если при сертификации масла данной категории применялся новый метод испытаний, то после основного обозначения указывается дополнительный номер выпуска, например: SАЕ 5W-40, АСЕА А3-02/В3-98, выпуск 2 или SАЕ 5W-40, АСЕА А3-02/В3-98 # 2.

Российская система обозначений моторных масел была введена ГОСТом 17479.1-85 с 01.01.87 г. Моторные масла, применяемые в автомобилях, трактора, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике, имею индекс М – моторное. Обозначение моторного масла состоит из трех групп знаков, соединенных между собой дефисами: М - класс вязкости-группа по эксплуатационным свойствам. Например, моторное масло класса вязкости 5з/12 и группы Г1 имеет обозначение: М - 5з/12 - Г1.

Допускается после основного обозначения указывать в скобках дополнительные знаки, характеризующие особенности смазочного масла, например: (рк) – рабоче-консервационное масло; (и) – масло содержит импортную композицию присадок; (к) – масло для дизелей семейства КамАЗ; (м) – малозольное масло.

Обозначение указывается в скобках после наименования марки масла.

 

Выбор моторных масел

 

 

Моторные масла выбирают по уровню эксплуатационных свойств и по вязкости.

Требуемый уровень эксплуатационных свойств моторного масла и периодичность его смен предписаны инструкцией по эксплуатации автомобиля. Смазочное масло ниже категорией, чем рекомендуемое, применять нельзя. Масло более высокой категории дороже. Повышенные затраты не компенсируются некоторым снижением износа двигателя, а удлинять установленные сроки смен масла не рекомендуется.

Основное применение находят специализированные масла, свойства которых отвечают специфическим требованиям:

бензиновых двигателей;

дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей;

дизельных двигателей тяжелых грузовиков.

Универсальные масла оптимизированы на основе компромиссных решений, потому что должны отвечать особенностям как бензиновых, так и дизельных двигателей. По назначению они используются при смешанном парке автомобилей.

При выборе вязкости моторного масла следует учитывать:

модель двигателя и степень его износа;

предполагаемый годовой пробег и режим эксплуатации машины;

климатические условия.

Сезонные масла применяют, если зимний пробег автомобиля близок к летнему пробегу и каждый из них немного меньше, чем срок смен масла. Если же автомобиль эксплуатируется круглогодично и годовой пробег близок к сроку смены масла, то используют всесезонное масло. Энергосберегающие масла должны быть допущены к применению автопроизводителем.

Класс вязкости моторного масла выбирают соответственно ожидаемым температурам воздуха. Выбранное масло должно обеспечить пуск двигателя при ожидаемых зимних холодах, вместе с тем предпочтительнее то масло, у которого больше вязкость при рабочей температуре двигателя. Если зимой нужно часто ездить по коротким маршрутам, то используют маловязкое масло. С другой стороны, чем больше износ двигателя, чем более вязкое масло ему требуется.

Синтетические моторные масла рекомендуется применять в следующих случаях:

годовой пробег автомобиля много меньше, чем срок смены масла, а синтетическое масло не нужно ежегодно сменять;

постоянная эксплуатация автомобиля зимой, так как легче пуск двигателя и ниже его пусковые износы;

эксплуатация двигателя в повышенном тепловом режиме, например: в условиях бездорожья, в горах, с тяжелым прицепом к автомобилю, жарким летом, при спортивном стиле езды и т.п.;

двигатель с агрегатом наддува.

Следует помнить, что синтетические масла не совместимы с некоторыми нефтяными маслами и отечественными эластомерами. Однако для всех российских автомобилей пригодны полусинтетические и гидрокрекинговые моторные масла, которые к тому же дешевле, чем их синтетические аналоги.

 

 

Трансмиссионные масла

 

Трансмиссионные масла предназначены для смазывания механических трансмиссий. К числу узлов и агрегатов автотракторных трансмиссий, смазываемых маслом, относятся: механические коробки передач, ведущие мосты, раздаточные коробки, коробки отбора мощности и редукторы. В узлах и агрегатах трансмиссий применяются цилиндрические, конические и спирально-конические зубчатые передачи, а также червячные и гипоидные передачи.

В зубчатых передачах условия работы смазочных масел определяются контактными напряжениями, окружной скоростью и температурой масляной пленки в зоне контакта. Зубчатые зацепления работают в условиях эласто-гидродинамической смазки, а при пуске и остановке передачи – в режиме граничной смазки.

Гипоидные и червячные передачи отличаются от зубчатых передач наличием скольжения вдоль контактных линий, что способствует заеданию. Эти передачи предъявляют повышенные требования к смазочной способности масел.

Стандартные классификации и обозначения трансмиссионных масел содержат основные сведения, необходимые для правильного выбора трансмиссионного масла соответственно условиям его применения.

Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируются по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.028 с.)