Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам
Применяются три основные классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам: АРI (американский нефтяной институт), АСЕА (ассоциация европейских производителей автомобилей), ГОСТ 17479.1-85. В американской классификации АРI масла по назначению делятся на две категории: S (Service) – для бензиновых двигателей, С (Сommercial) – для дизельных двигателей грузовых автомобилей. В каждой категории масел уровни последовательного повышения их эксплуатационных свойств обозначаются латинскими буквами, начиная с буквы А. Моторные масла ранних уровней сейчас не выпускаются. Категории масел с последующими уровнями эксплуатационных свойств представлены в табл. 6.3. Таблица 6.3 Классификация АРI моторных масел по эксплуатационным свойствам
Примечание. Масла с индексами CD-II, СF-2 предназначены для двухтактных двигателей, СF-4, CG-4, СН-4, СI-4 – для четырехтактных двигателей.
Требования к маслам категории CD составлены дизелестроителями еще в 1955 году. Тем не менее масла этой категории хорошо работают в высоконагруженных дизелях с турбонаддувом в самых тяжелых условиях. Последующие категории масел учитывают изменения в конструкции двигателей, качестве топлив, экологических нормах и т.д. Универсальные масла, пригодные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей грузовых и легковых автомобилей обозначаются символами двух классов, например: АРI SJ/CF. Европейская классификация моторных масел введена в 1996 году. Напомним, что АСЕА – преемница европейской организации ССМС (Комитет автомобилестроителей Общего рынка), которая применяла иную классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам. В европейской классификации АСЕА моторные масла по назначению делятся на три категории: А – для бензиновых двигателей, В – для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, Е – для дизелей тяжелых грузовиков. В каждой категории число за буквой определяет уровень эксплуатационных свойств масел, а именно: А1 и В1 – энергосберегающие масла, которые обеспечивают экономию топлива не менее 2,5% и имеют обычный срок службы;
А2 и В2 – масла уровня 1, но не сертифицированные как энергосберегающие; А3, В3 и В4 – масла для последующих моделей автомобилей, обладающие улучшенными эксплуатационными свойствами и увеличенным сроком службы; А5 и В5 – энергосберегающие масла с увеличенным сроком службы для высоконагруженных двигателей позднейших моделей автомобилей; Е1…Е5 – эксплуатационные свойства масел последовательно повышаются. Примеры обозначения с указанием года введения данной категории масла: АСЕА А1-02, АСЕА В3-98, АСЕА Е4-98. Российская классификация моторных масел представлена в табл. 6.4.
Таблица 6.4 Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТу 17479.1-85
В российской классификации масла по эксплуатационным свойствам делятся на шесть групп, пять групп из которых, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы. Группы и подгруппы масел обозначаются с учетом их назначения: Б1, В1, Г1, Д1, Е1 – масла для бензиновых двигателей; Б2, В2, Г2, Д2, Е2 – масла для дизельных двигателей; А, Б, В, Г, Д, Е – универсальные масла, предназначенные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей одного уровня форсирования. Принадлежность универсального масла к разным группам указывается двойным обозначением, в котором первое обозначение характеризует качество масла при применении его в дизелях, второе обозначение – в бензиновых двигателях, например, В2 Г1.
Группа моторных масел устанавливается по результатам моторных испытаний стандартными методами: 1) склонности к образованию отложений при высоких и низких температурах; 2) антиокислительных свойств; 3) коррозионной активности; 4) моющих свойств. Приблизительное соответствие эксплуатационных свойств моторных масел по системам классификации: ГОСТ … В В1 В2 Г Г1 Г2 Д Д1 Д2 Е Е1 Е2 АРI …. SD/СВ SD СВ SE/СС SE СС CD/SF SF СD СF-4/СG SG CF-4 Существуют также другие классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам. Например, японская классификация JASO учитывает особенности двигателей японских и корейских автомобилей. Международная классификация ILSAС используется американскими и японскими производителями автомобилей. Она включает три категории масел для бензиновых двигателей GF-1, GF-2 и GF-3, которые по уровню эксплуатационных свойств практически соответствуют маслам категорий SH, SJ и SL по АРI, но являются энергосберегающими и не повреждают нейтрализаторы отработавших газов. Тенденции унификации силовых агрегатов автомобилей, связанные с глобализацией экономики, учтены во всемирной спецификации дизельных масел Global DHD-1. Она объединила требования американской классификации АРI (категория СН-4), европейской АСЕА (категория Е5-02) и японской JASO (класс DН-1).
Обозначение моторных масел
В соответствии с зарубежными классификациями моторные масла обозначают символами классов вязкости и эксплуатационных свойств. Пример обозначения всесезонного универсального моторного масла по американской классификации: SАЕ 5W-40, АРI SJ/СF. Если моторное масло сертифицировано по дополнительным требованиям спецификаций на экономию топлива АРI ЕС (Energy Conserving – энергосберегающее) или FЕ (Fuel Economy – экономия топлива), то его основное обозначение дополняется символом ЕС или FЕ, например: SАЕ 5W-40, АРI SJ/СF/ЕС. Пример обозначения всесезонного универсального моторного масла по европейской системе: SАЕ 5W-40, АСЕА А3-02/В3-98. Если при сертификации масла данной категории применялся новый метод испытаний, то после основного обозначения указывается дополнительный номер выпуска, например: SАЕ 5W-40, АСЕА А3-02/В3-98, выпуск 2 или SАЕ 5W-40, АСЕА А3-02/В3-98 # 2. Российская система обозначений моторных масел была введена ГОСТом 17479.1-85 с 01.01.87 г. Моторные масла, применяемые в автомобилях, трактора, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике, имею индекс М – моторное. Обозначение моторного масла состоит из трех групп знаков, соединенных между собой дефисами: М - класс вязкости-группа по эксплуатационным свойствам. Например, моторное масло класса вязкости 5з/12 и группы Г1 имеет обозначение: М - 5з/12 - Г1. Допускается после основного обозначения указывать в скобках дополнительные знаки, характеризующие особенности смазочного масла, например: (рк) – рабоче-консервационное масло; (и) – масло содержит импортную композицию присадок; (к) – масло для дизелей семейства КамАЗ; (м) – малозольное масло. Обозначение указывается в скобках после наименования марки масла.
Выбор моторных масел
Моторные масла выбирают по уровню эксплуатационных свойств и по вязкости. Требуемый уровень эксплуатационных свойств моторного масла и периодичность его смен предписаны инструкцией по эксплуатации автомобиля. Смазочное масло ниже категорией, чем рекомендуемое, применять нельзя. Масло более высокой категории дороже. Повышенные затраты не компенсируются некоторым снижением износа двигателя, а удлинять установленные сроки смен масла не рекомендуется.
Основное применение находят специализированные масла, свойства которых отвечают специфическим требованиям: бензиновых двигателей; дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей; дизельных двигателей тяжелых грузовиков. Универсальные масла оптимизированы на основе компромиссных решений, потому что должны отвечать особенностям как бензиновых, так и дизельных двигателей. По назначению они используются при смешанном парке автомобилей. При выборе вязкости моторного масла следует учитывать: модель двигателя и степень его износа; предполагаемый годовой пробег и режим эксплуатации машины; климатические условия. Сезонные масла применяют, если зимний пробег автомобиля близок к летнему пробегу и каждый из них немного меньше, чем срок смен масла. Если же автомобиль эксплуатируется круглогодично и годовой пробег близок к сроку смены масла, то используют всесезонное масло. Энергосберегающие масла должны быть допущены к применению автопроизводителем. Класс вязкости моторного масла выбирают соответственно ожидаемым температурам воздуха. Выбранное масло должно обеспечить пуск двигателя при ожидаемых зимних холодах, вместе с тем предпочтительнее то масло, у которого больше вязкость при рабочей температуре двигателя. Если зимой нужно часто ездить по коротким маршрутам, то используют маловязкое масло. С другой стороны, чем больше износ двигателя, чем более вязкое масло ему требуется. Синтетические моторные масла рекомендуется применять в следующих случаях: годовой пробег автомобиля много меньше, чем срок смены масла, а синтетическое масло не нужно ежегодно сменять; постоянная эксплуатация автомобиля зимой, так как легче пуск двигателя и ниже его пусковые износы; эксплуатация двигателя в повышенном тепловом режиме, например: в условиях бездорожья, в горах, с тяжелым прицепом к автомобилю, жарким летом, при спортивном стиле езды и т.п.; двигатель с агрегатом наддува. Следует помнить, что синтетические масла не совместимы с некоторыми нефтяными маслами и отечественными эластомерами. Однако для всех российских автомобилей пригодны полусинтетические и гидрокрекинговые моторные масла, которые к тому же дешевле, чем их синтетические аналоги.
Трансмиссионные масла
Трансмиссионные масла предназначены для смазывания механических трансмиссий. К числу узлов и агрегатов автотракторных трансмиссий, смазываемых маслом, относятся: механические коробки передач, ведущие мосты, раздаточные коробки, коробки отбора мощности и редукторы. В узлах и агрегатах трансмиссий применяются цилиндрические, конические и спирально-конические зубчатые передачи, а также червячные и гипоидные передачи. В зубчатых передачах условия работы смазочных масел определяются контактными напряжениями, окружной скоростью и температурой масляной пленки в зоне контакта. Зубчатые зацепления работают в условиях эласто-гидродинамической смазки, а при пуске и остановке передачи – в режиме граничной смазки. Гипоидные и червячные передачи отличаются от зубчатых передач наличием скольжения вдоль контактных линий, что способствует заеданию. Эти передачи предъявляют повышенные требования к смазочной способности масел. Стандартные классификации и обозначения трансмиссионных масел содержат основные сведения, необходимые для правильного выбора трансмиссионного масла соответственно условиям его применения. Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируются по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.028 с.) |