Место модуля в структуре ооп ВО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место модуля в структуре ооп ВО



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

"Методика работы вожатого в детско-юношеской организации»

для студентов направлений подготовки

УГНС «Образование и педагогические науки»

Г.

 

Состав рабочей группы по подготовке примерной программы:

 

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского»

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация Указа Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно­-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», необходимость обеспечения ее жизнеспособности, устойчивости и дальнейшего развития в образовательных организациях определяют важную задачу – специальную подготовку педагогов, способных создать условия для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта, включения в социальные практики на основе реализации вариативных программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, обеспечения социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в личностном развитии.

Ключевой фигурой в организации детско-юношеского общественного движения становится старший вожатый - педагог, обладающий готовностью организовать целенаправленную, социально значимую жизнедеятельность детей – членов детско-юношеской организации.

Кроме овладения общими для всех педагогов компетенциями, формируемыми у студентов в процессе обучения в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» при изучении модулей «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания» и прохождения учебной и производственной педагогической практики, вожатому необходимо освоить специфические компетенции, связанные со знанием особенностей деятельности Российского движения школьников, приобрести практические умения работы со школьниками в детско-юношеской организации.

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Подготовить обучающихся к работе в качестве старших вожатых в детско-юношеской организации, сформировать компетенции, необходимые для решения задач, стоящих перед Российским движением школьников.

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у обучающихся представления об основных понятиях: «детское движение», «детско-юношеская организация», «детское объединение», «деятельность детских общественных объединений и организаций», «содержание общественной деятельности детей», «самоуправление в детско-юношеской организации»; «формы, методы технологии воспитания, используемые в работе вожатого».

2. Сформировать у обучающихся представления о роли и месте детско-юношеской общественной организации в системе социальных институтов воспитания.

3. Обеспечить овладение методами педагогического сопровождения деятельности школьников в детско-юношеской организации, деятельности органов детского самоуправления.

4. Обеспечить освоение способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления.

5. Создать условия для формирования опыта участия в деятельности детско-юношеской организации в качестве старшего вожатого.

Формируемые компетенции

· Способен осуществлять организационно-педагогическое обеспечение формирования и развития детских общественных объединений.

· Готов осуществлять педагогическое сопровождение социально-значимой деятельности первичных отделений детско-юношеской организации.

· Способен организовать взаимодействие субъектов воспитания с целью развития детской самодеятельности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Объем и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические (лабораторные) занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля Экзамен
Производственная педагогическая проектная практика в зачетных единицах  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Примерное количество часов
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. Детские общественные организации: уроки истории      
2. Детско-юношеская организация в системе общественной жизни и системе образования      
3. Особенности деятельности «Российского движения школьников»      
4. Содержание деятельности «Российского движения школьников»      
5. Формы и методы работы с участниками «Российского движения школьников»      
6. Педагогические основы детского самоуправления      
7. Особенности формирования коллектива в детско-юношеском движении      
8. Организация коллективной творческой социально значимой деятельности      
9. Организация взаимодействия в гетерогенной разновозрастной группе      
10. Игра и романтика в детско-юношеском движении      
11. Формирование организационной культуры первичной организации «Российского движения школьников»      
12. Основы социального партнерства и сетевого взаимодействия в детско-юношеской организации      
13. Использование информационных и коммуникационных технологий в детско-юношеской организации      
  Итого      

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Содержание деятельности «Российского движения школьников»

Основные направления деятельности: обеспечение личностного развития, формирование гражданской активности, военно-патриотическое воспитание, информационно-медийное обеспечение. Содержание гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Методы и формы организации гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Название тем Примерные задания Время выполнения Форма контроля
  Детские общественные организации: уроки истории Составить аннотированный список литературы (художественной, публицистической, научной), посвященных деятельности детских общественных организаций. Подготовить презентацию об одной из технологий воспитания, которые использовались в деятельности детских организаций в нашей стране и за рубежом.   Обсуждение результатов
  Детско-юношеская организация в системе общественной жизни и системе образования Проанализировать устав «Российского движения школьников» и определить цели, предмет, принципы деятельности, структуру первичной организации Российского движения школьников.   Обсуждение результатов
  Особенности деятельности «Российского движения школьников» Описать функции вожатого. Составить таблицу с характеристикой нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность вожатого.   Проверка подготовленных материалов
  Содержание деятельности участников «Российского движения школьников» Разработать варианты коллективного планирования деятельности с учетом основного содержания деятельности организации.   Коллективное обсуждение
  Формы и методы работы с участниками «Российского движения школьников» Составить «Азбуку форм» работы. Подготовить 2-3 методических разработки ключевых дел детско-юношеской организации (прием в организацию, тематический день и др.). Описать алгоритм проектной деятельности членов детско-юношеской организации.   Проигрывание фрагментов подготовленных дел, анализ результатов работы
  Педагогические основы детского самоуправления Подготовить графическое изображение 2-3 моделей структуры органов детского самоуправления. Подготовить план проведения общего собрания по выборам органов детского самоуправления. Подготовить проект системы стимулирования к самореализации и участию в деятельности организации. Подобрать методы выявления лидеров. Разработать программу «Школа лидера».   Защита программы «Школы лидера», моделей, проекта системы стимулирования, проигрывание варианта проведения выборов
  Особенности формирования детского коллектива в детском движении Описать алгоритм деятельности вожатого по формированию детского коллектива. Провести методики в группе детей или студентов: социометрия, «Мой отряд», Методика эмоционально –символических аналогий (А.Н.Лутошкин). На основе результатов диагностики разработать программу работы с коллективом.   Анализ программ развития коллектива
  Организация коллективной творческой и социально-значимой деятельности Подготовить технологическую карту и организовать коллективное творческое дело с группой студентов или школьников по одному из направлений содержания деятельности «Российского движения школьников». Группой в составе 3-4 человека подготовить проект программы деятельности детского первичной организации.   Коллективный анализ проведенного дела. Защита программы
  Организация взаимодействия в гетерогенной разновозрастной группе Составить таблицу «Цели, задачи, формы и методы работы в группах разных возрастов и разновозрастной группе детско-юношеской организации».     Проверка подготовленных материалов Дискуссия
  Игра и романтика в детском движении Составить «копилку игр» для разных ситуаций взаимодействия. Подготовить методическую разработку и провести игровую программу для школьников.   Анализ проведенных программ
  Формирование организационной культуры первичной организации «Российского движения школьников» Разработать перечень традиционных дел организации, варианты ритуалов, атрибутов.   Коллективное обсуждение
  Основы социального партнерства и сетевого взаимодействия в детско-юношеской организации Составить список потенциальных партнеров, форм сотрудничества, в которых заинтересованы обе стороны.   Коллективное обсуждение
  Использование информационных и коммуникационных технологий в детско-юношеской организации Разработать план информационной кампании по сопровождению Дня единых действий   Защита плана

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Примерные вопросы к экзамену

 

1. Характеристика документов, регламентирующих работу старшего вожатого с детьми в детско-юношеской организации.

2. Цели, задачи, принципы, направления деятельности «Российского движения школьников».

3. Роль и функции старшего вожатого в детско-юношеской организации.

4. Условия профессионального саморазвития вожатого.

5. Педагогические основы детского самоуправления.

6. Подготовка лидеров для органов самоуправления в детско-юношеской организации.

7. Формы и методы работы старшего вожатого в детско-юношеской организации.

8. Особенности организации игровой деятельности в детско-юношеской организации.

9. Особенности формирования детского коллектива.

10. Методы работы с разновозрастным детско-юношеским объединением.

11. Технология коллективной творческой и социально значимой деятельности.

12. Технология проектной деятельности в детско-юношеской организации.

13. Основы организации социального партнерства и сетевого взаимодействия.

14. Формирование организационной культуры детской организации.

15. Современные информационные и коммуникационные технологии в деятельности детско-юношеской организации.

 

Экзамен включает в себя защиту портфолио и выполнение задания малой группой в составе 3-5 человек.

Задания представляют собой практическое решение педагогической задачи, связанной с проектированием, планированием деятельности, разработкой плана подготовки и проведения коллективного творческого дела в соответствии с направлениями деятельности организации. Время на выполнение заданий - 30 минут.

Пример заданий:

- Разработать технологическую карту коллективной творческой деятельности спортивной направленности для детей 8-10 лет. Составить план подготовки и проведения.

- Разработать список поручений для членов организации на год.

- Составить план работы первичной организации «Российского движения школьников» на месяц.

- Разработать сценарный план одного из дней единых действий (проведение тематического дня).

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2013.

2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебное издание [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

3) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

4) Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 2016.

5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

6) Детское движение. Словарь-справочник/ Сост., ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник– М., 2005. – 544 с.

7) Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя [Текст] / И.П. Иванов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.

8) Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

9) Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.

10) Макаренко А.С. Педагогическая поэма – М.: Правда, 1988. – 624 с.

11) Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. – М., 2009 - 550 с.

12) Рожков, М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания,– М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 384 с.

 

Интернет-ресурсы

1) Официальный сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Электронный ресурс]. - URL: http://рдш.рф/.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

"Методика работы вожатого в детско-юношеской организации»

для студентов направлений подготовки

УГНС «Образование и педагогические науки»

Г.

 

Состав рабочей группы по подготовке примерной программы:

 

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского»

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация Указа Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно­-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», необходимость обеспечения ее жизнеспособности, устойчивости и дальнейшего развития в образовательных организациях определяют важную задачу – специальную подготовку педагогов, способных создать условия для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта, включения в социальные практики на основе реализации вариативных программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, обеспечения социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в личностном развитии.

Ключевой фигурой в организации детско-юношеского общественного движения становится старший вожатый - педагог, обладающий готовностью организовать целенаправленную, социально значимую жизнедеятельность детей – членов детско-юношеской организации.

Кроме овладения общими для всех педагогов компетенциями, формируемыми у студентов в процессе обучения в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» при изучении модулей «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания» и прохождения учебной и производственной педагогической практики, вожатому необходимо освоить специфические компетенции, связанные со знанием особенностей деятельности Российского движения школьников, приобрести практические умения работы со школьниками в детско-юношеской организации.

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Подготовить обучающихся к работе в качестве старших вожатых в детско-юношеской организации, сформировать компетенции, необходимые для решения задач, стоящих перед Российским движением школьников.

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у обучающихся представления об основных понятиях: «детское движение», «детско-юношеская организация», «детское объединение», «деятельность детских общественных объединений и организаций», «содержание общественной деятельности детей», «самоуправление в детско-юношеской организации»; «формы, методы технологии воспитания, используемые в работе вожатого».

2. Сформировать у обучающихся представления о роли и месте детско-юношеской общественной организации в системе социальных институтов воспитания.

3. Обеспечить овладение методами педагогического сопровождения деятельности школьников в детско-юношеской организации, деятельности органов детского самоуправления.

4. Обеспечить освоение способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления.

5. Создать условия для формирования опыта участия в деятельности детско-юношеской организации в качестве старшего вожатого.

МЕСТО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Данный модуль является составной частью профессиональной подготовки студентов, обучающихся в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и включается в основную образовательную программу по решению образовательной организации в зависимости от структуры и содержания других модулей (дисциплин).

Модуль может реализовываться в рамках вариативной части учебного плана или за счет часов факультатива.

Модуль рассчитан на трудоемкость до 4 зачетных единиц (144 часа) теоретического обучения и до 6 зачетных единиц (4 недели) производственной педагогической практики.

Теоретическое обучение включает:

· 72 часа аудиторной работы студентов (32 часа лекций, 40 часов практических занятий);

· 72 часа самостоятельной работы, включая подготовку и реализацию социального проекта, а также создание методического портфолио;

· экзамен, включающий кроме теоретических вопросов защиту портфолио и выполнение творческого задания в малой группе.

Важным элементом модуля является производственная педагогическая проектная практика в детско-юношеской организации. Практика может быть с отрывом от обучения или распределенной во времени (без отрыва от обучения). Объем практики - до 6 зачетных единиц. Основная задача практики: сформировать представление о деятельности «Российского движения школьников» и отработать умения организовывать социально-значимую, игровую, проектную деятельность детей – участников организации, социально-педагогическое сопровождение лидерства. В процессе практики осуществляется разработка и защита проекта, связанного с жизнедеятельностью детско-юношеской организации.

Настоящая примерная программа может быть использована при разработке и реализации образовательных программ высшего образования непедагогической направленности. В таких случаях необходима предварительная подготовка обучающихся по основным психолого-педагогическим дисциплинам (модулям), например, «Педагогика и психология» (до 4 з.е.) и специальная подготовка в рамках модуля «Методика работы вожатого в детско-юношеской организации».

Рекомендуется использовать настоящую примерную программу при разработке дополнительных профессиональных программ для лиц, занимающих должности (планирующих занять должность) старшего вожатого. Для тех, кто имеет педагогическое образование, опыт педагогической работы и начинает деятельность в качестве старшего вожатого, содержание модуля «Методика работы вожатого в детско-юношеской организации» может использоваться в качестве программы курсов повышения квалификации с целью актуализации имеющихся знаний и формирования представлений о специфике деятельности педагога в детско-юношеской организации. В этом случае объем аудиторной работы может быть сокращен до 36 часов, практика может быть организована в форме стажировки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.076 с.)