Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким образом роли связаны со знанием, накапливаемым обществом.

Поиск

В общем запасе знания существуют стандарты ролевого исполнения, которые доступны всем членам общества или по крайней мере тем, кто является потенциальным исполнителем рассмат­риваемых ролей. Сама эта общедоступность - часть того же запаса знания; общеизвестны не только стандарты роли X, но известно, что эти стандарты известны. Следовательно, каждый предполагаемый деятель в роли Х может счи­таться ответственным за следование стандартам, которым он может быть обучен в контексте ин­ституциональной традиции и которые использу­ются для подтверждения полномочий всех испол­нителей и служат к тому же в качестве рычагов контроля.

Роли представляют институциональный поря­док на двух уровнях. Во-первых, исполнение ро­ли представляет самое себя. Например, участво­вать в процессе вынесения приговора - значит представлять роль судьи. Индивид, выносящий приговор, действует не " по своей воле", но как су­дья. Во-вторых, роль представляет институцио­нальную обусловленность поведения. Роль судьи связана с другими ролями, вся совокупность кото­рых составляет институт права. Судья действует как представитель этого института. Лишь будучи представленным в исполняемых ролях, институт может проявить себя в актуальном опыте. Институт со всей совокупностью "запрограммирован­ных" действий подобен ненаписанному либретто драмы. Постановка драмы зависит от вновь и вновь повторяющегося исполнения живыми дея­телями предписанных им ролей. Деятели воплоща­ют роли и актуализируют драму, представляя ее на данной сцене. Ни драма, ни институт в действи­тельности не существуют без этой повторяющейся постановки. Тогда сказать, что роли представляют институты, значит сказать, что роли дают институтам возможность постоянно существовать, реально присутствуя в опыте живых индивидов.

13) Является ли институционализация необратимым процессом? Обоснуйте свой ответ.

институционализация не является нео­братимым процессом, несмотря на тот факт, что однажды созданные институты имеют тенденцию сохраняться. По многим историческим причи­нам границы институционализированных дейст­вий могут уменьшаться; в отдельных областях со­циальной жизни может иметь место деинституционализация. Например, частная сфера, появля­ющаяся в современном индустриальном общест­ве, значительно деинституционализирована в сравнении с публичной сферой.

14) Что такое реификация? Приведите примеры реификации.

Реификация - это восприятие человеческих феноменов в качестве вещей, то есть в нечелове­ческих и, возможно, в сверхчеловеческих терми­нах. 1Ь же самое можно сказать иначе. Реификация - это восприятие продуктов человеческой де­ятельности как чего-то совершенно от этого от­личного. вроде природных явлений, следствии космических законов или проявлений божественной воли. Реификация означает как то, что человек может забыть о своем авторстве в деле создания человеческого мира, так и то, что у него нет по­нимания диалектической связи между человеком-творцом и его творениями. Реифицированный мир, по определению, мир дегуманизированный. Он воспринимается человеком как чуждая фак­тичность, как opus alienum, который ему непод­контролен, а не как opus proprium его собственной производительной деятельности.

Следует подчеркнуть, что реификация - это мо­дальность сознания, точнее, модальность объек­тивации человеком человеческого мира. Даже постигая мир в реифицированных терминах, че­ловек продолжает создавать его. Парадокс заключается в том, что человек создает реальность, которая отрицает его.

Реификация возможна на дотеоретическом и теоретическом уровнях сознания. Сложные тео­ретические системы могут быть описаны как реи­фикации, хотя, вероятно, их корни - в дотеоретических реификациях, созданных в той или иной социальной ситуации. Так что было бы ошибкой сводить понятие реификации к мыслительным конструкциям интеллектуалов. Реификация присутствует в сознании самого обычного человека, что имеет большое практическое значение. Было бы ошибкой толковать реификацию и как иска­жение первоначального, нереифицированного восприятия социального мира, как своего рода когнитивное отпадение от благодати. Напротив, доступные нам этнологические и психологичес­кие данные доказывают обратное, а именно что первоначальное восприятие социального мира было весьма реифицированно как филогенентически, так и онтогенетически62. Это значит, что понимание реификации как модальности созна­ния зависит от по крайней мере относительной дереификации сознания, что является сравнитель­но поздним образованием в истории и любой ин­дивидуальной биографии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.009 с.)