Позиция К. Левина: удовлетворение потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиция К. Левина: удовлетворение потребностей



Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно

посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены

Левином. К межличностным конфликтам в концептуальных описаниях

Левина относится случай, который он обозначает как ≪конфликт между собственными

и вынуждающими силами≫, т. е. противоречие между собственными

потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой.

Анализируя, в частности, положение ребенка, оказывающегося в такой ситуации,

Левин пишет: ≪Сила, побуждающая ребенка С со стороны человека Р,

может быть представлена как результат поля власти этого человека над ребенком

≫ (Field Theory... 1963, p. 267), которая означает не что иное, как то,

что ≪Р в состоянии создавать побуждающие или ограничивающие силы...≫

(р. 268). Как уже отмечалось, по мнению Левина, законы развития конфликта

едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными

и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность

разрушения этой внешней власти.

Супружеский конфликт стал предметом теоретического анализа в работе

Левина 1940 года. Как малая группа, семья, по Левину, отличается специфическими

свойствами, небольшим размером, связью с витальными проблемами,

общим физическим и социальным существованием. На основании проведенных

экспериментальных исследований Левин считает наиболее важным

фактором частоты возникновения конфликтов общий уровень напряжения,

в котором существует человек или группа.

Общий вопрос адаптации индивида к группе, в том числе и семейной, может

быть, по Левину, сформулирован следующим образом: как может индивид

найти достаточное пространство свободного движения для удовлетворения

своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая

интересов группы?

Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как ее

специфические свойства делают обеспечение адекватного приватного пространства

достаточно сложной задачей. Прежде всего природа потребностей,

удовлетворяемых в браке, весьма разнообразна. Супруги имеют по отношению

друг к другу целый комплекс ожиданий, связанных с их ролями, как то:

возлюбленный, товарищ, поддерживающий, защищающий, распоряжающийся

доходами и т. д. Кроме того, конфликты становятся более серьезными, если

затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак же очевидным

образом связан с витальными потребностями людей. Неудовлетворенность

потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуаль-

1 1 0 Часть I. Основы изучения конфликтов

ных потребностей является достаточное пространство свободного движения.

Левин приводит пример описания жизненного пространства мужа (пространства

профессиональной и социальной жизни, дома, детей и т. д.), показывая,

что фактически свободными для него остаются только зоны ≪жизнь

в офисе≫ и ≪игра в гольф≫ (Lewin, 1948)

 

Вопрос№4 Cтруктурные компоненты активности. Виды активности.

Понятие активности.

Проблема активности является одной из важнейших в человекознании, выступая составной частью практически всех исследований и естественных, и общественных наук. Практически всегда активность выступает как атрибут, универсальное свойство, присущее всему живому.

В философской литературе активность рассматривается в единстве созна­ния и деятельности, рассматривается как особое качество, характеризующее способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя, выступает как субъект активности.

В психологииактивность человека рассматривается на физио­логическом, психофизиологическом, психическом и со­циальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изу­чению активности объясняется ее многосторонностью и сложностью, так как, по сути, любое психологическое образование индивида, любые физиоло­гические, психологические и социальные проявления че­ловека связаны с феноменом активности.

Проблема активности интенсивно изучается в различных психологических школах: функционализме, бихевиоризме, психоанализе (фрейдизме), гештальтизме, когнитивной, гуманистической психологии.

В российской психологии в рамках деятельностного подхода термин активность – особый вид деятельности или особая деятельность. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности. Б.Г. Ананьев помимо игровой, учебной и трудовой деятельностей к множеству активно-деятельностных форм отношения человека к миру выделяет боевую, спортивную, познание, общение, управление людьми, самостоятельность. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, посредством активности человек решает вопрос о согласовании объективных и субъективных факторов свой жизни и деятельности. Мобилизуя свою активность, действую по собственному побуждению, используя спои способности, человек достигает цели. В.А. Петровский предлагает рассматривать активность как высшую форму развития деятельности.

Таким образом, наоснове анализа различных теоретических подходов, можно выделять ряд общих существенных признаков активности. К ним относятся представления об активности как:

- форме деятельности, свидетельствующей об сущностном единстве понятий активности и деятельности;

- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой – с другой;

- деятельности, направленной на преобразование окружающего мира;

- качестве личности, проявляющемся во внутренне готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремление и желанием действовать, целеустремленностью, энергичностью и инициативной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.006 с.)