Понятие налоговой системы, ее состав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налоговой системы, ее состав



Существуют широкое и узкое понятия термина «налоговая система». В узком понимании налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокуп­ность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Рис.2. Налоговая система

 

Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в определенный пе­риод времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладаю­щая масса бюджетных доходов, в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость (или налог с продаж), акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды.

Налоговый механизм – совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма, в основном реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направлен­ность на решение конкретных социально-экономических задач.

 

Принципы налогообложения

В 1776 г. вышла книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он сформулировал четыре основных принципа построения налоговой системы (принципа налогообложения):

1. Принцип справедливости (всеобщности, равенства), утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии (экономичности), заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер в конце 19-го века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводственных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Таким образом финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в 4 группы:

Финансовые принципы организации налогообложения 1. Достаточность налогообложения 2. Эластичность (подвижность) налогообложе­ния
Народнохозяйственные принципы 3. Надлежащий выбор источника налогооб­ложения (в частности, решение вопроса — должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) 4. Правильная комбинация различных нало­гов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложе­ния
Этические принципы (принципы справедливости) 5. Всеобщность налогообложения 6. Равномерность налогообложения
Административно-технические правила (принципы налогового управления) 7. Определенность налогообложения 8. Удобство уплаты налога 9. Максимальное уменьшение издержек взима­ния

 

Принципы налогообложения в РФ закреплены в статье 3 НК:

1) Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате.

2) Налоги не могут иметь дискриминационный характер.

3) Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4) Не допустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5) Не допускаются налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ или создающие препятствия для не запрещенной законом деятельности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, а так же иные платежи, обладающие признаками налогов, не предусмотренные законодательством РФ.

6) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

 

Методы налогообложения

Методы налогообложения – форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности, доходами налогоплательщика.

Существует 4 метода налогообложения:

1) Равным (прямым) признается такой метод налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной сумме или в процентах от МРОТ.

2) При пропорциональном методе налогообложения ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов. Иными словами, ставка налога не зависит от величины базы налогообложения и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.

3) Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, то есть возрастает доля изымаемого дохода при его росте.

4) Регрессивное налогообложение, наоборот, предполагает снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также и ослабление налогового бремени: чем меньше доход, тем тяжелее он для налогоплательщика. Результатом регрессивного налогообложения при определенных обстоятельствах может быть абсолютное повышение собираемости налогов.

 

Рис. 4. Зависимость суммы налога от величины налоговой базы при различных методах налогообложения

В зависимости от метода налогообложения на группы с таким же названием делят сами налоги и налоговые ставки (например: регрессивный налог, пропорциональная ставка).

Кривая Лаффера

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является не прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Артур Лаффер из Калифорнийского университета описал взаимосвязь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений.

По мере роста ставки (Т) от нуля до максимума налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, так как такая ставка фактически имеет целью конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера показывает также, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения. При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных дохода, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка, поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода налогоплательщика, начинается спад хозяйственной активности, уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Вследствие этого, несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются.

 
 

 


Рис. 3. Кривая А.Лаффера



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.009 с.)