Социально-экономическая сущность налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность налогов



ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Краткий курс лекций

 

Направление подготовки

38.03.01 "ЭКОНОМИКА"

Профили:

1. Финансы и кредит

2. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

3. Экономика предприятия и организации

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

Разработал: доцент, к.э.н. Зиятдинов А.Ф.

 

 

Набережные Челны – 2016


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Социально-экономическая сущность налогов. 4

1.1. Нормативно-правовая база налогообложения. 4

1.2. Понятие и необходимость налогов. 5

1.3. Функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета. 5

1.4. Классификация налогов. 7

2. Основы построения налоговых отношений. 9

2.1. Общая характеристика элементов налога. 9

2.2. Права субъектов РФ и местных органов в области налогообложения. 11

2.3. Налоговая политика. 11

3. Становление и развитие налоговой системы России. 13

3.1. Налоги Античного мира и Раннего Средневековья. 13

3.2. Налоги Киевской Руси в период феодальной раздробленности (9-15вв.) 13

3.3. Налоги в централизованном Московском государстве (16-17вв.) 14

3.4. Налогообложение в Российской империи (18-19вв.) 14

3.5. Налоги СССР (1917-1991гг.) 15

4. Характеристика налоговой системы.. 16

4.1. Понятие налоговой системы, ее состав. 16

4.2. Принципы налогообложения. 16

4.3. Методы налогообложения. 17

4.4. Кривая Лаффера. 18

5. Система управления налогообложением.. 20

5.1. Участники налоговых правоотношений. 20

5.2. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. 20

5.3. Права и обязанности налоговых органов. 22

5.4. Таможенные органы, органы внутренних дел и финансовые органы и в области налогообложения. 24

6. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов. 25

6.1. Уплата и взыскание налога. 25

6.2. Изменение срока уплаты налога. 25

6.3. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. 26

6.4. Налоговая отчетность. 27

7. Налоговые органы в РФ.. 28

7.1. Структура и функции ФНС.. 28

7.2. Налоговый контроль, общие положения. 28

7.3. Налоговые проверки. 29

7.4. Налоговая ответственность. 29

Рекомендуемая литература. 32

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги – одна из древнейших экономических категорий, известных человечеству. Достоверно известно, что налоги существовали в XIII веке до нашей эры, однако очевидно, что прообразы современных налогов существовали еще до появления письменности, поэтому они не могли быть отражены в летописях. Налоги возникли раньше, чем деньги, поэтому первые аналоги налоговых платежей уплачивались в натуральной форме.

Налоги тесно взаимосвязаны с обществом и экономикой, причем и сами определяются существующей в государстве общественной и экономической системой, и в свою очередь оказывают влияние на общественные и экономические процессы.

Налоги устанавливаются государством для обеспечения собственного существования и являются его непременным атрибутом. Государство за счет налогов обеспечивает нормальное существование общества, осуществляя функции по обеспечению безопасности, охране правопорядка, финансирования социальной сферы (здравоохранения, спорта, культуры, образования, науки) и другие. Таким образом, общество, уплачивая налоги, гарантирует собственное существование. Также государство за счет налогов осуществляет поддержку отдельных отраслей экономики.

Знание правил налогообложения необходимо в настоящее время не только экономистам, финансистам, бухгалтерам или юристам, но и любому человеку, поскольку каждый сталкивается с налогами. В тоже время экономисты должны не только знать правила исчисления действующих налогов, но и понимать их сущность, функции, воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 


Социально-экономическая сущность налогов

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Существует множество принципов классификации налогов, в общей сложности их можно определить до двух десятков, но наибольшее распространение получили следующие.

1) По уровню власти, устанавливающему налог:

¨ федеральные;

¨ региональные;

¨ местные.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13 НК):

1. налог на добавленную стоимость (НДС);

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся (ст.14 НК):

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

К местным налогам относятся (ст.15 НК):

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. торговый сбор.

Кроме вышеуказанных 14 налоговых платежей в налоговой системе РФ существуют 4 налога, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов:

1. единый сельскохозяйственный налог;

2. единый налог, взимаемый в связи применением упрощенной системы налогообложения;

3. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

2) По способу взимания налогов:

¨ прямые (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);

¨ косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Следует отметить, что деление налогов на прямые и косвенные является сложной исторической проблемой в области теории налогообложения. Существовали и существуют разные подходы к определению критерия определяющего подобное разделение. Одним из первых критериев выступала возможность «переложения налогов» на потребителя товаров, впоследствии были предложены и другие критерии.

Таблица 2

Деление налогов на прямые и косвенные

Признак Прямые налоги Косвенные налоги
Количество субъектов, вступающих в правоотношения по поводу взимания налога два: бюджет и налогоплательщик три: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними
Зависимость величины налогов от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика Существует Отсутствует
Объект обложения Прибыль, доход, имущество Оборот по реализации товаров (работ, услуг)

 

3) По субъекту налогообложения (налогоплательщику):

¨ налоги, взимаемые только с юридических лиц – налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций;

¨ налоги, взимаемые только с физических лиц – налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;

¨ налоги, взимаемые как с юридических лиц, так и с физических лиц – например, земельный налог, транспортный налог.

4) По объекту налогообложения:

¨ налоги, уплачиваемые с прибыли, доходов (подоходные) – налог на прибыль, НДФЛ;

¨ налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (оборотные) – НДС, акцизы;

¨ налоги с имущества (имущественные) – налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог;

¨ налоги за природные ресурсы (ресурсные) – налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

¨ налоги с фонда оплаты труда (зарплатные) – единый социальный налог (заменен страховыми взносами);

¨ налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат – налог на рекламу (отменен);

¨ налоги на определенный вид финансовых операций – налог на операции с ценными бумагами, налог на покупку иностранных денежных знаков (отменены).

Налоговая политика

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счѐт перераспределения финансовых ресурсов.

Выделяют 3 типа налоговой политики:

1) Политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». Государство вводит новые налоги, увеличивает ставки существующих, сокращает налоговые льготы, при этом о последствиях такого налогообложения для экономики особенно не заботятся. Данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

2) Политика экономического роста, способствующая развитию предпринимательства. Государство сокращает число налогов, снижает ставки, вводит налоговые льготы. Одновременно с развитием инвестиционной активности и экономики в целом, такая политика обычно приводит к сокращению государственных расходов, в том числе, на социальную сферу.

3) Политика социального благосостояния, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения и одновременно значительные расходы государства на социальную сферу. Налоговые доходы в значительной степени направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является возможный рост инфляции.

 


Налоги СССР (1917-1991гг.)

После революции 1917 года доходы государства в основном формировались за счет неналоговых источников: эмиссии денег, контрибуций, продразверстки.

В 1921 году, в связи с началом НЭПа, частично восстанавливается налоговая система царской России. Одновременно вводится подоходно-имущественный налог, имевший ярко выраженный классовый характер – пониженные ставки применялись для крестьян, рабочих и служащих, повышенные – для кулачества и кустарей (частных предпринимателей).

В 1930 году произошла реформа в налогообложении предприятий – многочисленные налоги были заменены двумя основными платежами:

1) Налог с оборота (аналог налога с продаж).

2) Отчисления от прибыли (аналог налога на прибыль, но процент отчислений устанавливался для каждого предприятия).

В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны налоги для населения были повышены. Были введены «стопроцентный военный» налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

В СССР доходы страны главным образом формировались за счет платежей предприятий, принадлежавших государству, налоги с населения составляли только около 10% доходов бюджета.

В декабре 1991 года был принят пакет законов, устанавливающих налоговую систему современной Российской Федерации.

 


Принципы налогообложения

В 1776 г. вышла книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он сформулировал четыре основных принципа построения налоговой системы (принципа налогообложения):

1. Принцип справедливости (всеобщности, равенства), утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии (экономичности), заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер в конце 19-го века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводственных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Таким образом финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в 4 группы:

Финансовые принципы организации налогообложения 1. Достаточность налогообложения 2. Эластичность (подвижность) налогообложе­ния
Народнохозяйственные принципы 3. Надлежащий выбор источника налогооб­ложения (в частности, решение вопроса — должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) 4. Правильная комбинация различных нало­гов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложе­ния
Этические принципы (принципы справедливости) 5. Всеобщность налогообложения 6. Равномерность налогообложения
Административно-технические правила (принципы налогового управления) 7. Определенность налогообложения 8. Удобство уплаты налога 9. Максимальное уменьшение издержек взима­ния

 

Принципы налогообложения в РФ закреплены в статье 3 НК:

1) Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате.

2) Налоги не могут иметь дискриминационный характер.

3) Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4) Не допустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5) Не допускаются налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ или создающие препятствия для не запрещенной законом деятельности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, а так же иные платежи, обладающие признаками налогов, не предусмотренные законодательством РФ.

6) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

 

Методы налогообложения

Методы налогообложения – форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности, доходами налогоплательщика.

Существует 4 метода налогообложения:

1) Равным (прямым) признается такой метод налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной сумме или в процентах от МРОТ.

2) При пропорциональном методе налогообложения ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов. Иными словами, ставка налога не зависит от величины базы налогообложения и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.

3) Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, то есть возрастает доля изымаемого дохода при его росте.

4) Регрессивное налогообложение, наоборот, предполагает снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также и ослабление налогового бремени: чем меньше доход, тем тяжелее он для налогоплательщика. Результатом регрессивного налогообложения при определенных обстоятельствах может быть абсолютное повышение собираемости налогов.

 

Рис. 4. Зависимость суммы налога от величины налоговой базы при различных методах налогообложения

В зависимости от метода налогообложения на группы с таким же названием делят сами налоги и налоговые ставки (например: регрессивный налог, пропорциональная ставка).

Кривая Лаффера

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является не прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Артур Лаффер из Калифорнийского университета описал взаимосвязь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений.

По мере роста ставки (Т) от нуля до максимума налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, так как такая ставка фактически имеет целью конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера показывает также, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения. При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных дохода, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка, поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода налогоплательщика, начинается спад хозяйственной активности, уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Вследствие этого, несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются.

 
 

 


Рис. 3. Кривая А.Лаффера


Уплата и взыскание налога

В общем случае налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком в момент представления в банк платежного поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, то в течение 3-х месяцев налоговый орган обязан вручить ему Требование об уплате налога. В Требовании указывается сумма не уплаченного налога, начисленные пени и срок исполнения требования. В случае не исполнения требования налоговые органы начинают процедуру принудительного взыскания налога.

Взыскание налога с физического лица осуществляется путем направления искового заявления в суд (мировой суд при сумме задолженности до 50 тыс.руб.). Судебное решение о взыскании налога передается для исполнения в службу судебных приставов.

Взыскание налога с организаций и индивидуальных предпринимателей производится за счет:

1) Денежных средств, находящихся на счетах в банке. Налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение, которое исполняется банком без согласия самого налогоплательщика.

2) Иного имущества налогоплательщика при недостаточности средств в банке. Руководитель налогового органа выносит решение, которое передается для исполнения в службу судебных приставов.

 

Налоговая отчетность

Налоговая декларация (ст. 80 НК) – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основаниями для исчисления налога.

Расчет авансового платежа – это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, льготах, исчисленной сумме авансового платежа и других данных.

Декларация представляется по итогам налогового периода, а расчет – по итогам отчетных периодов.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган:

1) лично,

2) через представителя,

3) в виде почтового отправления с описью вложения,

4) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК).

Налогоплательщик при подаче уточненной декларации не привлекается к ответственности:

1) Если бюджет не пострадал – ошибки в ранее поданной декларации не приводят к занижению сумм налога, уточненная декларация подана до наступления предельного срока представления такой декларации или до наступления предельного срока уплаты налога, по которому представлена декларация.

2) Если налогоплательщик компенсировал потери бюджета, то есть уплатил причитающуюся сумму налога и пени до подачи уточненной декларации.

Налоговые органы в РФ

Структура и функции ФНС

Налоговые органы (ст. 30 НК, ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации») составляют единую централизованную систему контроля:

1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов;

3) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

4) за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

5) за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба РФ, и ее территориальные органы.

Структура ФНС России имеет 4 уровня (Приложение):

1) Центральный аппарат ФНС.

2) Межрегиональные инспекции ФНС.

3) Управления ФНС по субъектам РФ.

4) Инспекции ФНС России.

 

7.2. Налоговый контроль, общие положения

Налоговый контроль (ст. 82 НК) – это деятельность уполномоченных органов за соблюдением налогового законодательства.

Формы налогового контроля:

1) Выездные и камеральные налоговые проверки.

2) Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

3) Инвентаризация.

4) Проверка данных учета и отчетности.

5) Получение объяснений налогоплательщика и др.

 

Классификация налогового контроля:

1) По времени проведения:

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

2) По субъекту контроля:

- налоговых органов;

- таможенных органов;

- органов внутренних дел.

3) По месту проведения:

- камеральный;

- выездной.

4) По объекту:

- комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности;

- тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

5) По характеру контрольных мероприятий:

- плановый контроль;

- внеплановый контроль.

6) По методу проверки документов:

- выборочный контроль;

- сплошной контроль.

 

Налоговые проверки

Налоговые проверки бывают двух видов:

1) Камеральная (ст. 88 НК).

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится:

- по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

- уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При проведении КНП налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы и истребовать документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

2) Выездная (ст. 89 НК).

Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится, как правило, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.

ВНП может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ВНП в общем случае длится не более 2-х месяцев (в отдельных случаях срок может быть увеличен до 6 месяцев).

 

Налоговая ответственность

Налоговым правонарушением (ст. 106 НК) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц.

За совершение правонарушений в сфере налогов в РФ предусмотрена ответственность 3-мя кодексами:

1) Уголовным кодексом РФ – уголовная ответственность.

2) Кодексом об административных правонарушениях – административная ответственность.

3) Налоговым кодексом – налоговая (финансовая) ответственность.

При этом, за совершение одного правонарушения одно лицо может быть привлечено только к одной ответственности.

 

Уголовная ответственность предусмотрена для физических лиц и должностных лиц организаций и наступает в случае совершения ими уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере.

Таблица 4

Условия привлечения к уголовной ответственности

Лицо Крупный размер Особо крупный размер
  Сумма Доля Сумма Доля
Физическое лицо (ст. 198 УК) > 0,9 млн.руб. > 10% > 4,5 млн.руб. > 20%
> 2,7 млн.руб.   > 1,5 млн.руб.  
Организация (ст. 199 УК) > 5 млн.руб. > 25% > 15 млн.руб. > 50%
> 15 млн.руб.   > 45 млн.руб.  

 

Административная ответственность также предусмотрена для физических лиц и должностных лиц.

Таблица 5

Основные виды административных правонарушений по налогам

Вид нарушения Штраф на физическое или должностное лицо
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций от 4 000 до 5 000 рублей (+ на организацию от 40 000 до 50 000 рублей)
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе от 500 до 1 000 рублей
Нарушение сроков представления налоговой декларации от 300 до 500 рублей
Непредставление документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля от 300 до 500 рублей
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета от 2 000 до 3 000 рублей

 

Основные виды налоговых правонарушений и налоговая ответственность за их совершение приведены в Приложении 2.


Рекомендуемая литература

1) Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

2) История налогообложения: Учебное пособие/Малис Н. И., Анисимов С. А., Данилькевич М. А., под ред. Малис Н. И. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 248 с. ISBN 978-5-9776-0256-3. Режим доступа: http://znanium.com

3) Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Захарьин В.Р., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. ISBN 978-5-8199-0630-9. Режим доступа: http://znanium.com

4) История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие / Пушкарева В.М. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. ISBN 978-5-16-103732-4 (online). Режим доступа: http://znanium.com


Приложение 1

 

 


Приложение 2

ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Краткий курс лекций

 

Направление подготовки

38.03.01 "ЭКОНОМИКА"

Профили:

1. Финансы и кредит

2. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

3. Экономика предприятия и организации

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

Разработал: доцент, к.э.н. Зиятдинов А.Ф.

 

 

Набережные Челны – 2016


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Социально-экономическая сущность налогов. 4

1.1. Нормативно-правовая база налогообложения. 4

1.2. Понятие и необходимость налогов. 5

1.3. Функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета. 5

1.4. Классификация налогов. 7

2. Основы построения налоговых отношений. 9

2.1. Общая характеристика элементов налога. 9

2.2. Права субъектов РФ и местных органов в области налогообложения. 11

2.3. Налоговая политика. 11

3. Становление и развитие налоговой системы России. 13

3.1. Налоги Античного мира и Раннего Средневековья. 13

3.2. Налоги Киевской Руси в период феодальной раздробленности (9-15вв.) 13

3.3. Налоги в централизованном Московском государстве (16-17вв.) 14

3.4. Налогообложение в Российской империи (18-19вв.) 14

3.5. Налоги СССР (1917-1991гг.) 15

4. Характеристика налоговой системы.. 16

4.1. Понятие налоговой системы, ее состав. 16

4.2. Принципы налогообложения. 16

4.3. Методы налогообложения. 17

4.4. Кривая Лаффера. 18

5. Система управления налогообложением.. 20

5.1. Участники налоговых правоотношений. 20

5.2. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. 20

5.3. Права и обязанности налоговых органов. 22

5.4. Таможенные органы, органы внутренних дел и финансовые органы и в области налогообложения. 24

6. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов. 25

6.1. Уплата и взыскание налога. 25

6.2. Изменение срока уплаты налога. 25

6.3. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. 26

6.4. Налоговая отчетность. 27

7. Налоговые органы в РФ.. 28

7.1. Структура и функции ФНС.. 28

7.2. Налоговый контроль, общие положения. 28

7.3. Налоговые проверки. 29

7.4. Налоговая ответственность. 29

Рекомендуемая литература. 32

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги – одна из древнейших экономических категорий, известных человечеству. Достоверно известно, что налоги существовали в XIII веке до нашей эры, однако очевидно, что прообразы современных налогов существовали еще до появления письменности, поэтому они не могли быть отражены в летописях. Налоги возникли раньше, чем деньги, поэтому первые аналоги налоговых платежей уплачивались в натуральной форме.

Налоги тесно взаимосвязаны с обществом и экономикой, причем и сами определяются существующей в государстве общественной и экономической системой, и в свою очередь оказывают влияние на общественные и экономические процессы.

Налоги устанавливаются государством для обеспечения собственного существования и являются его непременным атрибутом. Государство за счет налогов обеспечивает нормальное существование общества, осуществляя функции по обеспечению безопасности, охране правопорядка, финансирования социальной сферы (здравоохранения, спорта, культуры, образования, науки) и другие. Таким образом, общество, уплачивая налоги, гарантирует собственное существование. Также государство за счет налогов осуществляет поддержку отдельных отраслей экономики.

Знание правил налогообложения необходимо в настоящее время не только экономистам, финансистам, бухгалтерам или юристам, но и любому человеку, поскольку каждый сталкивается с налогами. В тоже время экономисты должны не только знать правила исчисления действующих налогов, но и понимать их сущность, функции, воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 


Социально-экономическая сущность налогов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.214 с.)