Тема 2. Русская народная сказка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Русская народная сказка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по детской литературе рассчитана на подготовку бакалавра «Педагогического образования» по профилю «Начальное образование».

В наше время в условиях возрождения духовности и возросшего интереса к национальным традициям, историческим ценностям русского народа литературное образование учителя начальных классов приобретает особое значение. Бакалавр должен быть подготовлен к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя. Курс «Детская литература» в системе обучения бакалавра – учителя начальных классов и должен реализовать эту цель.

Конкретные действующие в массовой школе программы учитываются в программе, составленной нами для студентов, будущих учителей начальных классов, но мы ставим задачу дать знания, по объему значительно превышающие действующие программы, сформировать у студентов способность ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.

Программа предполагает изучение детской литературы, а также произведений, вошедших в круг детского чтения, по историческим периодам, определенным главным образом на основе учета внутренних закономерностей развития самой детской литературы, как это предложено сегодня в трудах по истории русской детской литературы. При этом мы считаем неправомерным как механическое отождествление истории детской литературы с литературой «для взрослых», так и резкое разделение детской и «взрослой» литературы, ибо детская литература, ее история самым тесным образом связаны с литературой для взрослых, другими областями культуры, общественным развитием. Поэтому, обращая существенное внимание на качественные изменения в самой детской литературе, мы стремимся рассматривать детскую литературу на фоне развития общественной мысли, педагогических идей, отечественной литературы, всей русской культуры, всецело пропитанной живыми началами Православия. В обзорном порядке предполагается и знакомство с зарубежной детской классикой, основными ее тенденциями и направлениями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны быть подготовлены к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя.

Задачи дисциплины:

- студенты должны получить представление о детской литературе, ее специфике и связи с общим литературным процессом;

- вооружить будущего учителя умениям понимать литературные явления, процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе и новые, возникающие сегодня, с нравственно-эстетических позиций, прочно устоявшихся в отечественной культуре и литературе;

- развить культуру мышления и способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Детская литература» относится к базовой части цикла. Эта дисциплина воспитывает у студентов любовь и бережное отношение к слову, формирует целостное представление о человеке, ребенке, помогает учащимся познавать мир в специфической области, которая недоступна для наук, тесно связанных с систематическим анализом, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Детская литература способствует развитию логического и образного мыщления студентов, углубляет их нравственные представления и понятия, формирует эстетическое восприятие литературных и жизненных явлений.

Преподавание курса ведется путем чтения лекций, в которых даются основные знания в области детской литературы, и практической деятельности студентов, направленной на формирование основных навыков и умений, необходимых будущему учителю начальных классов, способности ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.

 

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- специфику детской литературы и ее взаимосвязи с общим литературным процессом;

- знать особенности и основные этапы развития отечественной детской литературы;

- иметь представление о творчестве детских писателей, вошедших в «золотой фонд» русской и зарубежной детской литературы;

- знать границы и возможности современного информационного пространства.

Уметь:

- понимать литературные процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе возникающие сегодня с нравственно-эстетических позиций, традиционных для отечественной культуры и литературы;

- использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;

- применять современные методы диагностирования и обработки информации.

Владеть:

- теоретическими основами и методами детской литературы, приемами анализа детской книги;

- осознавать духовно-нравственную и художественную значимость произведений детской литературы;

- иметь представление о своеобразии развития отечественной детской литературы, представлять ее ключевые этапы;

- владеть методикой написания литературно-критических работ (аннотация, отзыв, доклад, реферат, рецензия);

- быть способным участвовать в дискуссии на литературоведческие темы.

Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

-способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

 

общепрофессиональные (ОПК):

-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен оценить фаты и явления художественной литературы, как в историческом, так и в современном контексте;

-способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания;

в области педагогической деятельности:

-способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен оценивать достижения региональной культуры, использовать знания о развитии художественной культуры региона в учебно-воспитательном процессе (ПК-19);

- определяет целевые ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности;

-способен критически подходить к выбору предлагаемых учебных программ и учебников, видеть в них недостатки и достоинства, корректировать и адаптировать учебные программы с учетом своей личности и личностных особенностей учащихся своего класса;

в области культурно-просветительской деятельности (ПК):

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета;

- способен организовывать просветительскую деятельность среди родителей младших школьников, привлекать их к воспитательной работе в начальной школе.

 

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет – 4 сем., Экзамен в 5 сем.

Тематический план

Название раздела, темы Всего з.е/час Аудиторные занятия Самостоя тельная работа Формы текущего контроля
Лекции Практические Лабораторные
  Детская литература как гуманитарная дисциплина; её предмет и задачи     -     Опрос
  Фольклор как исток детской литературы           Опрос, компьютерное тестирование
  Круг детского чтения и детская литература Древней Руси           Опрос, компьютерное тестирование
  Детская литература XVIII века           Опрос
  Детская литература первой половины XIX века, её основные тенденции, направления, жанры           Опрос
  В. А. Жуковский как педагог и детский писатель           Опрос
  А. С. Пушкин –детям           Опрос, письм. работа
  П. П. Ершов – детям, сказка «Конек - горбунок»           Опрос
  Романтическая проза, адресованная детям. Рассказы и сказки А. Погорельского           Опрос, подготовка сообщений
  В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель           Опрос, письм. работа
  Детская литература второй половины XIX века           Опрос
  Русская поэзия - детям           Опрос, компьютерное тестирование,подгот.выступл.,чтение наизусть
  К. Д. Ушинский как педагог и детский писатель           Письменные ответы на вопросы
  Л. Н. Толстой как педагог и детский писатель           Письменные ответы на вопросы
  А. П. Чехов – детям           Опрос, письм. работа
  Д. Н. Мамин -Сибиряк как детский писатель           Опрос
  Детская литература конца XIX – начала XX века           Подготовка сообщений
  Детская литература первой половины XX века           Подготовка сообщений
  К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы           Опрос
  С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор. Сказки С. Я. Маршака           Опрос

  Б.С. Жидков как детский писатель           Подготовка сообщений, учебно-творческие работы
  Романтическая проза в детской литературе XX века             Подготовка сообщений, учебно-творческие работы
  А.И. Еремеев как детский писатель           Подготовка сообщений, учебно-творческие работы с использованием компьютера
  М. М. Пришвин как детский писатель           Опрос, подготовка сообщений
  К. Г. Паустовский. Рассказы К. Г. Паустовского для детей           Письменное сообщение, опрос, компьютерное тестирование, рефераты
  В. В. Бианки как детский писатель, Сказки и рассказы для детей. Энциклопедическая книга «Лесная газета»           Опрос
  Литературная сказка и её место в детской литературе XX века (А. Н. Толстой, А. Волков, Е. Шварц, Я. Ларри, П. Бажов)           Опрос
  Детская поэзия (А.Л. Барто, С.В.Михалков)           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений совр. писателей
  В. Осеева как детская писательница. Повести, рассказы для детей           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений совр. писателей

 

  Н. Н. Носов как детский писатель. Рассказы и повести для детей. Роман – сказка «Приключение Незнайки и его друзей»           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений совр. писателей
  Детская литература 50-60 годов XX века           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений совр. писателей
  Детская литература конца XX начала XXI века           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений
  Детская литература «русского зарубежья»           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений
  Переводная детская литература           Подготовка сообщений, рефератов; рецензирование произведений
  Всего            

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).

Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Понятие фольклора, его характерные особенности, жанры, место в детской жизни и чтении. Понятие детского фольклора. Принципы его классификации (классификация жанров детского фольклора – по генезису, создателям и исполнителям; по функциям, по назначению и характеру бытования). Малые фольклорные жанры, их особенности, место в детском обиходе, педагогическое значение.

Жанровые признаки русской народной сказки, ее роль в жизни ребенка. Виды сказок, характерные черты каждого из них. Наиболее популярные в русской сказке сюжеты, мотивы, сказочные персонажи. Характеристика отдельных изданий сказок для детей младшего школьного возраста.

Народные предания, легенды, духовные стихи. Их тематика, образы, состав сюжетов (о христианских святых, Николае Чудотворце, Георгии-Победоносце). Суть религиозных поучений.

Былина как эпический жанр устного народного творчества, вошедший в детское чтение. Время возникновения, тематика, циклы былин. Столкновение защитников христианства с иноверцами как основа конфликта былин, вошедших в детское чтение («Три поездочки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище поганое», «Илья Муромец и Калин царь», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин»). Идея защиты Русской земли от врагов в былинах. Образы богатырей. Ритмика и стилистика былин.

Собиратели устного народного творчества. Известные иллюстраторы произведений устного народного творчества. Фольклор как источник детской литературы.

Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.

Тесная связь развития детской литературы и детского чтения в Древней Руси с развитием христианской культуры, просвещения и школы. Почитание «учения книжного», чтение «Божественных книг». Отражение этих процессов в летописных книгах.

Рукописные книги духовно-нравственного содержания (Библия, Псалтырь, Часослов). Житийная литература, ее воспитательное значение. Жанр «поучения». «Поучение Владимира Мономаха», его содержание, патриотические идеи. Исторические легенды и летописные сказания, их духовно-нравственные идеалы, место в жизни детей Древней Руси.

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Особенности формирования детской литературы в первой половине ХУ111 века. Реформы Петра I и их влияние на просвещение, культуру и литературу России. Введение гражданского шрифта и развитие светской литературы. Деятельность «Ученой дружины». Появление «практических», «развлекательных» и «нравоучительных» книг для детей. Особенности содержания, стиль книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.).

Научные книги. Перевод книги Яна Амоса Коменского «Мир в картинках» и развитие познавательной литературы («Атлас», С.-П., 1739, «Руководство к географии», С.-П., 1739). Занимательная литература в ХVIII веке («Гистории»); распространение басни в детском чтении как отражение сатирической направленности общей литературы (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков). Появление биографических книг о писателях («Житие баснописца Эзопа»).

Политика Екатерины II в области культуры, образования. Влияние идей Просвещения (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци) на развитие детской литературы в России. Классицистические тенденции в детской литературе, утверждение сентиментализма.

Тенденция включения произведений русских писателей-классиков в детское чтение (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, М. М. Херасков) через сборники, хрестоматии, журналы.

Н. Г. Курганов и его «Письмовник». Содержание, структура книги, направленность. Н. И. Новиков, его просветительская деятельность. Журнал «Детское чтение для сердца и разума», его задачи, содержание,

влияние на развитие детского чтения. Участие в создании журнала Н. М. Карамзина. Проза, стихи и переводы Н. М. Карамзина на страницах журнала «Детское чтение для сердца и разума» (повесть «Евгений и Юлия», «Прогулка». «Анакреонтические стихи». Автобиографический роман «Рыцарь нашего времени»).

А. Т. Болотов как общественный деятель и детский писатель. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» – уникальный памятник русской культуры ХУIII столетия. «Детская философия или нравоучительные беседы с детьми» А. Т. Болотова как энциклопедическая книга для детей нового типа. Традиции древнерусской литературы для детей, детской литературы ХУII в. в «Детской философии» А.Т. Болотова Отражение идей эпохи Просвещения. Расхождения А.Т. Болотова с Н. И. Новиковым в оценке просветительских идей.

Произведения Екатерины Второй для детей: сборник «Выбранные российские пословицы», «Разговоры и рассказы», нравоучительные сказки («Сказка о царевиче Фивее», «Сказка о царевиче Хлоре»).

Появление пьес для детей (пьесы А. Т. Болотова, Н. Н. Сандунова, сборник «Детский театр».

Переводная литература.

«Песнь о Роланде» как замечательный памятник французского героического эпоса. Идеи верности, любви к своей земле, самопожертвования. Христианская символика в поэме.

Первые попытки пересказа «Волшебных сказок» Ш.Перро, «Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Дон Кихота» М. Сервантеса. Вхождение иностранной литературы в круг детского чтения как характерная черта эпохи. Книги особенно популярных авторов (Жанлис, И. Г. Кампе, издание «Детской библиотеки» И. Г. Кампе в переводе А. С. Шишкова).

Раздел 2. Детская литература ХIХ в.

Тема 5. Детская литература первой половины ХIХ в.

Просвещение, наука, политические события (Отечественная война 1812 г., движение декабристов), их заметное влияние на развитие детской литературы. Сентименталистские тенденции в детской литературе первой четверти ХIХ в., возникновение и расцвет романтизма. Вопрос о народности в литературе, о русском народном творчестве как одном из основных вопросов литературно-общественной жизни.

Поэзия. Детские стихи А. С. Шишкова, А. Ф. Мерзлякова («Хор детей маленькой Наташе», «От Аннушки маменьке при подарке альбома», «Утро»).

Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма В. А. Жуковского.

Связь литературной и педагогической деятельности с религиозно-философскими взглядами писателя. Элегические, пейзажные и патриотические стихи, оригинальные и переводные баллады В. А. Жуковского в детском чтении. Баллада «Светлана»: переосмысление канонов баллады, ее жизнеутверждающий смысл. Сказки В. А. Жуковского («Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Тюльпанное дерево»). Народные основы сказок. Развитие традиций русской народной сказки в сказках В.А.Жуковского. Художественное своеобразие сказок, их нравственная направленность. Стихотворения для детей: «Овсяный кисель», стихотворения, посвященные П. В. и А. В. Жуковским: «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик-с-пальчик».

Басни И. А. Крылова в детском чтении. Черты русского национального характера в баснях И. А. Крылова: трезвый ум, уважение к трудовому человеку, родной земле, чувство юмора. Место и состав басен И. А. Крылова в поэтических сборниках и учебных книгах первой четверти ХIХ в.

Тема 7. А. С. Пушкин – детям. Темы, образы, идеи лирических стихотворений, вошедших в детское чтение; поэтическое мастерство. Фольклорные и литературные источники сказок А. С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты сказок; их нравственное содержание, глубина народности. Сатира и юмор. Особенности стиха.

Тема 8. П. П. Ершов. Сказка«Конек-горбунок». История создания и судьба. Народные и литературные источники сказки. Особенности композиции, сюжета, стиха. Реалистические и волшебные образы. Характеристика главного героя сказки. Сатирические мотивы сказки. Язык и стиль.

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям: повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители», рассказы и сказки В. Ф. Одоевского («Серебряный рубль», «Шарманщик», «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Городок в табакерке», «Червячок»).

Жанрово-композиционное своеобразие сказки А. Погорельского «Черная курица». Сочетание в ней реально-психологических и фантастических элементов. Характеристики героев, воспитательная направленность книги.

Тема 10. В. Ф. Одоевский как педагог и детский писатель. Педагогические интересы и взгляды, разносторонность деятельности. «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Познавательный характер, философский смысл рассказов и сказок В. Ф. Одоевского. «Городок в табакерке» как первая в русской детской литературе научно-фантастическая сказка для детей.

Тема 11. Детская литература второй половины ХIХ века

Общественно-политическая и культурная обстановка в России шестидесятых годов. Крестьянская реформа, демократизация общества, становление русской классической педагогики, создание народных массовых и воскресных школ. Укрепление полиграфической базы, расширение деятельности издательских и книготорговых организаций (Петербургский комитет грамотности, издательства «Посредник», «Народная библиотека» и др.); издания серии книг для народного и детского чтения: «Красные книжки» Н. А. Некрасова (60-е гг.), бесплатное приложение к журналу «Нива» А. Ф. Маркса, библиотека для самообразования И. Д. Сытина. Первые детские библиотеки. Общее увеличение книг, в том числе детских.

Романтические тенденции в русской детской литературе второй половины ХIХ века. Утверждение критического реализма в литературе для взрослых и детей. Расширение круга детского чтения: включение в детское чтение произведений Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова, Н. Д. Телешова, Я. П. Полонского, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Становление классической дидактической детской книги. Биографическая книга. Книга для девочек. Сословная буржуазно-дворянская книга. Научно-познавательная книга (С. М. Соловьев, Н. Костомаров, В. Водовозов-историческая книга, В. Острогорский – этюды по естествознанию, С. В. Максимов – географическая книга). Формирование основных жанров естественнонаучной и географической литературы: книжки-картинки с кратким рассказом, рассказ, очерк, описание, энциклопедический очерк, путешествие.

Революционно-демократическая критика и ее роль в развитии детской литературы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).

Дальнейшее развитие детской журналистики («Родник», «Игрушечка», «Подснежник», «Детское чтение» (с 1905 – «Юная Россия»), «Детский журнал»). Дискуссии по проблемам чтения. Проблема нравственного воспитания как важнейшая проблема детской литературы. Полемика по поводу религиозно-нравственного воспитания. Включение в детское чтение произведений на религиозно-нравственные темы (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

Автобиографическая повесть. С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова внука. Тема детства в автобиографической повести С.Т. Аксакова. Характеристика главного героя. Христианские идеалы самоотречения, самопожертвования, любви к ближнему в повести. Издания повести для детей.

Ф.М. Достоевский о детях и для детей.

Н.С.Лесков. Его статьи о воспитании, роли религии в воспитании ребенка. Рассказы Н.С.Лескова, адресованные детям. Православно-христианская основа их содержания и формы.

Литературная сказка (С. Аксаков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин). Русские народные сказки в обработке А.Афанасьева. Вклад В. П. Засодимского, А. Анненской в детское чтение.

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Н. А. Некрасов. Публикации в «Современнике» статей, рецензий о детской литературе, произведений для детей.

«Стихотворения, посвященные русским детям». История создания, проблематика, центральные образы, жанрово-композиционные и стилистические особенности. Христианские мотивы, русский национальный характер в поэтическом цикле Н. А. Некрасова для детей. ЯП. Полонский, А.Н.Майков, А.А.Фет, А.Толстой – детям.

Детский мир, семья, народная доля в стихах А. Кольцова, И. Никитина, А. Плещеева, И. Сурикова, С. Дрожжина.

Тема 13. Писатель-педагог. К. Д. Ушинский. Педагогическая и литературная деятельность К. Д. Ушинского. История создания, назначение, структура и содержание учебных книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово». Принципы отбора художественных и научно-художественных произведений для этих книг.

Тематика, сюжеты, образы, духовно-нравственный смысл его рассказов и сказок для детей. Научно-художественные рассказы как образец популяризации научных сведений. Богатство научных сведений, яркость красок и картин, мягкий лиризм.

Тема 14. Л. Н. Толстой как детский писатель. Связь литературной, педагогической деятельности с работой Л. Н. Толстого над произведениями для детей. История создания «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения». Принципы построения, отбора материала, источники. Место фольклора в книгах Л. Н. Толстого для детей, его жанры, специфика включения в детское чтение. Произведения, написанные Л. Н. Толстым для детей. Острота сюжетов, широта охвата жизненных явлений, глубина психологического анализа в рассказах Л. Н. Толстого. Крестьянская семья, идеи взаимопомощи, сострадания в рассказах Л. Н. Толстого. Рассказы о животных, их познавательная направленность, нравственный смысл. Призыв к терпению, смирению, кротости, нравственному самосовершенствованию и самопожертвованию в баснях Л. Толстого. Повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей. Проблема русского национального характера.

Тема 15. А. П. Чехов о детях и для детей. Тема детства в творчестве А. П. Чехова и его взгляды на воспитание и детское чтение.

Рассказы о детях и для детей (сборник «Детвора»). Острота их социального звучания, глубина психологической разработки характеров, проникновения в мир детства.

Рассказы о животных «Каштанка», «Белолобый». Их проблематика, идейно-художественный смысл.

Тема 16. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дети-труженики, их трагические судьбы в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение («Вертел», «Кормилец», «Под землей»). Рассказы и сказки об уральской природе, животных, охотниках («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Богач и Еремка», «Серая шейка» и др.). Мотивы социальной обездоленности, взаимопомощи, взаимопонимания в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Сборник «Аленушкины сказки». История его создания, традиции фольклора, социально-нравственный смысл. Художественные особенности сказок.

Тема 17. Детская литература конца ХIХ – начала ХХ веков

Основные тенденции развития детской литературы конца ХIХ–начала ХХ веков. Связь «взрослой» и детской литературы.

Детская журналистика и отражение в ней различных идейно-творческих подходов к детскому чтению. Содержание, авторы, направленность журнала «Задушевное слово». Журнал «Тропинка» и его ориентация на писателей-символистов. Журналы «Друг детей», «Юная Россия», «Родник». Оценка журналов в работе К. И. Чуковского «Материалы о детских журналах».

Работа русских художников (А. Бенуа, М. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Г. И. Нарбута и др.) как иллюстраторов детских книг.

Книгоиздательская политика. Издательства Вольфа, Кнебеля, Сытина и их роль в распространении детской книги.

Проза для детей в литературе конца ХIХ–начала ХХ века.

Крушение народнических иллюзий, поиск новых путей общественного развития, гражданского служения. Отражение этих процессов в литературе.

Жанровое и тематическое содержание детской прозы конца ХIХ–начала ХХ века. Проблема детства как одна из центральных проблем детской литературы и детского чтения. Различные аспекты этой проблемы (социальные, психологические, духовные, нравственные) в творчестве В. Г. Короленко, Л. Андреева, И. Бунина, А. Куприна, Н. Гарина-Михайловского, А. Свирского, А. М. Горького, Н. Телешова. Краткая характеристика творчества названных писателей.

К. Лукашевич. Повесть «Мое милое детство». Ее духовно-нравственное содержание. Л. Чарская как детская писательница. Темы, занимательность сюжетов, жанры, герои. Статья К. Чуковского «Нат Пинкертон». Попытка исследования феномена успеха «сыщицкой литературы» и выводы о специфике детской занимательной литературы в работе В. Н. Сороки-Росинского «Нат Пинкертон и детская литература» (1910 г.).

Народная сказка в детском чтении. Спор о ее педагогической ценности.

Литературная сказка и ее разновидности в творчестве А. И. Ремизова, А. Н. Толстого («Сорочьи сказки»), М. Горького, Л. Чарской, Л. Андреева.

Поэзия начала ХХ века

Детский мир, тема природы в стихах М. А. Пожаровой, Г. Галиной, А. А. Коринфского, Р. Кудашевой, М. Моравской.

И. А. Бунин как детский писатель.

А. Блок как детский поэт. Содержание, композиция, художественные особенности сборников «Круглый год» (1913) и «Сказки» (1913). Сборник К. Бальмонта «Светлый мир» («Фейные сказки»). Разработка фольклорных мотивов в стихах С. Городецкого. Стихотворения С. Есенина для детей.

Переводная литература в детском чтении в начале ХХ века (Э. Сетон-Томпсон, К. Коллоди, Р. Киплинг).

Тема 18. Детская литература первой половины ХХ в.

Основные проблемы становления детской литературы впервые десятилетия после революции. Объективные трудности в развитии детской литературы: ликвидация дооктябрьских детских журналов и национализация частных издательств, эмиграция русских писателей, работавших в сфере детской литературы. Первые сборники и альманахи. Отбор и издание классических произведений для детского чтения. Первые советские детские журналы. «Северное сияние». Идейная борьба, дискуссии по вопросам детской литературы и детского чтения: о традициях русской классики, о сказке. Дискуссия 1929 года. Первый съезд писателей. Выступление С. Я. Маршака.

Детские журналы 20-х–30-х годов («Мурзилка», «Пионер», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Костер»).

А. М. Горький и детское чтение. Роль А. М. Горького как критика и теоретика детской литературы. Его организаторская деятельность. Произведения А. М. Горького в детском чтении (повесть «Детство», «Дед Архип и Ленька», «Встряска»).

Поиски новых тем, образов, форм в детской литературе 20–40 годов, многообразие жанров.

Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.

Влияние К. Чуковского на формирование поэзии для детей.

Сказки К. Чуковского для детей. Их темы, персонажи, конфликты, сюжеты. Ориентация на детское восприятие. Нравственный смысл и положительное начало. «Положительные» герои. Богатство ритмов и интонаций, «графичность» стихотворных сказок для детей.

«Заповеди» молодым писателям как обобщение собственного опыта и лучших достижений поэзии для детей.

В. В. Маяковский. Выступление В. Маяковского в детской литературе во второй половине 20-х годов.

Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров в детском чтении. Сотрудничество в детских журналах «Еж» и «Чиж». Тяготение к парадоксу, разрушению привычных смыслов, игра словом и звуком, необычность сюжетов. Трагичность судеб поэтов.

Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.

Краткие биографические сведения. Автобиографическая повесть «В начале жизни». С. Маршак – лирик, детский писатель, критик, переводчик, редактор. Тематическое и жанровое содержание творчества С. Я. Маршака (сказки-пьесы, стихотворные сказки, поэмы, сатирические и юмористические стихи). Сказки-пьесы «Сказка про козла», «Кошкин дом», «Теремок», «Горя бояться – счастья не видать», «Двенадцать месяцев». Стихотворные сказки «О глупом мышонке», «Об умном мышонке». Цикл «Круглый год», «Лесная книга», «Разноцветная книга». Лирика, юмор и сатира в творчестве С. Я. Маршака. Темы труда, героизма. Маршак – переводчик (переводы У. Блейка, Д. Родари, Р. Стивенсона). Сотрудничество с художниками (В. Лебедев, Е. Чарушин).

Б. С. Житков как детский писатель. Тематика, сюжеты, центральные образы и конфликты произведений Б. С. Житкова для детей. Глубина и острота их проблематики. Проблема нравственного выбора, долга, ответственности человека за свое поведение поступки. Традиции Л. Н. Толстого в творчестве Б. С. Житкова.

Тема 21. Произведения Б. С. Житкова для детей младшего возраста (сборники рассказов «Что бывало», «Рассказы о животных», энциклопедия для маленьких «Что я видел»). Их познавательная и нравственная значимость.

Тема 22. Романтическая проза в детской литературе первой половины 20 века. А. П. Гайдар. Рассказы, повести, литературные сказки А. П. Гайдара. Традиции фольклора, переосмысление сказочных канонов. Острота конфликтов. Идеи, герои, образы-символы. Проблема добра и зла. Идеи героизма, романтики в творческом миросозерцании А. П. Гайдара. Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.084 с.)