Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогической реабилитации заикающихся↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включить психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами. Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося. Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу. Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так назы- ваемого «речевого статуса». Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрикация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной. Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой: Анкетные данные: Фамилия, имя, отчество обследуемого. Дата рождения (год, месяц, число). Домашний адрес, телефон Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы. Состав семьи. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися). А. Сбор анамнестических сведений Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося. Наследственность Наличие алкоголизма у родителей. Нервно-психические заболевания родителей. Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников. Задержка речевого развития у родителей или близких родственников. Заикание у родителей. Заикание у сестер и братьев. Заикание у деда или бабки по линии отца и матери. Характерологические особенности отца и матери. Обстановка в семье. Жилищно-бытовые условия. Период до 1-го года Семейные условия. Сон, аппетит. Инфекционные заболевания. Соматические заболевания. Мозговые заболевания. Мозговые травмы. Спокойный, беспокойный. Формирование навыка опрятности. Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба. Период дошкольного возраста Семейные условия. Инфекционные заболевания. Соматические заболевания. Мозговые заболевания. Мозговые травмы. Моторное развитие: отставание, норма, опережение. Время выделения ведущей руки, наличие переучивания. Адаптация в дет. яслях, дет. саду. Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.). Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, растор-моженность, трудность переключения). Речевой анамнез Время появления гуления и лепета. Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций). Время появления первых слов. Время появления простой фразы. Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи. Наличие и выраженность итераций. Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.). Условия воспитания ребенка Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой). Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении. Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме). Культурно-бытовые условия в семье. Развитие заикания Возраст, в котором появилось заикание. Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.) Наличие периода мутизма. Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет. В каких условиях облегчается — ухудшается речь. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.). Отношение ребенка к своему речевому дефекту. Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). Продолжительность и результативность лечения и обучения. Статическая координация Определяется возможность удержания заданной позы: а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; неудержание при рез- ком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места. б) стоять на «цыпочках». Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба-лансироВание резко выражено; опускание на стопу, частое схождение. 2. Динамическая координация а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге. б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается. 3. Одновременность движений а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются; б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток: маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременны; одновремен- ные движения не удаются. Отмечается также общий ха- | рактер движений: ловкий, неловкий, пластичный, неук- I люжий.; Процедура обследования тонких движений пальцев рук • Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке; 3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков. Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость. Процедура обследования произвольных мимических движений Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»); б)прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»); д) надуть щеки («толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»). Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность. Процедура обследования артикуляционной моторики Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10: а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»); б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержание языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) переключение движений губ («улыбка» — «трубочка»); з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»). Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемое™ артикуляционных движений. Заключение Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы. В заключении логопед отражает: — наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения); — особенности речевого и моторного онтогенеза; — значение психогении в возникновении заикания; — возраст появления заикания; — тяжесть заикания; — тип и локализация судорог; — зависимость проявления судорог от эмоционального состояния; — наличие страха речи; — течение заикания; — наличие других дефектов речи. Таким образом, логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и, главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий. Пример 1. Ф.И.О. 2 года 8 мес. Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания. Пример 2. Ф.И.О., 4 года 1 мес. В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания. 3.2. Логопедические техники формирования плавной речи у заикающихся Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П. Бес-палько, 1989). Все логопедические техники, представленные ниже, решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение этим техникам происходит практически одновременно, т.е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их объединение и их координацию. Логопед должен учитывать, что динамика обучения навыкам плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной монологической речи. Охранительный речевой режим Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинесте тических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность (И.В. Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и т.д. Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. «Специальный охранительный режим», как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися. «Специальный охранительный режим» понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает «режим ограничения речи» или «режим молчания». Специальный охранительный режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма. В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества. Сосулька Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления. Цветочек Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял». Штанга Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем подняв над головой. Упражнение проводить 10—15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. «Бросить штангу» — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают Обратить внимание на приятное ощущение расслабления. Бревнышки — веревочки Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой, словно «веревочки». Маятник Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед — назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются. Ралли Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки втянуть и сжать в кулаки — «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10—15 сек. расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления. Кукла устала Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед. Незнайка Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз. Неваляшка В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10—15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи. РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ И АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ 1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5—10 сек., концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед. 2. Наморщить лоб, подняв брови на 5—10 сек., концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба. 3. Сильно нахмуриться на 5—10 сек., концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами. 4. Плотно сомкнуть веки на 5—10 сек., концентрируя внимание на ощущении напряжения в них. 5. На 5—10 сек. сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам. 6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках. 7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах. 8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек., обращая внимание на напряжение в языке. 9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее. 10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки. Вслед за проведением релаксационных упражнений дети ложатся на ковер на спину. Им предлагается закрыть глаза и отдохнуть. После этого логопед проводит сеанс релаксации. Формулы релаксации могут быть следующими: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать». Можно использовать и различные стихотворные тексты. У некоторых детей при закрытых глазах могут возникнуть страхи, а следовательно, повысится тонус мышц. В этих случаях следует проводить релаксационные упражнения при открытых глазах и лишь постепенно приучать ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта. В процессе занятий следует обращать внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения. В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2 до 5 минут. Продолжительность занятий постепенно увеличивается, достигая 10—15 мин. Каждая формула релаксации проговаривается логопедом 2—3 раза. Формулы, приведенные здесь, не являются универсальными и могут варьироваться. Важное значение имеет интонация, с которой логопед произносит эти формулы. Голос должен быть мягким и тихим, темп несколько замедленным, а интонация должна выражать состояние спокойствия. О состоянии мышечного расслабления и эмоционального успокоения можно судить по спокойному выражению лица ребенка, ритмичному дыханию. У некоторых детей появляется сонливость, они начинают позевывать. Для усиления эффекта расслабления, в особенности у детей, которые с трудом расслабляются, можно легко поглаживать сверху вниз грудь и руки ребенка. Постепенно дети овладевают возможностью расслаблять мышцы не только по контрасту с их напряжением, а по словесной инструкции. На этом этапе логопед может пытаться вызвать у детей образное представление о состоянии расслабления и спокойствия. Детям предлагается вспомнить о том, как они отдыхали, загорали на берегу реки в летний день, когда грело ласковое солнышко. При этом логопед подробно описывает возможные ощущения детей: общая расслабленность, ощущение покоя и приятного тепла, например: Мы пришли на лесную поляну. Травка на ней зеленая, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так хочется полежать на мягкой, шелковистой травке. Слышно, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Так приятно отдыхать, все тело расслабляется, глазки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Ты спокоен...» и т.д. Постепенно, на последующих этапах работы, дети из положения лежа переводятся в положение сидя. Для этого используется так называемая «поза кучера». Ребенок должен сидеть на стуле, соответствующем его росту, так чтобы голени находились под прямым углом к бедрам, а нижняя часть спины ребенка касалась бы спинки стула. Руки свободно лежат на коленях ладонями вниз. Дети должны сидеть на стуле без напряжения, плечи и голова должны быть слегка опущены вперед, вся ступня должна опираться на пол. Такому положению дается название «поза покоя». На этом этапе дети сидят с закрытыми глазами на протяжении всего занятия аутогенной тренировкой. Как правило, на этом этапе работы на фоне релаксации детей логопед вводит «формулы правильной речи». Это могут быть такие формулы: «Мы говорим неторопливо и спокойно»; «Наша речь слитная и плавная»; «Мы говорим смело» и т.д.; такие формулы могут быть даны и в стихотворной форме (см. И.Г. Выгодская и др., 1993). Поскольку введение таких формул выполняет роль определенного внушения, произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом, уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил. Занятия по релаксации — это не обособленные упражнения. Они являются неотъемлемой частью всего курса занятий по коррекции речи. Такие занятия проводятся регулярно, 2—3 раза в день (утром, днем и вечером). Желательно, чтобы формулы расслабления предшествовали ночному сну ребенка. Аутогенная тренировка, используемая в работе с заикающимися подростками и взрослыми, должна быть специализированной (см. Приложение № 2). В процессе аутогенной тренировки вырабатываются навыки релаксации мышц, в которых наблюдается патологическое напряжение (дыхательные мышцы, мышцы верхнего плечевого пояса, глотки, нижней челюсти, губ, языка). При овладении приемами мышечного расслабления снижается эмоциональное напряжение. Речь на этом фоне протекает, как правило, без судорожных запинок. В процессе реализации формул мышечного расслабления проводится активная речевая работа. Речевые тренировки на этом фоне закрепляют слуховые и кинестезические ощущения нормальной речи. Создается двухсторонняя условно-рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Многократные тренировки позволяют нормализовать функциональную речевую систему в целом. Специфическим для заикающихся приемом аутогенной тренировки является прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения (разговор по телефону, выступление перед аудиторией и пр.). Заикающиеся под руководством логопеда мысленно представляют эмоционально значимую ситуацию общения. Само представление трудной «речевой ситуации» вызывает разнообразные вегетативные реакции организма заикающихся и повышение мышечного напряжения. Затем путем реализации расширенной формулы спокойствия заикающиеся расслабляются и успокаиваются. На этом фоне заикающиеся тренируют устную речь, которая по содержанию характерна для данной ситуации. Прием мысленного представления способствует угашению эмоциональных (вегетативных) реакций, возникающих при трудной речевой ситуации, и создается возможность использовать формулу спокойствия в реальных ситуациях (прием угашения «страха речи»). Этот прием становится эффективнее, если к нему присоединяется использование мысленного представления новой модели поведения. Заикающемуся предлагается ярко представить себя в роли уверенного в себе человека. Плечи расправлены. Голова приподнята, взор сосредоточен на лице собеседника и т.п. Важно закрепить полученный эффект путемЯ функциональных тренировок в реальной обстановке. 1 Наиболее эффективно применение аутогенной тренировки при невротической форме заикания. Заикающиеся этой группы быстро овладевают расширенной формулой спокойствия, на фоне которой устная речь протекает плавно, без запинок. Их мысленное представление трудных речевых ситуаций сопровождается ярко выраженными вегетативными сдвигами, которые немедленно гаснут при реализации формулы спокойствия. Регулярные занятия аутогенной тренировкой у подростков и взрослых с этой формой заикания способствуют закреплению эффекта логопедической работы и гарантируют длительную ремиссию. При неврозоподобной форме заикания эффект аутогенной тренировки выражен значительно меньше, чем при невротической форме заикания, а нередко отсутствует вовсе. Заикающиеся этой группы, как правило, не могут овладеть расширенной формулой спокойствия в полной мере. Мысленные представления трудных речевых ситуаций крайне затруднены. Громкая речь заикающихся этой группы в процессе сеанса аутогенной тренировки может сопровождаться запинками. У заикающихся этой группы может наблюдаться появление головных болей, головокружений и пр. Несмотря на отсутствие объективных признаков улучшения состояния, зачастую заикающиеся данной группы отмечают общее улучшение самочувствия. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специальными функциональными тренингами в реальной ситуации (подробнее см. 3.3). Аутогенная тренировка включается как обязательный компонент в различные системы реабилитации заикающихся детей, подростков и взрослых (В.М. Шкловский, 1994; Л.З. Арутюнян, 1990; Ю.Б. Некрасова, 1968; М.И. Буянов, 1989; И.Г. Выгодская и др., 1993 и др.). Дополнительным методом, способствующим релаксации, является использование релаксационного массажа дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массажа биологически активных точек (см. Приложение № 7) Ритмическая разминка Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания «настроя» на определенный вид деятельности. Пример: 1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений. 2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду «Вперед», «Назад», «В центр», «Вправо», «Влево» и т.д. Игра В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6). Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе ее усвоения лексем и опознания их при восприятии. У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал. На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных. Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль. 1. Хорей: Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой Не угнаться за тобой (С М Маршак) Ритмический рисунок хорея: _1__1__1_ 2. Ямб: Мы едем, едем, едем, В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Мы солнышком согреты, Мы вместе все живем, И песенку об этом Мы петь не устаем (С Михалков) Ритмический рисунок ямба: _'__'__'_ 3. Дактиль: Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят Ритмический рисунок дактиля: _^___ '_ __ Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов. Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является «послоговый ритм», или теппинг. Данное упражнение проводится следующим образом: Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется. Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь. По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время. Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения. Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи. Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций, является пословный ритм. Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе. При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации. При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки. В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З. Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994). В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З. Андронова, 1990.) Для того чтобы темпоритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи. Задуй свечку Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу». Лопнула шина Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Накачать шину Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.013 с.) |