Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регуляция эмоционального состояния

Поиск

Регуляцию эмоционального состояния у заикающих­ся связывают главным образом с нормализацией мышеч­ного напряжения. Многочисленные клинические наблюдения и экспериментальные исследования выявляют тес­ную связь эмоционального состояния с мышечным тону­сом. Существуют экспериментальные данные, которые свидетельствуют о том, что разным типам эмоционально­го состояния соответствует достаточно определенная ло­кализация мышечного напряжения. Так, при депрессии особо выражено напряжение в дыхательной мускулатуре и диафрагме, при выраженном чувстве страха прежде всего напрягаются мышцы, обеспечивающие фонацию и т.д.

Распространение возбуждения при эмоциональном стрессе связано с включением гормональных и медиаторных механизмов, которые прежде всего реализуются че­рез гипоталамо-ретикуляторные структуры мозга. Через эти механизмы центральной нервной системы осущест­вляется координация соматических и вегетативных про­явлений эмоциональных реакций (частота пульса и дыха­ния, усиление потоотделения и пр.), а также поддержива­ется тонус мышц. В свою очередь, снижение мышечного тонуса меняет функциональное состояние гипоталамуса, а значит, и уменьшаются вегетативные проявления эмо­циональных реакций.

В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регули­рованию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.

Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напря­жений мышц. Эти системы получили название аутогенной тренировки.

Основным методическим приемом аутогенной трени­ровки является расширенная формула спокойствия, ко­торая включает в себя мышечную релаксацию и регуля­цию вегетативных функций.

Заикающимся свойственно высокое эмоциональное напряжение как в ожидании речевого общения, так и в процессе его. Помимо этого, для взрослых заикающихся характерно наличие патологических эмоциональных со­стояний в определенных типичных ситуациях: разговор по телефону, обращение к официальным лицам и т.д. В эти моменты заикающиеся, как правило, испытывают сильное сердцебиение, краснеют или бледнеют, не в со­стоянии подавить волнение, что влияет на качество речи. В связи с этим при реабилитации заикающихся более ус­пешным является применение специализированных ва­риантов аутогенной тренировки (А.И, Лубенская, 1974).

Методика проведения аутогенной тренировки суще­ственно зависит от возраста заикающихся. Для взрослых заикающихся рекомендуется овладение специализиро­ванной аутогенной тренировкой в полном ее объеме, в то время как дети дошкольного возраста овладевают, как правило, лишь элементами мышечной релаксации.

Обучение детей навыкам релаксации начинается с иг­ровых упражнений, которые позволяют ребенку почувст­вовать разницу между напряжением мышц и их расслаб­лением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблени­ем сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, на­прячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Это достигается путем использования раз­личных игровых упражнений. При выполнении упражне­ний на напряжение и расслабление необходимо учиты­вать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным. Упражнения на напряжение — расслабление можно давать в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляци­онного аппарата. С этой целью можно использовать сле­дующий комплекс релаксационных упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.007 с.)