Тяжесть проявления речевых судорог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тяжесть проявления речевых судорог



Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценке тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.

До настоящего времени нет объективных показателей единой методики для оценки степени тяжести заикания Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая степень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной (Волкова Г.А., 1993 и др.).

Другие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И. Селиверстов, 1994).

Существуют и другие, более формализованные оценки степени тяжести заикания, как-то: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А. Кузьмин, 1990 и др.).

Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых “трудных звуков” в словах, составляющих высказывание, и т.д.

Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок

Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности “п, т, к”, кроме этого, судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными, например “тр”, “ст”, “кр” и т.п.

Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре.

Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего.

Кроме этого, на появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах. Напротив, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

Речевое дыхание

В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания как один из ведущих приемов установления плавности речи.

Сопутствующие речи движения

Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.

Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.

В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

Речевые уловки

При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: “да; вот; это самое” и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными (“куцо”). Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией, а сами слова — эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например: “Я хочу... это вот, я хочу... то вот, я хочу...пппосмотреть...”. Эмболы могут появляться в конце судороги как “вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.

Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что нередко осознается заикающимися.

Вегетативные реакции

Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

Логофобия

У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения — логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания “речевых” ситуаций, наблюдается ограничение общения.

Логофобия всегда связана с осознанием речевого дефекта и ожиданием судорожных запинок. Навязчивые переживания страха, ожидание речевых неудач, как правило, связываются заикающимися не с содержанием самого высказывания, а с тем, что могут возникнуть судорожные запинки. Эти переживания носят яркий, образный характер. Только представление ситуации или воспоминание об определенных ситуациях общения может вызывать у заикающихся переживание страха. В это время возникают выраженные вегетативные реакции. Нередко заикающиеся понимают необоснованность чувства страха, но преодолеть или подавить его не могут.

Логофобия может быть ситуационной, т.е. проявляться при ожидании или при общении только в определенных ситуациях (например, при обращении к продавцу в магазине или при разговоре по телефону). В тяжелых случаях она может быть генерализованной, когда страх речи проявляется во всех ситуациях общения. Довольно часто логофобия сочетается с общим снижением настроения.

Логофобия как клиническая симптоматика может появиться, как правило, в подростковом возрасте, что указывает на значительное усложнение клинической картины заикания.

Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся.

Течение заикания

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства.

Регредиентный тип течения, при котором постепенно вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тяжесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения.

Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием адекватных лого-коррекционных воздействий. В том случае, если заикание не проходит спонтанно в течение 6 месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобрело хроническое течение. При хроническом течении заикания выделяют следующие типы:

Стационарный тип течения — характеризуется достаточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т.е. выраженность речевого дефекта, ло-гофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает изменений. Таким образом, заикание не меняется как по тяжести проявления, так и по клинической картине.

Рецидивирующий тип течения — наблюдается чередование периодов плавной речи с периодами заикания.

Волнообразный тип течения — характеризуется периодическими колебаниями различной длительности то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения речи, однако полного исчезновения заикания не наблюдается. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими-либо причинами: например, ухудшение речи может наблюдаться в осенне-весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом, службой в армии и т.п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины.

Прогредиентный тип течения — характеризуется тенденцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося постепенно ухудшается.

Рассмотрев основную симптоматику заикания, приводим пример результатов логопедического обследования и заключение о речевом состоянии взрослого заикающегося.

Пример: Гена С., 25 лет. При логопедическом обследовании установлено: органы артикуляции без патологии, подвижность и переключаемость доста­точные. Звукопроизношение не нарушено. Голос средней силы, достаточно модулирован. Темп речи ускорен. Дыхание в процессе речи напряженное, аритмичное, поверхностное.

Заикание появляется в спонтанной вопросно-от-

веткой речи и при чтении в виде дыхательных экс­пираторных, смыкательных голосовых, артикуляци­онных губных и язычных судорог. Судороги носят тоно-клонический характер. Речь сопровождается сложной лицевой судорогой, тремором губ и век. Периодически резко напрягаются мышцы щек, иногда скрипит зубами. Субъективно испытывает напряжение в горле. В речи активно пользуется перестановками, заменами слов, эмболами, иногда отмалчивается. Речевая нагрузка утомляет. Пере­ключение внимания улучшает речь. Самоконтроль и волнение значительно ухудшают речь. Выделяет трудные звуки: “А”, “К”, “П”, “Т”. Крайне фиксиро­ван на заикании. Страх речи носит генерализован­ный характер, течение заикания прогредиентное.

Заключение: заикание тоно-клонического типа, дыхательно-вокально-артикуляторной формы, выраженное в средней степени тяжести, осложненное речевыми уловками и генерализованным страхом речи.

2.2. Этиология заикания

До настоящего времени нет единого взгляда на этио­логию заикания. В то же время все исследователи сходят­ся во мнении, что при появлении заикания имеет значе­ние ряд факторов.

1. Определенный возраст ребенка.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка.

3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.

4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.

5. Наличие психической травматйзации.

6. Генетический фактор.

7. Половой деморфизм.

Можно перечислить еще целый ряд факторов, кото-

рые могут предшествовать появлению заикания (сомати­ческая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты характера, неблагоприятная социаль­ная среда и т.д). Независимо от того, какой этиологичес­кий фактор является ведущим в возникновении заика­ния, можно считать, что данный фактор, в первую оче­редь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.

При заикании, как правило, отсутствует специфичес­кая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Итак, рассмотрим каждый из этиологических факто­ров отдельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.025 с.)