Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор посадок для шлицевого соединения.

Поиск

Выбор допусков формы и расположения

И параметров шероховатости поверхностей

Шлицевого соединения

 

Шлицевое соединение – вид соединения валов со втулками по поверхностям сложного профиля с продольными выступами (шлицами) и впадинами. Обычно шлицевые соединения используют для передачи крутящих моментов в соединениях вала с зубчатым колесом (блоком зубчатых колес), со шкивом, полумуфтой или другой деталью. Как правило, это подвижные соединения, в которых втулка может перемещаться в осевом направлении, а шлицевые поверхности используют как направляющие для продольного перемещения деталей. Однако возможно и применение неподвижных шлицевых соединений.

Технологически шлицевые соединения сложнее шпоночных, но обеспечивают хорошее центрирование втулки на валу и позволяют передавать значительные вращающие моменты, поскольку большое число шлиц обеспечивает меньшую концентрацию напряжений.

На уровне межгосударственных стандартов стандартизованы элементы деталей и соединений с прямобочной (ГОСТ 1139-80 «Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски») и эвольвентной (ГОСТ 6033-80 «Соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 30°. Размеры, допуски и измеряемые величины») формой профиля зубьев. Наиболее широко распространены прямобочные шлицевые соединения с четным числом шлиц.

Выбор типа шлицевых соединений связан с конструктивными и технологическими особенностями соединений. Шлицевые валы обычно обрабатывают инструментом, имеющим форму впадины или ее части (фасонная фреза, шлифовальный круг), а шлицевые отверстия чаще всего получают с помощью обработки протяжками – специальным многолезвийным режущим инструментом, образующим полный профиль отверстия за один проход инструмента.

Шлицы с эвольвентным профилем зуба имеют повышенную прочность благодаря утолщению зуба к основанию, но сложность получения эвольвентных зубьев вала и впадин втулки выше.

Шлицевые соединения должны обеспечить соосность функционально важных поверхностей втулки и вала. В шлицевых соединениях посадки могут осуществляться по трем поверхностям: по наружной цилиндрической поверхности (размер D), внутренней цилиндрической поверхности (размер d) и по боковым поверхностям впадин втулки и шлиц вала (размер b). При одновременном сопряжении по трем поверхностям нужны очень высокие требования к точности всех элементов по размерам, форме и расположению, которые могут рассматриваться как функционально неоправданные. Поэтому для любого шлицевого соединения введены «центрирующие» и «нецентрирующие» поверхности (понятия отражают степень участия поверхностей в обеспечении взаимного расположения сопрягаемых деталей). По нецентрирующим элементам назначают грубые посадки с большими зазорами или обеспечивают зазор по номиналу, что существенно удешевляет соединение без потерь функциональной точности.

Существуют три способа центрирования сопрягаемых прямобочных шлицевых втулки и вала: по наружному диаметру D (рис. 26, а); по внутреннему диаметру d (рис. 26, б); по боковым сторонам зубьев b (рис. 26, в).

 

Рис. 26. Центрирование в прямобочных шлицевых соединениях

 

Если в изделии не требуется повышенная износостойкость шлицевой поверхности втулки (конструктора устраивает средняя твердость поверхности шлицевого отверстия), применяют центрирование по наружному диаметру D. Такое центрирование применяют для неподвижных шлицевых соединений, а также для подвижных, воспринимающих небольшие нагрузки.

В этом случае поверхность шлицевого отверстия может быть окончательно обработана высокопроизводительными и точными методами протягивания или калибрования. Шлицевый вал можно получить фрезерованием с последующей термообработкой (например, закалкой) и шлифованием по диаметру D.

Если необходима повышенная износоустойчивость шлицевой поверхности втулки, она должна иметь высокую твердость, значит, обработка чистовой протяжкой неприменима. В таком случае прибегают к центрированию по d и отверстие во втулке шлифуют на внутришлифовальном станке.

Центрирование по ширине b, при котором точность центрирования ниже, чем по другим элементам, целесообразно применять при передаче больших крутящих моментов в условиях переменных нагрузок, например, при частом реверсировании направления вращения или старт-стопных режимах работы. Минимальные зазоры между зубьями и впадинами служат для предотвращения больших динамических нагрузок с ударами.

В зависимости от нагруженности шлицевого соединения с прямобочным профилем выбирают его серию (легкая, сред-няя, тяжелая), чем определяют размеры и число зубьев (шлиц) z. При одном и том же внутреннем диаметре более тяжелая серия отличается увеличенной высотой зуба (шлица) и соответственно наружного диаметра. Тяжелая серия имеет большее число шлиц по сравнению со средней.

Выбор посадок в шлицевых соединениях зависит от требований к точности центрирования и принятого способа центрирования. Посадки в прямобочных шлицевых соединениях нормированы ГОСТ 1139, а эвольвентных – ГОСТ 6033.

Для эвольвентных шлицевых соединений предусмотрены возможности центрирования по боковым поверхностям зубьев и по наружному диаметру.

Поля допусков боковых поверхностей зубьев для эвольвентных шлицевых соединений нормируют не квалитетами, а степенями точности (7...11). Обозначение полей допусков раз-меров ширины эвольвентной впадины втулки и толщины эвольвентного зуба вала включает число (степень точности), за которым следует буква (основное отклонение). Поля допусков по боковым поверхностям зубьев элементов эвольвентных шлицевых соединений приведены в ГОСТ 6033.

Особенностью полей допусков боковых поверхностей зубь-ев эвольвентных шлицевых соединений является то, что устанавливаются два вида допусков ширины впадины втулки и толщины зуба вала:

Т – суммарный допуск, включающий отклонение собственно ширины впадины (толщины зуба) и отклонение формы и расположения элементов профиля впадины (зуба), контролируемый комплексным калибром;

Te (Ts)– допуск собственно ширины впадины втулки (тол-щины зуба вала), контролируемый отдельно в случаях когда не применяется комплексный калибр.

Допуски и основные отклонения для диаметров окружности впадины втулки D и окружности вершин зубьев вала d заимствованы из ГОСТ 25346.

При назначении допусков формы и расположения элементов шлицевых соединений можно руководствоваться следующими рекомендациями (рис. 27):

1) для прямобочных шлицевых соединений:

· допуски параллельности плоскости симметрии зубьев вала и пазов втулки относительно оси центрирующей поверхности не должны превышать на длине 100 мм: 0,03 мм – в соединениях повышенной точности, определяемой допусками размеров b от 6 до IT 8; 0,05 мм – в соединениях нормальной точности при допусках размеров b от IT 9 до IT 10. При центрировании по боковым сторонам шлиц выбирают дополнительную базу – ось одной из нецентрирующих поверхностей шлицевого вала (обычно с более жестким допуском),

· допуски радиального биения центрирующих поверхностей шлицев относительно общей оси посадочных поверхностей под подшипники следует назначать по 7-й степени точности ГОСТ 24643 при допусках центрирующих поверхностей 6...8 квалитетов и по 8-й степени точности при допусках центрирующих поверхностей 9...10 квалитетов;

2) для эвольвентных шлицевых соединений предельные значения радиального биения Fr и допуска направления зуба F β следует принимать по ГОСТ 6033.

Параметры Ra шероховатости (ГОСТ 2789) для поверхностей элементов прямобочных и эвольвентных шлицевых соединений должны быть согласованы с самыми жесткими допусками макрогеометрии и не превышать по параметру Ra значений 1,25 мкм для центрирующих поверхностей, 2,5 мкм для нецентрирующих боковых поверхностей шлиц подвижных соединений; 4,0 мкм для нецентрирующих боковых поверхностей шлиц неподвижных соединений и 10 мкм для нецентрирующих цилиндрических поверхностей шлиц.

б
в
а

 

Рис. 27. Обозначения допусков параллельности и радиального биения

элементов наружной шлицевой поверхности:

а – при центрировании по внутреннему диаметру;

б – при центрировании по наружному диаметру;

в – при центрировании по боковым сторонам шлиц.

База БВ – общая ось посадочных поверхностей вала (посадочных

поверхностей под подшипники). База Д – ось выбранной нецентрирующей поверхности шлицевого вала при центрировании по боковым сторонам шлиц

Требования к чертежам шлицевых соединений и их элементов регламентирует ГОСТ 2.409-74 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения чертежей зубчатых (шлицевых) соединений».

Условные обозначения шлицевых соединений и их элементов различаются в зависимости от профиля зубьев.

Обозначения прямобочных шлицевых соединений валов и втулок содержат букву, обозначающую поверхность центрирования, число зубьев и номинальные размеры d, D и b, за которыми следуют обозначения посадок. Пример условного обозначения шлицевого соединения с числом зубьев z = 6, внутренним диаметром d = 28 мм, наружным диаметром D = 34 мм, шириной зуба b = 7 мм, с центрированием по внутреннему диаметру, с посадкой по диаметру центрирования H 7/ f 7 и по размеру b – D 9/ f8:

d –6×28 H 7/ f 7×34 H 12/ a 11×7 D 9/ f 8.

При центрировании по наружному диаметру с посадкой по диаметру центрирования H 8/ h 7 и по размеру b – F 10/ h 9:

D –6×28×34 H 8/ h 7×7 F 10/ h 9.

При центрировании по боковым сторонам профиля:

 

b – 6×28×34 H 12/ a 11×7 D 9/ h 8.

 

Условные обозначения требований к точности эвольвентных шлицевых соединений содержат: номинальный диаметр соединения D; обозначение посадки соединения (указывают обозначения полей допусков), помещаемое после размеров центрирующих элементов, обозначение стандарта.

Пример условного обозначения эвольвентного шлицевого соединения D = 50 мм; m = 2 мм, с центрированием по боковым поверхностям зубьев:

 

50×2×9 H /9 g ГОСТ 6033-80.

То же с центрированием по наружному диаметру, с посадкой по центрирующему диаметру Н 7/ g 6 и посадкой по нецентрирующим поверхностям зубьев 9 H /9 h:

50× H 7/ g 6×2 ГОСТ 6033-80.

 

То же с центрированием по внутреннему диаметру, с посадкой Н 7/ g 6 и посадкой по нецентрирующим боковым поверхностям зубьев 9 H /9 h:

i 50×2× H 7/ g 6ГОСТ 6033-80.

 

Пример расчета прямобочного шлицевого соединения.

Рассмотрим прямобочное шлицевое соединение с центрированием по наружному диаметру D –6×16×20 Н 7/ п 6×4 F 8/ js 7(средняя серия по ГОСТ 1139). Расчет предельных размеров элементов шлицевого соединения и зазоров (натягов) аналогичен расчету гладких сопряжений. Поля допусков выбираются по ГОСТ 25346 или ГОСТ 1139.

Расчёт предельных размеров и зазоров (натягов) по сопряжению Ø20 Н 7/ n 6:

 

D max = D 0 + ES = 20,000 + 0,021 = 20,021 мм;

 

D min = D 0 + EI = 20,000 + 0,000 = 20,000 мм;

 

d max = d 0 + es = 20,000 + 0,028 = 20,028 мм;

 

d min = d 0 + ei = 20,000 + 0,015 = 20,015 мм;

 

S max = D max – d min = 20,021 – 20,015 = 0,006 мм;

 

N max = d max – D min = 20,028 – 20,000 = 0,028 мм.

 

 

Рис. 28. Схемы расположения полей допусков элементов

шлицевого соединения

 

Расчёт предельных размеров и зазоров по ширине шлиц 4 F 8/ js 7:

 

B max = B 0 + ES = 4,000 + 0,028 = 4,028 мм;

 

B min = B 0 + EI = 4,000 + 0,010 = 4,010 мм;

 

b max = b 0 + es = 4,000 + 0,006 = 4,006 мм;

 

b min = b 0 + ei = 4,000 – 0,006 = 3,994 мм;

S max = B max – b min = 4,028 – 3,994 = 0,034 мм;

 

S min = B min – b max = 4,010 – 4,006 = 0,004 мм.

 

Для нецентрирующего внутреннего диаметра d = 16 мм по ГОСТ 1139 устанавливаем предельные значения:

· поле допуска отверстия втулки Ø16 Н 11(+0,110), т. е.

 

D max = D 0 + ES = 16,000 + 0,110 = 16,110 мм,

 

D min = D 0 + EI = 16,000 + 0,000 = 16,000 мм;

 

· диаметр вала d1 не менее 14,5 мм:

 

S max = D max – d 1min = 16,110 – 14,500 = 1,610 мм;

 

S min = D min – d 1ma x = 16,000 – 16,000 = 0,000 мм;

 

S cp = (S max + S min )/ 2 = (1,610 + 0)/2 = 0,805 мм.

 

 

Рис. 29. Схема расположения полей допусков шлицевого соединения

по внутреннему диаметру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.007 с.)