Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.5. Принципы отбора материала и организации учебного материала.

Поиск

Группы 551/Бк

«Специальное (дефектологическое) образование», профиль: логопедия

«Специальное (дефектологическое) образование», профиль: специальная психология

на 4 семестр с 04.03.13 по 23.03.13

 

Предмет Форма отчета
1. Медико-биологические основы дефектологии (3ч, посл.) Экзамен
2. Философия Экзамен в 5 сем.
3. Политология Зачет
4. Риторика Зачет
5. Информационные технологии в специальном образовании Зачет
6. Филологические основы дефектологического образования (2ч., посл.) Экзамен в 5 сем.
7. Педагогическая этика Зачет
8. Логопедия: ринолалия, дизартрия (логоп.) Экзамен в 5 сем.
9. Технология обследования произносительной стороны речи и моторных функций (логоп.) Зачет
10. Индивидуальные формы логопедической работы (логоп.) Зачет
11. Психология детей с ЗПР (сп.псих.) Зачет
12. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (2ч., посл.) Экзамен в 5 сем.
13. Психотренинг (сп.псих.) Зачет
14. Практикум по детской нейропсихологии (сп.псих.) Зачет

ФИЛОСОФИЯ

Предварительные задания для заочного отделения

Для предварительной подготовке к курсу «Философия» студентам необходимо ознакомиться с программой курса и выбрать для себя один из учебников, указанных в основной литературе.

Формы самостоятельной работы указаны в методическом пособии по курсу, с которым так же рекомендуется ознакомиться заранее.

ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

I. Организационно-методический раздел

I.1. Цель курса: Заложить у обучающихся методологические основы для формирования собственной оценки становления, развития, современного состояния такой области знания, как философия.

Сформировать у слушателей способность самостоятельного философского суждения.

 

I.2. Задачи курса.

1. Развить у студентов интерес к философским знаниям.

2. Способствовать созданию у студентов комплексного представления о становлении философского знания.

3. Сформировать способность самостоятельно интерпретировать, сопоставлять, критиковать различные философские позиции.

4. Сформировать основы философского мироощущения.

 

I.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс рассчитан на формирование у студентов знаний в сфере философской рефлексии, что в итоге должно стать одной из методологических основ для приложения умений и навыков, полученных в результате изучения других дисциплин гуманитарного цикла и дисциплин специальной подготовки, в выстраивании собственной мировоззренческой позиции, в профессиональной практике, создании Я-концепции специалиста.

 

I.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения материалов курса студенты должны:

- приобрести знания в области истории философии.

- получить основные представления в сфере современных задач философии.

- знать круг проблем, очерченных социальной философией, философией личности и философией культуры.

- Знать основные гносеологические, онтологические и аксиологические вопросы, поднимаемые философией.

 

I.6. Текущая аттестация качества усвоения знаний.

В процессе обучения студенты должны на семинарских занятиях в устных выступлениях, докладах, контрольных работах продемонстрировать владение материалами лекционного курса и самостоятельно полученными знаниями. Пропущенные семинарские занятия могут быть восполнены реферативными и иными письменными работами (требования к написанию указаны в разделе «Программа семинарских занятий»).

 

I.7. Итоговая аттестация.

Курс завершается устным или письменным экзаменом. К экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие семестровые задания. На экзамене студенты должны продемонстрировать:

- знание основных этапов становления философии, понимание специфики различных разделов философского знания;

- способность сопоставлять и обсуждать различные философские позиции;

- способность самостоятельного философского суждения.

II. Разделы курса, темы и краткое содержание

 

II.2. Античная философия.

Характеристика античного этапа становления европейской культуры. Первые философские школы Древней Греции. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): проблемы «первоначала» и «движения». Стихийная диалектика Гераклита. Элейская школа (Парменид, Зенон, Ксенофан): проблемы «бытия» и неподвижности». Формулировка основного вопроса философии элеатами.

Философские взгляды пифагорейцев. Античный атомизм (Левкипп, Демокрит). Философия софистов, проблема соотношения гносеологического и этического релятивизма. Софисты и Сократ. Этика и гносеология Сократа.

Классический этап в истории Древней Греции. Взаимосвязь культуры и философии. Объективный идеализм Платона. Жизнь и основные произведения Платона. Влияние пифагорейцев и Сократа на Платона. Мир идей и мир вещей, способы постижения идеального по Платону. Влияние философии Платона на дальнейшее становление философии и религии.

Философская система Аристотеля. Физика, метафизика, этика, политика в представлении Аристотеля. Понятие «перводвигатель».

Эллинизм, складывание Древнеримской империи. Возникновение этических школ. Эпикуреизм и стоицизм: проблема соотношения гносеологических и этических взглядов. Сравнительная характеристика этики стоиков и эпикурейцев.

Философия неоплатоников. Понимание Единого и эманации Плотином. Бог как личность в воззрениях Филона Александрийского. Становление христианства как результат трансформации античной философии и верований Ближнего Востока.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Для успешной сдачи экзамена по философии необходимо выполнить пять контрольных работ, темы которых приведены ниже. Контрольные работы выполняются самостоятельно в письменном виде (12 – 15 машинописных страниц формата А4, 14 кегль MsWord; допускается рукописный вариант соответствующего объема). Каждая контрольная работа должна представлять собой изложение мнения автора сложившегося на основе прочитанной литературы по указанной тематике. В кратком введении к работе указывается обоснование темы (мотивы, по которым был выбран именно этот вариант ее трактовки), далее идет изложение основного материала, почерпнутого из литературы и, наконец, в развернутом заключении дается собственно авторская характеристика проблематики работы. В случае полного или частичного соблюдения данных требований контрольная работа оценивается на «отлично» или «хорошо». В случае, если работа представляет собой простой конспект прочитанной литературы, она оценивается на «удовлетворительно». Компиляции из материалов Интернет и сканированной литературы не принимаются.

К контрольной работе в обязательном порядке прилагается список использованной литературы. Кроме того, в настоящем пособии после перечня тем контрольных работ и ссылок на специальную литературу прилагаются тексты для чтения, которые так же должны быть использованы в подготовке контрольной работы.

 

Основная литература.

1. Рассел Б. История западной философии. – М., 2003.

2. Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. В 4 томах. – СПб., 1996-1998.

3. История философии в кратком изложении. – М., 1994.

4. Радугин А. Философия. – М., 2003.

5. Немировская З. Философия. – М., 2002.

6. Блинников Л. Великие философы. – М.,1997.

7. Краткая философская энциклопедия. – М., 2002.


МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Уважаемые студенты! В библиотеке института можно приобрести методическое пособие «Политология». Методическое пособие структурировано, в нём представлены 4 основные темы и к каждой из них прилагаются вопросы и задания; материал для изучения и словарь используемых терминов.

 

Для подготовки к изучению политологии необходимо ознакомиться с представленными в методическом пособии материалами и знать значение используемых терминов.


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период

для студентов заочного отделения

по курсу: «Риторика»

 

Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на следующие вопросы:

 

«Риторика» и «красноречие» – это одно и то же или нет? Аргументируйте ответ.

Междисциплинарный характер риторики. Отношение риторики к психологии, логике, искусствоведению.

 

Проблема риторического идеала в античности и в современной риторике.

 

Античная риторика, выдающиеся ораторы античности.

 

Европейские и американские традиции риторики.

 

Зарождение и развитие российской риторики.

Российские традиции ораторского искусства и риторики. Выдающиеся ораторы России.

 

Академическое, судейское, политическое и парламентское красноречие в России 19-20 вв.

 

Рекомендуемая литература:

Александров Д.Н. Риторика. – М., 2000.

Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.

Аннушкин В.И. Риторика. – М., 2007.

Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.

Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.

Вомперский В.П. Риторика в России XVIII – XIX вв. – М., 1988.

Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996.

Львов М.Р. Риторика: Культура речи. – М., 2002.

 


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период

для студентов заочного отделения по курсу:

«Филологические основы дефектологического образования»

 

Часть II.

I

 

Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на следующие вопросы:

 

Знаковый характер основных единиц грамматики (морфема, грамматическое слово, словосочетание, предложение, сверхфразовое единство).

Особенности грамматического значения и его отличие от лексического.

Способы выражения грамматического значения.

Грамматическая категория.

Морфема как значимая единица языка.

Признаки части речи: семантические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, ССЦ.

Понятие о функциональных стилях.

 

II

 

Установите значение следующих понятий:

Грамматика, грамматическое значение, грамматическая категория, морфемика, морфема, морфология, часть речи, синтаксис, словосочетание, предложение, функциональный стиль.

 

Рекомендованная литература:

Богачёв Ю.П. Русский язык с основами языкознания. М., 2007.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2008.

Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. М., 2011.

Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч.1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексика. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. М., 2001.

Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А. Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. М., 2001.

Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Языкознание: Учебное пособие. СПб., 2007.

Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Русский язык с основами языкознания: Учебное пособие. Ч.1. СПб., 2008.

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.

Современный русский литературный язык / под ред. В.Г. Костомарова, В.И. Максимова. М., 2010.


Межсессионное задание для студентов заочного отделения

по дисциплин: Информационные технологии в специальном образовании.

 

1. Познакомиться с разными классификациями и характеристиками программных средств информационной технологии образования (ИТО),

Темы:

1. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании

2. Образовательные услуги сети ИНТЕРНЕТ

3. Дидактические свойства и функции ИНТЕРНЕТ

4. Образовательные возможности информационных технологий

5. Интеграция информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс

6. Психологические аспекты информатизации образовательной системы

Список литературы

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.С. Полат. М. АКАДЕМИЯ 2002

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании М. АКАДЕМИЯ 2005

 


Педагогическая этика

(задания на межсессионный период)

 

1. Дайте определение понятию «профессиональная этика». Что общего и в чем отличается от этого понятия термин «педагогическая этика»?

 

2. Выделите основные нормы поведения педагога (не менее 5-6 пунктов).

 

3. Обозначьте правила подготовки публичного выступления педагога. Будут ли отличаться эти правила в зависимости от аудитории слушателей (учащиеся, родители, коллеги, представители общественных организаций)?

 

4. Что, по вашему мнению, включают правила общения педагога с учащимися?

 

а). основные правила проведения индивидуальной беседы с учащимся;

 

б). правила проведения коллективной беседы с учащимися;

 

5. Каковы психолого-педагогические основы общения с родителями учащихся?

 

а). особенности проведения беседы по инициативе учителя;

 

б). особенности проведения беседы по инициативе родителей;

 

в). правила подготовки и проведения родительского собрания;

 

6. Обозначьте этические нормы общения педагога:

 

а). с другими педагогами;

 

б). с администрацией образовательного учреждения.

 

Кроме учебника по педагогике, рекомендуем вам обратиться к одной-двум, по выбору, статьям следующих педагогов прошлого и настоящего:

Ушинский, Стоюнин, Водовозов, Рыбникова, Балталон, Сухомлинский, Амоношвили. (любые педагогические издания)

 


 

Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов заочного отделения по курсу:

«Логопедия. Ринолалия. Дизартрия».

Ринолалия»

Задание 1.

Прочитайте в учебнике Логопедия [1], а также в Хрестоматии по логопедии [2] раздел «Ринолалия». Подготовьте вопросы преподавателю.

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2001.

2. Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997, Т. 1. С. 120-152.

 

Задание 2.

Составление профессионального словаря.

В рамках данного курса студентам предлагается найти в литературе (в словарях, учебниках) и выписать определения следующих терминов:

Аденоиды альвеолярная дуга альвеолярный отросток анкилоглоссия атрофия аутосомно-доминантный тип наследования аутосомно-рецессивный тип наследования ахейлия брахихейлия велофарингиальное смыкание врожденные аномалии врожденный порок развития вторичное небо генетические факторы генетический риск. гипертрофия гипоплазия гипсистафилия глоссоптоз глоточное кольцо комбинированные пороки критические периоды онтогенеза макроглоссия межчелюстная деформация мезенхима мезодерма микроглосссия микрогнатия моногенные болезни морфогенез морфогенетические изменения морфологические изменения органа микропризнаки мультифакториальные (мультифакторные) нарушения назальность наследственные синдромы. небная занавеска. небная миндалина небно-глоточная дужка небно-глоточное смыкание (небно- глоточный затвор) небно-язычная дужка небный язычок незаращение носовой резонатор носоглоточная миндалина обтуратор орофациальная расщелина ортодонтические аппараты. ортодонтическое лечение палатосхиз первичное небо полигенными заболеваниями. пороки развития расщелина (расщепление) гyбы расщелина (расщепление) неба резонаторы резонирование резцовое отверстие ретенции ретенционные аппараты ринолалия ринофония ротовой резонатор синхейлия сошник тератогенез тератогенные факторы уранопластика хейлогнатопалатосхизис хейлопластика хейлосхиз хромосомный синдром хромосомные аномалии экзогенные факторы. эмбриогенез эмбриональное развитие эмбриопатия эпителиальная стенка

Рекомендуемая литература:

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.

2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001

 

Задание 3.

Изучение научной литературы

Изучите любую научную работу (на выбор):

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. -М., 1962.
  3. Ипполитова А.Г. Ринолалия. М., 1983.

 

Вопросы для самостоятельной работы по курсу «Логопедия.Ринолалия»

1. Ринолалия. Определение, этиология, классификация

2. Этиопатогенез и симптоматика открытой органической и функциональной ринолалии.

3. Своеобразие комплекса симптомов открытой органической ринолалии при расщелине неба.

4. Этиопатогенез и симптоматика закрытой и смешанной органической и функциональной ринолалии.

5. Приемы выявления ринолалии

6. Методика логопедической работы по преодолению закрытой ринолалии

7. Методика логопедической работы по преодолению открытой ринолалии.

8. Методика логопедической работы по преодолению смешанной ринолалии.

9. Методики логопедической работы с детьми, страдающими органической открытой ринолалией М.Е.Хватцева и М.Зеемана.

10. Методики логопедической работы с детьми, страдающими органической открытой ринолалией (по А.Г. Ипполитовой, И.А. Ермаковой, Л.С. Вансовской)

 

Дизартрия

I. Познакомиться с содержанием учебника или учебного пособия по данной теме (на выбор):

1. Дизартрия / Логопедия: Учебник для студентов дефектол. отделений / Под ред. Л.С. Волковой. – М., любое издание.

2. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех, М.,2002.

3. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.,1989

II. Сделать конспект 2 х статей (на выбор) из учебных пособий

· Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В2 тт./ Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селивёрстова. - М., 1997 – Т.1, раздел 3, с. 163-294

· Логопедия: Методическое наследие. В 5 книгах./ Под ред. Л.С.Волковой- М., 2003 - кн.1, часть2,с.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Конспекты по темам:

1. Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП

Источник: Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период – М., Просвещение, 1989. – 79 с.

или

И.А. Смирнова «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у детей с ДЦП». СПб, 2004

2. Классификация дизартрий и анартрий И.И.Панченко

Источник: Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая характеристика де­тей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих цереб­ральными параличами, и особенности приемов логопедической работы // Нарушения речи и голоса у детей.—М., 1975.

 

3.Особенности речевого развития детей с церебральным параличом. Характеристика речевых нарушений при ДЦП

Источник: Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Левченко И.Ю.; Приходько О.Г.-М., 2002

 

4. Обследование дошкольников со стертой дизарт­рией

Источник: Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизарт­рии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2.

 

Конспект выполняется следующим образом:

  • фиксируются те основные положения автора работы, которые представляются более значимыми для раскрытия темы;
  • далее в тексте конспекта выделяются те положения автора, которые, по мнению студента, являются самыми важными и интересным;
  • на полях около выделенных фрагментов, студент записывает свое обоснование, почему именно эта мысль кажется важной и интересной, комментирует выделенный фрагмент; в конце пишется заключение по прочитанной работе в виде самостоятельных выводов - обязательно!!!) несколько вопросов по прочитанному тексту (что осталось непонятным, вызвало сомнения, требует уточнения).

 

III. На основании знакомства с учебной и научной литературой, а также
используя дефектологический и понятийно-категориальный словарь логопеда, дать определение понятиям: спастичность, гипотония, дистония, ригидность, гипер­саливация, кинестетические ощущения, кинестетическая апраксия, кинетическая апраксия, парез, паралич, атрофия, гиперкинез, тремор, атаксия, дисметрия, гиперметрия.

IV. Оформление картотеки приемов

1. логопедического массажа (приемы лицевого массажа, массажа губ, массажа языка, массажа неба)

2. артикуляционной гимнастики (пассивной и активной артикуляционной гимнастики языка, губ)

3. упражнения для развития мимических мышц лица

4. упражнения для развития губной мускулатуры

5. упражнения для язычной мускулатуры:


Задания для самостоятельной работе студентов в межсессионный перид по курсу «Технологии обследования и формирования произносительной стороны речи и моторных функций»

1. Опишите нормальные артикуляционные уклады звуков (с опорой на профили). Самостоятельно изобразите их.

2. Составьте конспекты индивидуальных за­нятий по следующим темам: «Постановка звука С», «Автоматизация произношения звука Ш во всех позициях», «Дифференциация звуков Л и Р».

3. Составьте конспекты индивидуальных за­нятий по следующим темам: «Постановка звука С», «Автоматизация произношения звука Ш во всех позициях», «Дифференциация звуков Л и Р».

4. Опишите нормальные артикуляционные уклады звуков (с опорой на профили). Самостоятельно изобразите их.

5. Изобразите на профилях дефекты произношения звуков (различные варианты) [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’], [С], [С’], [З], [З’], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Л’], [Р], [Р’].

6. Подберите дидактический материал для проверки произношения звуков [М], [М’], [Н], [Н’], [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [С], [С’], [З], [З’], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Л’], [Р], [Р’].

7. Обследуйте произношение звуков у дошкольников. Результаты оформите. Проанализируйте особенности их произношения и разработайте план работы с этими детьми по коррекции выявленных нарушений произношения звука.

8. Подберите подготовительные артикуляционные упражнения, которые необхо­димо провести с ребенком перед началом работы над звуками [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Р’].

9. Охарактеризуйте предмет, цель, задачи,принципы логопедического обследования

10. Раскройте основные показатели степени сформированности движения.

11. Раскройте направления обследования моторных функций.

12. Охарактеризуйте приемы и методы выявления нарушений общей моторики у детей с речевыми нарушениями.

13. Методы и приемы обследования пальчиковой моторики

14. Подберите игры для обследования общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.

15. Обследуйте состояние психомоторики у 2 дошкольников с различной речевой патологией. Результаты оформите и проанализируйте

16. Приведите примеры приемов обследования фонетико-фонематической системы

17. Подберите дидактический материал для обследования лексико- грамматического строя речи.

18. Охарактеризуйте методы и приемы обследования связной речи.

19. Обследуйте звукопроизношение у дошкольников. Результаты оформите. Проанализируйте особенности их произношения.

20.

Рекомендуемая литература

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 1973.

2. Бернштейн Н.А. О построении движений,- М., 1947

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М., 1966.

4. Бессонова Т., Грибова О. Дидактический материал по обследо­ванию речи детей. - М., 1998.

5. Богомолова И.А. Исправление нарушений звукопроизношения у детей. СПб, 1995

6. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. -М., 1977.

7. Бот О.С Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.,1982

8. Букреева Д.П., Косилов С.А., Тамбиева А.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. - М., 1975.

9. Вильсон Д. К. Нарушение гoлoca у детей. - М., 1990.

10. Власова Т., Пфафенродт А. Фонетическая ритмика. -М., 1996.

11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.

12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.- Ярославль.,1997

13. Генинг Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правиль­ной речи. - Чебоксары, 1980.

14. Генинг Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правиль­ной речи. - Чебоксары, 1980.

15. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.// Вопросы психологии, 1955, с.105-112

17. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1979.

18. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека,- СПб: Питер,2003

19. Иншакова О.Б. Альбом логопеда. — М., 1998.

20. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников // Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М, 1985.

21. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недос­татков произношения у детей дошкольного возраста. — М., 1981.

22. Кириченко Е.И. Недоразвитие речи у детей. - М., 1977.

23. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка – М., 1973

24. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. -М., 1978.

25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- М., 1998.

26. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. -М, 1998.

27. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.- М., 1972

28. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. Волосовец. - М., 2000.

29. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. Учебное пособие. М., 2001

30. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса М., 1984

31. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Пер. с немецкого. М, Изд-во иностр. лит-ры., 1960.

32. Успенская Л., Успенская М. Правильно, складно, красиво учим­ся мы говорить. - М., 1997.

33. Успенская Л., Успенская М. Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. -М., 1995.

34. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., «Наука», 1964.

35. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. -М., 1989.

36. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного произноше­ния. - М.-Воронеж, 1997

37. Чистович Л. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.—Л., «Наука», 1965.

Вопросы для самостоятельной работы по дисциплине «Технологии обследования и формирования произносительной стороны речи и моторных функций»:

1. Строение и функционирование центрального отдела речевого аппарата.

2. Функционирование речедвигательной, речеслуховой и речезрительной анализаторных систем в норме.

3. Строение и функционирование периферического отдела речевого аппарата. Строение и функционирование дыхательного одела речевого аппарата.

4. Функции речевого и физиологического дыхания.

5. Характеристика типов дыхания

6. Строение и функции голосового отдела периферического речевого аппарата.

  1. Строение и функции хрящей и мышц гортани.
  2. Строение и функции надставной трубы.
  3. Строение и функционирования артикуляционного отдела речевого аппарата.
  4. Роль активных и пассивных органов артикуляции в образовании звуков.
  5. Строение и функции внешних и внутренних мышц языка.
  6. Голосовые характеристики устной речи
  7. Механизм голосообразования.
  8. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории фонации.
  9. Акустические свойсва голоса.
  10. Характеристики голоса по различным параметрам
  11. Резонаторные системы.
  12. Типы голосоподачи
  13. Компоненты интонации.
  14. Звукопроизносительные характеристики устной речи.
  15. Акустическая классификация звуков речи.
  16. Классификация звуков по форме спектра.
  17. Артикуляционная классификация гласных
  18. Артикуляционная классификация согласных звуков.

25. Механизм образования смычно проходных согласных.

  1. Механизм образования щелевых согласных.
  2. Механизм образования язычных согласных.
  3. Механизм образования папатапизо­ванных согласных.
  4. Дайте фонетическую, акустическую и артику­ляторную характеристики гласным и согласным звукам.
  5. Возрастные особенности звукопроизношения детей.
  6. Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявлений

32. Назовите основные группы дефектов произ­ношения звуков речи.

  1. Охарактеризуйте виды сигматизма. Раскройте особенности губно-зубного, бокового сигматизма, межзубного, призубного сигматизмов.
  2. Перечислите основные виды нарушений звуков [Ш], [Ж]. В чем заключаются особенности «щечного», «нижнего», заднеязычного произношения звуков.
  3. Перечислите недостатки произношения звуков [Р], [Р’]. В чем заключаются особенности бокового, велярного и увулярного ротацизма.
  4. Охарактеризуйте недостатки произношения звуков [Л], [Л’].
  5. Охарактеризуйте недостатки произношения звуков [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’].
  6. Охарактеризуйте недостатки произношения звуков при различных формах речевой патологии.
  7. Раскройте нарушения звукослоговой структуры слова.
  8. Нарушения просодических компонентов речи
  9. Особенности просодических компонентов речи у детей с дизартрией, ринолалией, заиканием.
  10. Раскройте приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей.
  11. Охарактеризуйте особенности выявления недостатков произношения при различных формах речевой патологии (при дислалии, ринолалии, дизартрии).
  12. Выявление нарушений звукослоговой структуры слова.
  13. Раскройте методы и приемы исследования просодики
  14. Подберите материал для обследования просодических компонентов речи.
  15. Проведите обследование просодической стороны речи у 2-3 детей с речевой патологией. Проанализируйте полученные результаты.
  16. Содержание логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения на подготовительном этапе.

49. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков.

50. Приемы пассивной и пассивно-активной артикуляционной гимнастики

  1. Раскройте направления развития речеслуховой анализаторной системы на подготовительном этапе.
  2. Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.
  3. Способы постановки звуков.
  4. Последовательность постановки звуков

55. Приемы опоры на сохранные артикуляции при формировании звуков.

56. Опишите приемы постановки гласных звуков.

  1. Опишите приемы постановки звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].
  2. Опишите приемы исправления (любого, на выбор): сигматизма, ламбдацизма, ротацизма, йотоцизма, каппацизма, дефектов смягчения и дефектов озвончения.
  3. Особенности постановки звуков при различных речевых нарушениях.
  4. Приемы работы по автоматизации и дифференциации звуков.
  5. Приведите примеры использования лингвистического материала на различных этапах формирования звука.
  6. Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения на этапе формирования коммуникативных умений и навыков.
  7. Раскройте содержание и этапы логопедической работы по коррекции нарушений просодических компонентов речи.
  8. Охарактеризуйте общие и специальные задачи коррекции просодики в зависимости от характера нарушения при различных формах речевой патологии.
  9. Приемы работы над дыханием.
  10. Приемы развития акустических характеристик голоса
  11. Приемов работы по формированию речевого дыхания и голоса у детей с дизартрией.

68. Приемы формирования мягкой атаки голоса.

69. Приемы работы по формированию интонационно-просодической стороны речи.

  1. Приемы работы по формированию слоговой структуры слова
  2. Методы и приемы формирования интонационной сторо­ны речи.
  3. Методы и приемы коррекции нарушений темпо-ритмической организации речи.

 

 


Вопросы для самостоятельной подготовки студентов по курсу

«Индивидуальные формы логопедической работы. Часть 1»

 

К теме 1: Задачи индивидуальной логопедической работы по преодолению различных форм речевой патологии

- Охарактеризуйте организацию логопедической помощи в специальных (коррекционных) и общеобразовательных дошкольных образовательных учреждениях.

- Охарактеризуйте особенности индивидуальных форм коррекционно-логопедической работы.

- Раскройте задачи и направления логопедической работы в группах для детей с ФФНР.

- Уточните особенности индивидуальной логопедической работы при разных формах речевой патологии (дислалии, дизартрии)

 

К теме 2: Структура, содержание и организация индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения

- Составьте перечень упражнений и игр для развития ручной, пальчиковой, мимической и артикуляторной моторики у дошкольников с нарушением речи.

- Подготовьте дидактический материал для работы над дыханием у дошкольников с нарушением речи.

- Подберите упражнения для работы над голосом у дошкольников с нарушением речи.

- Составьте картотеку игр и упражнений по развитию фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза и представлений) у дошкольников с нарушением речи.

- Составьте картотеку игр и упражнений по развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико-пространственных функций у дошкольников с нарушением речи.

К теме 3: Планирование индивидуальной работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи

- Ознакомьтесь с перспективным планом работы логопеда в группе детей с ФФНР в ДОУ.

- Подберите речевой материал для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, ротовых сонорных звуков (Р, Л).

- Проанализируйте конспект индивидуального занятия по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

- Составьте конспект индивидуального занятия по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМ ПО КУРСУ

«Психология детей с задержкой психического развития»

Основные темы

1. Принципы и методы изучения задержек психического развития у
детей.

2. Причины возникновения задержки психического развития у детей.

3. Классификация задержек психического развития у детей.

4. Особенности представлений об окружающей действительности детей с
задержками психического развития

5. Особенности восприятия детей с задержками психического развития.

6. Особенности внимания детей с задержками психического развития.

7. Особенности мышления детей с задержками психического развития.

8. Особенности памяти детей с задержками психического развития.

9. Особенности речи детей с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.019 с.)