Глава 1 «Формирование знания (психогенез) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 «Формирование знания (психогенез)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II|» (МГУПС (МИИТ)

 


Кафедра «Философия и культурология»

 

Доклад

 

по дисциплине:

«История и философия науки»

 

 

Жан Пиаже

 

 

Выполнил: аспирант

 

Кафедра: «ТТМ и РПС»

Направление: Техника и технологии наземного транспорта

Направленность: Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация

Медведев Ф. Б.

Научный руководитель:

Евсеев Д. Г.

Проверил профессор:

Некрасова Н.А………………………..

 

Москва –2016


Содержание

1. Биография

2. Основные работы

3. Список литературы

 

 


Биография

Жан Вильям Фриц Пиаже

9 августа 1896 — 16 сентября 1980

Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии. В науке о природе познания примечателен более всего работой «Генетическая Эпистемология». Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Сын Артура Пиаже, профессора средневековой литературы в Невшательском университете. В молодости серьёзно увлекался биологией (исследованием моллюсков), ещё до окончания школы опубликовал несколько научных работ.

Окончил латинский колледж, затем университет Невшателя (1915), где изучал биологию, защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии. Учился в Цюрихском университете (1918—1919) и Сорбонне (1919—1921). Под руководством Альфреда Бине (автора IQ теста) работал в детской художественной школе для мальчиков в Париже.

В 1921 г. Э. Клапаред преддожил П. пост руководителя научных исследований Института Жан-Жака Руссо (Женева), а в 1925 г. он получил свою первую кафедру психологии, социологии и философии науки в Невшательском унте. В 1929 г. переехал в Женеву (профессор истории научной мысли Женевского ун-та), где и работал до выхода на пенсию и получения звания засл. профессора в 1971 г. Параллельно занимал должности: профессора экспериментальной психологии и социологии в Лозанне (1938—1951); профессора генетической психологии Сорбонны (Париж,1952—1953); директора Международного центра генетической эпистемологии (Женева, 1955—1980). Был президентом Швейцарской комиссии ЮНЕСКО, состоял членом 20 научных обществ, почетным д-ром многих ун-тов. Награжден премией Эразма (1972) и десятью другими премиями. Соред. Archives de Psychologie и семи других журналов.

Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955), журнала «Исследования по генетической эпистемологии» (1957). Лауреат премии Бальцана в номинации социально-политических наук (1979).

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, восприятие и нравственное развитие.

При активном участии своей жены Валентины Шатене Пиаже проводил опыты с собственными маленькими детьми, изучая их реакцию на изменение формы куска глины при неизменном весе и объеме. Вёл подробные дневники развития собственных детей, на их основе опубликовал несколько книг — «Происхождение детского интеллекта» (1936), «Конструирование ребёнком реальности» (1937).

Исследуя особенности умственного развития детей и представлений их о мире, создал концепцию генетической эпистемологии

Его главным вкладом в психологию было убеждение, что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого развития.

Идеи Пиаже подверглись критике со стороны отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и др.) за недооценку фактора социокультурного окружения, конкретной обстановки и роли обучения в развитии детского интеллекта.

Концепция когнитивного развития Пиаже оказала влияние на различные аспекты психологии, теории познания, образования, философии, теории искусственного интеллекта.

 

 


 

 

Основные работы

 

Речь и мышление ребенка

В этой работе Пиаже проложил новые пути в психологической науке, впервые переведя традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и эксперементально их доказал, создав новые методы, открыв неизвестые до этого законы душевной жизни ребенка.

Это базовые истоки научного развития детской психологии.

В данной работе Пиаже выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. "ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной т. зр.; ему очень трудно стать на позицию других"; иначе говоря, мышление ребенка в значительной степени подчинено "логике" его собственного восприятия. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей логику чувств и не выполняющей коммуникативной функции.

Также Пиаже обнаружил основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т. п.

Выяснил, что эгоцентризм преодолевается благодаря социализации.

Это собрание фактов и материалов; общность главам придает единый метод, а не определенная система изложений.

В певой и второй главе («Функции речи двух детей шести лет» и «Типы и стадии разговорамежду детьми от четырех до 7 лет») Пиаже пытается понять, какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит и стремиться проверить статистические данные и установить некоторые типы разговора между детьми одного возраста

Выводы: до данного возраста дети думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослый, и меньше сообщают друг другу свои интеллектуальные искания, чем мы. Большей частью они говорят только для самих себя. Мы, наоборот, меньше говорим о наших действиях, но наша речь почти всегда социализирована. Далее Пиаже выделяет стадии и типы разговоров детей одного возраста, которые отличаются уровнем социализации и уровнем эгоцентричности

Стадия I. Коллективный монолог

Стадия II А. Первый тип: приобщение к действию

Стадия II А. Второй тип: сотрудничество в действии или в неабстрактной

мысли

Стадия III А. Сотрудничество в абстрактном мышлении

Стадия II В. Первый тип: ссора

Стадия II В. Второй тип: примитивный спор

Стадия III B. Настоящий спор

 

В главе 3 «Понимание и вербальное объяснение между одновозрастными детьми - от шести до восьми лет» Пиаже пытается ответить на вопрос понимают ли друг друга дети, когда они говорят между собой?

Исследования проводились путем чтения ребенку текста, далее он должен был пересказать этот текст второму ребенку, а тот уже пересказать наблюдателям.

Выводы: Лишь после 7 или 8 лет мы можем говорить о действительном понимании между детьми, причем имеется существенная разница между детьми 6—7 лет и детьми 7—8 лет в аспекте их стремления к объективности. У маленьких, наоборот, разницу между выдумкой и верным сообщением определить гораздотруднее. Если ребенок забыл или плохо понял, он выдумывает по простоте душевной. Если его спросить о том, что он слышал, он отказывается от выдумки, если же не мешать ему, то он будет верить тому, что выдумывает. Они оставались эгоцентрическими и не испытывали потребности ни сообщать, ни понимать, позволяет ребенку выдумывать согласно своей фантазии и объясняет его малую заботу об объективности рассказа.

В главе 4. «Некоторые особенности вербального понимания ребенка в возрасте от девяти до одинадцати лет.» рассматривается степень веры и уверенности, благодаря которой ребенок, совершенно не испытывает нужды прибегать к доказательству. То есть синкретизм (связывание всего со всем)

Выводы: между функциями сгущения и перемещения и функциями обобщения и абстракции, существует связывающее звено – синкретизм. Подобно сновидению, он «перемещает», в силу ассоциации идей, чисто внешних сходств или каламбурных ассонансов, черты, которые должны были бы, казалось, применяться к одному определенному предмету. Но в то же время это сгущение и это перемещение не столь нелепы, как во сне (и не так проникнуты чувственным тоном) или в аутистическом воображении, — они близки даже к логическому сравнению. Можно, таким образом, считать, что они составляют переход между предлогическими механизмами мысли и механизмами логическими.

 

Глава 5. «Вопросы ребенка шести лет»

Речь в главе идет о классификации детских вопросов и является переходом от функционального изучения детского словесного понимания к анализу особенностей детской логики, то есть ко второй части работы.

Главный вопрос главы: о каких интеллектуальных интересах свидетельствуют вопросы ребенка и как классифицировать эти интересы?

Пиаже классифицирует детскте вопросы:

«Почему» причинного объяснения

«Почему» мотивировки

«Почему» обоснования

Вопросы причинного объяснения

Вопросы, касающиеся действительности и истории

Вопросы о человеческих действиях и вопросы о правилах

Вопросы о классификации и счете

 


 

Генетическая эпистмология.

В данной книге описаны общие тенденции генетичемкой эпистемолгии и привдены основные подтверждающие их факты. Структура работы: Анализ психогенетических данных, затем анализ биологических предпосылок, и возврат к классическим проблемам генетической эпистемологии. Основное внимание уделено тем данным, которые имеют эпистемологическое значение, а также наиболее важному аспекту генетической эпистемологии – познанию как постоянному построению.

Приведу несколько цитат из введения: «Особенность генетической эпистемологии состоит в том, что она стремится выявить корни различных видов познания, начиная с наиболее элементарных форм, и прослдедить их развиитие на более высоких уровнях, вплоть до научного мышления включительно.»

«Признаком генетической эпистемологии, который мы хотели бы подчеркнуть, является его решительно междисциплинарная природа. Проблема генетической эпистемологии, выраженная в общей форме – это проблема роста знаний, то есть перехода от начального, простого знания к более глубинному (как в плане понимания, так и в плане охвата)»

 

Формальные операции

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок теперь может мыслить гипотезами, которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.

Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Л

Гогические отношения устанавливаются уже между предложениями, то есть между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции операциями второй ступени, или формальными операциями, тогда как операции внутри предложения — конкретными операциями.

Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

 

Эпистемология Логики.

Пиаже задает 3 вопроса:

Каковы отношения между самими средствами формализации и средствами «естесвенного» мышления?

В чем данная логика является формализацией?

Почему последняя имеет ограничения по Гедю?

 

На впрос: Каковы отношения между самими средствами формализации и средствами «естесвенного» мышления?

Пиаже отвечает:

Формализация с генетической точки зрения действительно представляет собой продолжение рефлексивных абстракций, уже действовавших в процессе развития мышления, но продолжение, которое через специализации и обобщения приобретает свободу и операциональную плодотворность, по всем параметрам превосходящие границы естественного мышления, в котором потенциально возможное превосходит реальное.

 

На вопрос: В чем данная логика является формализацией или в чем проявляется аксиоматизация формальной логики?

Пиаже отвечает:

Любая формальная система опирается на аксиомы, которые должны отвечать трем условиям: быть достаточными, совместимыми между собой и ясными, то есть не тавтологичными одна другой.

Аксиоматизация порождает специализированную форму мышления, которая достигает свойственных ей свободы и плодотворности.

 

На вопрос: Почему последняя имеет ограничения (почему формализация наталкивается на собственные границы)?

Пиаже отвечает:

Понятия формы и содержания, по существу, относительны, и форма, или формальная структура, никогда не сможет достичь полной автономии.

 

Он подытоживает: Обсуждение главных проблем эпистемологии логики ничего не потеряет, а скорее выиграет, если внимание будет уделено и генетическому анализу.

 

Эпистемология математики

Пиаже выделяет три основные классические проблемы эпистемологии математики:

Почему математика – настолько плодотворная наука, хотя она исходит из немногочисленных и относительно бедных понятий и аксиом?

Почему она представляется необходимой и по этому остается строгой наукой, несмотря на конструктивной характер, который мог бы является источником иррациональности?

Почему она согласуется с опытом или физической реальностью, несмотря на полностью дедуктивную природу?

 

На вопрос Почему математика – настолько плодотворная наука, хотя она исходит из немногочисленных и относительно бедных понятий и аксиом?

Пиаже отвечает:

Математика может выражаться в построении структур, и данное построение остается бесконечно открытым. А так же это связанно со способностью бесконечно вести операции над операциями.

 

На вопрос Почему она представляется необходимой и по этому остается строгой наукой, несмотря на конструктивной характер, который мог бы является источником иррациональности?

 

Пиаже отвечает:

Плодотворность и необходимость всегда идут рядом: никто не может отрицать, что удивительные успехи так называемой «современной» математики отмечены двумя коррелятивными прогрессами – усиленной конструктивностью и возросшей строгостью. Если умножение структур свидетельствует о плодотворности, их внутренние или внешние законы строения обеспечивают их само регуляции.

 

На вопрос Почему она согласуется с опытом или физической реальностью, несмотря на полностью дедуктивную природу?

 

Пиаже отвечает постулатом:

В реальности все представления подлежат математической интерпретации, если не в смысле исчисления, то по крайней мере в значении изоморфизма и распределения по структурам.

 

Он подытоживает: Можно констатировать относительное совпадение данных генетических фактов с методами, в соответствии с которыми сама математическая физика обращается к автономным конструкциям, спровоцированным, но не продиктованным опытом.

 

 

Эпистемология физики

В данной главе Пиаже говорит:

Операции, в которых нуждается физика далеко выходят за рамки операционализма, поскольку речь идет о структурирующих операциях, а не только об утилитарных методах, предназначенных найти свое место в заранее заданных структурах. Объект существует, и объектные структуры, до того, как их откроют. Мы открывает их только восстанавливая, то есть можем приближаться к ним. Безусловно, существует и сам объект.

Физика далека от завершения, поскольку еще не интегрировала биологию и науки о поведении. Сейчас мы размышляем над разделенными и искусственно упрощенными областями, поскольку физика является лишь наукой об объектах. Когда физика постигнет что происходит с материю живого тела и разума, эпистемологическое обогащение объекта субъектом, предстанет как простой релятивистский закон, показывая одновременно то, что для субъекта объект не может быть ни чем иным, кроме того, чем он кажется, а так же с точки зрения объектов субъект не может быть иным.

 

 

Список литературы

Речь и мышление ребенка

Генетическая эпистемология

100 великих психологов

История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиаже,_Жан

https://en.wikipedia.org/wiki/Jean_Piaget

http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/piazhe/


 

 

Виды речи

Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь и социализированная речь.

Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: монолог, повторение и «монолог вдвоем».

 

1. Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов, ребенку просто нравится их повторять, при этом не преследуется ни цели обращения к кому-то, ни цели осмысленного произношения.

2. Монолог. Ребенок говорит сам с собой, он будто думает вслух. Он ни к кому не обращается. Для ребенка слово является близким к действию, в отличие от взрослых людей.

3. Монолог вдвоем или коллективный монолог. «Внутреннее противоречие этого названия хорошо демонстрирует парадоксальность детских разговоров, во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботится о том, чтобы и, в самом деле, быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник — только возбудитель»

Теория интеллекта

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам.

Адаптивная природа интеллекта - Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель индивида.

Развитие структур интеллекта -Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт сохраняется в виде схем действия. В определенный момент развития ребенка схемы действия превращаются в операции. В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций.

Стадии развития интеллекта

В более поздний период своей работы Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта.

Согласно концепции, интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий.

1. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта;

2. от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены

2.1 подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет)

2.2 и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет);

3. с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

 

Генетическая эпистемология

(от греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению; episteme — знание и logos — слово, учение) — концепция, разработанная им в начале 50-х гг. 20 в. в результате осмысления и обобщения его исследований в области психологии и логики мышления, проведенных в 20-е — 40-е гг. Впервые в полном виде эта концепция была изложена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (Piaget J. Introduction a Fepistemologie genetique. Paris, 1950. Vol. I—III).

С точки зрения Пиаже, имевшие место попытки построить научную эпистемологию не привели к положительному результату потому, что они исходили из статической точки зрения на познание. Только генетический и историко-критический поход к пониманию знания может привести к научной эпистемологии. Г. э., по замыслу Пиаже, должна исходить из результатов экспериментальных психологических исследований и вместе с тем обобщать факты истории мысли. При этом в построении теории должны применяться методы современной логики и математики. Для разработки Г. э. в 1955 был создан «Международный Центр по генетической эпистемологии», в работе которого принимали активное участие европейские и американские психологи, логики, специалисты по математической лингвистике, кибернетике и др.

 

 


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II|» (МГУПС (МИИТ)

 


Кафедра «Философия и культурология»

 

Доклад

 

по дисциплине:

«История и философия науки»

 

 

Жан Пиаже

 

 

Выполнил: аспирант

 

Кафедра: «ТТМ и РПС»

Направление: Техника и технологии наземного транспорта

Направленность: Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация

Медведев Ф. Б.

Научный руководитель:

Евсеев Д. Г.

Проверил профессор:

Некрасова Н.А………………………..

 

Москва –2016


Содержание

1. Биография

2. Основные работы

3. Список литературы

 

 


Биография

Жан Вильям Фриц Пиаже

9 августа 1896 — 16 сентября 1980

Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии. В науке о природе познания примечателен более всего работой «Генетическая Эпистемология». Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Сын Артура Пиаже, профессора средневековой литературы в Невшательском университете. В молодости серьёзно увлекался биологией (исследованием моллюсков), ещё до окончания школы опубликовал несколько научных работ.

Окончил латинский колледж, затем университет Невшателя (1915), где изучал биологию, защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии. Учился в Цюрихском университете (1918—1919) и Сорбонне (1919—1921). Под руководством Альфреда Бине (автора IQ теста) работал в детской художественной школе для мальчиков в Париже.

В 1921 г. Э. Клапаред преддожил П. пост руководителя научных исследований Института Жан-Жака Руссо (Женева), а в 1925 г. он получил свою первую кафедру психологии, социологии и философии науки в Невшательском унте. В 1929 г. переехал в Женеву (профессор истории научной мысли Женевского ун-та), где и работал до выхода на пенсию и получения звания засл. профессора в 1971 г. Параллельно занимал должности: профессора экспериментальной психологии и социологии в Лозанне (1938—1951); профессора генетической психологии Сорбонны (Париж,1952—1953); директора Международного центра генетической эпистемологии (Женева, 1955—1980). Был президентом Швейцарской комиссии ЮНЕСКО, состоял членом 20 научных обществ, почетным д-ром многих ун-тов. Награжден премией Эразма (1972) и десятью другими премиями. Соред. Archives de Psychologie и семи других журналов.

Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955), журнала «Исследования по генетической эпистемологии» (1957). Лауреат премии Бальцана в номинации социально-политических наук (1979).

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, восприятие и нравственное развитие.

При активном участии своей жены Валентины Шатене Пиаже проводил опыты с собственными маленькими детьми, изучая их реакцию на изменение формы куска глины при неизменном весе и объеме. Вёл подробные дневники развития собственных детей, на их основе опубликовал несколько книг — «Происхождение детского интеллекта» (1936), «Конструирование ребёнком реальности» (1937).

Исследуя особенности умственного развития детей и представлений их о мире, создал концепцию генетической эпистемологии

Его главным вкладом в психологию было убеждение, что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого развития.

Идеи Пиаже подверглись критике со стороны отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и др.) за недооценку фактора социокультурного окружения, конкретной обстановки и роли обучения в развитии детского интеллекта.

Концепция когнитивного развития Пиаже оказала влияние на различные аспекты психологии, теории познания, образования, философии, теории искусственного интеллекта.

 

 


 

 

Основные работы

 

Речь и мышление ребенка

В этой работе Пиаже проложил новые пути в психологической науке, впервые переведя традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и эксперементально их доказал, создав новые методы, открыв неизвестые до этого законы душевной жизни ребенка.

Это базовые истоки научного развития детской психологии.

В данной работе Пиаже выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. "ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной т. зр.; ему очень трудно стать на позицию других"; иначе говоря, мышление ребенка в значительной степени подчинено "логике" его собственного восприятия. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей логику чувств и не выполняющей коммуникативной функции.

Также Пиаже обнаружил основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т. п.

Выяснил, что эгоцентризм преодолевается благодаря социализации.

Это собрание фактов и материалов; общность главам придает единый метод, а не определенная система изложений.

В певой и второй главе («Функции речи двух детей шести лет» и «Типы и стадии разговорамежду детьми от четырех до 7 лет») Пиаже пытается понять, какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит и стремиться проверить статистические данные и установить некоторые типы разговора между детьми одного возраста

Выводы: до данного возраста дети думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослый, и меньше сообщают друг другу свои интеллектуальные искания, чем мы. Большей частью они говорят только для самих себя. Мы, наоборот, меньше говорим о наших действиях, но наша речь почти всегда социализирована. Далее Пиаже выделяет стадии и типы разговоров детей одного возраста, которые отличаются уровнем социализации и уровнем эгоцентричности

Стадия I. Коллективный монолог

Стадия II А. Первый тип: приобщение к действию

Стадия II А. Второй тип: сотрудничество в действии или в неабстрактной

мысли

Стадия III А. Сотрудничество в абстрактном мышлении

Стадия II В. Первый тип: ссора

Стадия II В. Второй тип: примитивный спор

Стадия III B. Настоящий спор

 

В главе 3 «Понимание и вербальное объяснение между одновозрастными детьми - от шести до восьми лет» Пиаже пытается ответить на вопрос понимают ли друг друга дети, когда они говорят между собой?

Исследования проводились путем чтения ребенку текста, далее он должен был пересказать этот текст второму ребенку, а тот уже пересказать наблюдателям.

Выводы: Лишь после 7 или 8 лет мы можем говорить о действительном понимании между детьми, причем имеется существенная разница между детьми 6—7 лет и детьми 7—8 лет в аспекте их стремления к объективности. У маленьких, наоборот, разницу между выдумкой и верным сообщением определить гораздотруднее. Если ребенок забыл или плохо понял, он выдумывает по простоте душевной. Если его спросить о том, что он слышал, он отказывается от выдумки, если же не мешать ему, то он будет верить тому, что выдумывает. Они оставались эгоцентрическими и не испытывали потребности ни сообщать, ни понимать, позволяет ребенку выдумывать согласно своей фантазии и объясняет его малую заботу об объективности рассказа.

В главе 4. «Некоторые особенности вербального понимания ребенка в возрасте от девяти до одинадцати лет.» рассматривается степень веры и уверенности, благодаря которой ребенок, совершенно не испытывает нужды прибегать к доказательству. То есть синкретизм (связывание всего со всем)

Выводы: между функциями сгущения и перемещения и функциями обобщения и абстракции, существует связывающее звено – синкретизм. Подобно сновидению, он «перемещает», в силу ассоциации идей, чисто внешних сходств или каламбурных ассонансов, черты, которые должны были бы, казалось, применяться к одному определенному предмету. Но в то же время это сгущение и это перемещение не столь нелепы, как во сне (и не так проникнуты чувственным тоном) или в аутистическом воображении, — они близки даже к логическому сравнению. Можно, таким образом, считать, что они составляют переход между предлогическими механизмами мысли и механизмами логическими.

 

Глава 5. «Вопросы ребенка шести лет»

Речь в главе идет о классификации детских вопросов и является переходом от функционального изучения детского словесного понимания к анализу особенностей детской логики, то есть ко второй части работы.

Главный вопрос главы: о каких интеллектуальных интересах свидетельствуют вопросы ребенка и как классифицировать эти интересы?

Пиаже классифицирует детскте вопросы:

«Почему» причинного объяснения

«Почему» мотивировки

«Почему» обоснования

Вопросы причинного объяснения

Вопросы, касающиеся действительности и истории

Вопросы о человеческих действиях и вопросы о правилах

Вопросы о классификации и счете

 


 

Генетическая эпистмология.

В данной книге описаны общие тенденции генетичемкой эпистемолгии и привдены основные подтверждающие их факты. Структура работы: Анализ психогенетических данных, затем анализ биологических предпосылок, и возврат к классическим проблемам генетической эпистемологии. Основное внимание уделено тем данным, которые имеют эпистемологическое значение, а также наиболее важному аспекту генетической эпистемологии – познанию как постоянному построению.

Приведу несколько цитат из введения: «Особенность генетической эпистемологии состоит в том, что она стремится выявить корни различных видов познания, начиная с наиболее элементарных форм, и прослдедить их развиитие на более высоких уровнях, вплоть до научного мышления включительно.»

«Признаком генетической эпистемологии, который мы хотели бы подчеркнуть, является его решительно междисциплинарная природа. Проблема генетической эпистемологии, выраженная в общей форме – это проблема роста знаний, то есть перехода от начального, простого знания к более глубинному (как в плане понимания, так и в плане охвата)»

 

Глава 1 «Формирование знания (психогенез)

В данной главе Пиаже рассматривает два периода действий, как инструмента первоначального обмена между субъектом и объектом:

период сенсорно-моторных действий, предшествующих речи и любой концептуализации представлений и период действий, дополненных этими новыми способностями, когда уже модно говорить об осознанности результатов, намерений и механизмов действий, то есть об их интерпретации средствами понятийного мышления.

Сенсерно-моторные уровни (0—2 года)

От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.176 с.)