Государство, право и проблемы общественного развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство, право и проблемы общественного развития.



 

Тема 26. Личность, государство и право.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 26.

Основная

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. – 5-е изд. – М.: Омега-Л, 2008.

Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – М.: Юристъ, 2005.

Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. – 1998. - № 4.

Косиков С.В., Темнов Е.И. Практикум по курсу «Теория государства и права». – 2-е изд., перераб. и допол.- М., 2008.

Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.

Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2008.

Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009.

Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Высшее образование, 2008.

Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2009.

Теория государства и права: учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: Изд-во «Интерстиль», «Омега-Л», 2008.

 

Дополнительная

Абашидзе А.Х., Абдалла Ибрагим Ахмед. Арабская хартия прав человека // Правоведение. – 2000. - № 1.

Абдуллаев М.И. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека // Правоведение. – 1999. - № 1.

Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. – 1998. - № 4.

Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. – 1998. - № 4.

Матузов Н.Н. К вопросу о суверенитете личности // Правоведение. – 1994. - № 4.

Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. – 1998. - № 1.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996.

Правовое государство, личность, законность. – М., 1997.

Правовой статус коренных народов приполярных государств: мировой опыт и положение в России (Материалы международной конференции) // Государство и право. – 1997. - № 9.

Румынина В.В. Эвтаназия и права человека: опыт зарубежных стран // Основы государства и права. – 1998. - № 6.

Сальников В.П., Цмай В.В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. – 1999. - № 1.

Серебрякова М.Ю. Личность в правовом государстве (из истории политико-правовой мысли) // Правоведение. – 1994. - № 1.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Часть I. – Н. Новгород, 1998.

Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели // Общественные науки и современность. – 2001. - № 3. – С. 30-40.

Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. – 1999. - № 1.

Щенникова Л.В. Злоупотребление правом (дух и буква закона) // Законодательство. – 1999. - № 5.

 

 

Тема 27. Соотношение государства, права, политики и экономики.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 27.

Основная

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. – 5-е изд. – М.: Омега-Л, 2008.

Косиков С.В., Темнов Е.И. Практикум по курсу «Теория государства и права». – 2-е изд., перераб. и допол.- М., 2008.

Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.

Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2008.

Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009.

Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Высшее образование, 2008.

Теория государства и права: учебник / Под общ. ред. О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2009.

Теория государства и права: учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2005.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: Изд-во «Интерстиль», «Омега-Л», 2008.

 

Дополнительная

Адомайт К. Нормативная логика – теория метода – юридическая политология6 Сб. статей по теории права // «Общественные науки за рубежом». Сер. Государство и право. - 1988. - № 3.

Батырь В.А. Международно-правовая регламентация средств ведения вооруженной борьбы в международных вооруженных конфликтах // Государство и право. – 2001. - № 10.

Блондье Л. Изучение общественного мнения // Политика и общество во Франции. – М., 1993.

Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности // Правоведение. – 1998. - № 1.

Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 1979.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни // Социально-политический журнал. – 1997. - № 2.

Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М., 1997.

Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты [Сб.]. – М.: УММА, 2003.

Карбонье Ж. Юридическая социология. – М., 1986.

Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

Кузьмин Э.Л. Мировое государство: иллюзии или реальность? Критика буржуазных концепций суверенитета. – М.: Международные отношения, 1969.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2000.

Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. – 2000. - № 4.

Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. – М., 1996.

Мушкин А.Е. Государство и право – исторические разновидности органов и норм управления обществом. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969.

Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. – М., 1982.

Новый курс России: предпосылки и ориентиры. – М., 1996.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996.

Оль П.А., Ромашов Р.А. Нация (генезис понятия и вопросы правосубъектности). – СПб., 2002.

Основы политической науки: Учебное пособие / под ред. В.П. Пугачева. Ч. I -II. – М., 1993.

Право и политика в современной России. – М., 1996.

Реформирование России: мифы и реальность. – М., 1996.

Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения // Социологические исследования. – 1979. - № 4.

Сингер Б. Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии. – 1994. - № 6.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. – 1996. - № 1.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2008.

Федоров Ю.Ф. Экономические группы интересов в России: ТЭК и добывающие отрасли // Лоббизм: мировой опыт и проблемы России. Специальный выпуск журнала «Бизнес и политика». – 1995. - № 1. – С. 48.

Халфина Р.О. Право как средство социального управления. – М.: Наука, 1988.

5. Тематика курсовых работ:

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2. Происхождение государства и права.

3. Государство: понятие, признаки, социальная природа.

4. Типология государства.

5. Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления.

6. Функции государства.

7. Механизм государства.

8. Форма государства.

9. Политическая система общества и государство.

10. Государство и личность: проблема соотношения интересов.

11. Гражданское общество и государство.

12. Теория правового государства: история и современность.

13. Государство и право: проблема соотношения.

14. Место и роль права в системе социального регулирования.

15. Основные типы правопонимания.

16. Правовой статус личности.

17. Теория естественного права: история и современность.

18. Источники права.

19. Нормативно-правовой акт – основной источник российского права.

20. Система права.

21. Законодательный процесс: понятие и стадии.

22. Систематизация законодательства.

23. Норма права.

24. Теория правоотношений.

25. Реализация права.

26. Правосознание и правовая культура.

27. Правомерное поведение и правонарушения.

28. Теория юридической ответственности.

29. Законность и правопорядок.

30. Основные правовые системы современности.

31. Средства и методы правового регулирования.

32. Происхождение права.

33. Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения.

34. Право и закон.

6. Методические рекомендации по написанию курсовых работ:

 

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения слушателями вопросов учебного курса теории государства и права.

Курсовая работа по теории государства и права выполняется на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствие с требованиями государственными стандартов высшего, профессионального образования. Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний полученных в процессе изучения курса теории государства и права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.

Курсовая работа по теории государства и права помогает обучаемым логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности.

Курсовая работа должна:

- основываться на нормативно-правовых актах, специальной научной и справочной литературе, на достоверном фактическом материале из практики деятельности правоприменительных органов;

- носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер;

- содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая работа, является самостоятельной формой итогового кон­троля знаний обучаемых. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты.

 

 

 

Порядок подготовки курсовой работы.

 

Этапы подготовки курсовой работы:

- выбор темы;

- составление плана курсовой работы;

- изучение научной литературы и нормативно - правовых актов;

- написание текста работы;

- оформление курсовой работы, представление ее для регистрации и рецензирования;

- работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

- защита курсовой работы.

1. Выбор темы.

Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Персональная тема определяется по порядковому номеру обучаемого в списке учебной группы.

Возможен также инициативный выбор темы. В этом случае необходимо предварительное согласование с преподавателем кафедры.

Регистрация тем (в том числе согласованных с научным руководителем) осуществляется методистом кафедры в журнале учета тематики курсовых работы.

2. Составление плана курсовой работы.

Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов:

- введение;

- основная часть (2 - 3 вопросов);

- заключение;

- список использованной литературы;

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить чет­кость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

Слушатель может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. При необхо­димости рекомендованный примерный план может быть изменен: дополнен новыми вопросами; изменена последовательность из­ложения материала и т.п.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необ­ходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана — повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

3. Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов.

Приступая к данному этапу работы необходимо, прежде всего, уста­новить круг литературных и официально-документальных источников, от­носящихся к теме исследования.

Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки обучаемых ис­кать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море совре­менной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача - найти наибольшее количество объективно существую­щей и реально доступной информации научного, справочного и норма­тивного характера. Это показатель его научной грамотности и добросове­стности.

При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу:

- монографии (научные книги по специальным темам);

- научные статьи журналов;

- статьи в сборниках научных трудов;

- статьи в материалах научных конференций;

- рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи;

- авторефераты диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборни­ках;

- научно-практические комментарии законодательства;

- материалы “круглых столов” по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следу­ет использовать:

- предметные и систематические каталоги библиотек;

- библиографические указатели;

- реферативные журналы;

- указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1-2 номере следующего года) в журналах:

- Государство и право;

- Правоведение;

- Российская юстиция;

- Российский юридический журнал;

- Социальная защита;

- Московский журнал международного права;

- Журнал международногочастного права;

- Социс;

- Полис;

- Вопросы философии;

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные “Библиографии”, которые уже содержат сис­тематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за опре­деленный период времени. Информацию об этом можно получить у биб­лиографов в учебных и научных библиотеках.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую цен­ность советской и дореволюционной литературы.

Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и ми­нистерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.

Кроме того, нужно активно использовать, получившие широкое рас­пространение последние годы автоматизированные компьютерные ба­зы данных “Кодекс”, “Гарант”, “Консультант” и др., содержащие инфор­мацию о всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих ак­тов.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, стать­ям, в другом - с журнальных статей. Все зависит от темы исследования, нали­чия, характера и полноты литературы, уровня подготовки слушателя.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нор­мативно-правовые и другие официально-документальные источники, со­держащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государст­венных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений.

Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государ­ственных и негосударственных органов и организаций, а также междуна­родные договоры и другие документы международного характера.

Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официаль­ным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

- Собрание законодательства Российской Федерации(с 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ);

- Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ);

- Российская газета;

Изучение и обобщение правоприменительной практики.

Некоторые темы и характер курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем зако­нодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соот­ветствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию прак­тики применения этого законодательства.

Слушатель должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того, чтобы изучение практики было плодотворным, совместно с научным руководите­лем должен определить методику обобщения (в зависимости от характе­ра обобщения и поставленной задачи).

Материалы обобщения юридической практики могут использоваться как для под­тверждения, и иллюстрации теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справ­ки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

Собранная в процессе подготовки научная информация курсовой работы, должна отражать различные взгля­ды на поставленную проблему, т.е. должны присутствовать эле­менты научной полемики.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материа­ла, используемого в курсовой работе. При работе с нормативным материалом необходимо учесть, что сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного назва­ния, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы долж­но проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточ­нить категориальный аппарат, который следует испльзовать при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного теоретического положения в виде развернутого определения. Во-вторых, раскрыть содержание во­проса, показать роль и значение изучаемого явления, его место в системе теоретических положений. В-третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, как общее пра­вило, скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя разви­вать новые взгляды иначе как полемически, без нее невозможно представить развитие науки. В-шестых, работа должна завер­шаться выводами и предложениями, к которым пришел автор в ходе исследования.

4. Написание текста работы.

К непосредственному написанию содержания курсовой работы можно присту­пить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законода­тельства.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Творче­ская самостоятельность слушателя должна быть проявлена в умении на­ходить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, проанализировать материалы практики и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.

Курсовая работа должна быть написанаграмотно, литературнымязыком.

Основные требования к работе следующие:

- работа должна носить исследовательско - аналитический, а не описательный характер;

- работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат;

- в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые фак­ты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систе­матизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать раз­личные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную пози­цию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

При написании текста курсовой работы следует помнить о том, чтобы каждый пункт плана раскрывал отдельный аспект избранной темы. Структурные разделы работы должны носить логически взаимосвязанный не противоречивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В работе не допускаются текстуальные по­вторения.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, слуша­тель должен исходить из следующих основных принципов:

- самостоятельность в обобщении изученного материала;

- оценка различных точек зрения по затронутой проблеме;

- собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний;

- системность, стройность изложения и логическая завершенность работы;

- убедительность и аргументированность авторских суждений;

- оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с вве­дения, где называются моти­вы избрания данной темы, подчеркивается актуальность исследуемой проблематики, показывается степень ее научной разрабо­танности, определяется место в науке теории госу­дарства и права. Во введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации.

Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2 - 3 страницы).

В основной части работы логически последовательно рас­крываются поставленные вопросы. Каждый вопрос, должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которой автору следует изложить выводы частного характера.

В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понима­ние сущности избранной темы, знание используемых источни­ков, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездо­казательная критика, а стремление к тому, чтобы главные мо­менты были подкреплены теоретическими положениями, фак­тами и примерами практической деятельности.

Раскрывая тему, автору нужно макси­мально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и об­общать полученную информацию. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической дея­тельностью общественных и государственных органов, и прежде всего органов внутренних дел.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.

При написании курсовой работы, курсант (студент, слушатель) должен использовать не менее 10-15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц машинописного текста (30-35 страниц рукописного).

Поскольку курсовая работа является результатом самостоя­тельного изучения курсантами (слушателями) избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые лич­ные обобщения и выводы.

В заключении работы автором подводится итог научного исследования, ука­зывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при из­ложении избранной темы, акцентируется внимание на теоретических положениях вызвавших особый интерес, выделяются вопросы имеющие практическую значимость для деятельности правоохранительных ор­ганов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Объем заключения составляет около 5% от всего содержания курсовой работы (1 - 2 страницы).

5. Оформление курсовой работы, представление ее для регистрации и рецензирования.

Как правило, курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствие с требованиями к работам подобного рода. Как исключение, допускается рукописный вариант. Писать нужно разборчиво, без ошибок, пома­рок и исправлений. Сокращение слов не допускается за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, ФСИН, МВД, ОВД и т.п.).

После того как работа подготовлена, необходимо пронуме­ровать страницы. Тщательно отредактиро­ванный текст брошюруется в установленной последователь­ности.

Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен. За­головок отделяется от текста двумя интервалами и печатается заглавными буквами. Общепринятые размеры печати:

- на одной странице текста должно размещаться 28 - 30 строк;

- одна строка должна содержать 60 - 65 знаков (включая пробелы между словами);

- абзацный отступ равняется 5 знакам;

- для поля выставляются следующие размеры: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.

- размер шрифта 12-14 (Times New Roman).

На титульном листе (первой странице – которая не нумеруется) указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы, курс, место работы и должность, адрес и телефон.

На второй странице размещается план курсовой работы.

Текст каж­дого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указыва­ется цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной ли­тературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках.

В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, ука­зы, постановления правительства, приказы министерств, ве­домств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с ус­тановленной последовательностью. В раздел "Книги" включа­ется вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сбор­ник, научных статей, — то по первой букве его названия. В разделе "Статьи" перечисляются научные работы, опублико­ванные в журналах, сборниках научных трудов, в периодиче­ской печати.

Курсовая работа должна быть грамотно и аккуратно написана и представлена для рецензирования в устано­вленный срок. Кафедрой принимаются только оригиналы работ. Работы выполненные путем ксерокопирования не принимаются. Кроме этого, слушатель должен у себя хранить черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой ра­боты вплоть до защиты.

Не рецензируются курсовые рабо­ты выполненные несамостоятельно. В таких случаях преподава­тель определяет новую тему по своему усмотрению.

В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.

Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается или пересылается для регистрации на заочный факультет.

 

6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний.

Получив письменную рецензию, слушатель внимательно изу­чает ее, акцентируя внимание на отмеченных недостатках.

Замечания принципиального характера, должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдельные замечания, указанные в рецензии и не нуж­дающиеся в письменном изложении, требуют подкрепле­ния устными аргументами, которые приводятся при защите.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, при написании работы использован единственный источник, содержание работы не соответствует плану и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку.

В случае неудовлетворительного отзыва рецензента, слуша­тель обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соот­ветствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на предыдущую работу.

Устранение указанных в рецензии замечаний и после­дующая защита представляет собой завершающую часть рабо­ты над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом. Только после устранения указанных замечаний и доработки слушатель допускается к защите.

Получив допуск к защите, автор должен обновить в па­мяти содержание курсовой работы, выделить узловые вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замеча­ния.

Полученный положительный отзыв является основанием для защиты курсовой работы.

7. Защита курсовой работы.

Срок и место защиты определяется в соответствии с расписанием. Слушатель должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом, кратко и убедительно излага­ет содержание работы, делает обзор использованной науч­ной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Выслушав автора, преподаватель задает вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик.

Ознакомившись с отзывом рецензентанакурсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процес­се защиты вопросы, преподаватель указывает на допущенные недостатки. Оценка выставляется с учетом качества выполненной ра­боты и результатов ее защиты.

В случае если курсовая рабо­та оценена на "неудовлетворительно" слушатель должен подготовить ра­боту заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и, пройти вновь процедуру защиты.

Слушатели, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, счи­таются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестровых экзаменов.

Методические указания и рекомендации

По раскрытию отдельных тем.

 

Тема 1: Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

План (вариант 1):

Введение.

1. Теория государства и права как юридическая наука.

2. Предмет и методология теории государства и права.

3. Значение учебного курса теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудника ФСИН.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса, следует сформулировать понятие науки в целом и понятие юридической науки в частности, дать общую характеристику системы юридических наук и показать какое место в этой системе занимает теория государства и права. После этого следует сосредоточить внимание на проблеме соотношения теории государства и права с другими юридическими науками.

При рассмотрении второго вопроса, следует сформулировать понятие предмета теории государства и права и коротко охарактеризовать основные структурные элементы этот предмет образующие. Затем следует сформулировать понятие методологии теории государства и права, охарактеризовать основные принципы методологии, проанализировать сущность общенаучных, частнонаучных и специальных методов используемых теорией государства и права.

При рассмотрении третьего вопроса, следует сосредоточить внимание на определении места и роли теории государства и права в системе профессиональной подготовки сотрудников ФСИН.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

 

План (вариант 2):

Введение.

1. Место и роль теории государства и права в системе социальных наук.

2. Предмет теории государства и права. Соотношение понятий государство и право в рамках предмета науки.

3. Функции теории государства и права.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса, следует сформулировать понятие науки, определить критерии классификации наук. Показать отличие социальных наук от естественных и технических. После этого следует сосредоточить внимание на проблеме определения места теории государства и права в системе социальных наук. Предлагается акцентировать внимание на проблемах соотношения теории государства и права с политологией, социологией, психологией.

При рассмотрении второго вопроса, следует сформулировать понятие предмета теории государства и права. Предлагается уделить внимание проблеме соотношения феноменов государство и право в рамках этатистского, естественно-правового и социологического подходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.181 с.)