Федеративное устройство России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеративное устройство России.



 

В состав России входят 89 субъектов (в настоящее время идёт процесс их объединения и их количество сокращается) Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.
Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации имеют собственные сферы компетенции, или, как говорится в Конституции, предметы ведения.
К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
- установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
- установление правовых основ единого рынка;
- финансовое, валютное, таможенное регулирование;
- установление федеральных налогов и сборов;
- внешняя политика и международные отношения России;
- оборона и безопасность страны;
- судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.
Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним, например, относятся: обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; вопросы природопользования; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.
Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.
Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государства.

 

Президент Российской Федерации является главой государства. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.
Президент избирается на 4 года на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.
Президент издает указы и распоряжения. В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура. Президент может уйти в отставку.
Федеральное Собрание, или парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один - от представительного органа, другой от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).
Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава своих Председателей.
Основная функция Федерального Собрания - принятие федеральных законов.
Проект закона поступает сначала в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).
Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.
Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.
Отклоненный Президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.
Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.
По вопросам своей компетенции Правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).
Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.
Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.
Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры.
Надзор за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.007 с.)