ТОП 10:

Предсказание возраста и смерти



 

326. В начале месяца, двух недель и года надлежит определять время смерти по движению воздуха.

 

327. Становится устойчивой и благополучной жизнь того, кто свой светильник, образованный пятью таттвами (т.е. тело) и заправляемый маслом милости Шивы, сохраняет с помощью солнечной праны.

 

328. Тот, кто удерживает воздух и «солнце» днем, проживет долгую жизнь благодаря такой практике.

 

329. Изливаясь с небес, «луна» питает [нектаром жизни] лотосы тела. Благодаря практике добрых дел и йоги обретается бес

смертие с помощью «луны».

 

330. Ночью следует предпочесть «луну», а днем выбирать «солнце»; тот, кто практикует таким образом, несомненно яв

ляется истинным йогином.

 

331. У кого днем и ночью воздух неизменно течет по одной нади, тогда у того наступит смерть в течение полных трех лет.

 

332. Тот, чье дыхание непрерывно течет по пингале целых двое суток, как говорят знающие таттвы, проживет два года

жизни.

 

333. У кого дыхание неизменно течет в одном канале три ночи подряд, тот, как говорят мудрецы, проживет один год

жизни.

 

334. Тот, у кого «луна» непрерывно течет в течение ночи, а «солнце» — в течение дня, встретит смерть в течение шести

месяцев.

 

335. Наблюдающий за отражением солнца в воде и видящий солнечный круг рассеченным на юге, западе, севере или востоке, проживет соответственно шесть, три, два или всего один месяц; если у солнечного отражения в центре видна дыра, тогда остается всего десять дней жизни, если же отражение нечеткое и расплывчатое, как дым, то смерть наступит в тот же день, — так лучшие из мудрецов определяют знание срока жизни.

 

336. Посланец, одетый в черные или красные одежды, с плохими зубами, бритоголовый, с телом, обмазанным маслом и

пеплом, нищий, с обмерной веревкой в руке, несчастный, с разгоряченным лицом, заплаканный, с капалой и дубинкой

в руках, приходящий после захода солнца и босой, предвещает смерть тому, о ком спрашивает.

 

337. Внезапные умственные расстройства, внезапный упадок чувств и внезапные переходы от хороших привычек к

плохим, или от плохих привычек к хорошим, — все это первые признаки смерти.

 

338. Тот, чье тело становится холодным и имеет неблагоприятные признаки, а ум и чувства находятся в смятении, — это

признаки приближающейся смерти.

 

339. Тот, кто произносит ругательства и проклятия, а потом раскаивается в этом, несомненно вскоре умрет.

 

340. Тот, чей вдох холоден, а выдох горяч, как огонь, — даже если у него будут великие врачи, — определенно умрет.

 

341. Собственный язык, обитель Вишну, Полярную Звезду, небеса богов, матрика-мандалу, Арундхати, Луну, Венеру и

т.д. — тот человек, который уже не видит все это, однозначно умрет в течение года.

 

342. Тому человеку, который не видит лучи солнца, огня и луны, жить осталось только одиннадцать месяцев.

 

343. Кто видит при пробуждении или во сне лужу, полную испражнений, мочи, золота и серебра, не проживет более десяти месяцев.

 

344. Если кто не видит даже начищенные до блеска светильник или золото и вещи необычных форм, не проживет более девяти месяцев.

 

345. Если упитанный человек вдруг становится тощим и худым или наоборот, или если смуглый вдруг приобретает сияющий золотистый оттенок кожи, или, будучи смелым и отважным, вдруг становится трусливым, или, будучи религиозным, вдруг становится нерелигиозным, либо, будучи спокойным, вдруг становится непостоянным, — когда природа человека подвержена таким неожиданным изменениям, он проживет всего восемь месяцев.

 

346. Тот человек, у которого возникает боль в ладони или в основании языка, а также у кого темнеет кровь, и он не чув

ствует боли, даже будучи ущипнутым, проживет семь месяцев.

 

347. Тот, у кого не сгибаются три средних пальца, пересыхает горло даже при отсутствии какой-либо болезни, кто не

может вразумительно ответить даже на неоднократно повторяющиеся вопросы, в течение шести месяцев умрет.

 

348. Тот, у кого становится нечувствительной кожа на груди, в течение пяти месяцев непременно будет вынесен на пле

чах [для погребения].

 

349. Тот, у кого оба глаза не видят свет, но, чувствуют боль, у того участь — определенно умереть за четыре месяца.

 

350. У кого зубы и яички при надавливании не чувствуют боли, тот человек встретит смерть за три месяца.

 

351. Теперь поведаю вкратце о том, как можно, в соответствии с Агамой Шивы, предвидеть даже отдаленную смерть.

 

352-355. Отправившись в уединенное место и сделав так, чтобы солнце было со спины, практикующему следует пристально смотреть на шею своей тени. Затем, глядя на небо, пусть он повторит 108 раз: «Ом хрим парабрахмане номах», — тогда он увидит Шанкару, сияющего, как чистый горный хрусталь, Хару, принимающего многие образы. Тот йогин, который практикует это шесть месяцев, становится повелителем движущихся по земле. Практикуя так два года, он станет творцом, разрушителем и господином самого себя, обретет познание трех времен и высшее блаженство, — нет ничего труднодостижимого для постоянно практикующего эту йогу.

 

356. Тот йогин, который видит в небе тот образ черного цвета, несомненно умрет в течение шести месяцев.

 

357. Если он видит его желтым, то будет подвержен страху, если красным или синим — испытает утрату, если многоцветным — то обретет сиддхи и будет прославлен как великий.

 

358. Не видящий в своей тени стопы, лодыжки, живот или руки, непременно будет уничтожен и умрет.

 

359-360. Если он не видит левую руку, то несомненно умрет его жена; если же правую руку — умрет его родственник, а также сам он умрет в течение месяца; если голову — будет смерть в течение месяца; если бедра и плечи — умрет за восемь дней; если же совсем не видит тени, то умрет в тот же миг.

 

361. Отправившись с утра и держа солнце позади себя, если он видит свою тень без пальцев и губ, то умрет немедленно;

если же не видна вся его тень, то человек умрет и за половину мгновения. Та же самая участь ждет его, если не видны уши, плечи, руки, рот, бока и сердце. Также если тот человек уже не различает стороны света и видит свою тень без головы, то проживет только шесть месяцев.

 

362. Если в ком-то шестнадцать дней постоянно течет солнечная свара, то он встретит смерть в течение половины месяца.

 

363. Если у кого-то постоянно течет «солнце», а «луна» вообще не ощущается, то сказано, что он встретит смерть в течение четверти месяца.

 

364. Когда у кого-либо моча, испражнения и газы одновременно извергаются наружу, тогда следует знать, что он умрет

за десять дней.

 

365 Когда у кого-то постоянно течет «луна», а «солнце» вообще не ощущается, то он встретит смерть, как говорят знающие время смерти.

 

366-367. Тот, кто не видит Полярную Звезду, Арундхати и три шага Вишну, а также матрика-мандалу, тогда нет ему жизни. Арундхати — это язык, Полярная Звезда — кончик носа, брови и межбровье известны как шаги Вишну, а звезды — как Круг Матерей.

 

368. Смерть придет за девять дней к тому человеку, который не видит брови и межбровье, за семь дней — к тому, кто не слышит ничего своими ушами, за три дня — к тому, кто не видит звезды, и за один день — к тому, кто не видит свой язык.

 

369. Когда кто-либо, слегка надавливая пальцами на уголки глаз, не видит светящуюся точку, тот за десять дней умрет.

 

370. Омовением в святых местах, жертвованием, аскезой и добрыми делами, а также джапой, созерцанием и йогой можно предотвратить смерть.

 

371. Тело разрушается загрязнениями дош, а равновесие потоков праны известно как источник увеличения силы и нергичности.

 

372. Тело надлежит укреплять религиозыми и им подобными практиками. Практикой йоги достигается успех, невозможное ста

новится возможным, а непрактикующие йогу встречают смерть, ибо нет другого пути ее предотвращения.

 

373. Те люди, чье сердце озарено вечным и бесподобным светом тайного знания, рассеивающего тьму и сияющего подобно луне, не боятся смерти даже в своих снах.

 

374. Ида известна как Ганга, питала — как Ямуна, в середине течет Сарасвати, а их слияние известно как Праяга.

 

375. Сначала о садхане. Следует сперва сесть в баддха-падмасану и затем практиковать уддияну.

 

376. Вдох, задержка и выдох — три аспекта практики пранаямы, которые следет знать всегда йогину в целях очищения тела.

 

377. Вдох создает развитие и уравновешивает все дхату. Задержка за щищает жизнь органов тела, удерживая их на своих местах.

 

378. Выдох разрушает грехи. Тот, кто практикует йогу дыхания, тот способен остановить даже смерть.

 

379. Следует задерживать естественный воздух насколько позволяют силы. Выдох следует практиковать путем «луны»

(т.е. лунной свары), а вдыхать — путем «солнца» (т.е. солнечной свары).

 

380. Тот, у кого время от времени «луна» пьет «солнце», а «солнце» —«луну», будет жить, пока существуют Луна и звезды.

 

381. Тот, кто останавливает текущую нади и, закрывая рот, не дает воздуху выходить через него, обретает молодость.

 

382. Тот, кто закрывает пальцами рот, нос, глаза и уши, знает это как подъем таттв и благоприятную шанмукхи-карану.

 

383. Так он знает в мире форму, движения, вкус, местоположение, признаки, а также их путь во взаимодействии.

 

384. Йогин, свободный от желаний и нечистоты, да не беспокоится ни о чем. Осуществив избавление ума от желаний и сомнений, он легко побеждает смерть.

 

385-386. Сила целого мира познаваема и видна благодаря глазам. Поэтому, если его ум сосредоточен на этой силе хотя бы на прахару, тогда его возраст постоянно увеличивается на три гхатики ежедневно, — так сказано Шивой в Тантрах ради блага лучших сиддхов.

 

387. Сидя в позе лотоса, следует остановить апану в области огня, поднять ее вверх и затем соединить ее с праной. Когда обе соединятся вместе и войдут в сушумну, тогда их следует через брахмарандхру высвободить в пространство

акаши, — уходящие так из тела преданные стопам Шивы обретают вечное благо.

 

388. Йогин, знающий это и читающий это постоянно, избавляется от всех страданий и достигает желаемого результата

 

389. У стоп обладающего знанием свары человека всегда будет находиться Лакшми; у него повсюду будет еще при жизни в теле постоянное благо.

 

390. Как прошва — среди всех Вед, как Солнце — для брахманов, так и в мире смертных почитаем человек, знающий свару.

 

391. Десятки миллионов снадобий не сравнятся с тем, кто знает три упомянутые нади и обладает знанием таттв.

 

392. Нет на Земле такого богатства, которое бы сравнялось в цене хотя бы с одним словом того, кто знает и различает нади.

 

393. О, Богиня, исход битвы, приворожение женщин, зачатие и болезни — все предсказывается с точностью до половины кала благодаря знанию свары !

 

394. Это совершенное знание явлено в мире сиддхами и йогинами. Повторение и чтение его (т.е. «Шива-свародаи») во время лунных и солнечных затмений дает сиддхи.

 

395. Тот, кто, сидя устойчиво в определенной позе, контролирует сон и прием пищи, размышляет о высшем Атмане, тот сам воплощает это знание.

 

Так заканчивается «Шива-свародая», поведанная Махешварой в беседе с Умой.

 

Примечания Рамы Прасада

1. «Бог сказал», «Богиня сказала». Вся книга изложена в форме диалога между Богом Шивой и его супругой Парвати. Все Тантры

имеют такую же форму диалога. Это трудно совместить с реальными фактами, предположив, что Шива и Парвати были не

кой человеческой парой в некий древний период. Первый в этой книге упоминается как Ишвара, вторая — как Деви, или Шакти.

Заметим, что и метод построения не свидетельствует, что книга была дана самим Шивой. Прежде всего, в книге есть несколько

стихов, которые, по-видимому, происходят от различных авторов и соединены в данной форме неким собирателем. Во-вто

рых, автор говорит в одном месте, что он собирается описать определенные опыты, как он видел их в Шивагаме (священных

текстах тантрического учения Шивы). В конце одной рукописи, однако, он говорит, что книга содержит восемь глав Шивагамы.

В «Кенопанишад» великий комментатор Шанкарачарья интерпретирует Уму-Химавати (другое имя Парвати) как брах-мавидью, или божественную науку. Это объяснение едва ли будет справедливо здесь. Здесь Шива и Парвати, по-видимому, олицетворяют собой мужской и женский принципы. Они являются теми, кто лучше всего ознакомлен с их собственной жизнедеятельностью. Бог, мужской принцип, объясняя Шакти, женскому принципу, различные способы, в которых тонкие силы природы отпечатываются на более грубых планах, мог бы быть символом внешнего отпечатка от всех мыслей и живущих организмов в Шакти (более холодном вещественном начале) с помощью Шивы (более горячего мужского принципа).

 

2. Вселенная охватывает все проявления, с которыми мы знакомы, либо на умственном, либо на психическом плане. Все они

вышли из таттв. Таттвы — это силы, которые лежат в основе всех этих проявлений. Рождение, сохранение и разрушение, или, говоря более строго, появление, питание и исчезновение явлений, с которыми мы знакомы, есть таттвические изменения су

ществования.

 

3. Это — Парабрахман последователей веданты, первое изменение бытия, которое стоит на вершине эволюции. Это первая положительная фаза жизни. Все Упанишады соглашаются в этом. В начале все это было cam(положительная фаза Брахмана). Из этого состояния вышли по порядку пять эфиров — таттвы или махабхуты, как они также называются. «От Него произошла ака-ша и так », — говорит Упанишада. Это состояние Парабрах-мана называется в тексте «непроявленным». Проявление для нас начинается только вместе с «эго», шестым принципом нашей конституции, а все находящееся за этим естественно является непроявленным. Формы проявляют себя только когда таттвы и два состояния вещества — мужское и женское, более горячее и более холодное,—приходят к существованию. Однако существует только одно универсальное состояние вещества. Следовательно, этому состоянию дается также эпитет Одно Целое (Единое). Оно называется также «Дающее свет». Этот свет есть реальная жизнь. Это то состояние, которое превращается в пять эфиров, которые образуют атмосферу шестого принципа Вселенной.

 

4.Тело — человеческое, а также любое другое — состоит из пяти таттв в их грубой форме. В этом грубом теле переливаются пять таттв в их тонкой форме. Они регулируют его физиологически, умственно, психически и духовно. Поэтому это четыре тонкие формы таттв.

5. Более всего любой человек уделяет внимание своему собственному телу. С учетом этого здесь были описаны законы возникновения дыхания в теле. Знание трех времен — прошлого, настоящего и будущего — есть ни что иное, как научное знание причин и следствий явлений. Знайте настоящее таттвическое состояние вещи, знайте их предшествующие и последующие состояния, — и вы получите знание трех времен.

 

6. «В сваре находятся Веды ...» Свара, как было видно, есть ток жизни-волны. Это то же самое, что и разум (интеллект) последователей веданты. Утверждение в этом стихе могло иметь два значения. Оно могло бы означать, что вещи, описанные в Ведах, находятся в сваре-, или она могла означать, что описание само находится там. Оно могло бы означать, что оба (вещи и описание) находятся там. Это, конечно, абсолютный факт. Нет ничего в проявлении Вселенной, что не получало бы существование от Великого Дыхания, которое есть прана Вселенной на наивысшем плане Единой Жизни.

 

7. Этот стих указывает на различие между практическим и теоретическим оккультизмом. Практика, конечно, в высшей степени

благоприятна, но теория также ставит нас в правильную колею и поэтому также достаточно благоприятна.

 

8. За некоторыми разъяснениями по этому предмету читатель отсылается к моим эссе об эволюции.

 

9. Каждое явление является ничем иным, как фазой таттвического движения.

 

10. Все явления Вселенной являются именами и формами. Все эти имена и формы живут в сваре Парабрахмана или в сравнитель но более тонких таттвах. Но нет ничего различимого. Они только различаются как таковые, когда они отпечатываются на более грубых планах. Отпечатывание имеет место благодаря более холодному состоянию жизненного вещества, которое является только тенью праны, первоначального состояния. Следовательно, все имена и формы являются нереальными сами по себе.

 

11. Это знаменитое изречение: «Познай самого себя с помощью самого себя», которое получается из греческого добавлением трех последних слов.

 

12. Это все различные фазы пяти различных таттвических состояний. Они имеют естественное влияние на земную жизнь. Это

влияние отличается от вещи, на которую это влияние оказывается. Лучи таттвического состояния времени только отразятся

в любой организм, если отражающая поверхность является со ответствующей. Йогин, который имеет власть над своим дыха

нием, может направить его в любое таттвическое состояние, которое он выберет и противоположные влияния времени просто

устранятся.

 

13. Йогины принимают пупок в качестве отправной точки системы нади. Так говорит Патанджали, великий философ йоги:

«Системы тела узнаются путем концентрации на пупке». Ведантисты принимают сердце в качестве начальной точки системы. Первые принимают в качестве их причины существование в пупке силы Кундалини (иначе Кундали), последние — существование в сердце сердечной души (лингатма), которая является реальной жизнью грубого тела. Она, однако, нематериальна. Мы можем начать откуда пожелаем, если только мы правильно понимаем местоположение жизненного принципа и его различных проявлений.

 

14. «Сила Кундали». Эта сила спит в развитом организме. Это та сила, которая тянется в грубое вещество от материнского организма через пуповину и распределяется по его различным местам, где прана придает ему форму. Когда ребенок отделяется от матери, сила идет спать. Она теперь больше не нужна. На запасы Кундали влияют размеры тела ребенка. Сказано, что возможно пробудить эту богиню даже в развитом организме определенными упражнениями йоги. Когда это сделано, йоги получают власть над удлинением или укорочением членов тела.

 

15. Для разъяснений по этим трем нади читатель отсылается к статье о пране. На малом расстоянии от правого и левого сердца, и правой и левой частей позвоночника находятся пингала и ида. Канал между этими двумя есть сушумна. Полагая, что система кровеносных сосудов является простым отражением нервной системы, эту терминологию можно применять только к нервной системе. Оказывается, однако, что нади тантристов охватывают обе эти системы. В нервной системе находится реальная сила, и она должна присутствовать везде, где есть какое-либо проявление жизни.

 

16. Отрицательная фаза праны имеет свойства амриты, дающей вечную жизнь. Отрицательная материя, луна, является более холод ной, чем положительная материя, солнце. Первая получает впечатления от последней, и она приводит в действие часть

сообщенных ей впечатлений. Луна, поэтому, является реальной жизнью всех имен и форм. В ней они живут, она поддерживает

их. Она поэтому есть амрита, нектар жизни. Первая нади является, из-за более высокой температуры, которой она обладает, сообщателем имен и форм, или кратко, сообщающей движение фазой жизненной материи. Она является тенденцией солнца всегда вызывать изменения в именах и формах, и дает новые впечатления вместо старых. Следовательно, солнце является великим разрушителем форм. Оно является отцом форм, но реальным сохранителем является луна.

 

17. Будет видно, что в этом разделе отмечены три фазы сушумны.

18. Отмечены еще две фазы соединения — сандхья-сандхи и ведоведа. Согласно некоторым философам, они не существуют. Говорят, что эти две есть только имена двух предыдущих. Это, однако, не есть тезис данного автора. Он утверждает, что оба эти

состояния существуют раздельно. Сандхъя-сандхи — это та сушумна, через которую происходит исчезновение в более высокую материю по ту сторону. Физиологическая сушумна есть резервуар потенциальной физиологической жизни человека. Из этого состояния берет свое начало либо положительная, либо отрицательная фаза жизни. Но сушумна есть дитя более высокой фазы жизни.

Положительная и отрицательная умственные силы согласно аналогичным законам дают рождение этой потенциальной пра-намайя-коше. Это слово, как говорят некоторые авторы, есть результат умственного движения (самкалыга). Состояние соединения этих двух ментальных состояний есть сандхья-сандхи. Такое же имя, по-видимому, было дано высшей сушумне. Когда эти две фазы ментальной материи нейтрализуются в сушумне, пранамайя-коша теряет свою жизненность и исчезает. Ведоведа же представляет собой то состояние, в которое падает отражение высшего Атмана и откуда для него открывается путь в мозг.

 

19. Смотри мои эссе о таттвах.

 

20. Каждое возможное явление души, разума, праны и грубой материи происходит от таттв, как это мы пытались объяснить во вводном эссе.

 

21. Нервная система отличается по всем локам. Много раз говорилось, что таттвические лучи, разбегающиеся в каждом направ

лении, из каждой точки, порождают неисчислимые трути, которые являются уменьшенными картинами макрокосма. Теперь

будет легко понять, что эти картины образуются на различных планах, которые различным образом наклонены к солнечной оси и лежат на разных расстояниях от Солнца. Наша планета находится на определенном расстоянии от Солнца, и жизнь на этой планете устроена так, что лунный и солнечный токи жизни должны иметь равную силу для необходимости поддержания организма. Таттвы также должны быть сбалансированы. Могли бы быть другие планы жизни, в которых соответствующие силы двух токов и таттв могли быть больше или меньше, чем на Земле. Очевидно, что на всех этих планах различные органы будут отличаться по форме, по силе, и по относительному положению. Это порождает более или менее различающиеся нервные системы во всех локах и различные формы организмов земли. Как и в эволюции изменились потребности ума, так пра-намайя-коши изменяют свои планы, и таким образом они изменяются на Земле согласно оккультной теории эволюции.

 

22. Йогины действуют с целью обмануть время. Время есть порядок появления различных таттвических фаз живущего организ-

ма. В человеке этот порядок регулируется его предыдущей кармой. С помощью силы предыдущей кармы человеческий

организм обретает различные состояния восприимчивости, в соответствии с восприимчивостью таттвическое влияние вре

мени — солнечная прана — вызывает боль или наслаждение различных видов. Практикой йоги йогин управляет изменени

ями таттв своего тела. Время обманывается. Если он выталкивает зародыш болезни из своего тела, то никакая эпидемия

никогда не затронет его.

 

23. Таттвическое значение планет, описанное в этих двух стихах, повидимому, является мнением только нескольких. Мнение авто

ра, которое является также мнением великого астролога Вараха-михиры, выражено в стихе 181.

 

24. Вот двенадцать фаз луны. Луна здесь означает силу, которая дает пищу именам и формам. Это сила появляется в двенадцати формах, согласно таттвическим изменениям. Поток левой нади в ее дневном направлении здесь не имеется в виду.

25. Этот раздел отсылает к человеческой ауре. Тонкая прана окружает грубое человеческое тело, подобно нимбу света.

 

Естественное расстояние от тела до периферии этого нимба равно двенадцати пальцам человека, прана которого измеряется. Это расстояние подвержено воздействию в течение обычного периода вдоха и выдоха. Во время вдоха это расстояние уменьшается до десяти пальцев; во время выдоха оно восстанавливается до двенадцати. Во время других определенных действий расстояние также изменяется. Таким образом, при ходьбе длина праны становится 24, при беге — 42. При совокуплении она становится 65, во время сна — 100. При еде и разговоре она становится 18. В обычном человеке длина ее равна 12 пальцам; обычная длина, однако, уменьшается в необычном человеке. Таким образом, в тех людях, которые свободны от желаний, длина праны уменьшается на 1 палец. Она становится равной 11. В людях, которые всегда приятны, всегда веселы, длина ее равна 10 пальцам. Поэт имеет 9 пальцев. Оратор имеет 8. Провидец имеет 7. Левитатор имеет шесть; и так (смотри следующие стихи).

 

26. Сфера праны означает нимб этой силы, которая окружает грубое тело. В то время, когда мужская прана имеет чистый свет

солнца, а женская — луны, пусть два нимба соединятся вместе. Они в это время находятся в их собственном элементе. Когда

два нимба приходят вместе, они изменяют цвет. При определенном количестве естественного удовлетворения индивидуальное

солнце будет уменьшать привычку удовлетворения индивидуальной женской пряной и наоборот. Это, конечно, следует по

вторять некоторое время, чтобы сообщить каждой из двух пранпостоянный цвет другой. Следует сделать еще одну вещь. Не следует допускать, чтобы какой-нибудь антагонистический цвет оказывал хотя бы малейшее влияние на ту или другую из этих

пран. Если это сделано, то двое научатся отталкивать друг друга и вместо привязанности возникнет вражда.

 

27. Первая и третья прана в стихе означают либо мужчину, либо женщину, тогда как вторая означает противоположное этому.

Это означает, что мужская или женская прана принимает с ее субстанцией женскую или мужскую прану, если допускается та

или иная из последних. Это допущение должно иметь две фазы. Должен существовать готовый ум, или иначе будет введен анта

гонистический цвет и последующее отталкивание. Должна быть также активность, извлеченная из какого-либо антагонистического цвета, которая могла бы присутствовать в пране, и также защищающая как ум, так и прану от любых антагонистических влияний. Когда мужская или женская прана входят на место, т.е. насыщается в женской или мужской пране, жизнь находится у своего конца. Отрицательная прана дает общую силу положительной и наоборот. Сила вызывает долгую жизнь. Но, чтобы получить долготу жизни, должно быть полное насыщение, которое невозможно при наличии какой-либо одной из этих пран любой другой антагонистической праны.

 

28. Эти два стиха (№ 290 и 299), как кажется на первый взгляд, воспроизводят различные истины. Но они относятся к различным пранам — одна к положительной, другая — к отрицательной.

 

29. Женские клетки в яичнике являются «луной». Они имеют способность быть втиснутыми в любую форму мужскими клетками — «солнцем». Мужское семя горячее, чем зародышевые клетки женщины. По мере того, как первые действуют на последние, они расширяются. Первые действуют на последние только когда они предоставляются им — это выражается тем, как говорят, что «солнце» входит в «луну», а «луна» входит в «солнце». Когда они, таким образом, входят друг в друга, женское вещество, которое получает постоянное питание с помощью силы Кундали, начинает расширяться вдоль линий, вытянутых за нею силою, присущей «солнцу». В мужском семени лежит скрытый будущий человек, так же как дерево в семечке. Такова истинная картина солнца, или, как мы можем сказать, макрокосмической праны. Мужское семя является, фактически зеркалом, в котором вследствие таттвического сходства отражается индивидуальная трути, с которой читатель теперь уже должен быть знаком. Мужское семя, таким образом, является вместилищем всей пранамайя-коши. Женщина аналогично является совершенной «луной», представляющей каждую часть тела. Они действуют друг на друга, и результатом является грубая форма.

30. На этот день приходится начало года эры Самват царя Викрам-адитьи.

 

31. Этим днем начинается солнечный год. Внешний цвет в любое время определяется положениями Солнца и Луны и теми пла

нетами, наличие которых оказывает самое сильное влияние на таттвическое значение любого момента. Это таттвическое зна

чение изменяется согласно универсальному закону. Если в какое-либо время течет апас-таттва, то она никогда не может

сразу проникнуть в теджас, а должна делать это постепенно. Эти атмосферные таттвы имеют значительно меньшие рас

стояния (пробегают многими меньшими курсами). Следовательно, возможно, хотя и крайне трудно и сложно, вычислить

из таттвического значения одного момента таттвическое значение любого будущего момента. На этот живущий мир всегда воз

действуют эти таттвические изменения. В акте дыхания природа обеспечивает очень точным и верным масштабом все

измерения таттвических изменений. Следовательно, тот йогин, который может жить в соответствии с временем и простран

ством, может предсказывать будущее очень легко. Но насколько трудно жить в совершенном соответствии с временем и про

странством!

 

32. Нарушение таттвического баланса есть болезнь; следовательно, каждая таттва имеет свои собственные болезни.

 

33. Когда два человека приходят вместе, их праны изменяют цвет. Это так из-за того, что вы можете узнать из мгновенного отражения в вашем собственном теле цвет любого другого человека, который находится около вас. Настоящее каждого человека есть отец его будущего. Следовательно, вы можете предсказать конец любой болезни, или время смерти. Все это, как было установлено, является справедливым по этим направлениям и было описано в различных разделах этой книги.

 

Глоссарий

Абхиджит — один из лунных домов (накшатр).

абхинивеша— техническое название слабости ума, которая вызывает огонь смерти. Это одно из пяти несчастий йогинов.

авидья — ложное знание.

 

Агама— одно из трех обозначений достоверного и авторитетного знания. Знание, которое приходит к нам из опыта исследования других, которых мы принимаем за авторитет, такое знание, как говорят, приходит из Агамы. И Веды иногда называются Агамой по той же причине, равно как и Агама — Пятой Ведой. Чаще же всего Агамами называют Тантры, наиболее эзотерические из всех индуистских священных писаний.

агни— огонь. Имя светоносного эфира, иначе называемого теджас-таттвой. Его цвет красный. Другие цвета получаются от сочетания с другими таттвами.

акаша— название первой таттвы, звуконосного эфира; это очень важная таттва. Все другие таттвы выходят из нее и живут и работают в ней. В ней все формы и идеи жизни Вселенной. Не существует такой вещи в мире, которая бы не предшествова-лась акашей или не следовала бы за ней, это то состояние, из которого мы можем ожидать непосредственный выход каждой другой субстанции и каждой другой таттвы, или, более точно, в котором все есть, но не видимо.

аламбуша, или аламмукха— канал в человеческом теле, о котором говорят, что он открывается в рот; поэтому это питающий канал.

Амбариша — один из пяти адов, в котором свойства апас-таттвы находятся в болезненном избытке.

 

амрита — напиток бессмертия в райских мирах; само состояние бессмертия.

ананда— это состояние блаженства, в котором душа поглощается духом. Это означает также духовное состояние таттвичес-кой атмосферы.

анандамайя-коша— духовный жизненный слой, духовная монада.

ангула— мера длины, равная ширине большого пальца; дюйм.

Андхатамисра— ад, где качества акаша-таттвы находятся в болезненном избытке.

Анурадха— семнадцатый лунный дом.

анумана— вывод.

апана — то проявление жизненного дыхания, которое удаляет из системы организма вещи, которые больше не нужны, такие как кал, моча и т. д.

Ардра— один из лунных домов (см. накшатры).

Арджуна — герой «Махабхараты», прославленный воин, с которым Кришна беседует в «Бхагавад-гите» и открывает ему важные истины йоги.

апас— название одной из пяти таттв; элемент воды.

асампраджнята— высшее состояние ментального транса, в котором ум полностью поглощается душой. Низшее состояние известно как сампраджнята.

асат — отрицательное дыхание или фаза материи.

асмита— 1. Синоним ахамкары, эгоизма. 2. Производящая часть, или доля «Я». 3. Мнение, что «Я» ничем не отличается от органов чувств и ментальных построений.

Атманистинная Самость, или душа (особенно как универсальная Сверхдуша) всех живущих; также один из эпитетов Парабрахмана.

ахавания— один из трех священных огней, которые поддерживались в древнем ведическом ритуале.

ахамкара— эгоизм.

Ашвини— первый лунный дом.

ашрам(а) — духовная обитель или центр; одна из четырех духовных стадий жизни индуиста.

биджа (биджа-мантра)— тантрический звуковой символ идеи человеческого ума, шагнувшего за обычные границы видимого и, таким образом, заглянувшего в невидимое. Древние тантрические философы и мистики имели алгебраические

символы для обозначения почти каждой идеи. Им это было абсолютно необходимо, потому что они придерживались мнения, что если человеческий ум фиксировался на каком-либо объекте с достаточной силой некоторое время, то несомненно, посредством силы воли он достигнет объекта. Внимание, вообще говоря, достигалось посредством постоянного бормотания определенных магических звуков и слов, и, таким образом, удерживанием идеи (воплощенной в звуке-образе) всегда перед умом. Короче, алгебраические символы использовались поэтому для обозначения_каждой идеи. Так, например, ХРИМ означает скромность, КЛИМ означает любовь, АИМ означает защиту, ШРИМ означает благополучие, и т.д. Аналогичные символы использовались для названия кровеносных сосудов и т.д. Значительная часть символического языка Тантр в настоящее время, к сожалению, большинству людей просто непонятна, за исключением сравнительно небольшого числа посвященных тантрических адептов.

Брахман— также известен как Парабрахман, единый Абсолют, из которого исходит Вселенная.

Брахма (с долгим конечным «а») — 1. самосознание проявленной Вселенной, шестой принцип Вселенной. 2. Бог-творец.

брахман— ведический жрец; индуистский священнослужитель, представитель высшей касты индуистов.

брахмарандхра— отверстие в голове, через которое йогин (см.) выходит из тела. В нем заканчивается позвоночный канал.

брахмавидья— божественная наука; знание, ведущее к постижению Абсолюта.

брахманда — В







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.041 с.)