Модуль 1. Деньги и финансовые рынки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Деньги и финансовые рынки



ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ДЕНЬГИ И КРЕДИТ»

Цель занятия: ознакомление с планом и порядком проведения практических и семинарских занятий по курсу «Деньги и кредит», с критериями оценки знаний студентов, списком литературных источников, а так же требованиями, предъявляемыми к подготовке выступлений студентов на занятиях. Проведение тестирования с целью проверки исходного уровня знаний студентов, полученных при изучении других дисциплин: «История экономических учений», «Макроэкономика», «Экономика», «Финансы».

Задания для обсуждения

1. Зачем нужна экономическая наука и почему мы изучаем учебную дисциплину «Деньги и кредит».

2. Определение предмета «Деньги и кредит».

3. Какова разница между микроэкономикой и макроэкономикой? Приведите макроэкономические и микроэкономические примеры важности денег.

4. Структура и задачи курса «Деньги и кредит».

5. Методология экономических исследований: основные приемы.

6. Какова роль экономистов в административно-командной и в регулируемой смешанной рыночной экономике?

7. Почему Нобелевские премии по экономике присуждают каждый год? Что Вы знаете об экономистах-лауреатах нобелевской премии?

Тесты для проверки знаний и самоконтроля

1. При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которого выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

а) был низкоэффективен вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

б) был неудобен;

в) препятствовал развитию общественного разделения труда.

г) основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах;

д) имели место все перечисляемые выше причины.

2. Деньги служат:

a) средством обращения;

б) средством сохранения ценности;

в) счетной единицей;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы неверны.

3. Какое из приведенных ниже утверждений описывает связь между реальной ценностью или покупательной способностью денег и уровнем цен? Покупательная способность денег и уровень цен находятся:

а) в обратной зависимости;

б) в прямой зависимости в период инфляционного подъема;

в) в прямой, но, не пропорциональной зависимости;

г) в прямой и пропорциональной зависимости;

д) не связаны друг с другом.

Деловая игра

Студенты объединяются в группы (5-6 человек в каждой). В активе каждой группы предположительно имеется по 10 тыс. грн. Группам необходимо привести максимально возможное количество вариантов использования этих денежных средств. На задание дается 10 минут. По истечении этого времени группа выбирает одного участника, который представляет полученные результаты.

Рекомендуемая литература:40; 46.

ТЕМА 1. ДЕНЬГИ И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ В КРУГООБОРОТЕ

ДОХОДОВ И ПРОДУКТОВ

Цель занятия: изучить основные элементы кругооборота доходов и продуктов, рассмотреть роль денег в макроэкономическом кругообороте; изучить функции государства и финансовых рынков в экономической системе; исследовать взаимоотношения национальной экономики с иностранными экономическими системами.

Основные термины: кругооборот доходов и продуктов, поток, национальный продукт, национальный доход, готовые товары и услуги, промежуточные товары и услуги, номинальная оценка, реальная оценка, уравнение обмена, скорость обращения, уровень цен, статическая величина; сбережения, финансовые рынки, прямое финансирование, капитальное финансирование, косвенное финансирование, финансовые посредники, трансфертные платежи, фискальная политика, денежно-кредитная политика, закрытая экономическая система, открытая экономическая система, приток капитала, отток капитала, «утечки», «инъекции».

Задания для обсуждения

1. Изобразите упрощенную модель кругооборота доходов и продуктов.

2. Почему в модели кругооборота национальный продукт должен быть равен национальному доходу?

3. Объясните различие между номинальной и реальной оценкой национального продукта, приведите пример.

4. Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения количества денег, находящихся в обращении.

5. Используя уравнение обмена, объясните, почему возрастание денежного предложения приведет к увеличению цен, при каких условиях. Как этого можно избежать?

6. Представить на доске такую схему, которая отражала бы учет таких процессов, как сбережения, инвестиции и финансовые рынки.

7. Объясните различия между прямым и косвенным финансированием. Приведите примеры.

8. Перечислите три способа взаимодействия государственного сектора экономики с процессами кругооборота. Чем определяется направление потока средств, перемещающихся из государственного сектора и попадающих на финансовые рынки?

9. Какими двумя способами правительство может повлиять на величину национального продукта?

 

Задачи и методические рекомендации по их решению

Задача 1. В национальной экономике скорость обращения денег равна 1,88 [81]. Реальный валовый внутренний продукт составил 914,72 [82] млрд. грн. Индекс потребительских цен ‑ 115,9%. Определите объем номинального валового внутреннего продукта и размер денежной массы в обращении. Дайте экономическую интерпретацию полученных результатов.

Методические рекомендации по решению задачи

Объем номинального валового внутреннего продукта рассчитывается исходя из уравнения обмена И.Фишера (1.1).

MV=PQ, (1.1)

где М – статическое количество денег (денежная масса, денежное предложение);

V – скорость обращения (среднегодовое количество раз, которое каждая единица денежной массы расходуется на приобретение готовых товаров и услуг). Скорость обращения равна отношению номинального национального продукта к массе денег в обращении;

P – уровень цен (средняя цена товаров и услуг), то есть среднее взвешенное значение цен готовых товаров и услуг, выраженное относительно базового годового показателя, равного 1,0;

Q – количество проданных товаров, реальный национальный продукт.

При этом произведение уровня цен на реальный национальный продукт (PQ) равно номинальному национальному продукту. Исходя из этого, рассчитаем номинальный объем ВВП:

PQ=1,159 *914,72 = 1060,2 млрд. грн

Исходя из того же уравнения И.Фишера, можно выразить размер денежной массы:

М=PQ/V (1.2)

Рассчитаем размер денежной массы в обращении:

М=1060,2/1,88=563,9 млрд. грн.

Ответ: объем номинального валового внутреннего продукта составил 1060,2 млрд. грн., размер денежной массы в обращении – 563,9 млрд. грн.

Задача 2. Известно, что в прошедшем году денежная масса, находящаяся в обращении возросла на 20%, при этом скорость обращения денег сократилась на 3%. Определите, как изменились размеры реального и номинального национального продуктов, если средний уровень цен вырос на 2%. Дайте экономическую интерпретацию полученных результатов.

Задача 3. В Украине в 2008 г. размер денежной массы в обращении составил 515,7 млрд. грн. [81]. Реальный ВВП составил 948,1 млрд. грн, уровень цен составляет 125,2%. Определите скорость обращения денег и объем номинального национального продукта. Дайте экономическую интерпретацию полученных результатов.

Задача 4. В национальной экономике страны в прошедшем году скорость обращения денег сократилась на 10%, реальный ВВП увеличился на 5%, а средний уровень цен вырос на 8%. Определите, как изменились денежная масса в обращении и номинальный национальный продукт. Дайте экономическую интерпретацию полученных результатов.

Задача 5. Определите как изменится номинальный объем ВВП, если объем денежной массы сократится с 515,7 млрд.грн до 487,3 млрд.грн до, а скорость оборота денег останется неизменной и составит 1,84 оборота.

Задача 6. На основании данных представленных в таблице 1 рассчитайте скорость оборота денег по годам и сделайте вывод. Является ли скорость оборота денег в Украине за период 2005-2010 гг. величиной постоянной?

Таблица 1

Годы            
Номинальный ВВП, млрд.грн 441,5 544,2 720,7 948,1 913,4 1094,6
Денежная масса (М1), млрд. грн 98,6 123,3 181,7 225,3 233,8 277,7
Скорость оборота денег ? ? ? ? ? ?

 

Задача 7. На основании данных, представленных в таблице 2, определить размер сбережений и дефицита государственного бюджета.

Таблица 2

Показатель Сумма, млрд.грн
Расходы на инвестиции Государственные закупки Платежи по экспорту Чистые налоги Платежи по импорту 200,0 320,0 150,0 160,0 110,0

 

Методические рекомендации по решению задачи

Для определения размера сбережений и дефицита государственного бюджета следует исходить из фундаментального уравнения равновесия финансового рынка:

I + (G - T) = S + (M - X) (1.3)

где I – инвестиции;

G – государственные закупки;

X – платежи по експорту;

T – чистые налоги;

S – сбережения;

M – платежи по импорту;

(G - T) – дефицит государственного бюджета;

(M - X) – чистый импорт.

Следует отметить, что дополнительные денежные средства, поступающие в экономику в виде инвестиций, государственных закупок и платежей по экспорту, не являються расходами внутренных потребтелей на приобретение товаров и услуг, произведенных в стране, потому их называют «инъекциями» в кругооборот (I + G + X). Вместе с тем, денежные средства, которые домашние хозяйства расходую (помимо покупки товаров и услуг) на уплату налогов, на сбережения, попадающие на финансовые рынки, а также уходящие в иностранный сектор компенсационные платежи по импорту, представляют собой «утечки» из кругооборота (S + T + М).

Таким образом, можем определить размер сбережений:

S= I+G+X‑T‑M. (1.4)

Рассчитаем размер сбережений:

S=200+320+150‑160‑110=400 млрд.грн

Из уравнения (1.3) находим дефицит государственного бюджета, который представляет собой разницу между государственными закупками и суммой чистых налогов: (G - T) = 320‑160 = 160 млрд.грн.

Ответ: размер сбережений составил 400 млрд. грн, а дефицит государственного бюджета 160 млрд. грн.

Задача 8. Определить сумму платежей по импорту, размер дефицита государственного бюджета, а также общие налоговые поступления в бюджет, при условии, что трансфертные платежи населению составляли 820 млн. грн. Данные для проведения расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатель Сумма, млрд.грн
1. Расходы на инвестиции 2. Государственные закупки 3. Платежи по экспорту 4. Чистые налоги 5. Сбережения  

Задача 9. Определите размер чистых налогов, национального продукта, дефицита государственного бюджета, чистого импорта и сбережений в экономике на основании следующих данных (табл. 4).

Таблица 4

Показатель Сумма, млрд.грн
Расходы на потребление Расходы на инвестиции Платежи по импорту Государственные закупки Платежи по экспорту Общие налоговые поступления Трансфертные платежи 725,0 231,3 178,2 83,0 187,3 354,0 248,5

Задача 10. Определите размер государственных закупок, общих налоговых поступлений, чистого импорта и утечек в экономике на основании данных, представленных в таблице 5.

Таблица 5

Показатель Сумма млрд.грн
Сбережения Расходы на инвестиции Платежи по импорту Дефицит государственного бюджета Платежи по экспорту Чистые налоги Трансфертные платежи 324,1 125,3 145,0 25,1 169,0 98,0 105,3

Деловая игра

Студенты объединяются в группы (5-6 человек в каждой). Игра проводится в два этапа. На первом этапе группы представляют разные страны. Преподаватель раздает каждой группе карточки с перечнем операций. Например:

а) компания «Coca-Cola» покупает 100 тыс. акций украинской корпорации «Виннифрут»;

б) богатый украинский бизнесмен покупает 1000 акров земли в Италии;

в) МВФ дает правительству Украины ссуду в 50 млн. дол.

г) украинская сеть розничной торговли берет ссуду в банке 2500 млн. грн для оплаты доставки бумаги, которую магазин получает у турецкой компании.

Необходимо определить какие из приведенных операций приводят к притоку или оттоку капитала из национальной экономики их страны.

Второй этап. Все группы являются представителями Украины. Перед каждой группой стоит задача разработать свои варианты (не менее трех) наиболее эффективных операций, которые позволят обеспечить приток капитала в экономику Украины. Представители групп выступают с обоснованными докладами.

Темы докладов

1. Финансовый рынок и его товары

2. Финансовый рынок и его роль в экономической системе рыночного типа

3. Современная финансово-кредитная система Украины

4. Роль предприятий в развитии финансовых рынков

5. Роль денег в рыночной системе.

6. Роль государства в экономической системе рыночного типа.

7. Финансовые посредники, их функции в экономике.

Самостоятельная работа студентов

1. Проработка материала лекции, подготовка к ответам на вопросы по пройденному материалу.

2. Повторение основных терминов, подготовка к написанию экспресс-контрольной по основным терминам.

3. Подготовка докладов.

4. Решение открытых тестовых заданий для подготовки к модульному контролю.

Рекомендуемая литература: 34; 35; 36; 40; 43; 45; 46; 48; 49.


ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

 

Цель занятия: изучить концепции происхождения денег и фундаментальные вопросы теории денег, уяснить функции денег как средства измерения стоимости и как средство накопления, а также рассмотреть различные виды денег, выявить их особенности.

Основные термины: масштаб цен, ликвидность, сущность денег, сущность бумажных денег, кредитные деньги, вексель, банкнота, чек, денежное обращение, налично-денежное обращение, безналичные расчеты, клиринговые палаты, жирорасчеты, закон денежного обращения, инфляция, виды инфляции, показатель оборачиваемости денег в платежном обороте, показатель скорости обращения в кругообороте доходов и продуктов, таргетирование.

Задания для обсуждения

1. Выявить отличия в концепциях происхождения денег.

2. Рассмотреть развитие обмена путем смены следующих форм стоимости: простой, полной, всеобщей и денежной.

3. Используя историю денег в различных странах, приведите следующие примеры:

- денег, используемых как мера стоимости, но не как средство обращения;

- денег, используемых как средство обращения, но не как мера стоимости;

- денег, являющихся средством обращения, но не являющихся средством накопления.

4. Объясните, почему при использовании денег как орудия обмена издержки обращения ниже, чем при использовании бартера.

5. Несмотря на то, что деньги считаются более удобными для совершения сделок, чем бартер, бартер все же не исчез из современной экономической системы. Приведите, по меньшей мере, один пример бартера (из Вашего личного опыта) и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.

6. В какой степени Вы учитываете инфляцию, распоряжаясь своими деньгами? Влияет ли инфляция на использование денег в качестве средства обращения? Меры стоимости? Средства накопления?

7. Отличительная особенность банкноты от векселя и классической банкноты от бумажных денег.

8. Определить основные черты безналичного денежного оборота в Украине.

9. Какие факторы оказывают прямое и обратное влияние на количество денег, необходимых для обращения; ответ обосновать.

10. Какова будет цепочка событий, если государство выпустит в обращение денег больше, чем требуется хозяйству.

11. Укажите денежные и внешние факторы в развитии инфляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.05 с.)