Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. История и теории демократииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 7.1. Идея демократии в истории политической мысли. 7.2. Нормативная модель демократии: критерии, механизмы, условия. 7.3. Избирательные системы и выборы. Литература 1. Белякович, Н. Н. Политология: учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск: Дикта, 2008. – 407. 2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике: учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с. 3. История политических учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва: Высшая школа, 2002. – 275 с. 4. Круглова, Г. А. Политология: учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 324 с. 5. Мельник, В. А. Политология: учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 543 с. 6. Политология: учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск: УП «Технопринт», 2002. – 464 с. 7. Политология: учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с. 8. Политология: учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск: Тетра Системс, 2005. – 447 с. 9. Политология: курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск: ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с. 10. Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва: Высшая школа, 2008. – 437 с.
7.1. АРИСТОТЕЛЬ: «Предпочтительнее, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из наилучших. Ведь может оказаться, что большинство, из которого каждый сам по себе и не является дельным, объединившись, окажется лучше тех не порознь, но в своей совокупности, подобно тому, как обеды в складчину бывают лучше обедов, устроенных на средства одного человека. Ведь так как большинство включает в себя много людей, то возможно в каждом из них, взятом в отдельности, и заключается известная доля добродетельности и рассудительности; а когда люди объединяются, то на многих получается как бы один человек, у которого много и рук, много и ног, много и восприятий». «Подлежит обсуждению и такой вопрос: под какой властью полезнее находиться – под властью лучшего мужа или под властью лучших законов? Те, кто решают, что полезнее быть под властью царя, ссылаясь на то соображение, что законы выражают собой только общие положения и не заключают в себе предуказаний на отдельные случаи: поэтому было бы нелепо, как и при всякого рода ином искусственном установлении рабски придерживаться буквы предписания. Таким образом выходит, что государственный строй, строго придерживающийся в мелочах буквы закона, не есть наилучший. Однако правители должны руководствоваться общими правилами, и лучше то, чему чужды страсти, нежели те, чему они свойственны по природе: в законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизбежны».
«В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Так как по общественному мнению умеренность и середина наилучшее между двумя крайностями, то очевидно, что средний достаток из всех благ лучше всего. При наличии в обществе среднезажиточных людей лучше всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами, а из преступлений одни совершаются из наглости, другие – вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то, и другое приносит вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства, дружеских связей и тому подобное не желают, да и не умеют подчиняться. Поведение людей второго типа из-за крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Таким образом, отсюда неизбежно следует, что государство, состоящие из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй. Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних: никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга.
Сочетание власти большинства, устойчивого законодательства с опорой на среднезажиточный класс в сумме образует политию. Римский полис: модель демократии, основанной на разделении функций власти: · консульская власть · власть сената · власть народного трибунала · институт цензоров (проверял соответствие вновь принимаемых законов установленными ранее принципами). Новое время: основа моделей демократии: свободный индивид, автономная личность, мыслящая разумно. Руссо: самостоятельно мыслящие, разумные люди вовлечены в политический процесс и совместно вырабатывают идеи общего блага. Они определяют, что хорошо и что плохо для народа и после разумно организованных дискуссий решают, как прийти к общему благу. Составляющие руссоистской модели демократии: гомогенное общество, отсутствия конфликта интересов, объективно существующее общее благо, отсутствие представительства, плебисцит. Монтескье: для установления демократии необходимы: небольшая территория, моральное согласие людей, подавление личного интереса, строгая дисциплина граждан, прямое участие, существование представительства и «целомудренного лидерства». ХVIII – ХIХ вв. Дж.Мэдисон. Демократию составляют: социальный плюрализм, наличие в обществе фракций, гарантия прав меньшинства, подвижное большинство, представительство, большая территория. «Демократия – это попытка достичь компромисса между большинством и меньшинством». Токвиль А. Недостатки реальной демократии: не даёт народу искусного правительства, порождает тиранию большинства, рождает апатию. Для создания идеальной демократии необходимы: представительство, посреднические учреждения, воспитание гражданской добродетели (главная – любовь к Отечеству), политическое образование. «Нет ничего такого, чего бы человеческая воля считала невозможным достигнуть посредством свободного действия соединённой силы отдельных личностей». ХIХ – нач. ХХ в. Модель И.Шумпетера. Демократия – система мероприятий, при которой индивиды добиваются власти в результате конкурентной борьбы за голоса народа. Условия для конструирования демократии: - наличие квалифицированных групп представителей; - принятие понятных народу решений, чтобы народ мог высказывать своё отношение к ним; - наличие хорошо организованной демократии, которая дорожит четью мундира и рекрутируется из среднего класса; - наличие демократического самоконтроля у каждого участника политического процесса (готовность к самоограничению во имя консенсуса). Эдитистские модели: реальные решения принимаются меньшинством, элита избирается на определённый срок, берёт на себя миссию народного представительства, существует в режиме чередования власти. Плюралистические модели: гетерогенность общества, представительство максимального количества интересов, их сопоставление, выработка «средних» решений, одинаково удалённых от частных интересов, наличие множества «мелких» лидеров. Результат: постоянное равновесие, исключающие победу какой-либо одной группы. Партисипаторные модели: максимальное участие граждан, прямая демократия на всех низших уровнях, делегирование полномочий на высший уровень. Народ имеет право решать всё, так как он – субъект, одарённый волей.
7.2. Нормативная модель демократии: · Критерии: - наличие представительства интересов; - легитимный плюрализм; - возможность активного политического участия; - взаимная ответственность власти и граждан. · Механизм осуществления демократии: - законодательное закрепление прав человека; - парламентаризм; - принцип большинства; - многопартийность; - легальная оппозиция; - разделение властей; - контроль за действиями элиты. · Условия реализации нормативной модели: - наличие экономического рынка; - наличие социального плюрализма в сочетании с гомогенностью общества; - наличие среднего класса; - наличие гражданского общества; - гражданская политическая культура; - наличие устойчивых ценностей и идентификации граждан с системой. 7.3. Избирательные системы и выборы: · Избирательная система есть порядок организации и проведение выборов в представительные учреждения, закреплённый в юридических нормах, а также в сложившейся практике государственных и общественных организаций. · Избирательная система подразделяется на структурные компоненты: - избирательное право – теоретико-юридический компонент; - избирательная процедура (или избирательный процесс) – практико-организационный компонент. · Термин «избирательное право» может употребляться как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право). Ø В основе классификации выборов лежат принципы избирательного права и несколько критериев: объект выборов (президентские, парламентские, в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеочередные, дополнительные). Ø Классификация выборов по принципу избирательного права. - всеобщие – ограниченные (цензовые); - равные – неравные; - прямые – косвенные - с тайным – с открытым голосованием. Ø Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. · Избирательная компания (предвыборная компания) – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов). · Избирательная процедура включает в себя: - назначение выборов; - создание избирательных органов; - организацию избирательных округов, районов, участков; - регистрацию кандидатов в депутаты; - определённую финансовую поддержку выборов; - охрану порядка в ходе проведения выборов;
- определение результатов голосования. Ø Результаты голосования происходят на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной. · Мажоритарная система – избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. · Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (50 % + 1 голос). · Мажоритарную систему относительного большинства, т.е. больше чем у соперников. · Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надёжное большинство в парламенте. · Основные недостатки мажоритарной системы: 1) значительная часть избирательной страны (иногда 50 %) остаётся не представительной в органах власти; 2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем её соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; 3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов. · Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу подданных голосов. · Пропорциональная система имеет две разновидности: - пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются); - пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах). · К достоинствам пропорциональной системы относятся: 1) более полное представительство политических сил в органе власти; 2) ситуация политического плюрализма; · Основные недостатки пропорциональной системы: 1) слабая связь депутатов и избирателей; 2) сложности в формировании правительства; 3) независимость депутатов от своих партий. · Избирательные системы в своём развитии прошли долгий путь, как следствие появления смешанной избирательной системы. · Смешанная избирательная система – определённая часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая – пропорционально.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.012 с.) |