Тема 5.6. Бессоюзные сложные предложения (БСП). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.6. Бессоюзные сложные предложения (БСП).



Специфика синтаксического устройства БСП по сравнению с союзными (ССП, СПП) предложениями.

Из истории изучения БСП, вопрос о классификации БСП в науке

А.М.Пешковскийформальный критерий, соотнесение БСП с одним из типов союзных предложений, роль интонации (функцию союзов и союзных слов выполняет определенная интонация), БСП отличаются от союзных только синтаксическим средством, но не значением, “компенсационный закон” А.М.Пешковского;

Н.С.Поспеловсемантический критерий, БСП вывел из парадигмы с союзным типом, противопоставление сочинительной и подчинительной связи в БСП снято; вводится другое противопоставление – БСП однородного и неоднородного состава, однородность/неоднородность устанавливается не на формальных, а на логико-семантических основаниях);

И.Н.Кручинина – РГ-80 (традиционные БСП открытой структуры = ССП с имплицитно выраженной связью, БСП закрытой структуры = бессоюзные соединения (сочетания) предложений, это не синтаксическая единица, у нее нет своей синтаксической формы, интонация не является синтаксическим средством выражения смысловых отношений между конструкциями, это простая последовательность предложений в тексте (бессоюзные сочетания предложений с двусторонним и односторонним соединением частей),

В.А.Белошапковаструктурный критерий (БСП открытой и закрытой структуры, предложения типизированной и нетипизированной структуры),

Е.Н.Ширяевинтонационно-смысловой критерий, компенсационный принцип при выявлении семантических отношений: интонация заменяется неинтонационными средствами выражения, ср у А.М.Пешковского интонация заменяет неинтонационные средства выражения; БСП открытой / закрытой структуры, БСП закрытой структуры с дифференцированными / недифференцированными отношениями).

БСП в школьном учебнике.

Тема 5.7. Многочленные (многокомпонентные) сложные предложения (МСП).

Место МСП в синтаксисе. МСП как факт речи, полипредикативные конструкции с различным способом связи предикативных частей. Особенности МСП (стечение союзов, их пропуск, неполнота предикативной части, ограничение сочетаемости предикативных частей и др.). МСП и предложения усложненной структуры (полипредикативные конструкции с одним способом связи предикативных частей). СПП с последовательным и параллельным (однородным/неоднородным, одночленным/разночленным) подчинением. Структурные типы МСП с различными видами связи (ССП с подчинением, СПП с сочинением, БСП с сочинением/подчинением). Уровни членения в МСП (логико-синтаксический, структурный). Компонентная структура уровней членения (при первом уровне членения выделяются более крупные логические компоненты, при втором – части равные отдельным предикативным единицам). На первом уровне членения компоненты могут быть связаны только сочинительной или бессоюзной связью, как связями более свободными, на втором возможно подчинительная связь как связь более тесная.

Тема 5.8. Способы передачи чужой речи.

Понятие “чужая речь” (высказывания лиц, включаемые автором в свое сообщение, повествование). Основные способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Структурно-семантические разновидности конструкций с чужой речью.

Раздел 6

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ

И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Понятие монологической и диалогической речи (по характеру участия двух субъектов речевой деятельности – говорящего и адресата). В монологической речи активным является только говорящий. В диалогической речи активно участвуют и говорящий, и адресат, причем они меняются ролями.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) (сверхфразовое единство – Л.А.Булаховский, прозаическая строфа – Г.Я.Солганик) как структурно-семантическая единица текста – одна из сложных форм организации монологической речи (Н.С.Поспелов). ССЦ – это компонент текста, представляющий собой ряд высказываний, которые объединены общей темой и имеют структурные показатели связи. Композиционно-смысловая организация ССЦ (зачин, среднее звено, концовка). Способы связи предложений в ССЦ. Цепная и параллельная, сочинительная связь. Лексико-синтаксический параллелизм. Анафора и эпифора. Средства связи в ССЦ (союзы, общие члены, обороты и предложения, относящиеся ко всему ССЦ, соотношение видо-временных и модальных форм сказуемых в ССЦ). Структурно-тематические типы ССЦ: статические (описание), динамические (повествование), смешанные. Рассуждение как особый тип ССЦ.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Период как особая форма организации монологической речи – стилистическая фигура, характеризующаяся ритмико-интонационным и смысловым членением. Строение периода. Типы периодов.

Диалогическое единство – сложная форма организации диалогической речи Типы диалогических единств.

Раздел 7

ПУНКТУАЦИЯ

Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Их иерархия и взаимодействие. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные виды знаков препинания (отделительные: точка, вопросительный, восклицательный знак; разделительные: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой; выделительные: скобки, кавычки, парные запятые, тире, смысловые: многоточие). Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Варианты употребления знаков препинания. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.

 

5. Образовательные технологии, используемые при реализации дисциплины (модуля)

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки филолога-бакалавра, обучающемуся синтаксису современного русского языка, в учебном процессе активно используются следующие образовательные технологии компетентностного подхода:

(Указываются конкретные образовательные технологии (проблемного обучения, дистанционного обучения, электронного обучения, проектная, рейтинговая, технология развития критического мышления, кейс-технологии и т.д., методы: дискуссия, групповая работа, решение ситуационных задач и т.д.), используемые при реализации различных видов учебной работы.

Обязательно!!!! указывается перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем).

Образовательные технологии:

Аудиторные

а) технология проблемного обучения, поиска, получения, сохранения, обработки информации (кейс-технология, системный анализ, классификация признаков, «мозговая атака» при решении проблемных ситуаций, структурно-семантическое резюме);

б) технология развития критического мышления (методика выборапути решения проблемы);

в) технология мастерских (создание собственных примеров для анализа проблемных случаев; поиск синонимичных способов выражения мысли);

г) технология лингвистической экспертизы (отработка методики анализа фактов речи и соотнесение их с языковыми инвариантами, мотивация выбора; решение проблемных задач с синтаксической омонимией: при определении типа сказуемого, функции инфинитива, границы односоставного/двусоставного предложения; конструкций с формой N1 = номинативное, или именительный темы, или вокатив? = полное односоставное или двусоставное неполное с незамещённой позицией подлежащего?);

д) компьютерная симуляция (выполнение тестовых заданий для проверки основных профессиональных компетенций);

е) кластер видов анализа синтаксических единиц (содержит схемы анализа словосочетания, простого и сложного предложения, проверяющие все виды профессиональных компетенций).

Внеаудиторные

а) работа с научной литературой и интернет-ресурсами по синтаксису при подготовке реферативных сообщений, изучении истории вопроса по темам практических занятий.

Методы, используемые при реализации различных видов учебной работы:

дискуссия, метод моделирования и решения ситуационных задач, лингвистического анализа, и т.д.

Необходимое программное обеспечение и информационные справочные системы:

Тестовая программа для компьютерного тестирования разработана с помощью Автоматизированной Интерактивной Системы Тестирования АИСТ. Она установлена в компьютерных классах, где и проходит тестирование.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

(Указываются описательно способы организации самостоятельной работы студентов (может быть ссылка на табл. 4.1), какие методические материалы обеспечивают самостоятельную работу студентов, где и как их найти, как обеспечен к ним доступ (сайт кафедры, личный сайт преподавателя, информационный ресурс в кабинете и т.д.). Полностью весь методический материал по обеспечению самостоятельной работы студентов приводится в приложении 1 к РП. После общей характеристики способов организации самостоятельной работы в РП можно сделать эту ссылку.)

Способы организации самостоятельной работы:

1. Работа с указанной научно-методической литературой: составление выписок, конспектов по соответствующим вопросам.

2. Реферативные сообщения по истории синтаксических явлений.

Задания для самостоятельной работы студентов отражены в методических изданиях по курсу:

1. Синтаксис словосочетания и простого предложения: рабочая программа, учебный материал, методические указания к текущим работам, итоговой контрольной работе, вопросы к экзамену. Для студентов-бакалавров 4 курса. Иваново 2015. Составитель: кандидат филологических наук Э.В. Кромер.

2. Синтаксис словосочетания и простого предложения: Планы практических занятий, языковой материал и виды работы. Для студентов-бакалавров 4 курса. Иваново 2015. Составитель: кандидат филологических наук Э.В. Кромер.

3. Синтаксис сложного предложения: рабочая программа, учебный материал, методические указания к текущим работам, итоговой контрольной работе, вопросы к экзамену. Для студентов-бакалавров 4 курса. Иваново 2015. Составитель: кандидат филологических наук Э.В. Кромер.

Методический материал по обеспечению самостоятельной работы студентов приводится в приложении 1 к РП.

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине

(Указываются оценочные средства для проведения входного, текущего и итогового контроля: тесты, контрольные работы, письменный опрос, диагностическая работа, защиты проектов, проверка домашних работ разного характера и т.д., описывается технология контроля и оценки.

Указывается конкретная форма проведения экзамена (зачета): письменная, устная, смешанная, использование рейтинговой оценки, накопительной оценки и т.д.

Формулируются минимальные требования, при выполнении которых студент получает «зачет» или «удовлетворительно» на экзамене (минимальный, базовый уровень усвоения учебного материала)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.015 с.)