Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1. Синтаксис как раздел грамматики.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный русский язык СИНТАКСИС
Иваново, 2015 г. 1. Цели освоения дисциплины (модуля) Раздел «Синтаксис» является завершающим в систематическом курсе «Современный русский язык». Изучение его, как и всего курса «Современный русский язык», предполагает овладение студентами не только теоретическими знаниями, но и прочными умениями и навыками. Формированию самостоятельного, творческого осмысления фактов языка должно способствовать системное изложение материала с учетом истории развития того или иного явления, а также с учетом современных подходов в науке. Все это определяет основные принципы построения программы. 1. Каждая тема начинается с изложения истории вопроса с выходом в современное состояние проблемы. 2. Этим обусловлен и отбор рекомендуемой литературы, включающей работы, отражающие традиционную точку зрения, и исследования последних лет, представляющих современные направления в русистике. Список обязательной и дополнительной литературы даст возможность студентам использовать различные способы изучения материала. Традиционная точка зрения по тем или иным вопросам может изучаться по предлагаемым учебным пособиям и первоисточникам; проблемные вопросы – излагаются в лекциях, материал, вызывающий трудности при анализе языковых фактов – рассматривается на практических занятиях. 3. Программа имеет профессиональную направленность. Ее цель – дать студентам научные знания о современной синтаксической системе языка, его нормах и тенденциях развития. Профессиональная направленность преподавания русского языка в школе предполагает координацию современных научных взглядов с трактовкой аналогичных языковых фактов в школьных учебниках. 4. Системное, проблемное освещение материала поможет ознакомить студентов с методикой научно-исследовательской работы в вузе и подготовить к ведению занятий в школе на высоком уровне. Цели учебной дисциплины «Синтаксис современного русского языка»: – сформировать у студентов представление об устройстве и специфике синтаксического уровня русского языка, – познакомить их с типологией основных синтаксических единиц, – усвоить систему основных понятий и терминов синтаксиса, – углубить и расширить научно-теоретическую подготовку, – развить речемыслительную способность филолога в использовании как самих синтаксических средств системы языка в различных ситуациях общения, так и навыков многоаспектного синтаксического анализа в практической профессиональной деятельности. Задачи: – дать системное описание и типологию синтаксических единиц, прежде всего предложения (простого и сложного) как основной коммуникативной единицы языка, – обогатить теоретические знания студентов о русском языке путем усвоения основных понятий и терминов синтаксиса, изложения разных подходов к описанию синтаксических явлений, – выработать умения и навыки комплексного, многоаспектного анализа синтаксических конструкций в соответствии с задачами структурно-семантического направления, – активизировать навыки владения устной и письменной формой научной речи. 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП Согласно ФГОС ВО, данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (Б1.Б14.2), который предусматривает изучение языкового строя на всех его уровнях. Курс «Синтаксис современного русского языка» изучается в 7-8 семестре 4 курса. Предшествующие курсы: изучение данного курса опирается на сведения, полученные студентами в курсе русского языка в средней школе, «Введение в языкознание» (пропедевтический курс), «Лексика современного русского языка», «Фонетика…», «Морфемика. Словообразование», «Морфология» Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей) Студент должен (из предшествующих курсов) знать: Ø о системном устройстве языка, Ø основных единицах каждого уровня языка (в частности, применительно к синтаксису: словосочетание, предложение), Ø видах системных отношений в языке (в частности, применительно к синтаксису), Ø виды связи слов в словосочетании, Ø признаки предложения как единицы синтаксиса, Ø характеристику предложения по разным признакам, Ø способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Уметь: Ø выделять синтаксические единицы в тексте, Ø давать характеристику видов связи в словосочетании, Ø определять границы членов предложения. Владеть: Ø соответствующим понятийно-терминологическим аппаратом, Ø общими приемами синтаксического анализа словосочетания и предложения. Курс «Синтаксис» является итоговым в общем курсе «Современный русский язык». 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модуля) 3.1. Компетенции, формированию которых способствует дисциплина (модуль) В результате освоения дисциплины должны быть выработаны следующие компетенции: ОПК-2 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации. ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста ПК-1 способность применять знания в области теории и истории изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. 3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с формируемыми компетенциями В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. Содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет: в 7 семестре: 2з.е. 72 ч. = 14 – лек., 14 – пр., 44 – с.р. зач. в 8 семестре: 3 з.е. (108 ч.= 14 – лекц., 14 – пр., 44 – сам.р., 36 – контр.). Экзамен
4.1. Содержание дисциплины (модуля) по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью учебных занятий
4.2. Развернутое описание содержания учебного материала по разделам (темам) ( или модульное представление учебного материала) Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ Раздел 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Раздел 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Раздел 4. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Раздел 5. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Раздел 6 И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Понятие монологической и диалогической речи (по характеру участия двух субъектов речевой деятельности – говорящего и адресата). В монологической речи активным является только говорящий. В диалогической речи активно участвуют и говорящий, и адресат, причем они меняются ролями. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) (сверхфразовое единство – Л.А.Булаховский, прозаическая строфа – Г.Я.Солганик) как структурно-семантическая единица текста – одна из сложных форм организации монологической речи (Н.С.Поспелов). ССЦ – это компонент текста, представляющий собой ряд высказываний, которые объединены общей темой и имеют структурные показатели связи. Композиционно-смысловая организация ССЦ (зачин, среднее звено, концовка). Способы связи предложений в ССЦ. Цепная и параллельная, сочинительная связь. Лексико-синтаксический параллелизм. Анафора и эпифора. Средства связи в ССЦ (союзы, общие члены, обороты и предложения, относящиеся ко всему ССЦ, соотношение видо-временных и модальных форм сказуемых в ССЦ). Структурно-тематические типы ССЦ: статические (описание), динамические (повествование), смешанные. Рассуждение как особый тип ССЦ. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Период как особая форма организации монологической речи – стилистическая фигура, характеризующаяся ритмико-интонационным и смысловым членением. Строение периода. Типы периодов. Диалогическое единство – сложная форма организации диалогической речи Типы диалогических единств. Раздел 7 ПУНКТУАЦИЯ Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Их иерархия и взаимодействие. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные виды знаков препинания (отделительные: точка, вопросительный, восклицательный знак; разделительные: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой; выделительные: скобки, кавычки, парные запятые, тире, смысловые: многоточие). Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Варианты употребления знаков препинания. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.
5. Образовательные технологии, используемые при реализации дисциплины (модуля) В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки филолога-бакалавра, обучающемуся синтаксису современного русского языка, в учебном процессе активно используются следующие образовательные технологии компетентностного подхода: (Указываются конкретные образовательные технологии (проблемного обучения, дистанционного обучения, электронного обучения, проектная, рейтинговая, технология развития критического мышления, кейс-технологии и т.д., методы: дискуссия, групповая работа, решение ситуационных задач и т.д.), используемые при реализации различных видов учебной работы. Обязательно!!!! указывается перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем). Образовательные технологии: Аудиторные а) технология проблемного обучения, поиска, получения, сохранения, обработки информации (кейс-технология, системный анализ, классификация признаков, «мозговая атака» при решении проблемных ситуаций, структурно-семантическое резюме); б) технология развития критического мышления (методика выборапути решения проблемы); в) технология мастерских (создание собственных примеров для анализа проблемных случаев; поиск синонимичных способов выражения мысли); г) технология лингвистической экспертизы (отработка методики анализа фактов речи и соотнесение их с языковыми инвариантами, мотивация выбора; решение проблемных задач с синтаксической омонимией: при определении типа сказуемого, функции инфинитива, границы односоставного/двусоставного предложения; конструкций с формой N1 = номинативное, или именительный темы, или вокатив? = полное односоставное или двусоставное неполное с незамещённой позицией подлежащего?); д) компьютерная симуляция (выполнение тестовых заданий для проверки основных профессиональных компетенций); е) кластер видов анализа синтаксических единиц (содержит схемы анализа словосочетания, простого и сложного предложения, проверяющие все виды профессиональных компетенций). Внеаудиторные а) работа с научной литературой и интернет-ресурсами по синтаксису при подготовке реферативных сообщений, изучении истории вопроса по темам практических занятий. Методы, используемые при реализации различных видов учебной работы: дискуссия, метод моделирования и решения ситуационных задач, лингвистического анализа, и т.д. Необходимое программное обеспечение и информационные справочные системы: Тестовая программа для компьютерного тестирования разработана с помощью Автоматизированной Интерактивной Системы Тестирования АИСТ. Она установлена в компьютерных классах, где и проходит тестирование. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (Указываются описательно способы организации самостоятельной работы студентов (может быть ссылка на табл. 4.1), какие методические материалы обеспечивают самостоятельную работу студентов, где и как их найти, как обеспечен к ним доступ (сайт кафедры, личный сайт преподавателя, информационный ресурс в кабинете и т.д.). Полностью весь методический материал по обеспечению самостоятельной работы студентов приводится в приложении 1 к РП. После общей характеристики способов организации самостоятельной работы в РП можно сделать эту ссылку.) Способы организации самостоятельной работы: 1. Работа с указанной научно-методической литературой: составление выписок, конспектов по соответствующим вопросам. 2. Реферативные сообщения по истории синтаксических явлений. Задания для самостоятельной работы студентов отражены в методических изданиях по курсу: 1. Синтаксис словосочетания и простого предложения: рабочая программа, учебный материал, методические указания к текущим работам, итоговой контрольной работе, вопросы к экзамену. Для студентов-бакалавров 4 курса. Иваново 2015. Составитель: кандидат филологических наук Э.В. Кромер. 2. Синтаксис словосочетания и простого предложения: Планы практических занятий, языковой материал и виды работы. Для студентов-бакалавров 4 курса. Иваново 2015. Составитель: кандидат филологических наук Э.В. Кромер. 3. Синтаксис сложного предложения: рабочая программа, учебный материал, методические указания к текущим работам, итоговой контрольной работе, вопросы к экзамену. Для студентов-бакалавров 4 курса. Иваново 2015. Составитель: кандидат филологических наук Э.В. Кромер. Методический материал по обеспечению самостоятельной работы студентов приводится в приложении 1 к РП. 7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (Указываются оценочные средства для проведения входного, текущего и итогового контроля: тесты, контрольные работы, письменный опрос, диагностическая работа, защиты проектов, проверка домашних работ разного характера и т.д., описывается технология контроля и оценки. Указывается конкретная форма проведения экзамена (зачета): письменная, устная, смешанная, использование рейтинговой оценки, накопительной оценки и т.д. Формулируются минимальные требования, при выполнении которых студент получает «зачет» или «удовлетворительно» на экзамене (минимальный, базовый уровень усвоения учебного материала) Современный русский язык СИНТАКСИС
Иваново, 2015 г. 1. Цели освоения дисциплины (модуля) Раздел «Синтаксис» является завершающим в систематическом курсе «Современный русский язык». Изучение его, как и всего курса «Современный русский язык», предполагает овладение студентами не только теоретическими знаниями, но и прочными умениями и навыками. Формированию самостоятельного, творческого осмысления фактов языка должно способствовать системное изложение материала с учетом истории развития того или иного явления, а также с учетом современных подходов в науке. Все это определяет основные принципы построения программы. 1. Каждая тема начинается с изложения истории вопроса с выходом в современное состояние проблемы. 2. Этим обусловлен и отбор рекомендуемой литературы, включающей работы, отражающие традиционную точку зрения, и исследования последних лет, представляющих современные направления в русистике. Список обязательной и дополнительной литературы даст возможность студентам использовать различные способы изучения материала. Традиционная точка зрения по тем или иным вопросам может изучаться по предлагаемым учебным пособиям и первоисточникам; проблемные вопросы – излагаются в лекциях, материал, вызывающий трудности при анализе языковых фактов – рассматривается на практических занятиях. 3. Программа имеет профессиональную направленность. Ее цель – дать студентам научные знания о современной синтаксической системе языка, его нормах и тенденциях развития. Профессиональная направленность преподавания русского языка в школе предполагает координацию современных научных взглядов с трактовкой аналогичных языковых фактов в школьных учебниках. 4. Системное, проблемное освещение материала поможет ознакомить студентов с методикой научно-исследовательской работы в вузе и подготовить к ведению занятий в школе на высоком уровне. Цели учебной дисциплины «Синтаксис современного русского языка»: – сформировать у студентов представление об устройстве и специфике синтаксического уровня русского языка, – познакомить их с типологией основных синтаксических единиц, – усвоить систему основных понятий и терминов синтаксиса, – углубить и расширить научно-теоретическую подготовку, – развить речемыслительную способность филолога в использовании как самих синтаксических средств системы языка в различных ситуациях общения, так и навыков многоаспектного синтаксического анализа в практической профессиональной деятельности. Задачи: – дать системное описание и типологию синтаксических единиц, прежде всего предложения (простого и сложного) как основной коммуникативной единицы языка, – обогатить теоретические знания студентов о русском языке путем усвоения основных понятий и терминов синтаксиса, изложения разных подходов к описанию синтаксических явлений, – выработать умения и навыки комплексного, многоаспектного анализа синтаксических конструкций в соответствии с задачами структурно-семантического направления, – активизировать навыки владения устной и письменной формой научной речи. 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП Согласно ФГОС ВО, данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (Б1.Б14.2), который предусматривает изучение языкового строя на всех его уровнях. Курс «Синтаксис современного русского языка» изучается в 7-8 семестре 4 курса. Предшествующие курсы: изучение данного курса опирается на сведения, полученные студентами в курсе русского языка в средней школе, «Введение в языкознание» (пропедевтический курс), «Лексика современного русского языка», «Фонетика…», «Морфемика. Словообразование», «Морфология» Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей) Студент должен (из предшествующих курсов) знать: Ø о системном устройстве языка, Ø основных единицах каждого уровня языка (в частности, применительно к синтаксису: словосочетание, предложение), Ø видах системных отношений в языке (в частности, применительно к синтаксису), Ø виды связи слов в словосочетании, Ø признаки предложения как единицы синтаксиса, Ø характеристику предложения по разным признакам, Ø способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Уметь: Ø выделять синтаксические единицы в тексте, Ø давать характеристику видов связи в словосочетании, Ø определять границы членов предложения. Владеть: Ø соответствующим понятийно-терминологическим аппаратом, Ø общими приемами синтаксического анализа словосочетания и предложения. Курс «Синтаксис» является итоговым в общем курсе «Современный русский язык». 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модуля) 3.1. Компетенции, формированию которых способствует дисциплина (модуль) В результате освоения дисциплины должны быть выработаны следующие компетенции: ОПК-2 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации. ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста ПК-1 способность применять знания в области теории и истории изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. 3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с формируемыми компетенциями В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. Содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет: в 7 семестре: 2з.е. 72 ч. = 14 – лек., 14 – пр., 44 – с.р. зач. в 8 семестре: 3 з.е. (108 ч.= 14 – лекц., 14 – пр., 44 – сам.р., 36 – контр.). Экзамен
4.1. Содержание дисциплины (модуля) по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью учебных занятий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.013 с.) |