Опыт 2. Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт 2. Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов



 

а) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты

Выполнение опыта.

Внести в две пробирки по 1мл 0,1н. раствора уксусной кислоты. Добавить в каждую пробирку по одной капле метилового оранжевого. Отметить окраску индикатора. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, а в другую внести 2-3 микрошпателя кристаллического ацетата аммония. Пробирку встряхнуть. Сравнить цвет раствора с цветом раствора в контрольной пробирке.

 

Оформление результатов опыта.

Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение константы её диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссо­циации кислоты при добавлении к ее раствору ацетата аммония. Как изменяются при этом степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н+? Как изменится степень диссоциации уксусной кислоты при добавле­нии к её раствору сильной кислоты?

 

б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания

Выполнение опыта.

Внести в две пробирки по 1 мл 0,1 н. раствора гидроксида аммо­ния. Добавить в каждую пробирку по одной капле фенолфталеина. Отме­тить окраску индикатора. Одну пробирку оставить в качестве конт­рольной, а в другую внести 2-3 микрошпателя кристаллического ацетата аммония. Пробирку встряхнуть. Сравнить окраску раствора с ок­раской раствора в контрольной пробирке.

 

Оформление результатов опыта.

Написать уравнение диссоциации и выражение константы диссоциации гидроксида аммония. Объяснить, как смешается равновесие диссоциации гидроксида при добавлении к нему ацетата аммония. Как изменяются при этом степень диссоциации гидроксида аммония и концентрация ионов ОН-? Как изменится степень диссоциации гидроксида аммония при добавлении к его раствору щелочи?

 

Опыт 3. Направление реакций обмена в растворах электролитов

 

а) Выполнение опыта.

Из имеющихся на лабораторном столе реактивов выбрать такие, при взаимодействии которых произойдут указанные ниже превращения. Осуществить реакции.

Варианты заданий:

 

I вариант: II вариант:

1) Pb2+ + SO2-4 → PbSO4¯; 1) Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2 ¯;

2) 2Н+ + CO2-3 → H2O+ CO2­; 2) NH+4 + OH- → NH3­+H2O;

3) Н+ + CH3COO- → CH3COOH. 3) Н+ + ОН- → Н2О.

 

III вариант: IV вариант:

1) Ni2+ + 20Н- → Ni(OH)2¯; 1) Pb2+ + 2J- → PbJ2¯;

2) Cu2+ + S2- → CuS¯; 2) Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3;

3) СН3СООН + OH- → CH3COO- + H2О. 3)NH4OH + H+ → NH4+ + H2O.

 

V вариант: VI вариант:

1) Ca2+ + CO32- → CaCO3¯; 1) Ba2++SO42+=BaSO4↓

2) Mn2+ + 2OH- → Mn(OH)2¯; 2) Fe2++S2- =FeS↓

3) H+ + OH- → H2O. 3)2H++CO32--=H2O+CO2↑(нагрев.)

 

Оформление результатов опыта.

Составить молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют приведенные выше ионно-молекулярные уравнения. Указать, какое из условий протекания реакций ионного обмена выполняется в каждом конкретном случае.

 

б) Выполнение опыта.

Используя реактивы, имеющиеся на лабораторном столе, провести реакции ионного обмена для осуществления следующих превращений:

 

I вариант: II вариант:

CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2 Na2CO3 → CaCO3 → Ca(NO3)2

 

III вариант: IV вариант:

NaOH → Na2SO4 → BaSO4 H2SO4 → K2SO4 → PbSO4

 

V вариант: VI вариант:

HCl → NaCl → PbCl2 FeCl3→Fe(OH)3→Fe2(SO4)3

 

Оформление результатов опыта.

Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций. Указать, какое из условий протекания реакций ионного обмена выполняется в каждом конкретном случае.


СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ

 

Отчет о работе должен быть оформлен грамотно, аккуратно, в срок. При оформлении результатов каждого опыта необходимо:

1) указать его название;

2) написать уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде;

3) отметить условия проведения опыта и свои наблюдения;

4) к каждому опыту необходимо привести ответы на поставленные вопросы.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

 

1) Какой процесс называется электролитической диссоциацией?

2) Чем отличаются сильные и слабые электролиты?

3) Подвергаются ли электролитической диссоциации следующие вещества: CaCl2, I2, HBr, NH4OH, HNO2, Br2? Составить возможные уравнения электролитической диссоциации.

4) Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих солей: NH4HSO4, Ba(NO3)2, Na2SiO3, KMnO4, ZnOHNO3, K2SO3, Na2S, NaHCO3, Al(H2PO4)3, Fe(OH)2Cl.

5) Какие количественные характеристики процесса диссоциации Вы знаете?

6) Как можно усилить степень диссоциации слабого электролита?

7) Какая кислота является более слабой HCN или CH3COOH?

8) Чему равна концентрация ионов водорода в 0,1М растворе сернистой кислоты? Учитывать диссоциацию кислоты по первой ступени.

9) Какие частицы находятся в водном растворе H4P2O7?

10) Написать уравнения следующих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах:

FeCl3 + NaOH→

Fe(OH)3 + HCl→

MgOHCl + HCl→

NaHS + NaOH→

Na2CO3 + H2SO4


Приложение

 

Степени диссоциации электролитов в водных растворах (18°C)

 

Электролит Продукт диссоциации Степень диссоциации, %
Кислоты Азотная HNO3 Борная (орто) H 3BO3 Бромоводородная HBr Йодоводородная HI Серная H 2SO4 Сернистая H 2SO3 Сероводородная H 2S Соляная HCl Угольная H 2CO3 Уксусная CH 3COOH Фосфорная (орто) H 3PO4 Циановодородная HCN   Основания Гидроксид аммония NH 4OH Гидроксид калия KОH Гистроксид натрия NaOH Соли Типа Me+ A- (например,KCl) Типа Me+2A2- или Me2+A2- (например, K2SO4 или BaCl2) Типа Me+3A3- или Me3+A3- (например, K3PO4 или AlCl3) Типа Me2+A2-(например, CuSO4)   H+, NO3- H+, H2BO3- H+, Br- H+, I- H+, HSO4- H+, HSO3- H+, HS- H+, Cl- H+, HCO3- H+, CH3COO- H+, H2PO4- H+, CN- NH+4, OH- K+, OH- Na+, OH-     Me+, A-   2Me+, A2- или Me2+, 2A-   3Me+, A3- или Me3+, 3A-   Me2+, A2-   0,01 0,07 0,17 1,3 0,007     1,3            

Примечание: Для сильных электролитов приведены их кажущиеся степени диссоциации. Данные для многоосновных кислот относятся к первой ступени диссоциации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.150.11 (0.01 с.)