Жанр жития в древнерусской литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр жития в древнерусской литературе



(4 часа)

План

1. Появление жанра жития в русской литературе. Трансформация жанра на протяжении XI–XVII вв.:

а) отступления от этикета Нестора («Житие Феодосия Печерского»);

б) введение воинской лексики («Житие Александра Невского»;

в) усиление биографического элемента («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, «Повесть о Юлиании Лазаревской» Д.Осорьина).

2. «Житие протопопа Аввакума». История создания. Основные идеологические тенденции, отразившиеся в произведении.

3. Образ неистового Аввакума, его противоречивость.

4. Настасья Марковна как один из лучших женских характеров в литературе Древней Руси.

5. «Житие» Аввакума и литературная традиция (житийная канва, чудеса, тип героя и пр.). Новаторство писателя (автобиографичность произведения, новое понимание пространства и времени, психологизм, бытовой характер чудес, введение сатиры и юмора, эмоциональность, полная речевая свобода).

 

Литература

Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало раскола / Пер. с фр. С.С.Толстого. М., 2010.

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Бахтина О.Н. Жанр жития в старообрядческой литературе (Проблемы поэтики) // Проблемы литературных жанров. Томск, 2002. Ч. 1. С. 5–11.

Демин А.С. Наблюдения над пейзажем в «Житии протопопа Аввакума» // ТОДРЛ. Л. 1966. Т. 22. С. 402–406.

Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история). Л., 1974.

Каган-Тарковская М.Д. Развитие житийно-биографического жанра в ХVII в. // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 43. С. 122–132.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царствование Алексея Михайловича: в 2 т. М., 1966.

Кожинов В. Художественный смысл «Жития» Аввакума // Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963. С. 220–263.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979.Ли хачев Д.С. Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д.С. Панченко А.М. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976. С. 75–90.

Мякотин В.А. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. М., 2002.

Панченко Н.В. Аввакум как новатор // Рус. лит. 1982. № 4. С. 142–152.

Патриарх Никон: трагедия русского раскола. М., 2006.

Понырко Н.В. «Житие Аввакума» как духовное завещание // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 379–387.

Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994.

Робинсон А.Н. Аввакум. Личность и творчество // Житие Аввакума и другие его сочинения. 1991. С. 5–26.

Робинсон А.Н. Творчество Аввакума в историко-функциональном освещении // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979. С. 98–181.

Рогачевская Л. Неистовый Аввакум // http://www.lit.1september.ru/topic.php?Topic.ID=2&Page=12

 

КОЛЛОКВИУМЫ

Бытовая повесть в русской литературе XVII века

1. Основные особенности литературного процесса ХVII века. Причины и условия возникновение жанра бытовой повести.

2. Новое отношение к человеку, новое понимание смысла жизни.

3. Центральный конфликт в бытовой повести XVII века.

4. «Повесть о Горе-Злочастии». Сюжет, композиция и проблематика произведения. Жизненный выбор молодого человека и его судьба. Образ главного героя, отношение к нему автора. Символическое значение образа Горя-Злочастия. Связь с устным народным творчеством. Стилистика и стих.

5. «Повесть о Фроле Скобееве». Проблематика и идея произведения. Новое решение судьбы молодого героя, конфликт между «старым» и «новым», родовым путем и индивидуальным. Новеллистический характер сюжета. Своеобразие авторской позиции. Стилистика и жанр произведения. Приемы изображения героев. Тенденции реализма в изображении персонажей.

6. «Повесть о Савве Грудцыне». Время и место действия. Традиционное и новое в системе персонажей, своеобразие жанра. Широкое отражение действительности в произведении, введение исторических персонажей. Огромная роль любовной интриги. Тема «договора» с дьяволом.

 

Литература

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Адрианова-Перетц. В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

Алехина Л.И. Образ Горя-Злочастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии) // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 313–321.

Багно В.И. Договор человека с дьяволом в «Повести о Савве Грудцыне» и в европейской традиции // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 369–372.

Бакланова Н.А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже ХVII–ХVIII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох (ХVII – начало ХVIII в.). М., 1971. С. 160–170.

Душечкина Е.В. Стилистика русской бытовой повести XVII века (Повесть о Фроле Скобееве): учебный материал по древнерусской литературе. Таллинн, 1986.

Званцева Е. Сказочная традиция в русской повести ХVII в. // Литература древней Руси: межвуз. сб. науч. тр. М., 1986. С. 86–94.

Истоки русской беллетристики. Л., 1970.

Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963.

Лихачев Д.С. Жизнь человека в представлении неизвестного автора ХVII века // Повесть о Горе-Злочастии. Л., 1985. С. 89–105.

Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 96–117.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Изд. 3. М., 2006.

Мелетинский Е.М. Начало психологического романа. М., 2002.

Меркелова Л.Г. Повесть о Горе-Злочастии в работах дореволюционных и советских литературоведов // Литература Древней Руси. М., 1983. С. 100–107.

Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть ХV–ХVI вв. М., 1991. С. 5–20.

Шмараков Р.Л. Композиционный строй «Повести о Савве Грудцыне» // Литература Древней Руси. М., 1966. С. 130–141.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.)