Сатирическая повесть в Русской литературе XVII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатирическая повесть в Русской литературе XVII века



 

1. Возникновение сатирической литературы. Тематика и основные формы сатирических повестей. Использование в них фольклора и форм деловой письменности.

2. Обличение духовенства в «Повести о куре и лисице» и «Калязинской челобитной».

3. «Повесть о Карпе Сутулове» как новелла. Принципы изображения человека. Использование фольклорных приемов.

4. Связь «Повести о Шемякином суде» с произведениями устного народного творчества.

5. Смысл аллегории в «Повести о Ерше Ершовиче».

 

Литература

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII века. Л., 1977.

Былинин В.К., Грихин В.А. Становление древнерусской сатиры // Сатира ХI–ХVII веков. М., 1987. С. 8–12.

Званцева Е. Сказочная традиция в русской повести ХVII в. // Литература древней Руси: межвуз. сб. науч. тр. М., 1986. C. 86–94.

Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Русская демократическая сатира XVII века. М., 1977.

Сатира ХI–ХVII веков. М., 1987.

Федорова В.П. «Калязинская челобитная» и народные песни // Литература Древней Руси: сб. тр. М., 1975. Вып. 1. С. 90–96.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Летописание как один и видов литературного творчества. Своеобразие композиции и языка «Повести временных лет», ее источники и редакции. Многожанровый характер произведения.

2. Фольклорные предания в «Повести временных лет». Образы русских князей и способы их изображения. Отражение в «Повести…» общенародных интересов, ее культурно-историческое значение.

3. «Слово о законе и благодати» Илариона как произведение торжественного красноречия. Его публицистическая острота и стилевые особенности.

4. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как образец ранней отечественной агиографии. Своеобразие жанра, композиции, языка.

5. Обличение княжеских усобиц в «Сказании о Борисе и Глебе» и «Чтении о Борисе и Глебе». Наличие в «Сказании…» элементов воинских повестей.

6. Образ выдающегося государственного деятеля и воина в «Поучении» Владимира Мономаха. Автобиографические элементы в произведении.

7. Отражение мировоззрения, широты интересов, патриотизма автора в «Хождении» игумена Даниила. Своеобразие жанра и языка.

8. История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве». Споры о подлинности «Слова…». Проблема автора.

9. Летописная «Повесть о походе Игоря Святославича» в 1185 году и «Слово о полку Игореве». Основная идея «Слова…» Своеобразие сюжета, композиции, жанра.

19. Система образов в «Слове о полку Игореве». Изображение природы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли. Проявление в «Слове» стиля монументального историзма.

11 «Слово» и «Моление» Даниила Заточника – две редакции памятника. Личность автора и его отношение к действительности. В.Г.Белинский о Данииле Заточнике.

12. Тема общенародного единства и героизма в защите русской земли в «Повести о битве на реке Калке». Жанровое своеобразие повести.

13. Прославление героизма русского народа в «Повести о разорении Рязани Батыем». Художественные особенности произведения. Образ Евпатия Коловрата, его близость к былинным богатырям.

14. Идейно-художественное своеобразие повести «Задонщина». Отношение этого памятника к «Слову о полку Игореве».

15. «Сказание о Мамаевом побоище», его идейно-художественное своеобразие.

16. Образ воина и государственного деятеля в «Житии Александра Невского». Элементы стиля воинской повести в житии.

17. Своеобразие жанра, композиции и языка в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина.

18.Своеобразие сюжета в повести Ермолая-Еразма о Петре и Февронии Муромских, его связь с устным народным творчеством. Образ Февронии. Антибоярская направленность повести, незначительная роль агиографических элементов.

19. Публицистика XVI века. Ивана Грозного и Андрея Курбского. Политические идеи посланий. Особенности языка.

20. Сатирическое изображение духовенства и суда в литературе второй половины XVII.

21. Основные идеологические тенденции в «Житии» протопопа Аввакума. Личность автора, противоречивость его характера. Литературное новаторство «Жития».

22. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Горе-Злочастии», ее связь с устной народной традицией.

23. «Повесть о Савве Грудцыне» как попытка создания романа.

24. Реалистические тенденции в «Повести о Фроле Скобееве».

25. Барокко в русской литературе второй половины ХVII века. Сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» С.Полоцкого, своеобразие его стиля. Идейный смысл и художественные особенности «Комедии притчи о блудном сыне».

РЕФЕРАТЫ

Требования к реферату

Реферат по древнерусской литературе – один из наиболее важных видов самостоятельной работы, которая выполняется студентом второго курса очного отделения в течение сентября - ноября и сдается преподавателю на проверку до 15 декабря. Цель реферата заключается в том, чтобы познакомить будущих бакалавров с актуальными проблемами современной медиевистики, помочь им сориентироваться в обширной литературе по проблеме, уяснить на материале конкретного произведения непреходящее идейное и эстетическое значение памятника.

Реферат по древнерусской литературе предполагает изложение содержания ряда работ (не менее 5) по конкретной проблеме, сопоставление мнений различных исследователей. Реферат должен убедительно раскрывать избранную тему, наряду с обобщением содержать аргументированную оценку студентом той или иной представленной в научных работах точки зрения. В процессе написания студент должен научиться сопоставлять различные точки зрения на проблему, проводить сравнения, классифицировать сходные явления. Автор реферата должен продемонстрировать хорошее знание и понимание анализируемых текстов, литературного и исторического контекста.

Первоначально надо дать (если возможно) сведения об авторе реферируемой работы, определить ее тему. Следует обратить внимание на то, что реферат может включать в себя краткие сведения об истории создания и изучения художественного текста, статьи или монографии, основных проблемах и особенностях поэтики, выявляемых в избранном тексте, анализ его в аспекте избранной темы. Изложение материала должно подчиняться правилам научной логики, все существенные положения необходимо аргументировать и проиллюстрировать. Текст (пересказ) может включать цитаты из реферируемой работы. В этом случае их надо заключить в кавычки и в сноске указать на источник. Цитаты выполняются в соответствии с ГОСТом. Обязателен собственный вывод, обобщение.

Основные этапы работы: 1) выбор темы исследования; 2) тщательное изучение источника – произведения; 3) составление библиографии по теме и ее систематизация; 4) изучение литературы по теме; 5) составление плана; 6) написание реферата; 8) оформление рукописи и научного аппарата.

Реферат должен быть выполнен с соблюдением авторских прав (т.е. с четким указанием авторов используемых цитат, идей и наблюдений) и с соблюдением норм научного стиля, не должен содержать ошибок и опечаток.

Реферат должен начинаться с титульного листа (не нумеруется), на котором указываются гриф учреждения, жанр работы. Далее указываются название, фамилия, имя, отчество исполнителя и его научного руководителя, а также место и год выполнения работы.

 

Образец оформления титульного листа реферата

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра русской, зарубежной литературы

и методики преподавания литературы

 

Реферат по древнерусской литературе

КОМПОЗИЦИЯ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

 

Выполнила:

студентка II курса 22 группы

филологического факультета

Л.И.Иванова

Научный руководитель:

д.ф.н., профессор

Н.Б.Алдонина

 

Самара 2014

 

2 лист – оглавление (содержание или план). Далее обычно идут введение, несколько глав и заключение. Каждая глава начинается с нового листа. Нумерация – вверху, в середине листа.

К работе должен быть приложен список использованной литературы. Сначала перечисляются тексты произведений, затем – научно-исследовательская литература. При цитировании возможны постраничные сноски (1, 2, 3 и т.д.), сквозные (в этом случае в конце работы должны быть примечания, содержащие указание на работу, ее выходные данные и страницу). Возможно также указание в тексте после цитаты в скобках номера работы по списку использованной литературы и через запятую – страницы.

Обратите внимание на правильное оформление выходных данных при оформлении книги или статьи.

Книга: Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Л., 1999.

Статья: Панченко А.М. Аввакум как новатор // Рус. лит. 1982. № 4. С. 142–152. Знак // означает: «В кн.», «В журн.», «В сб.».

Работа выполняется на листах формата А 4. Объем реферата не менее 10 листов. Обязательны поля: сверху, снизу – 2 см., слева – 3 см., справа – 1,5 см. Шрифт 14 Times Nev Roman. Интервал полуторный. Обязательны автоматические переносы и отступы.

Реферат оценивается по балльно-рейтинговой системе как творческое задание. Согласно балльно-рейтинговой карте дисциплины, максимальная количество баллов за реферат – 8. Учитываются следующие параметры: умение сформулировать цель и задачи реферата (0–1 балл); умение подобрать научную литературу по теме (0–1 балл); владение терминологией и знание произведений, соответствующих теме реферата (0–1 балл); полнота и логичность раскрытия темы (0–1 балл); степень самостоятельности анализа текста (0–1 балл); аргументированность и корректность выводов (0–1 балл); правильность оформления ссылок и списка литературы (0–1 балл); аккуратность оформления текста реферата (0–1 балл).

Тематика рефератов построена в соответствии с программой курса древнерусской литературы. Ряд тем напрямую связан с будущей деятельностью студентов-бакалавров. Каждая тема сопровождается краткой аннотацией и перечислением статей и монографий, список которых студент может при желании расширить. При этом тема реферата не должна совпадать с написанными ранее студентом работами.

Тематика рефератов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.022 с.)