Композиция и язык «Повести временных лет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция и язык «Повести временных лет»



Русские летописи и визатийские хронографы. Погодный принцип расположения материала и его преимущества. Недатированная (предыстория Руси) и датированная (история Руси) части повествования. Стиль монументального историзма. Постепенное сужение предмета повествования. Фрагментарный характер текстов, их противоречивость. Причины противоречивости текста. Наличие в «Повести временных лет» различных пластов речи. Отражение в языке особенностей разговорной речи. Использование пословиц, поговорок, терминологической лексики.

 

Литература

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Азбелев С.Н. Литературные памятники Киевской Руси // Русская литература и фольклор (ХI–ХVIII вв.) Л., 1970. С. 20–35.

Демин А. Захватывающая «Повесть временных лет» // htttp://www.lit.1september.ru/topic.php?Topic.ID=2&Page=13.

Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. М.; Л., 1966.

Илюшин А. Вещий Олег и гробовая змея // htttp://www.lit.1september.ru/topic.php?Topic.ID=2&Page=14.

Лихачев Д.С. «Повесть временных лет»: ист.-лит. очерк // Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 5–148.

Лихачев Д.С. Великое наследие. Изд. 2. М., 1980.

Львов А.С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975.

Творогов О.В. Лексический состав «Повести временных лет»: словоуказатели и частотный словник. Киев, 1964.

Шайкин А.А. Эпические герои и персонажи «Повести временных лет» и способы их изображения // Рус. лит. 1986. № 3. С. 89–108.

Жанровое своеобразие «Повести временных лет»

 

Три редакции «Повести временных лет». Разнообразие используемых источников. Многожанровый характер произведения. Принадлежность «Повести временных лет» к числу «объединяющих» жанров. Источники сведений о прошлом и настоящем Русской земли. Типологическое сходство сюжетов «Повести временных лет» с эпическими сказаниями других народов.

 

Литература

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Громов М.Н. «Речь философа» из древнерусской летописи «Повесть временных лет» // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1976. № 3. С. 97–107.

Демин А. Захватывающая «Повесть временных лет» // htttp://www.lit.1september.ru/topic.php?Topic.ID=2&Page=13.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.

Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. М.; Л., 1966.

Илюшин А. Вещий Олег и гробовая змея // htttp://www.lit.1september.ru/topic.php?Topic.ID=2&Page=14.

Лихачев Д.С. «Устные летописи» в составе «Повести временных лет» // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 113–137.

Пауткин А.А. Батальные описания в «Повести временных лет» (своеобразие и разновидности) // Вестн. МГУ. 1981. Сер. 9. Филология. № 5. С. 3–21.

Герои «Повести временных лет» и приемы их обрисовки

Многообразие героев в «Повести временных лет». Образы легендарные и исторические, коллективныеи индивидуальные, представители высших сословий и герои из демократической среды, носители добродетели и злого начала. Биографии князей не как сумма исторических сведений, а как художественное и идеологическое повествование. Приемы обрисовки героев(характеристика через поступки, авторскую оценку, речь).

 

Литература

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Адрианова-Перетц В.П. «Повесть временных лет» // История русской литературы. М., 1941. Ч. 1. С. 257–288.

Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. М.; Л., 1966.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Изд. 3. М., 2006.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.; Л., 1963.

Шайкин А.А. Эпические герои и персонажи «Повести временных лет» и способы их изображения // Рус. лит. 1986. № 3. С. 89–108.

 

Слово о законе и благодати» Илариона как произведение

Ораторского искусства

«Слово о законе и благодати» как церковный и литературный памятник. Смысл противопоставления Иларионом закону благодати. Идейное содержание памятника: утверждение равенства христианских государств независимо от времени их крещения. Демократизм и патриотизм автора. Своеобразие композиции произведения. Наличие строго обдуманного плана. Сужение предмета повествования. Использование цитат из Библии, символических параллелей, антитезы, метафор, сравнений, повторов, глагольных рифм, риторических вопросов и восклицаний.

 

Литература

Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrucken, 2011.

Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи // Вопр. лит. 1988. № 12. С. 130–150.

Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киeв, 1984.

Робинсон А., Сазонова Л. Несостоятельные идеи и методы // Вопр. лит. 1989. № 9. С. 242–252.

Черторицкая Т.В. Ораторское искусство Древней Руси // Красноречие Древней Руси (ХI–ХVII вв.). М., 1987. С. 5–30.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.025 с.)