Вопрос11.Представительство в суде? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос11.Представительство в суде?



Вопрос17.

ВОПРОС18. Опека и попечительство. Опека и попечительство - это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица путем действий других лиц, назначаемых или выбираемых - опекунов или попечителей. Опека (tutela) осуществлялась над несовершеннолетними, расточителями, женщинами.1. Опека над несовершеннолетними.Отец мог указать будущего опекуна в своем завещании. Такая опека называется завещательной. Если опекун не был назначен заранее, то выбирался ближайший родственник по боковой линии, то есть тот, кто унаследовал бы имущество в случае смерти подопечного.Опекун получал право курировать не только сделки подопечного, управлять его имуществом. Если подопечный был малолетним до 7 лет то опекун совершал сделки по управлению имуществом от своего имени, и по окончании опеки передавал подопечному все плоды полученные от таких сделок. Если же подопечный был старше 7 лет, то сделки совершались им самим, но с одобрения опекуна.2. Опека над женщинами.Женщины, даже достигшие совершеннолетия, оставались под опекой, которая осуществлялась над ними по тем же правилам как и над несовершеннолетними. Попечительство (сига) осуществлялось над минорами (т. е. лица не достигшие 25 лет), лицами с психическими отклонениями (безумными), расточителями.Попечительство сводилось исключительно к защите и помощи подопечному только в имущественной сфере. Однако в отличие от опекуна попечитель выражал свое согласие на сделки неформально, часто даже после уже совершенной сделки.Опекун обязан был действовать в интересах подопечного.Со стороны опекуна опека прекращалась: со смертью опекуна, его capitus deminutio (maxima и media), отстранение (если был заподозрен в нечестности), отказ или просьба об освобождении от должности, помешательство опекуна.

Вопрос19.Правоспособность Латинов? Возникновение правового положения latini. latini - это прежде всего древнейшие жители Лациума и положение latini есть и некоторая юр категория – latinitas, кт предоставлялась иногда и не жителям Лациума. Существуют еще две категории latini. Это лица, освобожденные из рабства господином - латином, а также и лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гр-ом и несколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей. Т.о, правовое положение latini приобретается: а) рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гр-ва: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;б) присвоением правового положения латина актом гос-ой власти;в) добровольным переходом римского гр-на в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний

 

ВОПРОС20. Правовое положение перегринов.. Жители завоеванных Римом тер-ий кт, не обращались в рабство,но и не гр-не рима. Основания возникновения правового положения перегринов были: а) рождение от брака перегринов или от несостоявшей в браке перегринки; б) присуждение в период республики; в) присуждение к высылке в период империи. Полит прав перегрины не имели. Это были, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства,

В частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Перегрины приобретали права римского гр-ва либо а) в силу законов, присваивавших различные услуги, оказанные римскому гос-ву, либо б) в силу специальных актов гос-ой власти, присваивавших гр-во или отдельные из прав граждан.Они не вправе были составлять завещаний, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, переходило к господину, некогда освободившему умершего.

ВОПРОС21. Утрата правоспособности(capitus demenucio)и ее формы?

Утрата одного из трех состояний право­способностивлекла за собою и утрату правоспособности — capitis deminutio.Первоначально capitis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Однако, в дальнейшем стали считать, что за гражданской смертью следовало то, что некоторые историки римского права называют возрождением: умерший как бы возрождался в качестве новой, с точки зре­ния права, личности. С утратой свободы его можно было считать возродив­шимся iure naturali,поскольку юристы периода империи признавали всех лю­дей равными перед лицом естественного права. С утратой римского гражданства capite minutusс того времени, как перегрины стали признавать­ся правоспособными, рассматривался как возрождавшийся iure gentium.На­конец, с утратой прежнего status familiae,лицо, не утрачивавшее при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure civili,ибо оно приобретало новое семейное состояние.

Таким образом, с течением времени capitis deminutioстала признаваться изменением состояния лица, permutatio status.Отсюда и различия в степеняхcapitis deminutio:утрата свободы рассматривалась, как capitio deminutio maxima,утрата гражданства составляла capitis deminutio media,утрата, или точ­нее, изменение семейного состояния признавалась capitis deminuto minima.

ВОПРОС 24.

Вольноотпущенники (iibertinij - это рабы, освобожденные своим господином.В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю: раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретая права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на преторский эдикт, приравнивался к латину.Libertini ограничивались в следующих правах:1) публичные права: до Юстиниана вольноотпущенник не мог служить в римских войсках, быть сенатором, магистратом;начиная с I в. н. э. не имел права участвовать в народных собраниях;2) частные права: ограничения касались возможности заключать брак со свободнорожденным, до Юстиниана это было невозможно;3) вольноотпущенник оставался морально «должным» бывшему патрону, который имел право:- на obsequim, почтительность вольноотпущенника в отношении патрона;- на орегае, выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую); Это часто приводило к эксплуатации вольноотпущенников бывшими хозяевами;- на bona, т. е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.

ВОПРОС25.Виды Родства?

Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. Агнатское родство. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр.), наряду с детьми "натуральными" появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками. Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями). Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти).

Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.

Когнатское родство. Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.

 

ВОПРОС25. ПОНЯТИЕ и Виды брака? Брак - это моногамный союз одного мужчины с одной женщиной на длительное время, основанный на правовых условиях, и подразумевающий совместное проживание.Будущие супруги должны были обладать: (1) status libertatis, (2) ius connubii, т. е. право заключать законный брак. Таким правом обладали римские граждане, исконные латины, (3) способность выполнить естественные цели брака (физическая состоятельность), (4) достижение 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин, (5) отсутствие другого брака, (6) намерение супругов жить в браке, (7) взаимное согласие будущих супругов (8) заключение брака надлежащим способом.Римское право знало несколько способов заключения законного брачного союза: 1) coemptio - купля жены путем совершения определенного ритуала, считается древнейшим способом заключения брака по соглашению сторон; 2) confarreatio - религиозная форма заключение брака. Она применялась высшими слоями римского общества (патрициями); 3) usus - наиболее простое заключение брака, состоящее в том, что женатыми считались мужчина и женщина живущие вместе в доме мужа. Женщина, вышедшая замуж посредством usus находится под властью мужа только один год, и может освободиться из этого брака и раньше, для этого нужно провести три дня вне дома мужа.Существовали также формы сожительства (не наказываемые по закону):4) конкубинат (естественный брак) - сожительство между лицами разных сословий, которым законом запрещено вступать в законный брак (подразумевалось, что они вступили бы в брак, если бы не этот запрет);5) contubemuim - союз раба и рабыни.Римский брак прекращался по нескольким основаниям:1) смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены, мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж;2) capitus deminutio maxima, media и minima;3) назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана;4) воля pater familias в браке, в котором женщина осталась под властью своего отца;5) развод.

ВОПРОС26.Имущественные отношения в римской семье? Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака: при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агна-тической родственницы; при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имущест-вами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом; брачные дары (dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового – поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались). Вопрос27.

Институт отцовской власти: понятие и развитие. Основания возникновения власти отца в семье над детьми.

Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями:

1. Через рождение в законном браке. В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж.

2. Через узаконение. Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Существовало несколько путей (способов) узаконения: 1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; 2. Путем последующего брака родителей; 3. Путем издания специального императорского указа. 4. Через усыновление.

Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio).

ВОПРОС 29. Понятие вещи и вещных прав. Классификация вещей в римском праве.

Сов-ть принципов, институтов и норм, регулирующих отн-я по поводу принадлежности имущества, а также определяющих порядок владения, пользования и распоряжения им-вом, устанавливающих способы защиты, принято именовать вещьным правом.В римской юр науке не существовало специальной дефиниции для обозначения данной подотрасли. Однако некоторые подходы, применяемые при регулировании вещных правоотношений сформировались ещё в римский период.В часности признавался особый характер защиты вещных прав. В этом смысле вещное право противопоставлялось обязательственному, которое отличалось относительным характером. Объектом ВП были вещи.Рп признавало несколько разновидностей вещных правепреимущественно, к числу кт относилось право владения, право соб-ти, а также права на чужие вещи. Из прав на вещи раньше всех оформилось право владения за кт стоит право соб-ти. И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью принадлежавшей другому лицу, то возникали права на чужую вещь.Владение - фактическое обладание вещью, сопряжённое с намерением относиться к ней как к своей, извлекая из неё различные полезные св-ва.Собственности - такое вещное право, которое гарантировало его обладателю наиболее полное господство над вещью.

ВОПРОС30. Понятие и виды владения?

Владение (posessio) - это фактическое обладание вещью с намерением относиться к ней как к своей. Этим владение отличалось от держания вещи на основании договора, когда лицо обладает вещью на основании воли другого лица, держатель мог получить защиту вещи только через собственника.Владение могло быть законным, незаконным и производным (временное нахождение вещи у третьего лица). Владение защищалось преторскими интердиктами.Виды владения:

1) цивильное владение - владение в соответствии с цивильным правом;

2) посредственное владение - нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически - держание вещи);

3) преторское владение - владение, признанное претором, и защищаемое им до истечения срока владельческой давности.

ВОПРОС 40.

ЗАЛОГ в РП?

Залог отличало от других прав на чужие вещи способность быть ещё и способом обеспечения исполнения обязательства.Залог представлял специфическое вещное право, свя­занное с обеспечением обязательств, заключаемых собственником вещи или от его имени под гарантию стоимости вещи, как правило, посто­ронней данному обязательству. В форме залога передавалось чистое право распоряжения (поскольку кредитор не имел законного права ис­пользовать вещь и даже не считался в полном смысле ее владельцем; во всяком случае, в классическую эпоху его право владения не защища­лось специальными исками). В отношении передачи движимых вещей в залог «чистота» права распоряжения была относительной, поскольку вещь переходила в фактическое владение другого лица. В отношении недвижимых вещей передача права распоряжения приобрела особую форму — hypotheca, когда вещь (строение или участок земли) реально остается во владении и использовании должника как прежнего собствен­ника, а право распоряжения ею, включая и возможность приращения к вещи, переходит к кредитору или новому собственнику, лишенному, однако, до исполнения означенных в ипотечном обязательстве условий прав полного обладания.

Различали следующие формы залога – фидуцию, пигнус, ипотеку.

Они отличались друг от друга объёмом правомочий, передаваемых кредитору в отношении заложенной вещи. При фидуции передавалось право собственности, при пигнусе – право владения, при ипотеке вещь оставалась во владении должника.Вещь, переданная в залог при неисполнении обязательства должником не становилась собственностью кредитора, эта вещь подлежала реализации и кредитор удовлетворял свои требования из стоимости проданной вещи.

Кодификация Юстиниана?

Данная кодификация была осуществлена в начале 6 века нашей эры ее инициатором стал византийский император Юстиниан. В это время воссоединяется восточная часть империи с западной. Много норм устарели и правовая система требовала значительных обновлений. Для достижения такой задачи, императором определялись научные спецкомиссии. В кодификации участвовали такие великие умы как Трибониан и Феофил.

Первый кодекс создали в 529 году, он назывался "кодекс первого издания". В 533 г. вышел в свет сборник извлечений который имел название Дигеста (собранное) он складывался из 50 книг которые разделялись на титулы и фрагменты. В это же время обнародовали простой учебник римского права - Институции, он имел силу закона. Проводя все эти работы, Юстиниан решил много вопросов, которые коснулись сферы права гражданского. Такие законы стали называться "50 решений". В 534 г вышел в свет кодекс, который состоял из двенадцати книг, разделенных на титулы.

Анализируя все выше изложенное можно сделать вывод, что кодификация Юстиниана длилась 5 лет с 529 по 534 гг. и результаты данной работы принесли римскому народу такие правовые документы как Кодексы, Институции Дигесты и Новеллы

Вопрос11.Представительство в суде?

Вопрос12. Понятие и виды исков. Понятие иска содержится в Дигестах: «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование»Критерием деления исков на вещные и личные является личность ответчика. Вещный иск направлен против любого лица, кт может оказаться нарушителем соответствующего правила (например, права соб-ти). Поскольку заранее не известно, кто им может быть, то этот иск действует не только против определенного нарушителя, но и вообще против всякого третьего лица – возможного нарушителя права.В личных иск ах возможный нарушитель заранее определен, ибо данные иски вытекают из обяз-ных отн-ий, участники кт известны с момента заключения договора, являющегося основанием возникновения об-ва. Например, если одно лицо по договору предоставило заем др. лицу, то именно последний (и только он) может нарушить право первого лица (требование возврата суммы займа), поэтому и иск возможен персонально против второго лица.

ВОПРОС13.Особые средства преторской защиты? Фактические ситуации, не предусмотренные правом и, следовательно, не имевшие ср-в защиты, разрешались адм-ой властью претора по просьбе одной из сторон. Такой способ защиты представлял собой приказ носителя высшей власти, относящийся к определенному лицу, либо в форме поведения, либо в форме запрета. 1) Реституция (восстановление в первоначальное положение), т.е просьба об уничтожении наступивших юр последствий. Это средство защиты давалось преторами не только против судебного решения, но и в ряде др случаев, когда по обстоятельствам дела претор не считал возможным строгое применение общих норм права. Применялись как по просьбе сторон, так и по собственному усмотрению магистрата. Для применения реституции требовалось 3 условия: наличие имущественного или неимущественного ущерба; наличие у просителя оправдывающего реституцию основания; своевременная просьба, срок обращения за реституцией – 1 год. Для несовершеннолетних течение срока начиналось с момента совершеннолетия. В др. случаях – с момента, когда был причинен ущерб. 2) Интердикты: отличается от обычного искового порядка рассмотрения частных споров тем, что судебный магистрат здесь выступает исключительно как носитель высшей власти, изучающий приказы по отн-ю к гражданам. Интердикты были безусловными категорическими принципами, санкционированными штрафами и взятием залога. Виды интердиктов: простые(обращались к 1 стороне); двусторонние(обращались к обеим сторонам); запретительные (запрещали определённое отн-е и поведение); восстановительные (направленные на возвращение к-л вещи отдельному лицу или на восстановление повлеждённого публичного сооружения)

ВОПРОС14. Сроки в римском праве и последствия их истечения. Исковая давность? Исковая давность означает погашение возможности процессуальной защиты права вследствие того, что в течение известного времени такая защита не была осуществлена заинтересованным лицом. Этот период времени, установленный для защиты нарушенного права путём предъявления иска. Истечение указанного срока лишало возможности заявлять требования, а следовательно человек лишался самого права.Условия исковой давности касались ее начала, течения и действия. Начало течения устанавливалось с момента возникновения искового притязания, в частности:1. При праве соб-ти и др. правах на вещи - с момента нарушения кем-либо господства лица над вещью.2. При об-вах - с момента когда у кредитора возникло право требования к должникуОбщий срок исковой давности установлен Юстинианом в 30 лет, но были и др. сроки.

ВОПРОС15. Понятие «лица» и «правоспособности лица» в римском праве. Все право относится или к лицам, или к вещам или к судебным действиям.Термином «лицо» обозначается субъект права. Субъектами правоотношений были различные категории лиц. Люди - физ лица,а также их объединения (семья, община, народ рима). Кроме того особым субъектом являлись юр лица, т.е орг-ии, имеющие право заключать те или иные сделки. Для возможности участия чел в поо он должен был обладать правосубъектностью, кт складывалась из 2з составляющих: правоспособность и дееспособность. Правоспособность возможность иметь права и нести об-ти, возникала она с момента рождения и прекращалась со смертью, как с биол-ой так и юр-ой. В исключительных случаях правоспособностью наделяли зачатого, но ещё неродившегося ребёнка. Частичная правоспособность гр-н склыдывалась из 2х эл-тов: право сов-ть сделки и право закл римский брак и создавать римскую семью. До возникновения права народов иностранцы правоспособностью не наделялись, поэтому для участия в товарообмене вынуждены были закл соглашение, имеющее юр значение с римским гр-ом, чтобы последний совершил действия вместо него - институт киентеллы. Дееспособность - это возм-ть лица своими действиями осущ-ть права, исполнять об-ти и нести личную отв-ть. Дееспособность возникала по достижении совершеннолдетия-25лет. Однако, в исключительных случаях совершеннолетие могло наступить с 18 для Ж и 20 для М. Несовершеннолетние полной дееспособностью не обладали и делились на несколько подгрупп: 1)от1до7лет- дети- дееспособности, прав и об-тей не было и к отв-ти их привлекать не было возм-ти, могли приобретать права, но пользоваться ими не могли; 2)от7до14лет-юноши и от7до12лет-девушки- могли совершать сделки, направленные на безвозмездное приобретение прав; 3)от14до25-юноши и от12до25-девушки-несовершеннолетние- могли сов-ть действия с согласия своих представителей, т.е глав семей либо попечителей, несли отв-ть за совершаемые поступки. Могли вступать в брак.Недееспособными считались душевнобольные,лица, признанные бесчестными(сов-е преступление или занимаются позорной профессией) им назначались попечители.

Вопрос16.Правоспособность Римских Граждан? Субъект права именовался в римском праве persona..Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значилось caput habere. Отдельный человек, обладавший полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям˸

а) в отношении свободы˸ быть свободным, а не рабом;

б) в отношении гражданства˸ принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

в) в семейном положении˸ не быть подчинœенным власти главы семьи.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правоспособность определяется трояким состоянием˸

а) состояние свободы – status libertatis;

б) состоянием гражданства- status civitatis;

лицо не подчинялось власти домовладыки.

Отпадение или изменение одного из этих состояний, влекло за собою прекращение либо изменение объёма содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в сфере частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов˸

а) ius conubii-право вступать в регулируемый римским правом брак, создать римскую семью;

б) ius commercii – право быть субъектом всœех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Вопрос17.

ВОПРОС18. Опека и попечительство. Опека и попечительство - это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица путем действий других лиц, назначаемых или выбираемых - опекунов или попечителей. Опека (tutela) осуществлялась над несовершеннолетними, расточителями, женщинами.1. Опека над несовершеннолетними.Отец мог указать будущего опекуна в своем завещании. Такая опека называется завещательной. Если опекун не был назначен заранее, то выбирался ближайший родственник по боковой линии, то есть тот, кто унаследовал бы имущество в случае смерти подопечного.Опекун получал право курировать не только сделки подопечного, управлять его имуществом. Если подопечный был малолетним до 7 лет то опекун совершал сделки по управлению имуществом от своего имени, и по окончании опеки передавал подопечному все плоды полученные от таких сделок. Если же подопечный был старше 7 лет, то сделки совершались им самим, но с одобрения опекуна.2. Опека над женщинами.Женщины, даже достигшие совершеннолетия, оставались под опекой, которая осуществлялась над ними по тем же правилам как и над несовершеннолетними. Попечительство (сига) осуществлялось над минорами (т. е. лица не достигшие 25 лет), лицами с психическими отклонениями (безумными), расточителями.Попечительство сводилось исключительно к защите и помощи подопечному только в имущественной сфере. Однако в отличие от опекуна попечитель выражал свое согласие на сделки неформально, часто даже после уже совершенной сделки.Опекун обязан был действовать в интересах подопечного.Со стороны опекуна опека прекращалась: со смертью опекуна, его capitus deminutio (maxima и media), отстранение (если был заподозрен в нечестности), отказ или просьба об освобождении от должности, помешательство опекуна.

Вопрос19.Правоспособность Латинов? Возникновение правового положения latini. latini - это прежде всего древнейшие жители Лациума и положение latini есть и некоторая юр категория – latinitas, кт предоставлялась иногда и не жителям Лациума. Существуют еще две категории latini. Это лица, освобожденные из рабства господином - латином, а также и лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гр-ом и несколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей. Т.о, правовое положение latini приобретается: а) рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гр-ва: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;б) присвоением правового положения латина актом гос-ой власти;в) добровольным переходом римского гр-на в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний

 

ВОПРОС20. Правовое положение перегринов.. Жители завоеванных Римом тер-ий кт, не обращались в рабство,но и не гр-не рима. Основания возникновения правового положения перегринов были: а) рождение от брака перегринов или от несостоявшей в браке перегринки; б) присуждение в период республики; в) присуждение к высылке в период империи. Полит прав перегрины не имели. Это были, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства,

В частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Перегрины приобретали права римского гр-ва либо а) в силу законов, присваивавших различные услуги, оказанные римскому гос-ву, либо б) в силу специальных актов гос-ой власти, присваивавших гр-во или отдельные из прав граждан.Они не вправе были составлять завещаний, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, переходило к господину, некогда освободившему умершего.

ВОПРОС21. Утрата правоспособности(capitus demenucio)и ее формы?

Утрата одного из трех состояний право­способностивлекла за собою и утрату правоспособности — capitis deminutio.Первоначально capitis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Однако, в дальнейшем стали считать, что за гражданской смертью следовало то, что некоторые историки римского права называют возрождением: умерший как бы возрождался в качестве новой, с точки зре­ния права, личности. С утратой свободы его можно было считать возродив­шимся iure naturali,поскольку юристы периода империи признавали всех лю­дей равными перед лицом естественного права. С утратой римского гражданства capite minutusс того времени, как перегрины стали признавать­ся правоспособными, рассматривался как возрождавшийся iure gentium.На­конец, с утратой прежнего status familiae,лицо, не утрачивавшее при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure civili,ибо оно приобретало новое семейное состояние.

Таким образом, с течением времени capitis deminutioстала признаваться изменением состояния лица, permutatio status.Отсюда и различия в степеняхcapitis deminutio:утрата свободы рассматривалась, как capitio deminutio maxima,утрата гражданства составляла capitis deminutio media,утрата, или точ­нее, изменение семейного состояния признавалась capitis deminuto minima.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.042 с.)