ВОПРОС22.Римские юристы в Римском праве? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС22.Римские юристы в Римском праве?



Римские юристы не выделяли понятие юридического лица как особого субъекта. Именно индивидуальные субъекты (физические лица) играли главную роль в праве. Даже такого названия как «юридическое лицо» не существовало.Однако, существовали объединения, которые можно отнести к юридическим лицам.1) государственная казна (aemrium populi romani). Отношения, связанные с казной, регулировались публичным правом.В классический период кроме государственной казны возникает личная казна императора. Она считалась частным имуществом принцепса, а потому на нее распространялось также частное право.2) муниципии (municipii) - это бывшие самостоятельные государства, вошедшие в состав римского государства в качестве автономных единиц. Их имущественные отношения с другими лицами регулировались нормами частного права, а в силу преторского эдикта получили возможность выступать в суде в качестве истцов и ответчиков через посредство специальных представителей.3) корпорации (un/versftas, collegia) существовали в Риме с древнейших времен. Однако, уже в законах XII таблиц упоминались частные корпорации религиозного характера (collegia sodalida), профессиональные объединения ремесленников и др. но все они действовали вместо лица (personae vice) или вместо отдельных лиц. (privatorum toco).

 

ВОПРОС 23.Правовое положение рабов?

Основным способом установления рабствабыл:

1) плен, захват чужеземца в войне с го-ом, к которому он принадлежал.

2) рождение от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери

3) свободный путём самозаклада за долги. Продажа за границу

4) обр в рабство лица, приговорённого к см казни или к бессрочной каторге.

Нет никаких публ прав,нет и публ об-тей: служит в римских войсках им недоступна, налогов они не платят, т.к они не признаются лицами.

Частное право: раб – вещь – не имеет никаких прав

Рабы с т.з права не имели семьи, т.к не явл субъектами, рабы не имели им-ва.

Нередко господин выделял рабу опр земельный участок, скот, даже др рабов и предоставлял рабу вести самостоятельную хоз деят-ть. Часть прибыли хозяину. Порой рабы выкупали т.о себя из рабства. Поскольку хоз-ая деят-ть велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юр принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

ВОПРОС 24.

Вольноотпущенники (iibertinij - это рабы, освобожденные своим господином.В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю: раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретая права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на преторский эдикт, приравнивался к латину.Libertini ограничивались в следующих правах:1) публичные права: до Юстиниана вольноотпущенник не мог служить в римских войсках, быть сенатором, магистратом;начиная с I в. н. э. не имел права участвовать в народных собраниях;2) частные права: ограничения касались возможности заключать брак со свободнорожденным, до Юстиниана это было невозможно;3) вольноотпущенник оставался морально «должным» бывшему патрону, который имел право:- на obsequim, почтительность вольноотпущенника в отношении патрона;- на орегае, выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую); Это часто приводило к эксплуатации вольноотпущенников бывшими хозяевами;- на bona, т. е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.

ВОПРОС25.Виды Родства?

Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. Агнатское родство. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр.), наряду с детьми "натуральными" появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками. Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями). Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти).

Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.

Когнатское родство. Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.

 

ВОПРОС25. ПОНЯТИЕ и Виды брака? Брак - это моногамный союз одного мужчины с одной женщиной на длительное время, основанный на правовых условиях, и подразумевающий совместное проживание.Будущие супруги должны были обладать: (1) status libertatis, (2) ius connubii, т. е. право заключать законный брак. Таким правом обладали римские граждане, исконные латины, (3) способность выполнить естественные цели брака (физическая состоятельность), (4) достижение 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин, (5) отсутствие другого брака, (6) намерение супругов жить в браке, (7) взаимное согласие будущих супругов (8) заключение брака надлежащим способом.Римское право знало несколько способов заключения законного брачного союза: 1) coemptio - купля жены путем совершения определенного ритуала, считается древнейшим способом заключения брака по соглашению сторон; 2) confarreatio - религиозная форма заключение брака. Она применялась высшими слоями римского общества (патрициями); 3) usus - наиболее простое заключение брака, состоящее в том, что женатыми считались мужчина и женщина живущие вместе в доме мужа. Женщина, вышедшая замуж посредством usus находится под властью мужа только один год, и может освободиться из этого брака и раньше, для этого нужно провести три дня вне дома мужа.Существовали также формы сожительства (не наказываемые по закону):4) конкубинат (естественный брак) - сожительство между лицами разных сословий, которым законом запрещено вступать в законный брак (подразумевалось, что они вступили бы в брак, если бы не этот запрет);5) contubemuim - союз раба и рабыни.Римский брак прекращался по нескольким основаниям:1) смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены, мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж;2) capitus deminutio maxima, media и minima;3) назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана;4) воля pater familias в браке, в котором женщина осталась под властью своего отца;5) развод.

ВОПРОС26.Имущественные отношения в римской семье? Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака: при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агна-тической родственницы; при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имущест-вами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом; брачные дары (dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового – поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались). Вопрос27.

Институт отцовской власти: понятие и развитие. Основания возникновения власти отца в семье над детьми.

Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями:

1. Через рождение в законном браке. В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж.

2. Через узаконение. Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Существовало несколько путей (способов) узаконения: 1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; 2. Путем последующего брака родителей; 3. Путем издания специального императорского указа. 4. Через усыновление.

Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio).

ВОПРОС 29. Понятие вещи и вещных прав. Классификация вещей в римском праве.

Сов-ть принципов, институтов и норм, регулирующих отн-я по поводу принадлежности имущества, а также определяющих порядок владения, пользования и распоряжения им-вом, устанавливающих способы защиты, принято именовать вещьным правом.В римской юр науке не существовало специальной дефиниции для обозначения данной подотрасли. Однако некоторые подходы, применяемые при регулировании вещных правоотношений сформировались ещё в римский период.В часности признавался особый характер защиты вещных прав. В этом смысле вещное право противопоставлялось обязательственному, которое отличалось относительным характером. Объектом ВП были вещи.Рп признавало несколько разновидностей вещных правепреимущественно, к числу кт относилось право владения, право соб-ти, а также права на чужие вещи. Из прав на вещи раньше всех оформилось право владения за кт стоит право соб-ти. И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью принадлежавшей другому лицу, то возникали права на чужую вещь.Владение - фактическое обладание вещью, сопряжённое с намерением относиться к ней как к своей, извлекая из неё различные полезные св-ва.Собственности - такое вещное право, которое гарантировало его обладателю наиболее полное господство над вещью.

ВОПРОС30. Понятие и виды владения?

Владение (posessio) - это фактическое обладание вещью с намерением относиться к ней как к своей. Этим владение отличалось от держания вещи на основании договора, когда лицо обладает вещью на основании воли другого лица, держатель мог получить защиту вещи только через собственника.Владение могло быть законным, незаконным и производным (временное нахождение вещи у третьего лица). Владение защищалось преторскими интердиктами.Виды владения:

1) цивильное владение - владение в соответствии с цивильным правом;

2) посредственное владение - нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически - держание вещи);

3) преторское владение - владение, признанное претором, и защищаемое им до истечения срока владельческой давности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.013 с.)