предмет обществознание
класс 5
тема:«Труд и творчество»
Цель мероприятия: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- сформировать представления о роли труда в жизни человека;
- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию и воображение;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- научить обобщать полученные знания по теме;
- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- выработать активную жизненную позицию;
- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Оборудование: проектор, компьютер.
1.Расширить представления уч-ся о творчестве, как одном из видов трудовой деятельности.
2.Содействовать расширению кругозора уч-ся через изучение информации о творческих
достижениях мастеров прошлого и настоящего.
3.Способствовать воспитанию уважения к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности.
УУД.
Личностные:- формирование готовности к саморазвитию.
Регулятивные:- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов.
Познавательные:- анализировать, обобщать, имеющиеся данные, соотносить их к собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:- развивать коммуникативные умения учащихся, связанные с работой в группе, публичным выступлением.
Основные понятия: Палех, Жостово, Павловский посад, Дулево, Гжель.
Межпредметные связи: при изучении данной темой необходимо опираться на знания учащихся по таким предметом, как история, технология и изобразительное искусство.
Ресурсы: компьютер, экран, проектор, доска, диск по обществознанию, презентации учащихся по мастерам народного творчества.
Форма урока- фронтальная
№
| Ход мероприятия:
|
I.
| Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Прежде, чем мы начнем наше мероприятие, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».
Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- то, что дает труд. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Радость…
|
II.
| Введение в тему. Определение целей и задач.
- Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с тем, что дает нам труд, и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас в будущем было все то, что вы здесь написали.
- Тема нашего сегодняшнего мероприятия звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.
-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество)
Как догадались?
-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.
1. Что такое творчество?
2. Чем отличается труд человека от «труда» животных?
3. Кто такие мастер и ремесленник?
4. Творчество в искусстве.
5. Поделки и выступления.
|
III.
1.
| Изучение новой темы.
- Итак, ребята, что же такое творчество?
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Творчество- это…
1. выражение своих эмоций и чувств.
2. деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
3. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
4. процесс радостного, позитивного познания жизни.
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
|
2.
| В чем отличие труда человека от труда животных (работа в группах)?
Различия:
«Труд» животных:
-животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт
-не ставят цель при работе; - нет цели
-какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда
-не умеют планировать работу; - не планируют
- определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы – не задумываются о сроках, времени.
Вывод: этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.
А что характерно для труда человека?
- планирование;
- создаёт новые машины и механизмы;
- совершенствует всё вокруг себя.
Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.
|
3.
| Что такое ремесло?
Ремесло – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.
Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.
Мастер — человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?
- писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов.
Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.
|
4.
| Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар - нужно сделать наклон вперед, если услуга- присесть, руки вперед. (Товар-продукт, произведенный на продажу. Услуга-действие, приносящее пользу другому.)
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба(у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).
|
| Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:
а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;
б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;
в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.
Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.
Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
· кузнечное
· гончарное
· плотницкое
· столярное
· портняжное
и многие другие.
|
5.
| Фильм «Чем пахнут ремёсла?» (Презентация)
|
6.
| Поделки и выступления школьников.
|
7.
| Подведение итогов.
Подведя итог нашему мероприятию. Деление на несколько групп. Каждая группа составит синквеин со словом творчество. (Группы по очереди читают полученные стихи).
|
8.
| Рефлексия.
- Наше мероприятие подходит к концу.
Поднимите руки в три величины понимания темы (демонстрация). Кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
|
9.
| И завершить наше мероприятие хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». До свидания!
|