Урок (уроки) практического применения знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок (уроки) практического применения знаний



 

На этом уроке осуществляется переход от ранее приобретённых научных, теоретических знаний к овладению опытом по их практическому применению. Иными словами, переход от задач на нахождение каких-либо знаний об объектах или процессах в природе и их характеристиках к задачам на получение какого-то искомого практического результата (технического устройства, программы какого-либо действия, измерения, исследования и т.д.).

В зависимости от содержания изучаемого материала и учебной необходимости учащимся предлагаются одновременно на выбор несколько задач, рассчитанных на разный тип мышления.

Одновременно даются задачи на разработку математической модели какого-либо реального физического процесса, задачи на теоретическое обоснование практической целесообразности какого-либо устройства, какого-либо действия, экспериментальные задачи и практические работы (примеры таких задач давались ранее).

Практика показала: учащиеся выбирают для решения те задачи, которые в большей степени соответствуют содержанию их опыта и складу мышления. Одни предпочитают задачи экспериментальные, другие – теоретические, одни – репродуктивные, другие – с творческими компонентами.

Выполнение задач в области наибольших возможностей формирует у учащихся необходимую уверенность в своих действиях, уверенность в достижении успеха, повышает их учебную активность. В то же время у учителя появляется возможность определить не только достоинства, но и наиболее слабые стороны мышления и связанные с ними области наименьшего опыта по тем задачам, решения которых ученики избегают. Объясняя предполагаемые причины, учитель ставит учащихся перед осознанной необходимостью в выполнении тех мыслительных операций (в решении тех задач), которые им менее удаются с целью развития слабых сторон мышления.

В результате учащиеся начинают работать над «неудобными» задачами. Таким образом, вся учебная деятельность учащихся на уроках направлена от познания явлений к вскрытию и объяснению их сущности, а на этой основе – к практике. В связи с этим весь познавательный процесс строится на системах задач, направленных на развитие разных сторон мышления и, как следствие, – на приобретение ими глубоких теоретических и практических знаний.

 

Урок проверки своих возможностей

 

Это заключительные уроки раздела или темы, на которых учащимся предлагается проверить, насколько свободно они могут использовать свои знания и способности в различных ситуациях, в том числе и нестандартных. В зависимости от характера изучаемого материала предлагаются:

1. Задачи теоретического, практического, исследовательского содержания с многовариантным решением. Например, предложить метод определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости с его последующей практической проверкой и оценкой степени точности.

2. Творческие работы с результатом, имеющим практическую ценность. Например: нужна идея высокопроизводительного способа очистки стручка перца на консервном комбинате. Операция простая: работницы на конвейере отрезают ножом самое слабое место стручка – дно вокруг плодоножки – и вычищают внутренности. Одним из учеников 10-го класса идея способа была сформулирована за три минуты, оформлена окончательно за 20 минут урока. Ученик повторил способ, открытый ранее (авторское свидетельство 3 40 400).

3. Задачи, при решении которых выдвигается и обосновывается гипотеза какого-либо явления или процесса. Цель этих уроков – дать учащимся почувствовать силу своих знаний, оценить целесообразность всей проделанной ранее работы.

 

Домашняя работа учащихся

 

Традиционные домашние задания на уроках отсутствуют, учителем предлагается только общее направление работы в начале изучения темы, рекомендуется литература, в дальнейшем по необходимости производится корректировка этой работы.

Так как во время работы поддерживается атмосфера доброжелательности и уважения к любому мнению (интересная мысль поощряется, ошибочная не осуждается), возникает негласное соревнование, где каждый стремится подготовить к уроку такую информацию по теме, которая повысила бы его авторитет в глазах учителя и товарищей, что, в свою очередь, определяет характер работы дома. Каждый учащийся сам осознанно определяет объём и содержание работы по теме. В результате за многолетнюю педагогическую практику впервые пришлось столкнуться с таким фактом, когда запланированная мной работа по решению задач из упражнения учебника оказалась уже сделанной рядом учащихся дома по собственной инициативе. Пришлось изменить содержание этой работы на уроке.

Никогда учитель сам не смог бы дать каждому ученику индивидуальное задание, соответствующее его интересам и целям, кроме того случая, когда ученик делает это самостоятельно. Есть ещё один вид домашних работ, которые по желанию могут выбрать учащиеся (срок выполнения произвольный). Это комплекты практических работ разного уровня, сложности и содержания. Выбирая какую-либо работу, ученик выбирает и оценку, которую он получит при полном выполнении работы.

Первый уровень – комплект типовых задач. Оценивается четырьмя баллами по пятибалльной системе (одиннадцать по новой).

Второй уровень – комплект задач повышенной трудности. Оценивается пятью баллами (четырнадцать по новой).

Третий уровень – комплект задач повышенной трудности, решение которых требует знаний, выходящих за рамки программы. Оценивается пятью баллами дважды (двадцать восемь по новой).

Наличие таких заданий дало интересный результат. С большой охотой пользуются этими заданиями в основном те учащиеся, у которых по какой-либо причине успехи в работе не столь значительны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.005 с.)