Закончите следующие предложения. Отвечайте честно, быстро, не задумываясь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закончите следующие предложения. Отвечайте честно, быстро, не задумываясь.



Пример неоконченных предложений при изучении гендерных стереотипов.

Для женщины важнее всего _______________________________.

Мужчину больше заботят ________________________________.

Мужчина дома должен ___________________________________.

К деловым, успешным женщинам другие женщины относятся __

_______________________________________________________.

А мужчины? _____________________________________________

Степень развернутости предложений зависит от исследователя, от его намерения получить более или менее разнообразные ответы, которые подвергаются впоследствии процедуре контент-анализа.

Тест Куна-Макпартленда (тест «20 Я») – применяется для изучения самоидентификации личности.

Этот метод разработан в 50-е годы XX века М. Куном и Т. Макпартлендом для изучения образа своего собственного «Я»,для изучения самоопределений или самоидентификации личности.

Суть процедуры: респонденту предлагается лист бумаги с заголовком «Кто Я?», с двадцатью (или с десятью) пронумерованными линиями. Звучит просьба ответить, как самому себе, «Кто Я » и записать достаточно быстро свои ответы; желательно в виде существительных. Важно записывать свои ответы в той последовательности, в которой они приходят в голову. Нет неправильных ответов. Все ответы интересны для исследователя. Время ограничено.

Личность опрашиваемого характеризуют сами ответы и количество заполненных строк.

Сильные стороны метода [13]: открытый характер задания дает максимальные возможности для самовыражения респондентов, выстраивает неосознаваемую человеком иерархию идентичностей; эффект социальной желательности на выбор и последовательность ответов не влияет; человек, вспоминая свои «Я» – образы, сам того не зная, расставляет их по степени важности для самого себя, проводя процедуру ранжирования; можно изучать как иерархию идентичностей членов определенной социальной или половозрастной группы, так и место определенного признака, интересующего социолога, в ряду иных характеристик. Например, можно проанализировать патриотичность, гражданственность личности.

Ограничения: эту методику нельзя включать в анкету, т. к. ее проведение требует фиксации времени; трудоемкость методики ограничивает ее использование лишь на небольших группах; ее необходимо совмещать с традиционными методами социологии.

Интерпретация данных зависит от целей исследования. Обычная интерпретация сводится к распределению мест по степени идентичности с последующим анализом.

Проективный рисунок на сегодняшний день получает распространение в практике качественных социологических исследований.

Проективный рисунок традиционно используется в психологии как средство диагностики трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Рисование рассматривается как способ выражения эмоций, чувств, желаний, способ моделирования взаимоотношений с окружающим миром, способ постижения своих возможностей и окружающей действительности и т. д.

Для социолога важно, что проективный рисунок позволяет проникнуть в сферу «социального бессознательного», т. е. подойти к изучению того, что человеком не осознается, но оказывает влияние на его поведение. Это уровень иррациональных проявлений, неосознаваемых отношений, нелогичного поведения. Важно так же то, что этот метод дает возможность изучать информацию об отношениях, смыслах, ценностных ориентациях детей и подростков, с которыми опросные методики, как правило, не приносят необходимого результата.

Процедура проведения методики проективного рисунка является неструктурированной. Ее суть заключается в том, что респондентам дается задание нарисовать типичный образ изучаемого явления, изобразить свое отношение или ощущения от объекта. Темы рисования могут быть различными, в зависимости от предмета социологического исследования. Обычно выделяют следующие основные группы тем:

прошлое, настоящее и будущее респондента (например, «Мой обычный день», «Я в детстве», «Кем бы я хотел быть» и др.);

абстрактные понятия («Одиночество», «Любовь», «Страх» и др.);

отношения в группе («Моя семья», «Мое положение в группе», «Мои друзья» и др.).

Данное задание вызывает различные реакции, отраженные на бумаге.

Интерпретация социологического материала, полученного с использованием рисуночных методик, может проводиться по двум направлениям.

ü Количественный анализ предполагает выделение разнообразных графических составляющих, их классификацию и последующее количественное выражение.

ü Качественный анализ и интерпретация рисуночных данных сводится к процедуре качественного анализа в общем. Исследователь стремится понять, что стоит за декларируемым и наблюдаемым поведением[14].

Сложность интерпретации данных, полученных с помощью методики проективного рисунка, вызывает интерес в научной среде к стандартизации данной процедуры. Т. В. Фоломеева на основе конкретного эмпирического исследования раскрывает возможности и принципы стандартизации проективных методик. В частности, на основе экспертного опроса были выделены наиболее неоднозначные категории рисунка – графические характеристики рисунка[15]:

«Цвет» – отражает эмоциональную составляющую образа; описывает использование респондентом цветов: их количество, сочетания, яркость / бледность и др.;

«Композиция» – это взаимосвязь отдельных элементов рисунка, его структура: расположение элементов на листе, симметрия / ее отсутствие, целостность, динамичность / статичность и др.;

«Форма» – отражает когнитивую составляющую образа, свойства самого объекта;

«Линии» – характеризует расположение, силу нанесения, прорисовку линий;

«Размер» - отражает величину изображения;

«Предметность» – раскрывает смысловую составляющую образа, личностные смыслы объекта для респондента.

Таким образом, психосемантические методы активно внедряются в социологическую практику и помогают глубже изучить разнообразные процессы и явления социальной реальности.

 


[1] См.: Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007, 235 с.

 

[2] Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009, С. 146-151.

[3] Макаров М. Л. Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. С. 97.

[4] Исупова О.Г. Конверсационный анализ: представление метода // Социология: методология, методы и математическое моделирование=Социология: 4М. 2002. № 15. С. 37.

[5] См. Ольшанский В. Б. Обоснования как категория социальной психологии // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу. Ч. 2. М.: Наука, 1981; Климова С. Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании. Социология: 4М. 1995. № 5-6. С. 49-58.

[6] Сикевич З. В. Социологическое исследование: практич. рук-во. СПб.: Питер, 2005. С. 192.

[7] Гуреев С. В. Проективные методики в социологических исследованиях: особенности использования графических данных (рисунков респондентов) в методе групповых дискуссий // Методы социологических исследований: сб. ст. / отв. ред. Ю. Н. Толстова, Г. К. Балашова. М.: ТЕИС, 2006. С. 112.

[8] Косаревская Т. Е., Кутькина Р. Р. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания: методические рекомендации. Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. С. 4.

[9] Тарарухина М. И., Ионцева Н. В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли. Социология: 4М. 1997. № 8. С. 115.

[10] Климов И. А. Комплексное использование семантического дифференциала и контент-анализа открытых вопросов для изучения культурных феноменов Социология: 4М. 1998. № 10. С. 8-9.

[11] Толстова Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 130.

[12] Толстова Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 136-146.

[13] Сикевич З В. Социологическое исследование: практич. рук-во. СПб.: Питер, 2005. С. 198-199.

[14] Гуреев С. В. Анализ рисунков в социологических исследованиях. Социс. 2007. № 10. С. 132.

[15] Фоломеева Т. В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп. Социология: 4М. 2003. №7. С. 97-100.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.01 с.)