Имамы и учёные, считавшие достоверными хадисы о складывании рук на груди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имамы и учёные, считавшие достоверными хадисы о складывании рук на груди




Прежде, чем подробнее разбирать достоверность упомянутых хадисов касательно возложения рук на груди и претензии к ним, хотелось бы процитировать слова имамов и учёных, которые считали эти хадисы достоверными помимо шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, среди которых были и те, кто жил за сотни лет до него. Ведь среди некоторых мусульман нашего времени бытует такое ложное мнение, что только он посчитал эти хадисы достоверными.
Из числа имамов, слова которых указывают на то, что они считали хадис о складывании рук на груди достоверными, следующие:

- Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи
Имам ат-Тирмизи привёл в своём сборнике хадис от Къабисы, передавший от своего отца, что он видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возлагал руки на груди. Он привёл этот хадис дважды в своем сборнике под номерами 252 и 301, и назвал его хорошим (хасан).
Кто-то может сказать, что в сборнике ат-Тирмизи эти хадисы без слов о складывании рук на груди. Да, это так, однако это один и тот же хадис, просто ат-Тирмизи разбил его на две части, приведя под номером 252 слова о том, что следует класть правую руку на левую в молитве. Тогда как под номером 301 он привёл слова о том, что покидая место совершения молитвы можно делать это, поворачиваясь как через правую сторону, так и через левую.
А то, что в версии у ат-Тирмизи этот хадис приводится через Абу-ль-Ахуаса, а у Ахмада через Яхью ибн Са’ида аль-Къаттана, то это никак не влияет на данный иснад, ибо Яхья ибн Са’ид – бесспорный имам в хадисоведении. К тому же проблема со стороны имеющих претензии к данному хадису была не в Яхье, а в неизвестности Къабисы – сына сподвижника Хульба ат-Таи.
Хафиз Ибн Касир в главе про описание особенности молитвы сказал: “Передал Къабиса ибн Хульб от своего отца, сказавшего: «Я видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который складывал руки на груди». Этот хадис привёл Ахмад, и это его версия, и привёл его ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хороший», а также Ибн Маджах привёл его смысл”. См. “Иршад аль-факъих” 1/119.
Поэтому шейх Бакр Абу Зейд, приведя хадис Къабисы с упоминанием возложения рук на груди, сказал: “И назвал его хорошим ат-Тирмизи”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 22.
Кстати, этот же хадис от Къабисы назвал хорошим и имам аль-Багъауи. См. “Шарху-с-Сунна” 3/31.

- Имам Ибн Хузайма
Хадис Уаиля о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) складывал во время молитвы руки на груди привёл в своём сборнике «ас-Сахих» имам Ибн Хузайма, считая его достоверным.
Необходимо отметить, что любой хадис, который он привёл в своем сборнике «ас-Сахих» является для него в основе достоверным, если только сам он не указал на его слабость или сомнительность. Так, Ибн Хузайма говорит, после того как вновь акцентировал внимание на то, что поставил себе условие приводить только достоверные хадисы в своём сборнике: “Исключением является то, что мы упомянем касательно того, что есть в душе из числа сомнений касательно некоторых сообщений, либо по причине сомнения касательно того, что передатчик слышал от того, кто передал сообщение, или передатчика, относительно которого нам неизвестно ни та’диля, ни джарха. В таком случае мы сделаем разъяснение касательно этого сообщения, ибо мы не считаем дозволенным вводить в заблуждение требующих знания упоминанием недостоверного сообщения, проблему которого мы не разъясним”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/186.
Говорит Ибн ас-Салях: “Достаточно того, что хадис приводится в трудах тех, кто сделал условием приводить только достоверное, как книга Ибн Хузаймы”. См. “аль-Мукъаддима” 17.
Говорит ас-Суюты: “«Сахих» Ибн Хузаймы выше степенью, чем «Сахих» Ибн Хиббана по причине его строгости в подходе, так как он воздерживался от того, чтобы считать хадис достоверным по причине малейших слов касательно иснада. Поэтому можно встретить, как он говорит: «Глава о нежелательности такой-то вещи, если является достоверным то-то»”. См. “Тадриб ар-рауи” 1/109.
Таким образом, этот хадис имам Ибн Хузайма считал достоверным, так как привел его в своём сборнике «ас-Сахих» и слова не сказал про его слабость. А имам Ибн Сайд ан-Нас сказал: “Те, кто говорил, что следует складывать руки на груди опирались на хадис Уаиля ибн Худжры, и его достовреность подтвердил Ибн Хузайма”. См. “ан-Нафх аш-шаззи шарх Джами’ ат-Тирмизи” 4/374.
Также о том, что достоверность этого хадиса подтердил Ибн Хузайма сказал и аш-Шаукани. См. “Найлюль-аутар” 4/81.

- Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр
Приведя сообщение, передаваемое от Муджахида: «Если класть правую руку на левую, то на кисть или запястье возле груди. Но это было порицаемым», хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Нет причины для того, чтобы считать это порицаемым. Ведь основа в вещах – это дозволенность, а Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) этого не запрещали. Поэтому нет смысла в порицании тех, кто считал это порицаемым. И это в том случае, если не было бы того, что указывало бы на дозволенность этого от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что сказать о том случае, когда является достоверным от него то, о чём уже упоминалось?!” См. “ат-Тамхид” 20/79.
Кстати, следует отметить, что касательно данных слов Ибн ‘Абдуль-Барра: «основа в вещах – это дозволенность», шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Правильнее сказать, что основа в поклонении – это остановка (таукъиф)”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 21.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр назвал достоверным хадис Къабисы со слов его отца. См. “аль-Исти’аб” 9/11.

- Имам ан-Науауи
Сказал шейх Бакр Абу Зейд: “И его (хадис Къабисы) назвал хорошим ат-Тирмизи, и согласился с этим ан-Науауи в «аль-Маджму’» (3/312) и назвал хадис хорошим по причине усиливающих его свидетельств”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 22.

- Имам ‘Аляуддин Магълятай аль-Ханафи
Это известный мухаддис своего времени, учитель хафиза аль-‘Иракъи, которого хвалили имамы и других мазхабов, а Ибн Хаджар называл его выдающимся учёным. Так, в своём известном, но незавершенном шархе на «Сунан Ибн Маджах», разбирая хадисы данной главы, он говорит: “У аль-Баззара приводится версия: «Затем он клал правую руку на левую возле груди». Эта версия передаётся от Мухаммада ибн ‘Абдуль-Джаббара со слов своего отца – Уаиля. Но Мухаммад – слабый, а его мать – неизвестная, как это упоминал Ибн аль-Къаттан. Но у аль-Байхакъи сказано: «Мы привели некоторыми путями хадис от ‘Асыма со слов его отца, передавшего от Уаиля, который сообщил от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он клал руки на груди». Эта подкрепляющая версия хадиса для Мухаммада (‘Абдуль-Джаббара) является достоверной”. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 4/1382.

- Хафиз Ибн аль-Муляккъин
Хафиз Ибн аль-Муляккъин – учитель Ибн Хаджара также из числа тех, кто считал данный хадис достоверным. Так, он привёл в своей книге «Тухфатуль-мухтадж иля адилля аль-минхадж» (1/336) хадис от Уаиля о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки на груди, не дав ему никакой оценки. А в предисловии этой книге Ибн аль-Муляккъин сказал: “Моим условием является то, что я не упоминал в этой книге слабого хадиса, а только достоверный или хороший хадис. Быть может, я упоминал что-то из числа слабого из-за сильной потребности в этом хадисе, однако, упоминая при этом его слабость”.
А что касается этого хадис от Уаиля, то он не сказал, что он является слабым, что автоматически указывает на то, что он считал его либо достоверным, либо хорошим.

- Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни
В комментарии к хадису Сахля ибн Са‘да (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Людям было велено, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье” аль-Бухари 740, хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе не упоминается, где именно на предплечье класть руку. Но в хадисе от Уаиля, что приводят Абу Дауд и ан-Насаи сказано: «Затем он клал свою правую руку на внешнюю часть кисти, запястья и предплечья». Достоверность этого хадиса подтвердил Ибн Хузайма и другие. Его основа есть у Муслима, но без этой добавки.
Также не было упомянуто место, где именно следует складывать руки на теле. Передал Ибн Хузайма в хадисе Уаиля, что складывать следует на груди, а в версии аль-Баззара сказано: «возле груди». Также у Ахмада есть подобный хадис от Хульба ат-Таи.
А в дополнениях к Муснаду в хадисе от ‘Али сказано, что следует складывать руки под пупком. Однако иснад его является слабым”. См. “Фатхуль-Бари” 2/632.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Внешне эти слова аль-Хафиза (Ибн Хаджара) указывают на то, что он считает хадис Уаиля достоверным или хорошим. Ведь он привёл тут три хадиса для указания конкретизации места, где следует складывать руки, хадис Уаиля, хадис Хульба и хадис ‘Али. При этом он назвал хадис от ‘Али слабым, и промолчал касательно хадисов Уаиля и Хульба. И если бы эти оба хадиса также были бы слабыми для него, то он обязательно разъяснил бы это, как он указывал на эти условия в своем предисловии”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/83.
Необходимо отметить, что Ибн Хаджар в предисловии к «Фатхуль-Бари» (Хадью-ссари) стр. 6 писал, что хадис, о достоверности которого он умолчал, он считает его достоверным или хорошим.
Шейх аль-Альбани в своём сборнике привёл следующий хадис: «Если двое будут общаться уединённо, то не подсаживайся к ним, пока не спросишь их разрешения». Ахмад 2/114. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1395.
Говорит шейх аль-Альбани, разъясняя причину, почему иснад этого хадиса неплохой: “Я думаю, что хафиз Ибн Хаджар также склонился к тому, что я посчитал верным касательно этого. Ведь он привёл этот хадис в «аль-Фатх» (11/70) через данную версию Ахмада и умолчал относительно его достоверности. Но обладателям знания данной области (хадисоведения) известно, что молчание Ибн Хаджара касательно достоверности хадиса указывает на то, что хадис (для него) хороший (хасан)”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3/385.
Таким образом, мы видим, что Ибн Хаджар привёл доводы о том, что руки следует складывать на груди и не высказался относительно слабости хадисов данной темы, тогда как упомянув после этого хадис о том, что следует класть руки под пупком, он сразу же назвал его слабым.
Также Ибн Хаджар в тахридже хадисов ханафитской книги «аль-Хидая» касательно хадиса: «Из числа Сунны – положить правую руку на левую под пупком», говорит: “Иснад этого хадиса слабый, и противоречит ему хадис Уаиля: «Я совершал молитву вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он клал правую руку на левую руку у себя на груди». Его привёл Ибн Хузайма, и он есть у Муслима, но без слов: «на груди»”. См. “ад-Дирая фи тахридж ахадис аль-хидая” 128.
Также Ибн Хаджар в своей известной книге по законоположениям (ахкам) «Булюгъ аль-марам» в главе про описание молитвы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) привёл только этот хадис Уаиля, указывающий на то, что руки складываются именно на груди. При этом он не упомянул иных версий и не дал никакой оценки этому хадису касательно его слабости. См. “Булюгъ аль-марам” 276.
Шейх Бакр Абу Зейд, приведя хадис Уаиля с версией о складывании рук на груди, сказал: “Этот хадис упомянул хафиз Ибн Хаджар в своей книге «аль-Фатх» (2/262) и промолчал о его достоверности, что следует исходя из его условия, о котором он упомянул в «Хадью-ссари» (стр. 4), что хадис, о котором он умолчал в «аль-Фатх» является либо достоверным, либо хорошим. Также он не давал оценку этому хадису ни в «Булюгъ аль-марам» (53), ни в «ат-Тальхыс» (1/224). И ас-Суюты в «аль-Хауи» (2/212) также обратил внимание на это условие Ибн Хаджара”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 23.

- Ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни
Комментируя слова аль-Маргъинани: “Этот хадис (о складывании рук под пупком) является доводом против Малика касательно того, что руки следует опускать по швам; и доводом против аш-Шафи’и касательно того, что руки следует складывать на груди”, аль-‘Айни говорит: “Если ты скажешь: «Каким образом этот хадис может быть доводом против аш-Шафи’и, если он является слабым и не может противостоять достоверному хадису и сообщениям, которыми аргументировались Малик и аш-Шафи’и, а речь идёт о хадисе Уаиля ибн Худжра, который привёл Ибн Хузайма в своём Сахихе: “Я совершал молитву вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он клал правую руку на левую руку у себя на груди”. Также и хадис от Таууса, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки на груди…
Я (аль-‘Айни) отвечу: Что касается возложения рук, то это передаётся достоверно множеством путей, поэтому это является доводом против Малика.
А что касается того, что это довод и против аш-Шафи’и, то внешне смысл этого в том, что его аргументации хадисом Уаиля противопоставляется другой хадис. А хадис от Таууса является мурсалем, а аш-Шафи’и не считал мурсаль доводом”. См. “аль-Биная фи шарх аль-Хидая” 2/208-209.
Таким образом, аль-‘Айни согласился с тем, что хадис Уаиля достоверный, а что касается хадиса, который ему противоречит, то он не привёл его, хотя до этого он сам назвал слабым хадис о складывании рук под пупком, которым аргументировался аль-Маргъинани.
Что касается того, что хадис мурсаль не является доводом для имама аш-Шафи’и, то это истина, однако аш-Шафи’и, как и многие имамы помимо него, принимал в качестве довода тот мурсаль, который усиливался другими хадисами. Об этом с дозволения Аллаха также подробнее пойдёт речь в последних главах.

- Ханафитский имам Ибн Амир аль-Хадж
Ибн Амир аль-Хадж аль-Ханафи в «Шарх Мунья аль-мусалли» сказал: “Поистине, достоверным является в Сунне – это возложение правой руки на левую в молитве. И нет достоверного хадиса, который бы конкретизировал, где именно следует складывать руки на теле, кроме упомянутого хадиса Уаиля”. См. “Фатх аль-Гъафур” 48, “Мир’атуль-мафатих” 3/60.

- Имам Мухаммад Хаят ас-Синди
Мухаммад Хаят ас-Синди – учитель имама Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба и имама ас-Сан’ани посвятил вопросу возложения рук на груди отдельное послание, которое он назвал: «Фатх аль-Гъафур фи уад’ аль-айди ‘аля-ссудур» (Озарение от Прощающего о складывании рук на груди).
Разбирая подробно этот вопрос, имам Мухаммад Хаят ас-Синди сказал: “Из числа того, что было упомянуто следует, что складывание рук на груди в молитве имеет сильную основу и великолепный довод. И не подобает обладателям имана пренебрегать этим доводом. И каким образом мусульманин может пренебречь тем, что достоверно установлено от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “Фатх аль-Гъафур фи уад’ аль-айди ‘аля-ссудур” 56.

- Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди аль-Ханафи
Ханафитский имам ас-Синди, приведя хадис Таууса о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки на груди, сказал: “Несмотря на то, что этот хадис является мурсалем, мурсаль является доводом для всех. В итоге, так же, как является достоверным, что складывание рук (в молитве) – это Сунна, а не опускание их по швам, так же достоверно, что место этим рукам – грудь, а не что-то иное. А что касается хадиса, что из числа Сунны – это складывание рук под пупком, то учёные единогласны касательно его слабости. Это упомянул Ибн аль-Хумам, передав от ан-Науауи и промолчав на это”. См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 1/445.
Что касается слов ас-Синди, что хадис мурсаль (в котором между таби’ином и Посланником (мир ему и благословение Аллаха) пропущено имя сподвижника), является доводом для всех, то это не совсем так. Кстати о том, что хадис мурсаль является доводом для всех передавал и имам Ибн Джарир ат-Табари. На самом же деле мурсаль довод именно для ханафитов, а также это одно из мнений маликитов. Тогда как шафииты и большинство ханбалитов не считают хадис мурсаль доводом и относят его к категории слабых хадисов. По этой причине хафиз аль-‘Аляи отверг заявление про единогласное мнение о том, что хадис мурсаль является доводом для всех, назвав это мнение ложным. См. “Джами’ ат-тахсыль фи ахкам аль-марасиль” 72.
Более того, мнение о том, что хадис мурсаль является доводом – слабое, не опирающееся на сильные доводы. Подробное рассмотрение этого вопроса с указанием всех мнений и аргументов каждой из сторон можно почитать в книге «Манахидж аль-мухаддисин фи такъуия аль-ахадис аль-хасана уа-дда’ифа», стр. 123-137.
А имам Муслим в предисловии своего Сахиха писал: “Сообщение в форме мурсаль по нашему мнению и мнению обладателей знания по хадисам не является доводом”. См. “Мукъаддима Сахих Муслим” 1/30.

- Шейх Мухаммад Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади
Сказал шейх-мухаддис Шамсуль-Хаккъ Абади в своём известном комментарии на сборник «Сунан Аби Дауд» после того, как разъяснил достоверность хадиса от Таууса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки на груди: “Также касательно складывания рук на груди пришли ещё два других достоверных хадиса. Один из которых – это хадис от Къабисы, что приводит Ахмад”, после чего он долго обосновывал его достоверность, а затем сказал: “Второй хадис – это хадис Уаиля ибн Худжра, который привёл Ибн Хузайма”. Затем он стал говорить о достоверности данного хадиса, после чего заключил: “Мурсаль Таууса, а также хадисы Хульба и Уаиля указывают на желательность складывания рук на груди, и это является истиной. А что касается складывания рук под пупком или над пупком, то нет на этот счёт достоверного хадиса от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 2/459-462.

- Учёные Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима)
Учёные Постоянного комитета говорили: “Сунной во время молитвы является возложение рук во время стояния. Правую ладонь следует положить на левую и возложить их на груди, поскольку это является достоверно установленным от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передал Уаиль ибн Худжр… Также у этого хадиса есть подкрепляющее свидетельство с хорошим иснадом, что передаётся от Къабисы ибн Хульба от своего отца, что приводит Ахмад”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 5/307.
Они также сказали: “Достоверно установленной Сунной от Посланника (мир ему и благословение Аллаха) является то, что во время молитвы он клал правую руку на левую на груди, делая это как во время обязательной молитвы, так и добровольной”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 5/370.

- Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури
Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури уделил особое внимание в комментарии к сборнику «Сунан ат-Тирмизи» исследованию вопроса складывания рук на груди. После опровержения различных возражений, он сказал: “Что касается хадиса от Хульба ат-Таи, то он является хорошим (хасан), и авторы сборников «ас-Сунан» признали, что иснад его хороший. И использовать его в качестве довода на то, что руки следует складывать именно на груди, является правильным”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/84.
Он также сказал: “Итог: хадис Уаиля является достоверным, на который следует опираться и принимать в качестве довода на правомочность складывания рук на груди во время молитвы”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/84.

- Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури
Сказал шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури: “Хадис от Таууса мурсаль, но с хорошим иснадом. А мурсаль является для ханафитов однозначным доводом. Этот мурсаль усиливается упомянутым хадисом Уаиля и хадисом Хульба ат-Таи. И использовать его в качестве довода на то, что руки следует складывать на груди в молитве, является правильным!” См. “Мир’атуль-мафатих” 3/61.

- Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури
Говорит шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури в комментарии к «Сахих Муслим» касательно хадиса о возложении правой руки на левую в молитве: “Однако в этом хадисе не говорится о месте, где именно следует класть руки. Что касается слов ан-Науауи: «Под грудью и выше пупка», то это является следованием им своему мазхабу. А что касается того, что является достоверным в хадисах, то это складывание рук именно на груди”. См. “Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 1/267.

- Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз
Шейх Ибн Баз несколько раз упоминал в «Маджму’ аль-фатауа уаль-макъалят» о том, что хадисы о складывании рук на груди являются самыми достоверными касательно этого вопроса. Так, шейх Ибн Баз сказал: “Достоверно установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что когда он стоял в молитве, то складывал руки на груди, кладя правую ладонь на левую”. См. “Фатауа Ибн Баз” 11/145.
Также Ибн Баз сказал: “Лучше всего складывать руки на груди, потому что Уаиль ибн Худжр и Хальб ат-Таи передали это от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с хорошим иснадом, и у их сообщений есть подкрепляющие свидетельства. А что касается хадиса от ‘Али про складывание рук под пупком, то этот хадис слабый для обладателей знания по хадисам”. См. “Фатауа Ибн Баз” 11/60.

- Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут
Так, в шафиитской книге «Кифая аль-ахъяр» автор – имам Такъиюддин аль-Хусни говорит: “Желательно сложить руки под грудью, как это передал Ибн Хузайма в своём Сахихе. Было также сказано: «Следует сложить руки под пупком». Но сказал Ибн аль-Мунзир: «Оба положения равнозначны, так как нет достоверного хадиса об этом»”.
Сделав примечание к данным словам Ибн аль-Мунзира, упомянутые автором, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут возражает, говоря: “Напротив, достоверно от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возложение правой руки на левую на груди. Это привёл Абу Дауд (759), Ибн Хузайма (479) и Ахмад (5/226). Этот хадис является хорошим по причине различных путей и усиливающих свидетельств”. См. “Тахкыкъ Кифая аль-ахъяр” 143.

- Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин
Отвечая на вопрос по данной теме, шейх Ибн ‘Усаймин процитировал слова аш-Шаукани: “Нет ничего достовернее в этой главе, чем упомянутый хадис Уаиля”, а потом сказал: “И если стало очевидным, что хадис от Уаиля является самым достоверным в данной главе, то первичнее поступать в соответствии с ним. Сказал шейх аль-Альбани в своём послании «Описание молитвы»: «Складывание рук на груди – это то, что является установленным в Сунне, а то, что противоречит этому либо является слабым, либо не имеет основы»”.
Затем шейх Ибн ‘Усаймин упомянул о разногласии имамов касательно Муъаммаля – передатчика версии от Уаиля, в которой сказано: «он складывал руки на груди», который уединился в этой передачи от Суфьяна и сказал: “Я часто возвращался к книгам по хадисам, которые у меня имеются и нашёл много слов об этом вопросе, как и нашёл хадис мурсаль от Таууса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки на груди. Этот хадис мурсаль с хорошим иснадом, и он подтверждает хадис Муъаммаля ибн Исма’иля”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 13/99-100.
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше всего класть руки в молитве на груди, поскольку хадис Уаиля об этом – это самое лучше, что передаются в данной главе”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 13/164.

- Шейх Мукъбиль ибн Хади
Говорит шейх Мукъбиль в своей лекции, посвящённой описанию молитвы после того, как упомянул о слабости хадиса про возложение рук под пупком: “И нам стало ясно, что достоверным в этом является – возложение правой руки на левую на груди, несмотря на то, что в хадисах касательно этого есть проблемы. В первом хадисе от Уаиля на этот счёт – передатчик по имени Муъаммаль ибн Исма’иль, а он ближе к слабости.
Второй хадис, передающийся от Къабисы со слов своего отца, и Къабиса, от которого передавал только Симак ибн Харб, является неизвестным.
Третий хадис передаётся от Таууса, однако хадис является мурсалем.
Но эти три хадиса достигают уровня аргумента, и нет того, что можно было бы противопоставить этим хадисам, к чему склонялось бы душа”. Сл. “Сыфа ас-саля”, № 1.

- Шейх Бакр Абу Зейд
Следует отметить, что шейх Бакр Абу Зейд посвятил отдельную главу с исследованием этого вопроса в своей статье «Ля джадид фи ахкам ас-саля». Приведя различные мнения и их аргументы, в заключении шейх Бакр сказал: “Исходя из сказанного, становится ясным, что нет ничего достоверного от Посланника (мир ему и благословение Аллаха) касательно складывания руки на теле, кроме как на груди. И вопрос является просторным, где именно складывать на груди: на сосках или же под ними, поскольку нет конкретизации на каком именно месте на груди”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 33.

- Шейх Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Атьюби
Говорит шейх-мухаддис Мухаммад аль-Атьюби в своём известном шестидесяти томном комментарии на «Сахих Муслим», приведя все существующие мнения на этот счёт: “Но самым правильным из всех этих мнений являются слова тех, кто сказал: «Следует складывать на груди», исходя из хадиса Уаиля. Также привёл Ахмад с достоверным иснадом хадис от Къабисы ибн Хульба. Также и Абу Дауд с достоверным иснадом передал об этом от Таууса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки на груди. Этот хадис мурсаль с достоверным иснадом, а мурсаль является доводом, если усиливается, а тут он усиливается упомянутыми хадисами Уаиля и Хульба. Итог: правильным является возложение правой руки на левую на груди. А что касается всех остальных мнений помимо этого, то их доказательство имеют недостатки, которые не могут быть противопоставлены этим достоверным хадисам!” См. “аль-Бахр аль-мухыт ас-саджадж фи шарх Сахих Муслим ибн Хаджадж” 9/350-351.
Также он говорит в своих сорока томах шарха на «Сунан ан-Насаи» после того, как исследовал этот вопрос, приводя различные мнения: “Исходя из тех доводов, что были упомянуты, стало ясным, что правильным касательно места складывания рук, является грудь. А что касается слов тех, кто сказал: «Под пупком», то нет на это достоверного указания. Также и слова тех, кто сказал: «Выше пупка», если только под этим не подразумевалась грудь”. См. “Захыра аль-‘укъба фи шарх аль-муджтаба” 11/281.

- О том, что достоверность хадиса Уаиля касательно складывания рук на груди подтверждали хафизы, также говорил и шейх Мухаммад Сафар аль-Мадани аль-Малики.
Так, два больших учёных нашего времени, как Мухаммад ибн Аби Мадин и Такъиюддин аль-Хиляли передали, что в своём стихе шейх Мухаммад Сафар аль-Мадани сказал: “И хафизы назвали достоверным, хадис о возложении рук над грудью, который передал Уаиль”. См. “ас-Сарим аль-асинна фи-ззабб ‘ани-с-Сунна” 73, “Сабиль ар-рашад фи хадьи хайр аль-‘ибад” 4/290.

Всё сказанное разносит в прах лживые измышления некоторых невежественных современников, ложно причисляющих себя к поиску знаний, которые нагло заявляли, что помимо шейха аль-Альбани никто из учёных не считал хадисы о возложении рук на груди достоверными.
Вы видели имена и высказывания по этому вопросу авторитетных учёных и специалистов как в науки хадисоведения, так и основ фикъха. И если кому-то может показаться по причине легкодоступности знания в наше время, что неизвестные и невежественные юнцы с различных арабских форумов или русскоязычных соц. сетей могут нам заменить этих признанных учёных, то мне просто их жаль!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.033 с.)