Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В управлении педагогическим общением
Все многообразие невербальных средств принято разбивать на три группы: 1) фонационные, 2) кинетические, 3) np^okce-мические. Соответственно невербальное поведение учителя складывается из интонации — движений голоса, движений тела и расположения в пространстве. Фонация2 Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является главным рабочим инструментом учителя. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) _ те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение] Например, сказав "спасибо", можно выразить и сердечную благодарность, и обиду, и равнодушие, и насмешку. (/Речевой поступок, — подчеркивал В.А. Артемов, — имеет. \ своим индикатором интонацию"3. Именно она играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внушает определенный строй мыслей. Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса (его повышение и понижение), темпорит-мом, тембром, интенсивностью звучания и ударением — фразовым и логическим. Звучность речи зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и настроения, эмоциональных состояний. Например, переживание печали придает голосу приглушенное звучание, радости — звонкость. Речевое обаяние учителя зависит и от тембра голоса.) Он может быть не только теплым и нежным, глубоким и мягким, но и глухим, скрипучим, стеклянным. Учащихся раздражает сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь, дефекты произношения — шепелявость, гнусавость, хрипота. При отработанной дикции даже произнесенное шепотом слово доходит до каждого из сидящих на уроке ребят. Темпоритмическая организация устных высказываний может быть самой разнообразной. Пользуясь музыкальной терминологией/ P.P. Каспранский выделяет аллерго-речь, престо-речь, ритенуто-речь1. Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельст
Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все дети^в особенности "тугодумы", [схватывают смысл высказываний, а неоправданное замедление~вызывает интеллектуальную и эмоциональную заторможенность слушателей^ ^Учитывается и возраст учащихся: для младших школьников это не более 40—60 слов в минуту, для подростков — 60—100, для старшеклассников — 80—120 слов. \JlpH расширении круга общения естественно повышение громкости, при сокращении — понижение. Голосовые модуляции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты,.* представляет интерес исследование Е.П. Карпиченковой, установившей зависимость интонации диалогических высказываний — тембра, тональности, мелодики — от прагматической установки. Состоянию апатии, равнодушия свойственны средний и высокий регистр, узкий диапазон, незаконченный нисходящий ТОН./Д ружеское, радостное отношение характеризуется высоким регистром, широким диапазоном, нисходящей или восходящей тональностью, завершенностью. Сдержанные реплики произносятся на низком или высоком регистре преимущественно узкого диапазона. Особенно яркими являются просодические характеристики коротких, эмоционально насыщенных реплик, приветствий, прощаний, восклицаний, в которых эмоциональный и интеллектуальный аспекты сливаются воедино1. Восприятие звучащей речи обусловлено фразовым ударением, паузами. С помощью ударения делаются необходимые лексические акценты} Помимо физиологической функции, позволяющей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить высказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внимание к сугубо важной информации. Учитель общается с учащимися не только, когда говорит, но и когда выразительно молчит. Если класс возбужден, ведет себя,шумно, надежным средством дисциплинирования выступает спокойное недоумение педагога, его затянувшееся молчание. Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции:
1) контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни; 2) дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимо понимания, свидетельствующую об отчужденности коммуни 3) эмотивную, когда таким образом передаются различные эмоциональные состояния: страх, удивление, восхищение, радость и др.; 4) информативную, как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие; 5) стратегическую, когда выражается нежелание говорить с определенной целью: не показать свою осведомленность; 6) риторическую, как способ привлечения внимания, при дания особой весомости последующему высказыванию; 7) оценочную, как реакцию на действия и слова собесед ника;
8) акциональную для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами — жестами, мимикой^ "^-Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям речевого поведения учителя. И.Ф. Гончаров отмечает особое внимание к ясности произношения, чистоте, правильности, мелодичности2. Е.Н. Ильин подчеркивает: "Дотянуться до самых тончайших, сокровенных дум школьника по силам лишь учительскому "голосу", когда он есть и когда художественно, а не просто фонетически поставлен"3. Известны такие разновидности интонационных стилей, как информационный (деловой), научный, публицистический, художественный, разговорный. Специальные исследования показали присутствие в речи учителя всей интонационной палитры. Стилистика речевого поведения обусловлена педагогическими задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией и другими обстоятельствами^) Для профессионального владения голосом необходима специальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию и исправляющая недостатки. Многие профессиональные заболевания голоса являются следствием форсирования звука, игнорирования правил фонационного дыхания. Специальные исследования показали, что 73 % студентов педвуза не владеют ладотональной интонацией, не управляют звуковысотной выразительностью и ее динамикой. Лишь 20 % совершенствовали свой голос до вуза в драматических и хоровых кружках. 49 % из них убеждены, что он не поддается развитию Кинесика Выразительность речевого поведения зависит от умелого использования кинетических (от греч. kinetikos — движение) средств — мимики, жестикуляции, пантомимики. Действуя на зрительный канал восприятия, они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время, позволяют оттенить смысл словесного высказывания, отделить главное от второстепенного^ /' Кинетический рисунок поведения учителя сигнализирует о своеобразии характера, переживаемых эмоциональных состояниях. * Как язык тела кинесика включает и манеры индивидуального самооформления — одежду, украшения, прическу, макияж, т.е. все то, от чего! зависит в значительной мере внешняя привлекательность учителя, его аттракция. Рассмотрим более детально средства телесной экспрессии. Всю моторику, свойственную лицу (мимику), рукам (жестикуляцию), телу (пантомимику), включают в понятие "жесты". Дифференцируют жесты речевые и двигательные, выполняющие прагматические функции. И.М. Юсупов и Л.В. Бев-зова предлагают следующую классификацию речевых жестов учителя1:
— коммуникативные, способные заменять в речи элементы — описательно-изобразительные, сопровождающие речь и — модальные, выражающие отношение к людям, предме Решающую роль в формировании внешнего впечатления о человеке играет лицо. При этом обращается внимание не только на овал и черты, но и на характерные физиогномические маски, как отражение внутреннего мира, личностных качеств. Доминирующие эмоциональные состояния — открытости и доброжелательности, злобности и подозрительности — со временем накладывают зримый отпечаток на внешность, проявляясь в типичных экспрессивных масках. Именно поэтому можно иметь от природы красивое, но непривлекательное лицо. Выражение суровости, непреклонности, ехидно поджатые губы, холодный блеск глаз настораживают детей, лишая естественной живости. Очевидная доброжелательность располагает к диалогу, активному взаимодействию. Несмотря на свою неоднозначность, экспрессивно-мимические средства общения являются наглядным индикатором эмоционального отношения человека к человеку, обнаруживая содержание, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве1. Мимика может быть более или менее развитой, красноречивой и неопределенной, разнообразной и однообразной, характеризоваться быстрой и медленной сменой выражений, стереотипной и индивидуальной, передающей и непередающей нюансы, гармоничной и беспорядочной, естественной и манерной. Общепринятым знаком расположения к собеседнику явля- ' ется улыбка. Однако далеко не всегда она внушает доверие. Л.Н. Толстой описал около ста ее разновидностей. Кривая, ' снисходительная, насмешливая, саркастическая, издевательская, деланная, приклеенная и другие подобного рода мимические экспрессии отталкивают ребенка. Привлекает искренняя, лучистая, сердечная, открытая, широкая, мягкая, ободряющая улыбка.
, Ложно понятый педагогический авторитет, стремление к самовозвышению побуждает некоторых учителей, в обыденной жизни веселых и жизнерадостных, надевать на себя тогу нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога. Мимика может быть спонтанной и произвольной. Каждый человек способен к управлению лицевыми мускулами, хотя механизмом формирования мимической экспрессии является подражание, уходящее корнями в раннее детство. О своеобразии лицевой экспрессии судят по целостному восприятию динамики движения комплекса мышц, в котором выделяют следующие зоны: верхнюю — лоб — брови, среднюю — глаза — нос и нижнюю — губы — подбородок. Каждая из зон обладает своеобразной информативностью, например, сдвинутые нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, широко открытые глаза — об удивлении, дрожащий подбородок — о сильной обиде. Серьезную регулятивную функцию выполняет "контакт глаз". Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), оповещают собеседника о предоставлении ему слова, поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает. Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с наставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более десяти секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта. Думается, не утратили значимости советы Яна Амоса Ко-менского, данные 300 лет назад: "Глаза не должны блуждать, смотреть искоса, щуриться или дерзко перебегать туда-сюда; с другой стороны, они не должны неподвижно устремляться в одну точку, но смотреть все время скромно и должны быть направлены на того, с кем говоришь"1. Исключительной силой экспрессии обладает рука. Она развивалась и совершенствовалась вместе с психикой человека, выступая не только как орудие труда, но и орган выражения тончайших переживаний. По словам Г.Я. Элькиса, она "обрела высший дар образного выражения души человека"2. Е.Н. Ильин называет руку учителя "главным техническим средством". "Когда она развернута, — пишет он, --- это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная "указующим перстом" — акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак — некий сигнал к обобщению, концентрации сказанного и т.д."3 Справедлив его вывод о профессиональном значении для учителя артистизма как элемента мастерства.
Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. В общении используются.открытые или закрытые позы. Закрытые позы, когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве ("наполеоновская" поза), воспринимаются как знак недоверия и несогласия. Наоборот, открытая поза — широко раскинутые руки ладонями вверх, является экспрессией доверия, эмоционального расположения к собеседнику. Прямая, напряженная спина, широко развернутые плечи, поднятый подбородок расшифровываются как стремление к утверждению своего статуса. Диалогическая инциативность предполагает пантомимическую энергичность, очевидную волевую собранность. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения — круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно "плюхаться", широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте — критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора^ Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, способным своей эрудицией и обаянием, профессиональным мастерством в какой-то мере нейтрализовать их..''Для большинства же недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением трудно преодолимых психологических барьеров. £^ХаРактеРен перечень экспрессивных проявлений, способствующих, по А.А. Леонтьеву, сближению коммуникантов: высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивные движения рук, наклон тела вперед, прямая ориентация. Негативное впечатление производит малый контакт глаз, слабая пантомимическая и жестикуляционная экспрессия, отклонение торса от собеседника, отрицательные движения головой1. К невербальным средствам общения относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу, объединяющиеся понятием такеси-ки. Такёсические способы выражения эмоций, символизируя об определенном уровне близости собеседников, требуют особой культуры и такта. Не любое прикосновение учителя может быть учащемуся приятно. В особенности необходима осторожность в общении с взрослеющими ребятами, у которых проявляется повышенная чувствительность, нередко негативизм в отношении такесических знаков внимания, Каждый человек учится языку жестов, обретает умение координировать свои движения в пространстве. Высокая пластическая культура, которой обладают актеры, формируется в процессе специального тренинга. Вероятно, в профессиональном обучении студентов педвузов подобные занятия также необходимы. Пока, к сожалению, в жестах многих учителей доминирует интуитивное начало. Поэтому нередко столь шокирующими бывают их манеры: экспрессивная скованность или мимическая и жестикуляционная избыточность, неоправданность, неуместность телодвижений. Эмоциональная зрелость личности предполагает развитую способность контролировать внешнюю экспрессию, придерживаться общепринятых нравственно-эстетических эталонов. Проксемика Плодотворность речевого общения обусловлена его пространственной организацией. Сложилась особая отрасль психологического знания — проксемика (от лат. proximus — ближайший), предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников. На характер общения влияют акустическое, визуальное, тактильное и обонятельное пространства. Акустическое пространство ограничено расстоянием, позволяющим партнерам слышать друг друга, визуальное — видеть, тактильное — физически ощущать и обонятельное — чувствовать запахи. Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15—4J см), личная (45— 75 см), социальная (75—100 см) и публичная (3,5—7,5 м). Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях. Социальная дистанция принята в деловом общении, публичная — между мало знакомыми и незнакомыми. Обычно люди избегают подходить друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки, ибо каждому свойственно чувство территориальной автономии. Неоправданное приближение постороннего, как правило, вызывает настороженность, желание удлинить дистанцию. Имеются контактные и неконтактные нации, различающие по особенностям тактильного общения. К первым относятся арабы, латиноамериканцы, жители Юго-Западной Европы, ко вторым — население Азии, северных областей Западной Европы, индейцы, пакистанцы. По данным А.А. Леонтьева, славянам свойственна более короткая социальная дистанция, чем североамериканцам1. С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между учителем и учащимися. По словам М. Черноушека, дистанции являются основными чертами социальных связей наряду с жестами, мимикой и языком2. Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие. Неоправданное удлинение расстояния между учителем и аудиторией снижает Бездейственную силу его слова. Однако не всегда приближение к ребенку и даже тактильный контакт (поглаживание по голове, похлопывание по плечу и т.п.) эмоционально сближает с ним. Воспитательный эффект такого рода внимания учителя зависит от характера сложившихся межличностных отношений, возраста и индивидуальности воспитанника^Наблюдательному глазу'не раз открывалось неадекватность реакции некоторых ребят на ласку учителя — стремление уклониться от прикосновения, удлинить разделяющее их расстояние. Если младшие школьники готовы в буквальном смысле слова "висеть" на любимом учителе, то, взрослея, они как бы утрачивают потребность в физическом контакте с ним. У подростков, юношей и девушек обостряется чувство пространственной автономии. Весьма избирательны к такесическим знакам внимания трудные дети. Если учителю не удается их внутренне расположить к себе, то сокращение пространственных границ общения воспринимается негативно, порой враждебно. Эмоциональное- неприятие выражается в уклончивости или дерзкости взгляда при приближении, нарастании психологической напряженности. Пространственное поведение учителей-мастеров имеет глубокий педагогический смысдДЗот, что пишет об этом Е.Н. Ильин: "Беседуя с ребятами, не стою на месте, а хожу по классу. Стараюсь ко всем "подойти". Слово беру в кавычки, ибо подойти не значит только сократить дистанцию, а непосредственной близостью,' тем, что всякому оказано внимание, создать на уроке комфортные условия, ситуацию взаимного успеха и дружбы"1. Пространственная организация речевого общения предполагает учет ориентации, т.е. угла поворота собеседников друг к другу. В диадном общении приняты следующие ориентиры: напротив, параллельно и под углом друг к другу. Если беседуют трое, то двоим удобнее сидеть напротив третьего. Группа из четырех делится на диады, сидящие визави. В диаде полемику ведут напротив, сотрудничают под углом, выполняют совместную работу рядом. Круглый стол создает атмосферу равноценности сидящих. При проведении дискуссии целесообразно рассаживание учащихся полукругом, так им удобнее видеть учителя1 и друг друга. Подобная организация пространства стимулирует взаимное эмоциональное заражение и взаимопонимание. Невежливо во время разговора стоять к собеседнику боком или спиной. Доминантой пространственного поведения учителя является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса. В структуру невербального поведения входят человеческие запахи — естественные и искусственные, выполняющие роль дополнительного индикатора культуры. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к чесноку, луку, курению, злоупотреблению духами, одеколоном. Суммируя вышеизложенное об экспрессии невербального поведения учителя, можно выделить следующие основные показатели, свидетельствующие о ее своеобразии и культуре: 1. Интонация (разнообразная, монотонная, подвижная). 2. Дикция (ясная, нечеткая). 3. Темп речи (быстрый, медленный, умеренный). 4. Регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний). 5. Сила голоса (сильный, слабый, умеренный). 6. Тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий). 7. Мимика (статичная, подвижная, выразительная). 8. Контакт глаз (соблюдается, не соблюдается). 9. Доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность). 10. Жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная). 11. Позы (расслабленные, напряженные, свободные, скованные, естественные). 12. Дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей). 13. Адекватность использованной экспрессии ситуации общения. 14. Артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления). 15. Национальные особенности. В овладении экспрессивной культурой можно выделить следующие уровни: — интуитивный, когда самовыражению учителя характерна спонтанность, неосознанность; — стереотипный, когда педагогическая экспрессия осознается, но не отличается самобытностью и мастерством; — творческий, когда самовыражение осознанно, нестандартно, импровизационно, артистично. Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер учителя. Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях. Комплекс используемых экспрессивных средств — лексических, фонационных, кинетических и проксемических, их сочетание создают впечатление об общей тональности речевого общения. Она может быть приподнятой, обыденной, деловой, интимной, вульгарной. В торжественных случаях оправдана некоторая приподнятость, в повседневном урочном общении — деловитость, в беседе с глазу на глаз — интимная доверительность тонал Для воспитателя недопустима вульгарная тональность поведения, в каких бы условиях он ни общался с детьми — на уроке или вне~его. Очевидней всего она проявляется на лексическом уровне, когда в речи учителя допускаются нелитературные выражения типа: "Ты усек?" или: "Я вижу, ты еще не врубился". Вульгарными могут быть интонация и кинесика. Это проявляется в крикливости тона, некрасивых позах, безвкусном или неуместном внешнем самооформлении — макияже, украшениях, одежде, безалаберности пространственного поведения. Внешнее самооформление Внешнее самооформление — прическу, макияж, одежду, обувь — можно рассматривать как своеобразную форму личностной экспрессии. Оно играет не последнюю роль в создании общего впечатления об учителе. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие создает психологический барьер, затрудняя общение. О серьезной значимости затрагиваемой проблемы говорит выделение в последнее десятилетие особой отрасли знаний — имиджиологии, изучающей закономерности формирования у окружающих образа человека в единстве внутренних и внешних проявлений — стиля деятельности и общения, костюма и украшений. Обрели популярность новые профессии имиджмейкера и визажиста, знатоков искусства оформления внешности, совершенствования манер поведения. Сегодня без консультаций с ними не обходится не только звезда кино и эстрады, но и политик, бизнесмен, т.е. тот, кто серьезно озабочен производимым впечатлен нем. ^Вероятно, определенная информированность в вопросах имиджиологии необходима и учителю, чтобы более осознанно и многосторонне подходить к самовыражению. Затрагивая вопросы педагогической имиджиологии, мы будем опираться на данные наших опросов старшеклассников школ Республики Беларусь. Их анализ показывает,„что внешность наставника вызывает пристальное внимание воспитанников^ В редких случаях проявляется равнодушие к тому, как он выглядит, как одет. Их оценки не однозначны. Однако всмотреться в них как в зеркало имеет смысл каждому педагогу, ответственно относящемуся к своему имиджу. Мы отобрали наиболее характерные ученические суждения со знаком плюс и минус. Процитируем их. "Одежда — это первая информация, которую мы получаем об учителе. Мы очень внимательны, когда он приходит в первый раз, стараемся разгадать по внешнему виду, какой он. Ошибаемся редко". "Нравится, когда преподаватель на занятия
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.063 с.) |