Целеполагание в социальном проектировании. «Проблемно-целевой ромб». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целеполагание в социальном проектировании. «Проблемно-целевой ромб».



1.

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 - 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

Научные основы прогнозирования вообще и социального в частности стали разрабатываться в нашей стране в конце 50-х начале 60-х годов, что связано с творчеством таких ученых, как Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Лисичкин, Т.М. Румянцева и др.

Из числа советских и российских исследователей важно выделить авторов работ, рассматривающих фундаментальные вопросы социального прогнозирования - это Н.А. Аитов, А.С. Ахиезер, Н.П. Ващекин, Ю.Е. Волков, В.Б. Житенев, Т.И. Заславская, В.А. Коптюг, В.А. Костин, В.М. Кудров, Ю.С. Левада, Г.В. Осипов, П.Д. Тавленок, А.С. Панарин, Н.М. Римашевская, Ж.Т. Тощенко, О.И. Шкаратан, В.А. Ядов и др.

 

2.

Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий); в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указатьсроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели иотдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которыемогут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность втом, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил. Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически.

"Дерево целей" - это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения.Построение "дерева целей" требует детального изучения социального заказа,проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий,материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов,систем ограничений и т. п.

Проблемно-целевой ромб. Крупный российский специалист в области социального прогнозирования Игорь Васильевич Бестужев-Лада предложил объединить «дерево целей» и «дерево проблем», а поскольку одно «дерево» растет снизу вверх, а другое — сверху вниз, в соединении они образуют проблемно-целевой ромб:

конечная цель цели второго порядка цели третьего порядка цели n-го порядка конкретные частные цели и проблемы проблемы n-го порядка проблемы третьего порядка проблемы второго порядка ключевая проблема

 

Представим себе, что у руководства некоего института на окраине Москвы возник замысел достичь к 2015 году особо значимых результатов в подготовке высококвалифицированных специалистов. Структурирование такой перспективы может иметь форму проблемно-целевого ромба (возьмём только некоторые параметры, поскольку представление всего ромба могло бы дать несколько тысяч позиций)

А. Конечная цель: цель создание «русского Оксфорда».

Подцели:

  1. Создание крупных гуманитарных научных школ.

1.1. Развитие научного потенциала профессорско-преподавательского состава.

1.2. Создание системы организаций научного творчества студентов.

1.2.1. Внедрение принципа формирования учебных групп: группа школа при «мастере» («мастерская»)

1.2.2. Формирование сети научных микросообществ.

2.Создание современной материальной базы обучения.

Б. Проблемы: 1.2.1 Для работы по методу «школа при мастере» не хватает времени».

1.2 «Мастера» живут в большом отдалении от Института.

1. Научная подготовка не стала пока высокой социальной ценностью и слабо мотивирует студентов, и преподавателе

 

Билет к зачету/ экзамену №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.007 с.)