ВОПРОС 14.Основы представления о личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 14.Основы представления о личности.



Личность – совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Личность формируется под воздействием многих факторов, называемых также детерминанты личности – биологические, социальные, культурные, ситуационные факторы.

Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и о её внешней стуктуре как принадлежности к социальным группам.

Внутренняя структура личности включает в себя ряд подструктур:

сложившаяся в сознании личности психологическая среда – система потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрения;

психические свойства – характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение, творческие способности;

способности личности – опыт, навыки, умения;

психофизиологические свойства – темперамент.

Внешняя структура личности характеризуется принадлежностью к различным социальным группам, разграниченным по определённым критериям: социально-демографическим, профессионально-квалификационным, религиозным, национальным и т.д.

Черты личности являются базовыми единицами личности и представляют собой обобщённые склонности вести себя определённым образом в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью, диапазоном ситуаций. В этой связи актуальна концепция оценки параметров личностных черт «Большая пятёрка»: открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм – образующих пятифакторную модель.

Существует множество различных типологий личности. Одной из применяемых в наст. время является типология Хейманса-Ле Сенна – характер в ней рассматривается, как совокупность 3 основных составных частей (эмоциональность, активность, первичность/вторичность). Различные комбинации упомянутых качеств дают 8 основных типов (т.н. «чистых», но в основном встречаются смешанные типы): нервный, сентиментальный, деятельный, страстный, флегматик, сангвиник, аморфный (беспечный), апатичный.

Также представляет интерес типология Майерс-Бриггс (MBTI), основанная на выявлении двух видов способов выполнения следующих действий: пополнения энергии и сосредоточения внимания; сбора информации; способов принятия решений; способо организации своего взаимодействия с внешним миром. Т.о., Майерс и Бриггс создали 4 основные шкалы предрасположенностей, каждый человек занимает определённое место на этих шкалах, что соответствует его принадлежности к одному из 16 типов личности.

Типологии личности, вкупе с методами оценки, представляют немалый интерес для выявления склонности человека к какой-либо профессии (или наоборот, показывают его профнепригодность).

ВОПРОС.Модель формирования отношений.

Каждый человек существует не в некоем ваккуме, но оказывается включён в различные взаимоотношения с другими людьми, включён в состав различных групп, больших и малых.

При этом возникают 4 основных проблемы:

проблема самоопределения (роль в группе);

проблема власти и влияния (будут ли удовлетворены потребности во влиянии и контроле над другими?);

проблема потребностей и целей (будут ли удовлетворены потребности, совпадают ли цели группы с ними?)

проблема принятия и близости (будет ли человек принят группой, будут ли его уважать и любить? Насколько тесными будут взаимоотношения?)

Основой моделей организационного поведения можно считать две управленческие теории, которые разработал и обосновал Д. Макгрегор.

Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

Теория «Х»

- человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

- поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

- средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория «У»

- работа для человека так же естественна, как игра.

- внешний контроль – не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

- средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации.

Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.

Существует четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная, основные черты которых представлены в таблице 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)