Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели процесса принятия решения
Известно множество моделей процесса разработки и принятия управленческого решения, т.е. в той или иной степени формализованных представлений о структуре и характере этого процесса. Исторически первой была рациональная модель, основанная на представлении о неограниченных возможностях и способах разума, разрабатывающего и принимающего решения. Эта модель состоит из четырех блоков:
В рамках рациональной модели строится полное или исчерпывающее множество альтернатив и из этого множества выбирается оптимальная. Но с позиции системного анализа нет никаких оснований предварительного отказа от части альтернатив. Похожая, но принципиально иная модель, была предложена Гербертом Саймоном. В модели Г. Саймона представлены четыре блока или стадии:
Саймон выдвинул концепцию ограниченной рациональности, указав 3 группы факторов: - когнитивные или познавательные факторы; - политические факторы; - организационные факторы. Когнитивные факторы. Существенно ограниченным ресурсом является внимание управляющего, так как он не в состоянии участвовать на всех заседаниях, обсуждениях и одновременно находится в различных местах. Ограничены также и интеллектуальные способности управляющего, так как он может перерабатывать только ограниченный объем информации и проанализировать ограниченное число альтернатив. Политические факторы включают совокупность условий, в силу которых ЛПР может действовать не в соответствии с системой своих предпочтений. Исходным источником этого является то, что реально преследуемые любой организацией цели и реально совершенные ее действия на самом деле являются результатом компромисса между противоречивыми интересами отдельных участников. Это называется принятием решения в условиях многокритериальности. Организационные факторы. С точки зрения Марча большинство организаций представляют собой организационные анархии. Организационные анархии – это анархии, в которых принятие решений обладает как минимум следующими особенностями: квазиразрешение конфликта; избежание неопределенности; позадачный поиск; организационное обучение. Конфликты между целями, подразделениями, людьми в любой организации присутствуют постоянно. Их разрешение невозможно, поэтому в некоторых организациях применяются некоторые механизмы квазиразрешения – это локальная рациональность, т.е. каждый отдел занимается только своей локальной задачей.
Избежание неопределенности заключается в том, что ЛПР учитывает только имеющую информацию и пытается не делать долгосрочные прогнозы. Позадачный поиск является следствием близорукой стратегии поведения организации, т.е. механизм поиска решения включается только при возникновении его необходимости. Как только обнаруживается допустимое решение – процесс прекращается. Марч выдвинул гипотезу, что принимаемые в организациях решения, как правило, не является результатом какого-либо целенаправленного процесса. Эта гипотеза получила название гипотеза мусорного бака. Согласно данной гипотезе, решение есть результат случайного соединения задачи, возможных способов действия участников и объектов выбора, которые сбрасываются участниками процесса принятия решения в мусорный бак по мере их появления. Таким образом, согласно Марчу решение появляется в результате логических выводов, просмотра (т.е. когда решения принимаются быстро) без учета большинства факторов, имеющих отношение к цели и улетучивание, когда проблема исчезает само собой, второе и третье применяются в большинстве случаев. Модель Минцберга. Согласно Минцбергу существует три разных типа процесса принятия решений, которые он обозначает “сначала думаю”, “сначала вижу”, “сначала делаю”. Модель “сначала думаю” состоит из 4 блоков:
Модель “сначала вижу” состоит из 4 блоков:
Модель “сначала делаю”:
Первая модель характерна для науки, вторая – для искусства, третья – для ремесла. В основе первой модели лежат факты, второй – идеи, третьей – опыт. Рассмотренные модели не учитывают того, что ЛПР имеет подчиненных, которые могли помочь в процессе выработки решения и которые могут быть заинтересованы или нет в его выполнении. В соответствии с этим моментом была предложена модель Врума-Истона, которая представлена в виде дерева. На уровнях задаются следующие вопросы:
1. Если требования к качеству решения (да или нет)? 2. Обладаю ли я всеми данными для принятия решения (да или нет)? 3. Ясна ли структура в управлении (да или нет)? 4. Важно ли для реализации согласие сотрудников (да или нет)? 5. Примут ли сотрудники самостоятельное решение (да или нет)? 6. Согласны ли сотрудники с вашими целями (да или нет)? 7. Нарастает ли конфликт между сотрудниками по поводу решения (да или нет)? 15. Проблемы и их решение Проблема (греч) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановки новых проблем. Следует отметить, что единого мнения относительно определения понятия “проблема” в методологии науки нет. В литературе приведено более двадцати определений, в которых в совокупности отмечается ряд общих свойств проблем: если это проблема, то её обязательно следует решать; неповторимость ситуации выбора (ситуации абсолютно точно не повторяются); наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы; неопределённость последствий принятия решения; необходимость учёта множества факторов; присутствие человеческого фактора (ЛПР или группы лиц, разрабатывающих решение), а следовательно, субъективных аргументаций по поводу выбора решений. Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы. Как предмет, объект, субъект, связи, цель решения. Предмет проблемы характеризует возникшее главное противоречие, которое выражается в вопросе: “В чем суть проблемы? ” Объект проблемы отвечает на вопрос: “Где возникла проблема? ” (В бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллективе и т.д.). Субъект проблемы тот, кто связан с проблемой (социальный, интеллектуальный ее элемент). Связи проблемы характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: “С чем связана проблема? ” Цель решения проблемы выражается в вопросе: “Для чего необходимо решать проблему? ” В описании проблемы должны быть отражены указанные элементы. Например, при большой затоваренности магазина №2 (директор Иванова М. И) составляющими проблемами будут: предмет - излишнее накопление товарных запасов; объект - магазин 2; субъект - Иванова М.И., директор; связи - порча товаров, рост расходов по хранению (внутренние), увеличение издержек обращения организации (внешние); цель решения проблемы - привести товарные запасы к нормативу, сократить расходы по торговле, увеличить прибыль магазина и организации в целом. Каждый элемент проблемы может иметь подпроблемы, т.е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим следует отметить, что в проблеме выделяют “имя” и “формулировку”. Их нельзя смешивать. Имя, то есть название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным. А.В. Шевырев, глубоко исследуя “ проблему проблем”, предлагает схему структуры проблемы в контексте технологии ее решения. [1; 38] В несколько интерпретированном виде она выглядит следующим образом:
Решение проблем, как и управление - это процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов. Специфические черты проблемы - это ключ к ее решению. Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательных рассуждений. Способы обдумывания проблемы включают: Разделение проблемы на части Выделение основных и второстепенных характеристик проблемы. 3. Установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы. 4. Прогнозирование и анализ требуемых действий. 5. Разработка рекомендаций к действиям. Последовательность рассуждений содержит следующие этапы: В чем проблема? Каковы симптомы (признаки, показатели)? Что не устраивает в сложившейся ситуации? Какая ситуация предпочтительнее? Действия в реальных условиях Конкретные меры, Ожидаемые результаты Как можно решить проблему (в идеале) Возможные стратегии, Потенциальные результаты (идеальные)
При продумывании проблемы полезно поставить ряд контрольных вопросов: Возможно ли уменьшить объем проблемы, упростить ее? Что напоминает ситуация (какие ассоциации вызывает)? Имеются ли аналогии в практике хозяйствования? Были ли прецеденты в деятельности предприятия? Возможно ли изменение срока, качества? Что можно заменить, сжать, уплотнить? Чем рискуете? В чем состоит риск? Чем располагаете? Каковы возможные варианты решения проблемы? Проведение научных исследований в области создания искусственного интеллекта усилило внимание и к исследованию проблем, В частности к моделированию процесса их постановки. Несмотря на то, что работа в этом направлении проводится с шестидесятых годов XX в., серьезных продвижений пока нет. Как отмечают специалисты, “не проанализирована даже логическая структура проблемы как формы мысли”. Известный специалист, академик Бехтерева Н., исследуя механизм мыслительной деятельности человека, в качестве рабочей гипотезы допускает возможность участия космоса в этом процессе. При выборе метода решения проблемы следует предварительно ответить на вопросы: Требует ли проблема комплексного решения? Это проблема или возможность? Как классифицировать проблему? Это реально существующая или надуманная проблема? Это финансовая проблема или она связана с отношениями между людьми? Что произойдет, если не принимаешь никакого решения? Эта проблема уникальна? Существует ли последовательность решения проблемы? Схема последовательности суждений для конкретизации проблемы представлена на рисунке 1:
Рисунок 1
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.019 с.) |