Специфика и следствия российского монополизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и следствия российского монополизма.



В наследство от плановой экономики России досталось ог­ромное количество абсолютных монополий и олигополии. Экономика бывшего СССР представляла собой единый народ­нохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие было частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение конкретной потребности населения всей страны обычно обеспечивалось двумя-тремя предприятиями, ориенти­рованными на производство определенного товара. В качестве основных причин такой концентрации производства можно упомянуть следующие основные обстоятельства — стремление реализовать положительный эффект масштаба производства, удобство централизованного управления ограниченным числом крупных предприятий.

И здесь ясно отслеживаются различия в природе и характере монополизма в плановой экономике и экономике рыночной. Социалистический монополизм имел в своей основе сознатель­ное создание одного или нескольких производителей того или иного товара. В странах с рыночной экономикой монополизация в основном происходила на основе объединения или за счет по­глощения ранее независимых (конкурирующих) фирм. Кроме того, у советского предприятия-монополиста отсутствовали ка­кие-либо возможности осуществить монополистические зло­употребления, поскольку и уровень цен на продукцию, и объемы ее выпуска определялись государством плановыми методами. То есть советские монополии не получали сверхприбыли, не было у них возможности завысить цену на свою продукцию или сокра­тить объемы производства.

Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных пре­образований привело к усилению монополистических тенден­ций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйство­вания — либерализация экономики, проявившаяся для монопо­листов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверх­прибылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет зани­жения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативны­ми последствиями монополизации. Здесь стоит упомянуть и ма­лономенклатурный характер производимой монополиями про­дукции, что также являлось пережитком социалистического про­шлого. Как следствие — отсутствие потребительского выбора и развитие инфляционных процессов.

Можно выделить три основных направления снижения сте­пени монополизации российской экономики.

1. Прямая демонополизация путем разукрупнения (вариант достаточно распространенный в развитых странах). Однако воз­можности прямого разукрупнения крупных производителей-мо­нополистов в России ограничены. И здесь опять уместно упомя­нуть о природе большинства отечественных монополий. Ведь большая часть этих- предприятий изначально создавалась как единые технологические комплексы, которые невозможно разде­лить на отдельные части без полного разрушения.

2. Создание конкурентной среды в монополизированной от­расли за счет иностранной конкуренции. Злоупотребления со стороны отечественных монополистов становятся невозможны­ми, когда на отраслевом рынке, где господствовала монополия, появляются иностранные товары, превосходящие монопольный продукт по качеству и более дешевые по цене. Иностранная кон­куренция очень действенное средство борьбы с монополизмом, но как показывает российская практика, в ряде случаев отечест­венные предприятия, даже обладающие монопольной властью, не выдерживали иностранной конкуренции, что привело к лик­видации многих из них (например, производство отечественных телевизоров, бытовой техники и т. п.).

3. Самый предпочтительный вариант — создание новых пред­приятий, способных конкурировать с существующими предпри­ятиями-монополистами. Данный путь не требует ликвидации уже действующего в отрасли производителя-монополиста. С другой стороны, создание новых предприятий требует дополнитель­ных инвестиционных вложений Л а значит, и государственной поддержки инвестиционной активности.

Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит ска­зать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупот­реблений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.006 с.)