Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о хозяйственном учётеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Тема 1 Сущность и содержание бухгалтерского учёта. Виды хозяйственного учёта В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учёт подразделяют на статистический, оперативный и бухгалтерский. Оперативный учёт ведётся на предприятии без применения какой-либо системы, для быстрого (оперативного) отражения совершаемых хозяйственных операций и служит для доведения информации до исполнителя, которому она предназначена. Оперативный учёт – система текущего наблюдения и контроля за отдельными операциями, а также управления ими в ходе их осуществления. Данные оперативного учёта зачастую не документируются, а сообщают устно. Ведётся учёт в местах совершения хозяйственных операций (касса, склад и т. д.). следовательно оперативный учёт отличают прежде всего краткость и быстрота получения учётных сведений. Оперативная информация применяется для текущего руководства деятельностью организации (например, в учёте выполнения договоров, составления плана товарооборота). Статистический учёт применяется для изучения закономерностей и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. Статистика осуществляет наблюдение за различными явлениями, происходящими на предприятиях, в организациях, и представляет собой систему регистрации, обобщения, а также изучения массовых явлений. С её помощью исчисляют количественные и качественные показатели различных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия – производительность труда, объем производства, заработную плату и др., изучаются и анализируются возникающие закономерности развития процессов и явлений. Статистический учёт использует данные оперативного и бухгалтерского учёта. Данный вид учёта предоставляет информацию органам власти для принятия управленческих решений на государственном и региональном уровнях (например, данные о численности работающих и их доходах, средствах на оплату труда). Бухгалтерский учёт охватывает менее широкий круг объектов, чем статистика, но более широкий, чем оперативный учёт. Этот вид учёта является всеобъемлющим и наиболее достоверным. На протяжении всего учётного периода в его регистрах хронологически и систематически фиксируется вся производственная и финансовая деятельность предприятия, наличие и движение средств, их источников и текущие хозяйственные операции. Наряду с применением в бухгалтерском учёте всех трех видов измерителей при составлении отчётности используются лишь денежные, что позволяет все ценности и хозяйственные операции предприятия показывать в единой всеобъемлющей и сравнимой денежной оценке.
Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Ведётся бухгалтерский учёт путём непрерывной, сплошной и последовательной регистрации всей учётной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных учётных документов, в которых фиксируются совершившиеся хозяйственные операции. Таким образом, бухгалтерский учёт является документальным и доказательным, так как каждая его запись подтверждается соответствующим документом. Достоверность и объективность бухгалтерского учёта подтверждается также периодическими инвентаризациями средств, расчетов и других статей баланса. Результаты инвентаризации свидетельствуют также о наличии тесной связи данных учёта с фактическим состоянием средств предприятия и их сохранностью. Для него характерно применение особых приемов и способов обработки экономической информации: счета бухгалтерского учёта, двойная запись хозяйственных операций, бухгалтерский баланс. Бухгалтерский учёт имеет свои отличительные особенности, а именно является: документально обоснованным; непрерывным (каждый день) и последовательным (без всяких пропусков) регистраций всей учётной информации; стоимостным (средства и операции отражаются в обязательном порядке в стоимостном выражении). Таким образом, бухгалтерский учёт – это система обобщения и наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью, отражаемой упорядоченно и непрерывно с помощью специальных документов с целью получения данных о работе предприятия и контроля за его деятельностью.
Виды бухгалтерского учёта Бухгалтерский учёт, кроме теории бухгалтерского учёта, включает: управленческий и финансовый учёт. Теория бухгалтерского учета — это организация системы бухгалтерского учета, ее теоретические и методологические, а также практические основы. Финансовый учет представляет собой систему подготовки и сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию и отражение хозяйственных операций. Данный вид учета накапливает информацию о различных объектах учета (о средствах и их источниках), охватывает значительную часть бухгалтерского учета. Полученные данные финансового учета используются как внутренними пользователями (менеджеры и сотрудники организации), гак и внешними (кредиторы, инвесторы, налоговые органы). Цель финансового учета — составление финансовых (бухгалтерских) отчетов, в том числе и для внешних пользователей, поэтому его обязаны вести все без исключения организации. Правила ведения финансового учета, так же как и порядок составления финансовой отчетности, определены законодательством и основаны на общепринятых принципах. Так как бухгалтерское отражение на счетах происходит после совершения хозяйственных операций, то информацию финансового учета можно подвергнуть проверке и она объективна. Управленческий учет предназначен для сбора внутренней уютной информации, которая используется внутри организации для принятия управленческих решений. Управленческий учет представляет собой систему определения, сбора, измерения, анализа и передачи управленцам информации, которая необходима ни» планирования коммерческой деятельности организации, ее контроля и управления различными объектами. Данный вид учета вести необязательно, требование о его использовании исходит от администрации организации. При этом посторонние органы не влияют на систему управленческого учета. В бухгалтерском учете (так же как и в хозяйственном) для отражения хозяйственных операций применяют три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
1.4. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи Основными задачами бухгалтерского учета являются: • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за:
—соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; —наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; —предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» к ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие основные требования: • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут в валюте Российской Федерации — в рублях; • имущество, являющееся собственностью организации, учитывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации; • организация ведет бухгалтерский учет непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организация ведет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета: —данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; —все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий; —в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и вложения во внеоборотные активы учитываются раздельно. Тема 2 Заемные источники средств Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организации поступают на некоторый фиксированный срок, по истечении которою эти средства должны быть возвращены с определенным процентом или без него их собственнику. Они относятся к внешним источникам ресурсов предприятия. К заемным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта. Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными. К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся: • краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц; • краткосрочные кредиты банков; • кредиторская задолженность поставщикам за товарно-материальные ценности, работникам по оплате труда, финансовым органам и фондам социального страхования и обеспечения по налогам, взносам и сборам, другим юридическим и физическим лицам. В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения более 12 месяцев) отражаются:
• долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производственные запасы); • долгосрочные кредиты банков; • прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц. Займы — долги организации другим предприятиям. К займам (н носятся как выпущенные организацией облигации, так и выпущенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными. Кредиты банка — суммы полученных банковских ссуд — краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные кредиты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организации на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборотных средств. Долгосрочные кредиты (сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеоборотные активы — приобретение основных средств, нематериальных активов и т. п. Кредиторская задолженность — задолженность, возникающем вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению). Обязательства по распределению валового внутреннего продукта — это задолженность организации своим рабочим и служащим по начисленной, но не выплаченной заработной плате, которая возникает в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты. К подобным обязательствам относятся также долги бюджету по начисленным, но не оплаченным налогам и органам социального страхования и обеспечения по соответствующим начислениям.
Метод бухгалтерского учета Рассмотренная классификация средств и источников их формирования лежит в основе составления бухгалтерского баланса. Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Посредством определенных способов учитывают кругооборот средств организации, познается предмет (т. е. объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия. Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а также объектов, подвергаемых контролю. Таким образом, содержание метода бухгалтерского учета непосредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: • документация; • инвентаризация; • счета и двойная запись; • баланс и отчетность; • оценка и калькуляция.
Документация используется для организации сплошного и непрерывного учёта оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции. Первоочередные требования к документам — своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного но (действия на результаты его работы. В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании проверенных на правильность и законность операций документов. Также данная тема раскрыта далее. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие материальных, ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части — дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту — уменьшение средств и увеличение их источников. Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующимися. Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс — это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые — в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств). Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности. Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осуществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки. Основные принципы оценки устанавливаются правительством (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция — по производственной или нормативной себестоимости; материалы — обычно по заготовительной себестоимости с включением транспортно -заготовитель-ных расходов; товары — по оптовым или розничным ценам). Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции. Следует отметить, перечисленные методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используются для исчисления себестоимости путем калькуляции, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
Контрольные вопросы 1. Что является предметом бухгалтерского учета? 2. Что понимается под методом бухгалтерского учета? 3. Перечислите приемы метода бухгалтерского учета и охарактеризуйте каждый прием. 4. На какие группы подразделяется первый раздел предмета бухгалтерского учета — имущество по составу и размещению? 5. Дайте характеристику каждой группы по составу и размещению. 6. Какова сущность дебиторской задолженности? 7. На какие группы подразделяют имущество по источникам его образования? 8. Перечислите и дайте характеристику собственных источников. 9. Перечислите и дайте характеристику заемных источников. 9. Как образуется основной, добавочный и резервный капитал? 10. Дайте определение прибыли?
Контрольный тест 1. Что является объектом бухгалтерского учета? Ответы: 1.Хозяйственная деятельность предприятий и их подразделений. 2.Экономические ресурсы, классификация по видам с детализацией по группам и отдельным видам. 3.Хозяйственные операции и их результаты: снабжение, производство, реализация и финансовые результаты. 4.Имущество предприятия: его обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе его деятельности. 2. Что является предметом бухгалтерского учета? Ответы: 1.Хозяйственная деятельность предприятия. 2.Имущество предприятия и источники его образования. 3.Упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению и по источникам его образования; хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий). 4. Затраты на производство и реализацию продукции. 3. Как группируется имущество предприятий по составу и размещению? Ответы: 1.Основные, денежные и оборотные средства. 2.Нематериальные активы, оборотные средства, основные средства. 3.Основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, материальные оборотные средства, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, средства в расчетах. 4. Что входит в состав основных средств? Ответы: 1.Средства труда, предназначенные для производства продукции. 2.Здания, сооружения, рабочие и основные машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, служащий более одного года. 3.Предметы, служащие более одного года, независимо от их стоимости. 5. К какой группе имущества по составу и размещению относится Ответы: 1.К основным средствам. 2.К оборотным активам. 3.К нематериальным активам. 6. К какой группе бухгалтерского учета относятся готовая продукция а товары для перепродажи? Ответы: 1.К оборотным активам. 2.К нематериальным активам. 3.К основным средствам. 4.К средствам в расчетах. 7.Как группируется имущество предприятия по источникам образо вания? Ответы: 1.Собственные и заемные. 2.Капитал и резервы, долговые обязательства. 3.Обязательства по расчетам, займы и кредиты банка. 4. Фонды, резервы, прибыль, целевое финансирование и поступления.
8.Какой объект бухгалтерского учета относится к источникам? Ответы: 1.Дебиторская задолженность. 2.Расчеты с покупателями по отгруженной продукции. 3.Задолженность пенсионному фонду по отчислениям. 4.Незавершенное производство. 9. Что относится к собственным источникам имущества? Ответы: 1.Уставный, резервный, добавочный капитал; нераспределенная прибыль; резервы; целевое финансирование. 2.Уставный, добавочный и резервный капитал. 3.Нераспределенная прибыль, добавочный капитал. 10. Что такое заемные источники средств формирования имущества? 1.Краткосрочные и долгосрочные кредиты банка. 2.Долгосрочные обязательства предприятия. 3.Кредиты банка, займы, кредиторская задолженность, обязательства по расчетам. 4.Обязательства предприятия по расчетам. 11. Дайте наиболее полное определение метода бухгалтерского учета. Ответы: 1.Это совокупность способов и приемов для правильного ведения бухгалтерского учета. 2.Это балансовое обобщение имущества, обязательств и хозяйственных операций. 3.Это способ познания его предмета. 4.Это система способов и приемов познания предмета бухгалтерского учета посредством документации, инвентаризации, баланса, оценки, калькуляции, системы счетов и двойной записи и отчетности предприятия. 11. Какие элементы метода бухгалтерского учета являются общими для ряда экономических наук? Ответы: 1.Баланс, двойная запись. 2.Оценка, баланс, система счетов. 3.Оценка, баланс, калькуляция, инвентаризация. 4.Документация, инвентаризация. Тема 3 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС Содержание и структура бухгалтерского баланса Статья бухгалтерского баланса — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Статьи баланса объединяются в группы, группы — в разделы исходя из их экономического содержания Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу, в пассиве — источники их образования, т. е. обе части показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: • в активе — по составу и его функциональной роли, т. е. показывает, в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет; • в пассиве — по источникам образования, т. е. показывает, откуда (от кого) получены средства. Так как наличие имущества говорит об источнике его поступления, то актив баланса (сумма его по составу и размещению) равен пассиву баланса (сумме источников имущества). Общий итог баланса называется валютой бухгалтерского баланса (по активу и пассиву она равна). Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Статьи актива баланса объединены в два раздела: I.Внеоборотные активы. II. Оборотные активы. Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение разделов и статей в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, т. е. возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств организации. В составе первого раздела актива «Внеоборотные активы» содержатся наименее ликвидные статьи баланса: • нематериальные активы; • основные средства; • незавершенное строительство; • долгосрочные финансовые вложения и др. Во второй раздел актива «Оборотные активы» включены более ликвидные статьи по мере нарастания уровня их ликвидности: • запасы (сырье, материалы); • затраты в незавершенном производстве, издержках обращения; • расходы будущих периодов; • готовая продукция и товары для перепродажи; • товары отгруженные; • налог на добавленную стоимость (НДС); • дебиторская задолженность; • краткосрочные финансовые вложения; • денежные средства; • и др. Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: III.Капитал и резервы. IV.Долгосрочные пассивы. V.Краткосрочные пассивы. Третий раздел баланса «Капитал и резервы» характеризует собственный капитал организации: • уставный капитал; • добавочный капитал; • резервный капитал; • целевое финансирование; • нераспределенная прибыль и убыток прошлых лет и отчетного года. В четвертом разделе баланса «Долгосрочные пассивы» отражаются заемные средства (кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты), прочие долгосрочные пассивы. Пятый раздел баланса «Краткосрочные пассивы» включает такие статьи, как: • заемные средства; • кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом); • задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; • доходы будущих периодов; • резервы предстоящих расходов и другие краткосрочные обязательства.
3.3. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенство итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса могут меняться. Это происходит потому, что всякая операция отражается на двух счетах учета записью, т. е. затрагивает две статьи баланса, которые могут находиться как одновременно в активе и пассиве, так обе в активе и обе в пассиве. Все изменения в бухгалтерском балансе можно разделить на четыре типа. 1. Обе изменяющиеся статьи баланса находятся в активе. Одна статья актива увеличивается, а другая его статья уменьшается. Итог актива не изменяется.
А - а + а = П
Пример. В кассу с расчетного счета получены деньги — 1000 руб. Данная операция вызовет уменьшение остатка средств на расчетном счете и увеличение остатка денежных средств в кассе. Итоги баланса не изменятся.
2. Изменения затрагивают две статьи, находящиеся в пассиве. Одна статья пассива увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Общий итог баланса остается прежним.
А = П + п - п
Пример. В соответствии с решением собрания акционеров часть резервного капитала в сумме 2000 руб. направлена на увеличение уставного капитала. Резервный капитал уменьшается, а уставный капитал увеличивается на 2000 руб. Итог баланса остается прежним.
3. Изменяются актив и пассив в сторону увеличения. Одна статья актива увеличивается, и одновременно на ту же сумму возрастает статья пассива баланса. В результате увеличивается и итог баланса.
А + а = П + п
Пример. Получена ссуда (кредит) банка в размере 30 000 руб., которая зачислена на расчетный счет. В результате этой операции возрастет сумма на расчетном счете (актив баланса) и задолженность банку (пассив баланса). 4. Статьи актива и пассива уменьшаются, что приводит и к уменьшению общего итога баланса.
А-а = П-п
Пример. С расчетного счета погашена задолженность акционерному обществу за поставленные материалы в сумме 20 000 руб. В результате этой операции на расчетном счете денег стало меньше (уменьшение актива). Снизился также долг кредитору (пассив). Это привело к уменьшению общего итога баланса. Контрольные вопросы 1. Дайте определение бухгалтерского баланса. 2. Что отражается в активе и пассиве баланса? 3. Дайте определение статьи баланса и перечислите некоторые статьи. 4.Почему бухгалтерский баланс является основным информационным материалом для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности предприятия? 5.Чем объяснить равенство итогов актива и пассива бухгалтерского баланса? 6.Перечислите наименование и содержание разделов актива баланса. 7.Перечислите наименование и содержание разделов пассива баланса. 8.Выборочно перечислите статьи актива и пассива баланса. 9.Какие типы хозяйственных операций влияют на бухгалтерский баланс? 10.Приведите примеры по каждому типу хозяйственных операций, влияющих на баланс. 11.Приведите пример хозяйственных операций, показывающий изменения актива баланса. 12.Приведите пример хозяйственных операций, показывающий изменения пассива баланса. 13.Приведите пример хозяйственных операций, показывающий изменения валюты баланса.
Контрольный тест
1. Дайте определение бухгалтерского баланса. Ответы: 1.Это совокупность показателей, отражающих состав имущества предприятия в денежной оценке. 2.Это балансовый метод отражения информации за отчетный период. 3.Это обобщение ресурсов предприятия (его активов) и обязательств (пассивов) за определенный период. 4.Это способ экономической группировки и обобщения имущества по составу и размещению и источников его формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату. 2. Определите, какие приведенные разделы и группы относятся к пас- Ответы: 1.Внеоборотные активы, основные средства. 2.Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Г Краткосрочные и долгосрочные пассивы. 4. Запасы, затраты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. 3. В каком разделе баланса показывается сумма оборотных активов? Ответы: 1.Раздел I актива баланса. 2.Раздел IV пассива баланса. 3.Раздел II актива баланса. 4.Раздел V пассива баланса. 4. В какой части баланса отражается кредиторская задолженность Ответы: 1.В разделе II актива. 2.В разделе V пассива. 3.В разделе I актива. 4.В разделе III пассива. 5. В каком разделе баланса отражается дебиторская задолженность? Ответы: 1.В разделе I актива баланса. 2.В разделе IV пассива баланса. 3.В разделе II актива баланса. 4.В разделе VI пассива баланса. 6. Из какого количества разделов состоит бухгалтерский баланс? 2.2 раздела в активе и 3 раздела в пассиве. 3.6 разделов. 4.3 раздела в активе. 7. С какой целью составляется вступительный баланс? Ответы: 1.Для подведения итогов по окончании года. 2.При создании нового или преобразовании ранее действующего предприятия. 3.При ликвидации действующего предприятия. 4.Для планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 8. Какое из равенств обязательно в бухгалтерском балансе? Ответы: 1.Равенство итогов раздела II актива и раздела IV пассива. 2.Равенство итогов раздела I актива и раздела V пассива. 3.Равенство итогов актива и пассива баланса (валюта баланса). 4.Равенство итогов раздела II актива и раздела V пассива баланса. 9. Как называется баланс, в котором нет статей: «Амортизация ос- Ответы: 1.Баланс вступительный. 2.Баланс-брутто. 3.Заключительный баланс. 4.Баланс-нетто. 10. Когда составляется ликвидационный баланс? 1.Если предприятие находится на грани банкротства. 2.При разделении одного предприятия на ряд самостоятельных предприятий. 3.С начала ликвидационного периода предприятия. 4.Для подведения итогов за отчетный год. 11. К какому типу относится хозяйственная операция: «Оприходованы неучтенные основные средства, выявленные при инвентаризации»? Ответы: 1.К 1-му типу. 2.Ко 2-му типу. 3.К 4-му типу. 4.К 3-му типу. 12. К какому типу относится хозяйственная операция: «Выдана зарплата персоналу предприятия»? Ответы: 1.К 1-му типу. 2.Ко 2-му типу.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.41.236 (0.229 с.) |