Понятие о хозяйственном учёте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о хозяйственном учёте



Тема 1

Сущность и содержание бухгалтерского учёта.

Виды хозяйственного учёта

В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учёт подразделяют на статистический, оперативный и бухгалтерский.

Оперативный учёт ведётся на предприятии без применения какой-либо системы, для быстрого (оперативного) отражения совершаемых хозяйственных операций и служит для доведения информации до исполнителя, которому она предназначена. Оперативный учёт – система текущего наблюдения и контроля за отдельными операциями, а также управления ими в ходе их осуществления. Данные оперативного учёта зачастую не документируются, а сообщают устно. Ведётся учёт в местах совершения хозяйственных операций (касса, склад и т. д.). следовательно оперативный учёт отличают прежде всего краткость и быстрота получения учётных сведений.

Оперативная информация применяется для текущего руководства деятельностью организации (например, в учёте выполнения договоров, составления плана товарооборота).

Статистический учёт применяется для изучения закономерностей и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. Статистика осуществляет наблюдение за различными явлениями, происходящими на предприятиях, в организациях, и представляет собой систему регистрации, обобщения, а также изучения массовых явлений. С её помощью исчисляют количественные и качественные показатели различных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия – производительность труда, объем производства, заработную плату и др., изучаются и анализируются возникающие закономерности развития процессов и явлений. Статистический учёт использует данные оперативного и бухгалтерского учёта.

Данный вид учёта предоставляет информацию органам власти для принятия управленческих решений на государственном и региональном уровнях (например, данные о численности работающих и их доходах, средствах на оплату труда).

Бухгалтерский учёт охватывает менее широкий круг объектов, чем статистика, но более широкий, чем оперативный учёт. Этот вид учёта является всеобъемлющим и наиболее достоверным. На протяжении всего учётного периода в его регистрах хронологически и систематически фиксируется вся производственная и финансовая деятельность предприятия, наличие и движение средств, их источников и текущие хозяйственные операции. Наряду с применением в бухгалтерском учёте всех трех видов измерителей при составлении отчётности используются лишь денежные, что позволяет все ценности и хозяйственные операции предприятия показывать в единой всеобъемлющей и сравнимой денежной оценке.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Ведётся бухгалтерский учёт путём непрерывной, сплошной и последовательной регистрации всей учётной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных учётных документов, в которых фиксируются совершившиеся хозяйственные операции.

Таким образом, бухгалтерский учёт является документальным и доказательным, так как каждая его запись подтверждается соответствующим документом. Достоверность и объективность бухгалтерского учёта подтверждается также периодическими инвентаризациями средств, расчетов и других статей баланса. Результаты инвентаризации свидетельствуют также о наличии тесной связи данных учёта с фактическим состоянием средств предприятия и их сохранностью.

Для него характерно применение особых приемов и способов обработки экономической информации: счета бухгалтерского учёта, двойная запись хозяйственных операций, бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский учёт имеет свои отличительные особенности, а именно является: документально обоснованным; непрерывным (каждый день) и последовательным (без всяких пропусков) регистраций всей учётной информации; стоимостным (средства и операции отражаются в обязательном порядке в стоимостном выражении).

Таким образом, бухгалтерский учёт – это система обобщения и наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью, отражаемой упорядоченно и непрерывно с помощью специальных документов с целью получения данных о работе предприятия и контроля за его деятельностью.

 

 

Виды бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт, кроме теории бухгалтерского учёта, включает: управленческий и финансовый учёт.

Теория бухгалтерского учета — это организация системы бух­галтерского учета, ее теоретические и методологические, а также практические основы.

Финансовый учет представляет собой систему подготовки и сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию и от­ражение хозяйственных операций. Данный вид учета накапливает информацию о различных объектах учета (о средствах и их источ­никах), охватывает значительную часть бухгалтерского учета. По­лученные данные финансового учета используются как внутрен­ними пользователями (менеджеры и сотрудники организации), гак и внешними (кредиторы, инвесторы, налоговые органы).

Цель финансового учета — составление финансовых (бухгал­терских) отчетов, в том числе и для внешних пользователей, по­этому его обязаны вести все без исключения организации.

Правила ведения финансового учета, так же как и порядок составления финансовой отчетности, определены законодательством и основаны на общепринятых принципах.

Так как бухгалтерское отражение на счетах происходит после совершения хозяйственных операций, то информацию финансо­вого учета можно подвергнуть проверке и она объективна.

Управленческий учет предназначен для сбора внутренней уютной информации, которая используется внутри организации для принятия управленческих решений. Управленческий учет представляет собой систему определения, сбора, измерения, анализа и передачи управленцам информации, которая необходима ни» планирования коммерческой деятельности организации, ее контроля и управления различными объектами.

Данный вид учета вести необязательно, требование о его ис­пользовании исходит от администрации организации. При этом посторонние органы не влияют на систему управленческого учета.

В бухгалтерском учете (так же как и в хозяйственном) для отражения хозяйственных операций применяют три вида измери­телей: натуральные, трудовые и денежные.

 

1.4. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

• формирование полной и достоверной информации о дея­тельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской от­четности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтер­ской отчетности;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для кон­троля за:

 

—соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных опера­ций и их целесообразностью;

—наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нор­мативами и сметами;

—предотвращение отрицательных результатов хозяйствен­ной деятельности организации и выявление внутрихо­зяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» к ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие основные требования:

• бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций организации ведут в валюте Российской Фе­дерации — в рублях;

• имущество, являющееся собственностью организации, учи­тывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

• организация ведет бухгалтерский учет непрерывно с мо­мента ее регистрации в качестве юридического лица до ре­организации или ликвидации в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации;

• бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций организация ведет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета:

—данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

—все хозяйственные операции и результаты инвентариза­ции подлежат своевременной регистрации на счетах бух­галтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

—в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и вложения во внеоборотные активы учитываются раздельно.

Тема 2

Заемные источники средств

Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организации поступают на некоторый фиксированный срок, по истечении которою эти средства должны быть возвращены с оп­ределенным процентом или без него их собственнику. Они от­носятся к внешним источникам ресурсов предприятия. К заем­ным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.

Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными.

К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не бо­лее 12 месяцев) относятся:

• краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц;

• краткосрочные кредиты банков;

• кредиторская задолженность поставщикам за товарно-ма­териальные ценности, работникам по оплате труда, финан­совым органам и фондам социального страхования и обес­печения по налогам, взносам и сборам, другим юридиче­ским и физическим лицам.

В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения бо­лее 12 месяцев) отражаются:

• долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производствен­ные запасы);

• долгосрочные кредиты банков;

• прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.

Займы — долги организации другим предприятиям. К займам (н носятся как выпущенные организацией облигации, так и выпу­щенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Кредиты банка — суммы полученных банковских ссуд — краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные креди­ты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организа­ции на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборот­ных средств.

Долгосрочные кредиты (сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеобо­ротные активы — приобретение основных средств, нематериаль­ных активов и т. п.

Кредиторская задолженность — задолженность, возникаю­щем вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению).

Обязательства по распределению валового внутреннего продук­та — это задолженность организации своим рабочим и служа­щим по начисленной, но не выплаченной заработной плате, ко­торая возникает в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты. К подобным обязательствам относят­ся также долги бюджету по начисленным, но не оплаченным на­логам и органам социального страхования и обеспечения по со­ответствующим начислениям.

 

Метод бухгалтерского учета

Рассмотренная классификация средств и источников их фор­мирования лежит в основе составления бухгалтерского баланса.

Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Посредством определенных способов учитывают кругообо­рот средств организации, познается предмет (т. е. объекты) бух­галтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия.

Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а так­же объектов, подвергаемых контролю.

Таким образом, содержание метода бухгалтерского учета не­посредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

• документация;

• инвентаризация;

• счета и двойная запись;

• баланс и отчетность;

• оценка и калькуляция.

Документация используется для организации сплошного и непрерывного учёта оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации

осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хо­зяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первич­ный документ, в котором даются описание совершенных опера­ций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование докумен­та, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной опера­ции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, от­ветственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции.

Первоочередные требования к документам — своевремен­ность составления, полнота и достоверность информации, обес­печивающие возможность предварительного и текущего контро­ля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного но (действия на результаты его работы.

В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании проверенных на правильность и закон­ность операций документов.

Также данная тема раскрыта далее.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие мате­риальных, ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки
и текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними.
Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых опера-
ций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фик­сируются в денежном измерителе, а при необходимости исполь­зуются натуральные и трудовые измерители.

Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельно­го учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части — дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту — уменьшение средств и увеличение их источников.

Двойная запись — способ регистрации хозяйственных опера­ций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возмож­ность контроля за правильностью отражения операций.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой опе­рации. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующимися.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему показате­лей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определен­ную дату в единой денежной оценке. Баланс — это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной фор­мой, которая характеризует размер имущества и финансовое со­стояние предприятия.

Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов на­ходят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые — в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива балан­са (информация о хозяйственных средствах) находится в соот­ветствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств).

Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа фи­нансового состояния предприятия, его платежеспособности, раз­мещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обоб­щающих технико-экономических показателей. Она предназначе­на намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели долж­ны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контро­ля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осу­ществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйствен­ных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Основные принципы оценки устанавливаются правительст­вом (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к ис­пользованию; готовая продукция — по производственной или нормативной себестоимости; материалы — обычно по заготови­тельной себестоимости с включением транспортно -заготовитель-ных расходов; товары — по оптовым или розничным ценам).

Калькуляция необходима для осуществления контроля и уста­новления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценно­стей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведен­ные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.

Следует отметить, перечисленные методы применяются в ор­ганической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, ис­пользуют денежную оценку; для их проверки и уточнения при­меняют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используются для исчисления себестоимости путем калькуляции, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

 

Контрольные вопросы

1. Что является предметом бухгалтерского учета?

2. Что понимается под методом бухгалтерского учета?

3. Перечислите приемы метода бухгалтерского учета и охарактеризуйте каждый прием.

4. На какие группы подразделяется первый раздел предмета бухгалтерского учета — имущество по составу и размещению?

5. Дайте характеристику каждой группы по составу и размещению.

6. Какова сущность дебиторской задолженности?

7. На какие группы подразделяют имущество по источникам его образования?

8. Перечислите и дайте характеристику собственных источников.

9. Перечислите и дайте характеристику заемных источников.

9. Как образуется основной, добавочный и резервный капитал?

10. Дайте определение прибыли?

 

Контрольный тест

1. Что является объектом бухгалтерского учета?

Ответы:

1.Хозяйственная деятельность предприятий и их подразделений.

2.Экономические ресурсы, классификация по видам с детализа­цией по группам и отдельным видам.

3.Хозяйственные операции и их результаты: снабжение, произ­водство, реализация и финансовые результаты.

4.Имущество предприятия: его обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе его деятельности.

2. Что является предметом бухгалтерского учета?

Ответы:

1.Хозяйственная деятельность предприятия.

2.Имущество предприятия и источники его образования.

3.Упорядоченная и регламентированная информационная сис­тема, отражающая совокупность имущества по составу и разме­щению и по источникам его образования; хозяйственные опера­ции и результаты деятельности предприятия в денежном выра­жении с целью выполнения намеченных планов (заданий).

4. Затраты на производство и реализацию продукции.

3. Как группируется имущество предприятий по составу и размещению?

Ответы:

1.Основные, денежные и оборотные средства.

2.Нематериальные активы, оборотные средства, основные сред­ства.

3.Основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, ма­териальные оборотные средства, денежные средства, кратко­срочные финансовые вложения, средства в расчетах.

4. Что входит в состав основных средств?

Ответы:

1.Средства труда, предназначенные для производства продукции.

2.Здания, сооружения, рабочие и основные машины и оборудо­вание, транспортные средства, производственный и хозяйствен­ный инвентарь, служащий более одного года.

3.Предметы, служащие более одного года, независимо от их стоимости.

5. К какой группе имущества по составу и размещению относится
программный пакет по автоматизации бухгалтерского учета?

Ответы:

1.К основным средствам.

2.К оборотным активам.

3.К нематериальным активам.

6. К какой группе бухгалтерского учета относятся готовая продукция а товары для перепродажи?

Ответы:

1.К оборотным активам.

2.К нематериальным активам.

3.К основным средствам.

4.К средствам в расчетах.

7.Как группируется имущество предприятия по источникам образо­ вания?

Ответы:

1.Собственные и заемные.

2.Капитал и резервы, долговые обязательства.

3.Обязательства по расчетам, займы и кредиты банка.

4. Фонды, резервы, прибыль, целевое финансирование и посту­пления.

 

8.Какой объект бухгалтерского учета относится к источникам?

Ответы:

1.Дебиторская задолженность.

2.Расчеты с покупателями по отгруженной продукции.

3.Задолженность пенсионному фонду по отчислениям.

4.Незавершенное производство.

9. Что относится к собственным источникам имущества?

Ответы:

1.Уставный, резервный, добавочный капитал; нераспределен­ная прибыль; резервы; целевое финансирование.

2.Уставный, добавочный и резервный капитал.

3.Нераспределенная прибыль, добавочный капитал.

10. Что такое заемные источники средств формирования имущества?
Ответы:

1.Краткосрочные и долгосрочные кредиты банка.

2.Долгосрочные обязательства предприятия.

3.Кредиты банка, займы, кредиторская задолженность, обяза­тельства по расчетам.

4.Обязательства предприятия по расчетам.

11. Дайте наиболее полное определение метода бухгалтерского учета.

Ответы:

1.Это совокупность способов и приемов для правильного веде­ния бухгалтерского учета.

2.Это балансовое обобщение имущества, обязательств и хозяй­ственных операций.

3.Это способ познания его предмета.

4.Это система способов и приемов познания предмета бухгал­терского учета посредством документации, инвентаризации, ба­ланса, оценки, калькуляции, системы счетов и двойной записи и отчетности предприятия.

11. Какие элементы метода бухгалтерского учета являются общими для ряда экономических наук?

Ответы:

1.Баланс, двойная запись.

2.Оценка, баланс, система счетов.

3.Оценка, баланс, калькуляция, инвентаризация.

4.Документация, инвентаризация.


Тема 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Содержание и структура бухгалтерского баланса

Статья бухгалтерского баланса — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущест­ва, источников его формирования, обязательств предприятия.

Статьи баланса объединяются в группы, группы — в разделы исходя из их экономического содержания

Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу, в пассиве — источники их образования, т. е. обе час­ти показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам:

в активе — по составу и его функциональной роли, т. е. показывает, в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет;

в пассиве — по источникам образования, т. е. показывает, откуда (от кого) получены средства.

Так как наличие имущества говорит об источнике его поступления, то актив баланса (сумма его по составу и размещению) равен пассиву баланса (сумме источников имущества). Общий итог баланса называется валютой бухгалтерского баланса (по активу и пассиву она равна).

Статьи баланса сгруппированы в пять разделов.

Статьи актива баланса объединены в два раздела:

I.Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение разделов и статей в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от сте­пени их ликвидности, т. е. возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств организации.

В составе первого раздела актива «Внеоборотные активы» со­держатся наименее ликвидные статьи баланса:

• нематериальные активы;

• основные средства;

• незавершенное строительство;

• долгосрочные финансовые вложения и др.

Во второй раздел актива «Оборотные активы» включены более ликвидные статьи по мере нарастания уровня их ликвидности:

• запасы (сырье, материалы);

• затраты в незавершенном производстве, издержках обра­щения;

• расходы будущих периодов;

• готовая продукция и товары для перепродажи;

• товары отгруженные;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• дебиторская задолженность;

• краткосрочные финансовые вложения;

• денежные средства;

• и др.

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела:

III.Капитал и резервы.

IV.Долгосрочные пассивы.

V.Краткосрочные пассивы.

Третий раздел баланса «Капитал и резервы» характеризует собственный капитал организации:

• уставный капитал;

• добавочный капитал;

• резервный капитал;

• целевое финансирование;

• нераспределенная прибыль и убыток прошлых лет и отчет­ного года.

В четвертом разделе баланса «Долгосрочные пассивы» отражаются заемные средства (кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты), прочие долгосрочные пассивы.

Пятый раздел баланса «Краткосрочные пассивы» включает та­кие статьи, как:

• заемные средства;

• кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность по оплате труда, социаль­ному страхованию и обеспечению, перед бюджетом);

• задолженность участникам (учредителям) по выплате дохо­дов;

• доходы будущих периодов;

• резервы предстоящих расходов и другие краткосрочные обязательства.

 

3.3. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций

 

Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяй­ственные операции не нарушают равенство итогов актива и пас­сива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта ба­ланса могут меняться. Это происходит потому, что всякая опера­ция отражается на двух счетах учета записью, т. е. затрагивает две статьи баланса, которые могут находиться как одновременно в активе и пассиве, так обе в активе и обе в пассиве.

Все изменения в бухгалтерском балансе можно разделить на четыре типа.

1. Обе изменяющиеся статьи баланса находятся в активе. Одна статья актива увеличивается, а другая его статья уменьшается. Итог актива не изменяется.

 

А - а + а = П

 

Пример. В кассу с расчетного счета получены деньги — 1000 руб.

Данная операция вызовет уменьшение остатка средств на расчетном счете и увеличение остатка денежных средств в кассе. Итоги баланса не изменятся.

 

2. Изменения затрагивают две статьи, находящиеся в пассиве. Одна статья пассива увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Общий итог баланса остается прежним.

 

А = П + п - п

 

Пример. В соответствии с решением собрания акционеров часть резервного капитала в сумме 2000 руб. направлена на уве­личение уставного капитала. Резервный капитал уменьшается, а уставный капитал увеличивается на 2000 руб. Итог баланса оста­ется прежним.

 

3. Изменяются актив и пассив в сторону увеличения. Одна статья актива увеличивается, и одновременно на ту же сумму возрастает статья пассива баланса. В результате увеличивается и итог баланса.

 

А + а = П + п

 

Пример. Получена ссуда (кредит) банка в размере 30 000 руб., которая зачислена на расчетный счет. В результате этой опера­ции возрастет сумма на расчетном счете (актив баланса) и задол­женность банку (пассив баланса).

4. Статьи актива и пассива уменьшаются, что приводит и к уменьшению общего итога баланса.

 

А-а = П-п

 

Пример. С расчетного счета погашена задолженность акцио­нерному обществу за поставленные материалы в сумме 20 000 руб.

В результате этой операции на расчетном счете денег стало меньше (уменьшение актива). Снизился также долг кредитору (пассив). Это привело к уменьшению общего итога баланса.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение бухгалтерского баланса.

2. Что отражается в активе и пассиве баланса?

3. Дайте определение статьи баланса и перечислите некоторые статьи.

4.Почему бухгалтерский баланс является основным информационным материа­лом для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности предприятия?

5.Чем объяснить равенство итогов актива и пассива бухгалтерского баланса?

6.Перечислите наименование и содержание разделов актива баланса.

7.Перечислите наименование и содержание разделов пассива баланса.

8.Выборочно перечислите статьи актива и пассива баланса.

9.Какие типы хозяйственных операций влияют на бухгалтерский баланс?

10.Приведите примеры по каждому типу хозяйственных операций, влияющих на баланс.

11.Приведите пример хозяйственных операций, показывающий изменения акти­ва баланса.

12.Приведите пример хозяйственных операций, показывающий изменения пас­сива баланса.

13.Приведите пример хозяйственных операций, показывающий изменения ва­люты баланса.

 

 

Контрольный тест

 

1. Дайте определение бухгалтерского баланса.

Ответы:

1.Это совокупность показателей, отражающих состав имущест­ва предприятия в денежной оценке.

2.Это балансовый метод отражения информации за отчетный период.

3.Это обобщение ресурсов предприятия (его активов) и обяза­тельств (пассивов) за определенный период.

4.Это способ экономической группировки и обобщения иму­щества по составу и размещению и источников его формирова­ния, выраженный в денежной оценке и составленный на опре­деленную дату.

2. Определите, какие приведенные разделы и группы относятся к пас-
сиву баланса?

Ответы:

1.Внеоборотные активы, основные средства.

2.Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Г Краткосрочные и долгосрочные пассивы.

4. Запасы, затраты, налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям.

3. В каком разделе баланса показывается сумма оборотных активов?

Ответы:

1.Раздел I актива баланса.

2.Раздел IV пассива баланса.

3.Раздел II актива баланса.

4.Раздел V пассива баланса.

4. В какой части баланса отражается кредиторская задолженность
поставщикам и финансовым органам?

Ответы:

1.В разделе II актива.

2.В разделе V пассива.

3.В разделе I актива.

4.В разделе III пассива.

5. В каком разделе баланса отражается дебиторская задолженность?

Ответы:

1.В разделе I актива баланса.

2.В разделе IV пассива баланса.

3.В разделе II актива баланса.

4.В разделе VI пассива баланса.

6. Из какого количества разделов состоит бухгалтерский баланс?
Ответы:
1.4 раздела.

2.2 раздела в активе и 3 раздела в пассиве.

3.6 разделов.

4.3 раздела в активе.

7. С какой целью составляется вступительный баланс?

Ответы:

1.Для подведения итогов по окончании года.

2.При создании нового или преобразовании ранее действующе­го предприятия.

3.При ликвидации действующего предприятия.

4.Для планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

8. Какое из равенств обязательно в бухгалтерском балансе?

Ответы:

1.Равенство итогов раздела II актива и раздела IV пассива.

2.Равенство итогов раздела I актива и раздела V пассива.

3.Равенство итогов актива и пассива баланса (валюта баланса).

4.Равенство итогов раздела II актива и раздела V пассива баланса.

9. Как называется баланс, в котором нет статей: «Амортизация ос-
новных средств», «Амортизация нематериальных активов»?

Ответы:

1.Баланс вступительный.

2.Баланс-брутто.

3.Заключительный баланс.

4.Баланс-нетто.

10. Когда составляется ликвидационный баланс?
Ответы:

1.Если предприятие находится на грани банкротства.

2.При разделении одного предприятия на ряд самостоятельных предприятий.

3.С начала ликвидационного периода предприятия.

4.Для подведения итогов за отчетный год.

11. К какому типу относится хозяйственная операция: «Оприходованы неучтенные основные средства, выявленные при инвентаризации»?

Ответы:

1.К 1-му типу.

2.Ко 2-му типу.

3.К 4-му типу.

4.К 3-му типу.

12. К какому типу относится хозяйственная операция: «Выдана зар­плата персоналу предприятия»?

Ответы:

1.К 1-му типу.

2.Ко 2-му типу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.41.236 (0.229 с.)