Источники формирования имущества предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники формирования имущества предприятия.



Заемные источники средств

Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организации поступают на некоторый фиксированный срок, по истечении которою эти средства должны быть возвращены с оп­ределенным процентом или без него их собственнику. Они от­носятся к внешним источникам ресурсов предприятия. К заем­ным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.

Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными.

К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не бо­лее 12 месяцев) относятся:

• краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц;

• краткосрочные кредиты банков;

• кредиторская задолженность поставщикам за товарно-ма­териальные ценности, работникам по оплате труда, финан­совым органам и фондам социального страхования и обес­печения по налогам, взносам и сборам, другим юридиче­ским и физическим лицам.

В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения бо­лее 12 месяцев) отражаются:

• долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производствен­ные запасы);

• долгосрочные кредиты банков;

• прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.

Займы — долги организации другим предприятиям. К займам (н носятся как выпущенные организацией облигации, так и выпу­щенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Кредиты банка — суммы полученных банковских ссуд — краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные креди­ты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организа­ции на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборот­ных средств.

Долгосрочные кредиты (сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеобо­ротные активы — приобретение основных средств, нематериаль­ных активов и т. п.

Кредиторская задолженность — задолженность, возникаю­щем вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению).

Обязательства по распределению валового внутреннего продук­та — это задолженность организации своим рабочим и служа­щим по начисленной, но не выплаченной заработной плате, ко­торая возникает в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты. К подобным обязательствам относят­ся также долги бюджету по начисленным, но не оплаченным на­логам и органам социального страхования и обеспечения по со­ответствующим начислениям.

 

Метод бухгалтерского учета

Рассмотренная классификация средств и источников их фор­мирования лежит в основе составления бухгалтерского баланса.

Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Посредством определенных способов учитывают кругообо­рот средств организации, познается предмет (т. е. объекты) бух­галтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия.

Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а так­же объектов, подвергаемых контролю.

Таким образом, содержание метода бухгалтерского учета не­посредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

• документация;

• инвентаризация;

• счета и двойная запись;

• баланс и отчетность;

• оценка и калькуляция.

Документация используется для организации сплошного и непрерывного учёта оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации

осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хо­зяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первич­ный документ, в котором даются описание совершенных опера­ций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование докумен­та, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной опера­ции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, от­ветственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции.

Первоочередные требования к документам — своевремен­ность составления, полнота и достоверность информации, обес­печивающие возможность предварительного и текущего контро­ля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного но (действия на результаты его работы.

В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании проверенных на правильность и закон­ность операций документов.

Также данная тема раскрыта далее.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие мате­риальных, ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки
и текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними.
Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых опера-
ций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фик­сируются в денежном измерителе, а при необходимости исполь­зуются натуральные и трудовые измерители.

Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельно­го учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части — дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту — уменьшение средств и увеличение их источников.

Двойная запись — способ регистрации хозяйственных опера­ций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возмож­ность контроля за правильностью отражения операций.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой опе­рации. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующимися.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему показате­лей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определен­ную дату в единой денежной оценке. Баланс — это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной фор­мой, которая характеризует размер имущества и финансовое со­стояние предприятия.

Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов на­ходят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые — в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива балан­са (информация о хозяйственных средствах) находится в соот­ветствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств).

Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа фи­нансового состояния предприятия, его платежеспособности, раз­мещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обоб­щающих технико-экономических показателей. Она предназначе­на намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели долж­ны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контро­ля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осу­ществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйствен­ных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Основные принципы оценки устанавливаются правительст­вом (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к ис­пользованию; готовая продукция — по производственной или нормативной себестоимости; материалы — обычно по заготови­тельной себестоимости с включением транспортно -заготовитель-ных расходов; товары — по оптовым или розничным ценам).

Калькуляция необходима для осуществления контроля и уста­новления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценно­стей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведен­ные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.

Следует отметить, перечисленные методы применяются в ор­ганической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, ис­пользуют денежную оценку; для их проверки и уточнения при­меняют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используются для исчисления себестоимости путем калькуляции, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

 

Контрольные вопросы

1. Что является предметом бухгалтерского учета?

2. Что понимается под методом бухгалтерского учета?

3. Перечислите приемы метода бухгалтерского учета и охарактеризуйте каждый прием.

4. На какие группы подразделяется первый раздел предмета бухгалтерского учета — имущество по составу и размещению?

5. Дайте характеристику каждой группы по составу и размещению.

6. Какова сущность дебиторской задолженности?

7. На какие группы подразделяют имущество по источникам его образования?

8. Перечислите и дайте характеристику собственных источников.

9. Перечислите и дайте характеристику заемных источников.

9. Как образуется основной, добавочный и резервный капитал?

10. Дайте определение прибыли?

 

Контрольный тест

1. Что является объектом бухгалтерского учета?

Ответы:

1.Хозяйственная деятельность предприятий и их подразделений.

2.Экономические ресурсы, классификация по видам с детализа­цией по группам и отдельным видам.

3.Хозяйственные операции и их результаты: снабжение, произ­водство, реализация и финансовые результаты.

4.Имущество предприятия: его обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе его деятельности.

2. Что является предметом бухгалтерского учета?

Ответы:

1.Хозяйственная деятельность предприятия.

2.Имущество предприятия и источники его образования.

3.Упорядоченная и регламентированная информационная сис­тема, отражающая совокупность имущества по составу и разме­щению и по источникам его образования; хозяйственные опера­ции и результаты деятельности предприятия в денежном выра­жении с целью выполнения намеченных планов (заданий).

4. Затраты на производство и реализацию продукции.

3. Как группируется имущество предприятий по составу и размещению?

Ответы:

1.Основные, денежные и оборотные средства.

2.Нематериальные активы, оборотные средства, основные сред­ства.

3.Основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, ма­териальные оборотные средства, денежные средства, кратко­срочные финансовые вложения, средства в расчетах.

4. Что входит в состав основных средств?

Ответы:

1.Средства труда, предназначенные для производства продукции.

2.Здания, сооружения, рабочие и основные машины и оборудо­вание, транспортные средства, производственный и хозяйствен­ный инвентарь, служащий более одного года.

3.Предметы, служащие более одного года, независимо от их стоимости.

5. К какой группе имущества по составу и размещению относится
программный пакет по автоматизации бухгалтерского учета?

Ответы:

1.К основным средствам.

2.К оборотным активам.

3.К нематериальным активам.

6. К какой группе бухгалтерского учета относятся готовая продукция а товары для перепродажи?

Ответы:

1.К оборотным активам.

2.К нематериальным активам.

3.К основным средствам.

4.К средствам в расчетах.

7.Как группируется имущество предприятия по источникам образо­ вания?

Ответы:

1.Собственные и заемные.

2.Капитал и резервы, долговые обязательства.

3.Обязательства по расчетам, займы и кредиты банка.

4. Фонды, резервы, прибыль, целевое финансирование и посту­пления.

 

8.Какой объект бухгалтерского учета относится к источникам?

Ответы:

1.Дебиторская задолженность.

2.Расчеты с покупателями по отгруженной продукции.

3.Задолженность пенсионному фонду по отчислениям.

4.Незавершенное производство.

9. Что относится к собственным источникам имущества?

Ответы:

1.Уставный, резервный, добавочный капитал; нераспределен­ная прибыль; резервы; целевое финансирование.

2.Уставный, добавочный и резервный капитал.

3.Нераспределенная прибыль, добавочный капитал.

10. Что такое заемные источники средств формирования имущества?
Ответы:

1.Краткосрочные и долгосрочные кредиты банка.

2.Долгосрочные обязательства предприятия.

3.Кредиты банка, займы, кредиторская задолженность, обяза­тельства по расчетам.

4.Обязательства предприятия по расчетам.

11. Дайте наиболее полное определение метода бухгалтерского учета.

Ответы:

1.Это совокупность способов и приемов для правильного веде­ния бухгалтерского учета.

2.Это балансовое обобщение имущества, обязательств и хозяй­ственных операций.

3.Это способ познания его предмета.

4.Это система способов и приемов познания предмета бухгал­терского учета посредством документации, инвентаризации, ба­ланса, оценки, калькуляции, системы счетов и двойной записи и отчетности предприятия.

11. Какие элементы метода бухгалтерского учета являются общими для ряда экономических наук?

Ответы:

1.Баланс, двойная запись.

2.Оценка, баланс, система счетов.

3.Оценка, баланс, калькуляция, инвентаризация.

4.Документация, инвентаризация.


Тема 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.205.109 (0.059 с.)