Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статус депрессивной и кризисной территорииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Проект ФЗ «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий» Депрессивная территория – административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов РФ, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате острого кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии крайнего экономического упадка. ^ Основная отрасль экономики – отрасль промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли и (или) сельского хозяйства, в которой на протяжении последних 12 лет было занято не менее 25% трудоспособного населения данной территории или чья доля в объеме ВРП составляет не менее 30%. ^ Депрессивные территории выделяются с целью организации эффективной системы их федеральной поддержки и создания предпосылок для перехода в фазу экономического роста. Состояние депрессии достаточно длительное (не менее 12 лет), поэтому решить проблемы выхода из депрессии только за счет средств местных и региональных бюджетов невозможно. В связи с этим статус депрессивной территории должен присваиваться федеральными органами власти исходя из предложений и при наличии проекта федеральной программы поддержки депрессивной территории, разработанной органами исполнительной власти субъекта федерации или органами местного самоуправления. Перечень депрессивных территорий должен ежегодно утверждаться Правительством РФ, а бюджетное финансирование целесообразно выделять на конкурсной основе, в соответствии с программой и возможностями бюджета. Источниками финансирования федеральных программ могут быть средства федерального, регионального и местного бюджетов, приоритетной является финансовая помощь. Функции по координации деятельности министерств и ведомств по поддержке депрессивных регионов целесообразно возложить на Министерство регионального развития Российской Федерации. Организационная поддержка включает создание Межведомственной комиссии по депрессивным регионам. Возможно также создание Агентства (корпорации) по развитию депрессивных регионов, которое, используя часть бюджетных средств, обеспечивало бы привлечение в районы, получившие статус депрессивных, частных кредитов и инвестиций.
1. Статистический подход (менее трудоемок и субъективен). Задаются единые формализованные критерии, на основе которых производится отбор депрессивных регионов. В качестве основных показателей оценки целесообразно использовать: 1) "накопленный" (по сравнению с 1990-1991 гг.) и "текущий" (за последние 1-2 года) спад промышленного производства; 2) уровень официальной безработицы и темпы ее роста (с выделением последнего года); 3) реальные доходы населения (отношение среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины) и темпы их изменения (в том числе за последний год). Необходимо обосновать эти показатели с привязкой к существующей на районном и городском уровне статистической базе, выбрать их критериальные значения с ориентацией на средние по России или по специально выделенной зоне со сходными условиями и разработать формализованную методику их интегрирования. ^ 2. Структурный подход (более трудоемкий, более субъективный и более подвержен лоббированию, однако обеспечивает более точное выделение депрессивных регионов и большую эффективность использования федеральной поддержки для проведения "точечной" структурной перестройки экономики). Выделение депрессивных регионов проводится путем анализа и оценки структуры занятости и состояния предприятий промышленных узлов и районов, претендующих на получение статуса депрессивных регионов. При этом предварительно должны быть выделены "депрессивные" подотрасли и сферы производства. Потенциально депрессивные регионы должны определяться на основе оценки доли занятых на предприятиях этих подотраслей (особенно в случаях, когда эти предприятия отнесены к градообразующим) в общем числе занятых данного региона. На втором этапе необходимо провести более детальный анализ и оценку финансово-экономического состояния предприятий выделенных территорий с оценкой перспектив их сохранения (реструктуризации) в ближайшие 2-3 года. Статус депрессивного региона получают территории с высокой концентрацией неблагополучных предприятий.
1. 2. 3. 4.
1. 2. 3. 4.
^ Принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов 1. Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными. ^ 2. Принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер. ^ 3. Принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий. ^ 4. Принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий. ^ 5. Принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением. 1. Объективность и открытость при отборе территорий для оказания им федеральной целевой поддержки. Формы федеральной поддержки депрессивных регионов:
1. 2. 3.
Первоначально основной формой поддержки может быть концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в т.ч. иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и др. В дальнейшем в составе федерального бюджета может быть создан целевой бюджетный фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предполагается использовать для долевого (с участием негосударственных структур и региональных органов власти и управления) финансирования мероприятий на территории депрессивных регионов и для прямого предоставления помощи (инвестиционных субсидий и т.п.) предприятиям депрессивных регионов. Наряду с оказанием финансовой помощи при поддержке депрессивных регионов должны использоваться организационно-правовые меры: введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритет при распределении государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий акций и т.д.
1) временная консервация, когда средства государственной поддержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема), 2) реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социальную разгрузку территории, устранение причин экологических катастроф и т.д., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах; 3) тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей.
Программа направлена на ускорение структурной перестройки экономики и смягчение ее неблагоприятных последствий. В основу программы предлагается положить принцип придания депрессивным регионам особого экономико-правового статуса, дающего право на дополнительную (по сравнению с другими регионами) федеральную поддержку. При этом основным объектом поддержки станут не региональные (местные) власти, а проживающие (работающие) на территории депрессивного региона граждане и функционирующие в данном регионе предприятия (вне зависимости от места их регистрации). Эта поддержка будет направлена, с одной стороны, на смягчение негативных последствий структурных преобразований экономики депрессивных регионов, и, с другой стороны, на ускорение реструктуризации в целях как можно более сжатого по срокам преодоления наиболее сложных первоначальных стадий этого процесса. Возможны два варианта реализации таких программ: 1) федеральная программа; 2) совместная федерально-региональная программа. В первом случае программа будет управляться федеральными министерствами и ведомствами (в том числе через их территориальные представительства) и финансироваться исключительно из федерального бюджета. Преимуществами этого варианта являются хорошо известные процедуры разработки, утверждения и реализации федеральных программ, четкая ответственность за ее подготовку и осуществление, возможность быстрого создания структур управления, а также реализация права федерального уровня власти напрямую взаимодействовать с территориями без посредничества региональных властей. Во втором варианте предстоит создать финансово-организационные механизмы реализации программы нового типа, что будет компенсировано заинтересованностью региональных и местных властей в ее продвижении, а также снижением затрат федерального бюджета.
В Архангельской области внедряется социальная технология по развитию депрессивных деревень, основанная на возможностях территориального общественного самоуправления. Проекты, разрабатываемые деревенскими ТОСами, на 50% финансируются из областного бюджета.
Примеры стран Германия
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.135.247 (0.011 с.) |